16+
Регистрация
РУС ENG

Эксперт месяца

Все экспертные сессии
Анисимов Сергей Петрович

Анисимов Сергей Петрович

исполнительный директор Межрегиональной ассоциации региональных энергетических комиссий (МАРЭК), эксперт газеты «Энергетика и промышленность России».

Вопрос:

Уважаемый Сергей Петрович!

Подозреваю, что вам неоднократно задавали подобные вопросы, но все же хотелось бы узнать: можете ли вы как руководитель ассоциации региональных энергетических комиссий влиять на принятие каких-то решений в масштабах отдельно взятого региона или больших территорий? Речь идет о решениях, которые спустя какое-то время будут приняты в виде постановлений Правительства РФ или поправок в законодательство? Если да, то расскажите о недавнем таком решении.

Юрий Славянов
юрист, Краснодарский край

Ответ:

Юрий спасибо за вопрос! Любое решение требует доказательств и аргументов, способных убедить общество инициаторами инновационных норм. Аналогично и обратное, в случае разногласий по проектам нормативных актов – нужны доказательства и обоснования. Учитывая, что ассоциация организация общественная, то мнение, основанное на доказательствах членов по проекту нормативного акта, консолидируется ассоциацией, и направляется инициаторам. Очень часто приходится доводить мнение членов на экспертных и общественных советах их рабочих группах при федеральных органах власти. Могу привести следующие примеры: Ранее это - отмена распределение отклонений при покупке электрической энергии гарантирующими поставщиками с оптового рынка на непосредственно потребителей электрической энергии. Фактически государственная функция была доверена бизнесу. Средний и малый бизнес устали писать во все инстанции. Или примером из последних может служить недопущение введения социальных норм на отопление и г.в.с., а также водоснабжение и водоотведение для населения. Объяснимо наличие перекрёстного субсидирования населения через ценообразование в электроэнергетике, его надо ликвидировать и наше социальное государство пытается решить эту проблему. Для поэтапного повышения тарифов на электрическую энергию для населения, необходим механизм управления стоимостью и он был создан. Не ликвидировав перекрестное субсидирование невозможно говорить о розничном рынке электрической энергии, энергосбережении и повышении эффективности использования энергии. В теплоснабжении наоборот, население получающие тепловую энергию от источников комбинированной выработки, субсидирует производство электроэнергии, нет приборов учёта, почти нет субсидирования через ценообразование населения в водоснабжении и водоотведении, зачем тут механизм управления стоимостью - социальная норма? Сегодня актуальна работа в ассоциации по разработке стратегии реализации регуляторами Распоряжения Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1949-р. К данному распоряжению очень много вопросов. Мнение наших членов в основном слышат.

Вопрос:

Работает ли ваша ассоциация с крымскими организациями, и если да то если там какие то особенности?

Аленовский Дмитрий
программист, Дзержинск

Ответ:

Дмитрий спасибо за вопрос! У нас нет никаких ограничений на приём в члены ассоциации. В плане работы ассоциации предусмотрено общение со всеми кого интересует величина тарифов и ценообразование, теперь и в Крыму. Управление по тарифам Севастополя и государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым только созданы, в них есть наши люди - почётные регуляторы. Есть руководители предприятий в Крыму, которые принимали участие в становлении ассоциации, думаю они будущие наши члены. Подтянутся и другие организации. Особенности Республики Крым – низкие тарифы на электроэнергию, нет значительного количества генерирующих мощностей и поставщиков ресурсов. Думаю, период становления займёт несколько лет. Крым наш и будем с ним работать.

Вопрос:

Россия вновь перешла на «зимнее» время, на ваш взгляд стоило ли это делать, и не лучше ли было вернуться к практике ежегодного перевода часов на «зимнее» и на «летнее» время?

Барсукова Нина
программист, Новгород

Ответ:

Нина спасибо за вопрос! Главное стабильность! Это важно для многих технологических процессов и циклов, а также среды обитания наших граждан. С точки зрения экономии энергии как было принято обосновывать в советские времена – сегодня работают рыночные механизмы. Мы забыли про веерные отключения, спецочереди , что такое аварийная и технологическая бронь? Дефицита электрической энергии нет. Да и потребление падает, КИУМ на электростанциях не превышает 30-40%. Сегодня можно управлять потреблением экономически. Плюс затраты гарантирующих поставщиков на перевод часов, кто это оплатит? Потребители. Мне как гражданину просто при огромном количестве бытовой техники и компьютеров (не все сами переходят) нужно время на перенастройку. Думаю, это последнее решение руководства страны было правильным.

Вопрос:

Не так давно президент вновь коснулся вопроса приватизации МРСК. По вашему мнению, надо ли сейчас приватизировать эту компанию, и в условиях ограничений наложенных на Россию способен ли кто-нибудь из серьезных иностранных инвесторов заинтересоваться отечественными энергетическими компаниями?

Александр Татаринов
преподаватель ВУЗа, Нижний Новгород

Ответ:

Александр спасибо за вопрос! Сегодня конечно нет! Ситуация экономическая не подходит, да и развития электрических сетей не требует потребитель электрической энергии. То, что потребуются значительные средства в период индустриализации страны и развития розничных рынков электрической энергии это точно. Сравните уровень технологического исхода электрической энергии на её передачу с компаниями развитых стран или концентрацию умных технологий в распределительных сетях, которые позволили бы реализовать целевую модель розничного рек электрической энергии. Конечно, у государства таких средств нет, для развития сетевого комплекса. Главное преодолеть экономический спад. Инвесторы есть и будут. Просто сегодня это инвесторы с Азии, в перспективе и западные вернутся. У нас в электросетевом комплексе огромные резервы для развития.

Вопрос:

Добрый день, Сергей Петрович! Как Вы считаете, может ли сейчас увеличиться в связи с непростой экономической ситуацией число региональных энергетических компаний-банкротов? Какой будет судьба этих компаний? И скажутся ли эти события на рядовых гражданах-потребителях?

Ирина Савельева
коммунальные услуги, Смоленск

Ответ:

Ирина большое спасибо за вопрос! Это актуально. Такая проблема сегодня есть. Государству, приходится сдерживать уровень тарифов, и одновременно падает потребление ресурсов. Надо сказать, что правительство это прекрасно понимает и принимает ряд мер. Тарифы на ресурсы и услуги продолжают повышаться хотя и не так как хотелось бы акционерам и собственникам компаний - 0,7 ИПЦ . Разработаны меры по ликвидации неэффективным МУПов и ГУПов путём передачи их имущества по договору концессии эффективному бизнесу, больше обращается внимание размеру уставного капитала компаний на рынке ЖКУ, вводится лицензирование УК. На платежах граждан за ЖКУ ликвидация компаний никак не скажется, они за все ЖКУ заплатили.

Вопрос:

Уважаемый Сергей Петрович!
Будет ли решен вопрос о создании единой тарифной зоны на Северном Кавказе с целью снижения тарифов за счет ликвидации многочисленных посредников?

электроэнергетика
научный руководитель МИНТЦ «Горы, Владикавказ

Ответ:

Спасибо научному руководителю за вопрос! У Северного Кавказа есть свои национальные особенности, которые нельзя не учитывать. Особенности учтены, и существуют при покупке электрической энергии с оптового рынка и при ценообразовании на услуги по передаче. Думаю создать единую тарифную зону на Северном Кавказе в ближайшее время невозможно т.к. каждая республика считает себя суверенной, и имеет своих регуляторов и науку, а главное несоизмеримые потенциалы энергоресурсов, которыми они гордятся. Создание единого регулятора на Северном Кавказе преждевременно. Посредники я так понимаю это сетевые организации, которые при минимальных активах получают из общего котла больше чем другие на условную единицу, и как правило ничего не делают на оборудовании. Такая проблема есть и не только на Северном Кавказе. Необходимо отметить, что уже приняты поправки в Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178
"О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" . Электрические сети, имеющих одного потребителя, либо объект генерации или объект электроэнергетики, из которого можно было бы выделить трансформатор связи, либо кусок электрической сети или распределительного устройства не могут являться ТСО. Фактически принято решение на ликвидацию псевдо ТСО. Думаю, нормативные акты Правительства РФ, несмотря на особенности на Северном Кавказе должны исполняться регуляторами. Снизятся ли тарифы при ликвидации псевдо ТСО? Думаю вряд ли.

Вопрос:

Уважаемый Сергей Петрович! Судя по продолжающемуся снижению курса доллара и евро, сложностям доступа к зарубежным кредитам и другим неприятным обстоятельствам, энергокомпаниям, не только генерирующим, предстоит в ближайшее время затягивать пояса. Предпринимают ли энергокомпании и их руководство какие-то действия, публичные заявления, по которым можно судить, что они готовы к пересмотру своих инвестиционных планов и предпринимают предосторожности на случай форс-мажоров? Ожидаются ли такие действия и заявления в ближайшее время?

Алексей Семенов
студент, Новосибирск

Ответ:

Алексей спасибо за вопрос! Что касается госкомпаний с государственным участием, то их инвестпрограммы учитывают только объекты, которые должны уже вводиться либо связаны с надёжностью и безопасностью энергосистемы страны. Программы по стоимости урезаны даже в разы. До 2009 года программы всех электросетей по стоимости приближались к 1 трлн. рублей в год – сегодня ОАО «Россети» имеют только чуть более 200 млрд. рублей. Страховка - пересмотр источников финансирования. Источники, которые формируются за счёт роста тарифов, как правило, не рассматриваются. Изыскиваются другие. Правда, их количество ограничено. А региональные и распределительные сети, даже амортизацию как источник не могут использовать. Из-за неплатежей отсутствуют оборотные средства. Думаю, что ни одно руководство энергокомпаний заявлений делать не будет инвестпрограммы согласованы с регуляторами и прошли общественное обсуждение. Процесс управляем. Всем понятно, что надо дождаться роста экономики в стране. Сегодня задача государства – создание рабочих мест. Ставка на средний и малый бизнес.

Вопрос:

Сергей Петрович, как вы считаете, отразятся ли западные санкции на российской электроэнергетике? Приведут ли они к заметному повышению тарифов для населения? И если да, то в какой временной промежуток это может произойти?

Инна Остапова
бухгалтер , Санкт-Петербург

Ответ:

Инна спасибо за вопрос! Санкции отразятся на развитии нашей электроэнергетики, Нужно время, чтобы заменить оборудование западных стран на азиатское, а тем более, наладить выпуск своего оборудования и запчастей. Возможно, это будет и дешевле, но сроки вводов и ремонтов, техперевооружения сдвинутся. Что касается тарифов для населения, они должны расти, но при этом должен быть государством предложен механизм позволяющий гражданину управлять стоимостью электрической энергии. С санкциями это никак не связано, а вот малому и среднему бизнесу бы помогло. Заметного повышения тарифов на электрическую энергию для населения не стоит. График поэтапной ликвидации перекрёстного субсидирования есть в каждом регионе страны, там же есть и конкретные параметры изменения тарифов. Можно найти на сайте регулятора. Сроки по ликвидации перекрёстного субсидирования в электроэнергетике в отношении населения уже устанавливались не один раз, но все сдвигались.