16+
Регистрация
РУС ENG

Эксперт месяца

Все экспертные сессии
Кутузов Владимир Михайлович

Кутузов Владимир Михайлович

Ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина). Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой радиотехнических систем. Член ряда общественных академий, лауреат премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники за 2003 год и образования за 2012 год. Эксперт газеты «Энергетика и промышленность России».

Вопрос:

Многоуважаемый Владимир Михайлович,
судя по последним новостям, ЛЭТИ запретили использовать 600 миллионов рублей, выделенных в прошлом году в рамках проекта по повышению конкурентоспособности вузов «5-100-2020». Насколько неприятна эта новость для планов ЛЭТИ, насколько неожиданна была эта новость для университета, какие действия вы намерены предпринять в ответ? Как относитесь вы к перспективе ребрендинга вуза? Какие приоритеты развития являются в настоящее время важнейшими для Университета?

Анна Федорова
сфера образования, Томск

Ответ:

- Нам не запрещали использовать 592,4 миллиона рублей, поскольку они выделены по постановлению Правительства РФ, но для их целевого расходования нужно было утвердить программу развития или «дорожную карту» на 2013-2014 годы. Сейчас такое утверждение получено, но для этого нужно было пройти согласование с Минфином РФ и провести согласованную с Минобрнауки РФ корректировку наших планов.



Что касается решения международного совета не утверждать «дорожную карту» СПбГЭТУ в полном объеме, то для нас это было и неожиданным, и неприятным известием, тем более что по мнению экспертов, оценивающих нашу «дорожную карту», по объективным показателям нашей деятельности и планируемым на 2020 год результатам наш вуз вовсе не был худшим. Тем не менее, мы будем реализовывать программу развития, поскольку ее принял ученый совет университета как стратегический план, возможно, не с тем темпом, который был бы возможен при 100% финансировании.



Основа нашего развития – это наука. Если она будет конкурентоспособной, то будет развиваться наш ЛЭТИ, поэтому сегодня важнейшая задача – наращивание объемов НИОКР по приоритетным направлениям с теми заказчиками, которые определяют уровень технологического развития промышленности и являются тем самым локомотивом экономики знаний. Здесь у нас хорошие позиции: более 600 миллионов руб. НИОКР с реальным сектором промышленности в 2014 году, что составляет примерно 2/3 объема от общего портфеля исследований и разработок. При этом выработка на одного научно-педагогического работника составляет более миллиона рублей в год. Не многие вузы могут похвастаться такими показателями.



Над проблемой ребрендинга мы работаем, но это не должно быть самоцелью. Мы планируем привлечь профессионалов к решению этого вопроса.



В 2014 году почти в 2,5 раза возросло количество студентов дальнего зарубежья, которые выбрали ЛЭТИ. Расширилось сотрудничество с зарубежными университетами, научными центрами и предприятиями, у нас появились и новые партнеры в Германии, Японии, Норвегии, Финляндии, Болгарии. В 2014 году ЛЭТИ стал учредителем ассоциации «Глобальный университет» и приглашен в число учредителей сетевого университета BRICS.

Вопрос:

Добрый день, Владимир Михайлович! Скажите, пожалуйста, а как вы отслеживаете рынок труда по специализациям вашего вуза и какие прогнозы по этому рынку вы можете представить? За какими специальностями будущее?

Элеонора Илмазова
сотрудник управления статистики, Восточная Сибирь

Ответ:

- У нашего вуза есть долгосрочная целевая программа «Стратегическое партнерство», направленная на сотрудничество в сфере подготовки кадров с предприятиями и организаторами, являющимися системными потребителями наших выпускников. Эта программа охватывает более 50 предприятий, с которыми мы формируем регионально-отраслевой заказ на выпускников нашего вуза с глубиной планирования от трех лет и более. Есть в нашем университете очень хорошая служба маркетинга, которая отслеживает потребности в выпускниках в масштабах Российской Федерации по направлениям и специальностям нашего вуза. Для этого производятся опросы, анкетирование и глубинные интервью кадровых служб предприятий, коих в нашей базе данных более тысячи. Правда, не все респонденты отвечают содержательно и определенно, поэтому нам и нужна наша программа «Стратегическое партнерство», в которой участвуют заинтересованные в наших выпускниках предприятия.

Вопрос:

Уважаемый Владимир Михайлович! В нашей стране есть достаточно успешно развивающиеся угольные регионы. В чем вы видите большую перспективу: в угольной промышленности или электротехнической сфере?

Т. Комисарова
отдел кадров, ОАО «КОКС», Кемерово

Ответ:

- Я не являюсь специалистом по угольной промышленности, но считаю, что его рано стали списывать как источник энергии, поэтому могу только порадоваться за успешно развиваемые угольные регионы. Но противопоставлять угольную промышленность электротехнической я бы не стал. Это не конкурирующие, а взаимодействующие отрасли: мне кажется, что угольная промышленность, как например нефтегазовая, не может развиваться без современной электроэнергетики, электротехники и электротехнолгий.

Вопрос:

Здравствуйте, Владимир Михайлович! Планирует ли ваш вуз вводить ЕГЭ по иностранным языкам? Хотелось бы также узнать, на каком уровне у вас преподаются английский /немецкий языки? Могут ли ваши выпускники работать за рубежом, полноценно общаясь с иностранными коллегами на деловом языке той страны?

Елена Зыкова
учитель иностранных языков ГБ НОУ "Губернаторская кадетская школа - интернат полиции", Кемерово

Ответ:

- Иностранный язык в качестве вступительного испытания будет засчитываться в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» в 2015 году при поступлении на направления подготовки: «Реклама и связи с общественностью» (десять бюджетных мест и контрактные места) и «Лингвистика» (прием только на платное обучение, бюджетных мест в 2015 году нет). Оба направления относятся к Гуманитарному факультету. Студенты старших курсов и выпускники Гуманитарного факультета имеют активную языковую практику на предприятиях и фирмах Великобритании, США, Франции, Германии, Финляндии, Швеции и т.д. Например, один из выпускников этого факультета работает штатным переводчиком в Американской торговой палате.



В СПбГЭТУ «ЛЭТИ» широко применяется технология обучения в формате «Два диплома». Активные и целеустремленные студенты старших курсов, в том числе и технических факультетов, обучаются на последнем курсе в зарубежном вузе партнере на английском, немецком или французском языке, затем защищают выпускную квалификационную работу в обоих вузах и получают два диплома: диплом нашего университета и диплом вуза партнера. Например, диплом Лаппеенрантского технологического университета г. Лаппеенранта, Финляндия.

Вопрос:

Можно ли и какие документы нужны, чтобы получить второе высшее образование в вашем вузе, если первое – гуманитарное? Дело в том, что много лет назад я ошибочно связала свою жизнь с дипломом филолога и нелюбимой профессией. Спустя какое-то время стала работать на электроэнергетическом предприятии и меня заинтересовала эта сфера. Теперь хочу поступить в ЛЭТИ.

Инна Прохорова
сотрудник энергетической компании, Выборг

Ответ:

- Да, в СПбГЭТУ «ЛЭТИ» возможно получение второго высшего образования. В Вашем случае, обучение может проводиться по очной, очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, например, на направлении «Электроэнергетика и электротехника». Второе высшее образование можно получить только на платной основе.

Вопрос:

Как вы оцениваете реформу российского образования, особенно в той ее части которая касается высшей школы?

Николаев Алексей
тренер, Магадан

Ответ:

- Мы уже более четверти века находимся в постоянной реформе образования и одно это уже плохо. Я не против реформ, но надо иногда останавливаться и анализировать, что дали реформы. Например, формальный перевод всех учебных институтов в университетский статус, с которым теперь безуспешно борются.



Второе, что раздражает – это изменение ориентиров и приоритетов. В начале 90-х годов нас подталкивали к созданию при университетах самостоятельных НИИ. Многие из созданных НИИ начали эффективно работать в сфере исследований и разработок. Потом, без обсуждения с вузами, их внезапно решили ликвидировать: часть закрыть, а часть присоединить к вузам. Сложившиеся коллективы ученых распались, связи с промышленностью утратились. Результат для вузовской науки – отрицательный.



Похожая ситуация сложилась с малыми инновационными предприятиями: нас то заставляли учреждать их в большом количестве, то ликвидировать как непрофильный вид деятельности. Потом несколько лет действовал запрет на учреждение малых предприятий при вузах. Сегодня действует Федеральный закон №217, который частично вернул нам право создавать малые предприятия, и мы должны отчитываться, сколько таких предприятий мы создали и как они работают.



Похожий виток произошел с базовыми кафедрами вузов на предприятиях и проблемными лабораториями предприятий в вузах. А прямо сейчас мы переживаем второе рождение военных кафедр, которые были изгоями у предыдущего руководства Минобороны.



Я считаю, что реформы российской высшей школе нужны, но они должны работать на решение конкретных системных проблем, должны быть хорошо продуманными и ни в коем случае не вредить. А проблем у высшей школы накопилось немало и они хорошо известны, такие, например, как качество инженерного образования. Понятно, что просто переходом на уровневую систему подготовки ее не решить, особенно в условиях неприятия такого решения отечественной промышленностью. Но ее, промышленность, слушать никто не стал, хотя на словах декларировалось как раз обратное. Понятно также, что вузам в одиночку, без промышленности, эту сложнейшую задачу тоже не решить. Нужен реальный, а не формальный спрос на современный инженерный труд. Внушает оптимизм, что есть идеи и у вузов, и у промышленности, и, что особенно радует, у органов власти. Это как раз и есть поле для реформ в высшем образовании, но начинать их надо с экспериментов, таких как недавний конкурс Минобрнауки на целевую подготовку кадров по запросам высокотехнологичных предприятий оборонки или НИОКРы с кадровым сопровождением внедрения, выполняемые вузами по постановлению Правительства РФ №218.

Вопрос:

Говорят что современные студенты значительно слабее тех кто шли в ВУЗы ранее, так ли это? Вообще чем отличаются современные студенты от тех, кто учился еще в 90-х годах?

Татьяна Голубева
журналист, Норильск

Ответ:

- Современные студенты не слабее «старых», они просто другие. И это, в большей степени, диктуется как условиями, в которых они получали среднее образование, так и рынком труда, который ожидает их после окончания вуза.



Понятно, что современных студентов в большей степени интересует их карьерная устойчивость и конкурентоспособность в будущем. Именно на это направлена система подготовке в нашем университете. Специалисты с дипломом ЛЭТИ традиционно востребованы работодателями, как на российском, так и на международном уровне. Они не знают проблем с трудоустройством.

Вопрос:

Уважаемый Владимир Михайлович, известно ли вам, сколько выпускников ЛЭТИ сейчас работают за рубежом? Поддерживаете ли вы с ним контакты и говорят ли они о том, что российское образование для них стало хорошим стартом в других странах?

Иван Демидов
специалист ИТ, Курск

Ответ:

- Если говорить об иностранных гражданах, то их обучение в ЛЭТИ ведется с конца 1940-х годов. К настоящему времени университетом подготовлено более 3500 инженеров, бакалавров, магистров и около четырехсот специалистов, имеющих ученую степень, которые работают более чем в 60 странах Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Если же говорить о гражданах бывшего СССР и России, то здесь, по понятным причинам, более-менее точных данных о наших выпускниках, работающих за рубежом, нет. Но понятно, что счет тут должен идти на десятки тысяч – ведь каждый год диплом ЛЭТИ получали и получают более тысячи выпускников!



Я мог бы назвать десятки имен ЛЭТИшников, ставших за рубежом руководителями крупных фирм, достигших значительных успехов в науке, работающих профессорами в ведущих университетах, не говоря уже о наших выпускниках, которым знания, полученные в нашем университете, помогли успешно адаптироваться в различных странах.



Мы стараемся поддерживать связь со всеми своими выпускниками, многие из которых принимают решение продолжить обучение в нашей аспирантуре или докторантуре. Другие обращаются к нашим преподавателям и ученым за консультациями. В некоторых странах, например в Германии, Болгарии и Вьетнаме созданы и активно действуют общественные объединения выпускников ЛЭТИ. А девизом встреч наших выпускников стала строка из гимна вуза «Будем помнить, что мы из ЛЭТИ!».

Вопрос:

Здравствуйте, Владимир Михайлович. Вопрос такой: планируется ли в перспективе в ЛЭТИ создание профильных факультетов, связанных с ветро-, гео-, солнечной и приливной энергетикой? Насколько, по Вашему мнению, эти направления будут актуальны для изучения в вузе?

Светлана Шапкина
работник метеостанции, Дальний Восток

Ответ:

- В последние десятилетия весь мир живет в ожидании энергетического кризиса. Что и понятно: углеводороды, сжигаемые в топках теплоэлектростанций, постоянно дорожают, а возможности использования гидроресурсов в относительно доступных для освоения местах оказались практически исчерпанными. Вместе с тем, постоянно повышаются требования к охране окружающей среды, что делает строительство новых традиционных электростанций все более дорогим. Поэтому все более актуальным становится использование возобновляемых источников энергии: энергии ветра, солнечного света, приливов и отливов, геотермальной энергии, биотоплива… Учеными ЛЭТИ на нескольких кафедрах разрабатываются современные технологии наиболее рационального использования альтернативных источников электроэнергии и ведется подготовка соответствующих кадров. Вопрос же о создании в вузе специального факультета и, тем более факультетов, пока не обсуждался.

Вопрос:

Владимир Михайлович, у меня к вам вопрос жизненный. Расскажите, как вам, руководителю крупного университета и члену ряда общественных академий, удается оставаться успешным и восполнять жизненный тонус и энергию?

Маша Валерьянова
специалист по массовым коммуникациям , Санкт-Петербург

Ответ:

- Успешным или счастливым мужчину делают работа и семья. И то, и другое надо любить и быть честным. Меня воспитал, дал любимую работу и, так получилось, семью, мой родной ЛЭТИ. Я перед ним всегда буду в долгу, поэтому работал и работаю с удовольствием. В ЛЭТИ прекрасный коллектив и своей успешностью я, как руководитель, обязан своим учителям и коллегам. И в том, что сегодня ЛЭТИ – несомненно успешный вуз, заслуга его коллектива!



А еще жизненный тонус очень хорошо восполняет общение со студентами, и на лекциях, и на студенческих праздниках.



Я не представляю жизнь без общения с друзьями, среди которых, естественно, много выпускников ЛЭТИ. Видимо, мы подпитываем друг друга энергией дружбы.

Вопрос:

Уважаемый Владимир Михайлович! Способствуете ли вы продвижению разработок или идей своих талантливых студентов? Допустим, есть ли в вузе специальная премия или гранты, которыми награждаются особо отличившиеся учащиеся и за какие заслуги, рекомендуете ли вы таких выпускников как будущих профессионалов в известные компании?

Семен Кривцов
студент , Нижний Новгород

Ответ:

- Конечно! СПбГЭТУ «ЛЭТИ» осуществляет активную молодежную инновационную политику. В рамках Студенческого учебно-проектное бюро (СТБ) ведется целевая подготовка студентов по заказам предприятий в совместных с университетом учебно-научных лабораториях в формате исследовательских студенческих групп с использованием образовательных технологий «обучение через исследовательские проекты». Целью деятельности СТБ является развитие личности студентов, содействие в приобретении ими профессиональных и личностных компетенций, создание условий для вовлечения в научно-технические и социальные практики.



В Технопарке университета есть Молодежный инновационный центр (МИЦ), обеспечивающий поддержку студентов и аспирантов вуза по созданию и продвижению конкурентоспособной научно-технической продукции. МИЦ оказывает помощь в разработке бизнес-планов, организации рекламы и содействии в опубликовании и распространении результатов молодежных разработок, осуществляет курирование и руководство молодежными проектами со стороны сотрудников вуза, специалистов малых фирм Технопарка, обеспечивает инкубацию сложившихся молодежных творческих коллективов на базе малых фирм Технопарка ЛЭТИ.



Важную роль в поддержке наиболее одаренных студентов и аспирантов, добившихся высоких результатов в научно-исследовательской работе по научно-образовательным направлениям в университете играют такие инструменты, как:

- именная стипендия Ученого Совета университета;

- ежегодный конкурс научных достижений студентов и аспирантов, по результатам которого определяются 50 победителей среди студентов и аспирантов, получающих персональные стипендии Ученого совета;

- гранты студентам в рамках программы Стратегического развития университета.



Совместно с ведущими компаниями в университете проводятся круглые столы, форумы, дискуссии и семинары. Все эти мероприятия проводятся «с прицелом» на привлечение наиболее талантливых студентов к научной работе на высокотехнологичных предприятиях и в научных организациях уже во время учебы на старших курсах с возможностью последующего трудоустройства.

Вопрос:

Уважаемый Владимир Михайлович, в этом году вместе с Законом об образовании вступили в силу новые правила целевого приема студентов. Как оцениваете Вы целесообразность и актуальность этих изменений, какими могут быть их последствия несколько лет спустя, когда нынешние первокурсники выйдут на рынок труда? Отразились ли эти новшества на числе "целевых" студентов, поступивших в этом году в ЛЭТИ?

Анна Петрова
специалист отдела кадров, Кемерово

Ответ:

- В нашем университете на целевые места последние в последние три года поступало значительное количество ребят - более 20% от плана приема ежегодно. Однако обязательства по трудоустройству ни со стороны студентов, ни со стороны предприятий не были регламентированы должным образом.



Появление обязательных норм по трудоустройству для обеих сторон участников целевого приема, обязанность предприятий предоставлять условия для прохождения студентами – целевиками всех видов практик, согласование с вузами тем выпускных квалификационных работ повысит заинтересованность как со стороны работодателей, в целевой подготовке специалистов, так и со стороны студентов, получивших гарантию трудоустройства и понимание условий, в которых они будут строить свою трудовую карьеру в будущем.



Все студенты приема 2014 года, а их 179, имеют договора о целевом обучении с конкретными предприятиями или администрациями регионов.

Вопрос:

Уважаемый Владимир Михайлович,
в этом году в связи с известными всем событиями российские университеты (насколько нам известно, ЛЭТИ входит в их число), начали прием крымских студентов на общих основаниях. Как оцениваете Вы уровень подготовки крымских абитуриентов? Много ли бюджетных мест, в том числе дополнительных, выделено в ЛЭТИ под выпускников из Крыма? Какие задачи предстоит решить ЛЭТИ в связи с необходимостью обучать студентов из Крыма и Севастополя? Предусмотрены ли для них какие-то льготы или меры поддержки, в том числе на уровне Университета?

Владимир Белов
студент, Ростов-на-Дону

Ответ:

- Университету была выделена квота на 41 абитуриента из Крыма и Севастополя. Они поступали не на общих условиях, а по достаточно льготным, правилам. Ребята проходили вступительные испытания в форме комплексного собеседования по основным обазовательным дисциплинам. В итоге первокурсниками вуза по восьми направлениям подготовки стали 34 юношей и девушек, представляющих эти регионы. Каждый второй из них (17 человек) будет учиться на гуманитарном факультете, остальные – по техническим направлениям подготовки. Примечательно, что по направлению подготовки Лингвистика из крымчан сформирована специальная группа. Еще 6 человек будут обучаться в магистратуре ЛЭТИ. Первая сессия покажет, насколько велики отличия в уровне подготовки крымчан и наших студентов. У нас существует многолетняя практика проведения бесплатных для студентов дополнительных занятий, позволяющих, если необходимо повысить уровень их подготовки и хорошо сдать сессию.