16+
Регистрация
РУС ENG

Эксперт месяца

Все экспертные сессии
Рогалёв Николай Дмитриевич

Рогалёв Николай Дмитриевич

эксперт газеты «Энергетика и промышленность России», д. т. н., ректор Московского энергетического института (МЭИ)

Вопрос:

Уважаемый Николай Дмитриевич! Планируется ли в НИУ МЭИ построение "линии связи" студентов с ректоратом, предназначение которой- наладка прямого контакта руководства со всеми, кто хотел бы поделиться своей идеей, внести предложение, указать на проблему?

Гражданов Александр
Студент МЭИ, Москва

Ответ:

Дорогой Александр! Очень хочу надеяться, что такая «линия связи» уже работает в МЭИ. Я со своими коллегами регулярно встречаюсь со студенческим активом, у нас множество студенческих организаций, среди которых профком студентов, студсовет, интерсовет, совет молодых ученых и специалистов. Во время ректорских обходов по институту я лично встречаюсь со студентами.
Но, возможно, этого недостаточно. Подумаем о дополнительных каналах прямой связи, может быть, через интернет.

Вопрос:

Уважаемый Николай Дмитриевич!
За последние несколько лет ряд ведущих ВУЗов Москвы заметно утратили степень научной актуальности. К сожалению, к ним можно отнести и МЭИ. Нельзя не согласиться с тем, что есть проблемы с научной компетентностью, цитируемостью и подготовкой новых научных кадров. При этом, "пропасть" между российскими и зарубежными разработками и исследованиями расширяется на глазах. В связи с этим, у меня два вопроса:
1) Какие планы по улучшению и развитию научного сектора предусматриваются в МЭИ в ближайшие годы?
2) Планируется ли приглашение видных профессоров с мировым именем в МЭИ?

Спасибо.

Утц Станислав Андреевич
электроэнергетика, ведущий специалист, Москва

Ответ:

Я бы не стал умалять достоинства российской науки, особенно в отношении научной компетенции. Сегодня введены новые критерии оценки результативности – цитируемости по определенным параметрам, чего не делалось до сих пор. Уверен, это дело поправимое, количественные показатели индексов начнут расти. За последние десять лет сотрудники МЭИ – лауреаты двенадцати премий Правительства РФ в области науки и техники, и в области образования.


«Пропасть между разработками…», о которой Вы говорите, нельзя отнести только к высшей школе. У нас несовершенная национальная инновационная система, что сказывается и на вузовской науке, особенно в части коммерциализации технологий, новых прорывных научных результатов. Что касается планов по научной деятельности в МЭИ, мы в этом году сформировали их на основе приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, программ инновационного развития компаний с госучастием, стратегических программ исследований технологических платформ и задач Минэнерго РФ и Минэкономразвития РФ по энергоэффективности национальной экономики. Выполнение этих планов, безусловно, предполагает участие известных специалистов. Мы реализуем такое участие через программу почетных докторов МЭИ, приглашенных профессоров.

Вопрос:

Николай Дмитриевич!

20 марта в ДК Московского энергетического института состоится Ярмарка вакансий МЭИ. Среди участников этого мероприятия – солидные компании, такие как «Мосэнерго», «Силовые машины», «Энергокабель», Siemens, Philips и т.д. Вы располагаете статистикой, сколько примерно выпускников МЭИ находят работу благодаря данной ярмарке?

Игорь Соловьев
инженер, Пенза

Ответ:

Да, статистика ведется. В 2013 году по результатам ярмарки вакансий больше всего наших выпускников пошли работать в госкорпорацию «Росатом» 35 человек и в ОАО «Мосэнерго» 26 человек, 5 человек пошли на работу в General Electric.

Вопрос:

Николай Дмитриевич, общаясь с представителями технических вузов, знаю, что спрос на техническое образование среди абитуриентов начал расти. Одно время все хотели быть исключительно юристами и экономистами, но когда избыточными юристами и экономистами стали переполнены биржи труда, в головах "что-то щёлкнуло". И спрос на выпускников ведущих технических вузов очень высок, они нередко получают весьма заманчивые предложения от работодателей уже на старших курсах.
Всё бы хорошо, но вот во многих вузах ситуация в оплатой труда преподавателей, научных сотрудников остаётся весьма печальной, так что востребованных специалистов скоро (когда естественным путём не станет преподавательских кадров, средний возраст которых очень высок) будет некому готовить. А у нас масштабные планы строительства новых АЭС и т. п.
К тому же в ряде вузов из коммерческих соображений принимаются весьма странные решения, например, крайнее сокращение практики для будущих специалистов атомной отрасли и др. (Так, возможно, Вы знакомы с ситуацией в Санкт-Петербургском технологическом институте; "ЭПР" писала о необдуманном присоединении СПб Энергетического техникума к ВШЭ и т.п.)
Существует ли проблема недостаточного финансирования учебного процесса, преподавательской и исследовательской работы в Вашем вузе? Если нет, как Вы этого добились и что посоветуете коллегам? Вообще, на Ваш взгляд, логично ли предоставлять существенную автономию в составлении учебных планов и планов набора техническим вузам, работающим на стратегические отрасли страны? В результате, например, в СПб Политехническом университете готовят журналистов (уровень которых там не выдерживает никакой критики), а инженеров не хватает. А вуз-то государственный, почему налогоплательщики должны платить за выпуск избыточных специалистов, когда не хватает совсем других кадров?

Ярослав Алексеев
СМИ, Санкт-Петербург

Ответ:

Ярослав, Вы абсолютно правы в отношении спроса на выпускников ведущих вузов: спрос на них очень велик и будет увеличиваться, исходя из динамики развития мировой, прежде всего европейской и российской экономик. Разумеется, высокое качество подготовки выпускников требует высокого качества обучения, что определяется, прежде всего, составом преподавателей и исследователей университета, системой подготовки, а также материально-технической базой. В расчете по паритету покупательной способности российские затраты на НИОКР находятся на уровне европейских стран. Перед нами США, Китай, Япония, ФРГ, Южная Корея, Франция, Великобритания.


Московский энергетический институт имеет статус национального исследовательского университета – одного из 29 вузов в России. Объем финансирования научных исследований и профессиональной подготовки из промышленности составляет половину бюджета МЭИ. Это позволяет осуществлять финансирование учебного процесса, исследований, лабораторной базы и обеспечивать уровень оплаты профессорско-преподавательского состава выше среднего по региону.


Соглашусь с вами, проблема «среднего возраста» существует, поэтому для ее решения в университете действует ряд программ кадрового направления – поддержки молодых преподавателей, подготовки докторов наук.


Что касается автономии в составлении учебных планов и набора по стратегическим отраслям, мы стараемся выработать стратегические решения в рамках учебно-методических объединений, прежде всего по энергетике и электротехнике, которое объединяет более 250 вузов страны.

Вопрос:

Уважаемый Николай Дмитриевич! Когда - то российские (точнее, советские ) вузы (и МЭИ не был исключением) являлись "кузницей кадров" не только для СССР, но и для всего мира. Как обстоят дела с иностранными студентами в МЭИ в наши дни (в том числе со студентами из дальнего зарубежья), какие страны являются основными "поставщиками" студентов? Известна ли Вам дальнейшая профессиональная судьба ваших иностранных студентов? Работают ли они на тех объектах, которые построили, строят, модернизируют наши российские энергетики? Сотрудничает ли МЭИ с ведущими зарубежными энергетическими вузами, с кем из зарубежных коллег он работает особенно активно и тесно? В каких направленияз развивается это сотрудничество?

Комова Кристина
, Санкт-Петербург

Ответ:

МЭИ по-прежнему остается главной «кузницей кадров» для российской энергетики.
Подготовка иностранных студентов ведется в нашем вузе с 1946 года и никогда не прекращалась. Сегодня в МЭИ обучается порядка 1 000 студентов и аспирантов почти из 70 стран мира.
Более того, как вуз МЭИ активно сотрудничает с университетами по всему миру. Сегодня у нас действует более 200 договоров о сотрудничестве с различными университетами. МЭИ – головной вуз по энергетике в Университете Шанхайской организации сотрудничества, возглавляет Российско-Киргизский консорциум технических университетов, открыл зарубежный филиал в Душанбе по решению Президентов России и Таджикистана. Студенты и аспиранты МЭИ имеют возможность стажироваться в зарубежных вузах, действует программа обмена студентами.

Вопрос:

Одна из проблем отечественного высшего образования (не только энергетического) - разыв между теорией и практикой. Как решает эту проблему МЭИ, какую помощь оказывают в этом энергокомпании?

Олег Сарычев
, Одесса

Ответ:

Разрыв между теорией и практикой – проблема не только российского образования. Это проблема всего высшего образования в нашем мире. Задача любого современного университета – в максимально возможном сокращении такого разрыва.


МЭИ – университет практиков. Сегодня более 70 процентов исследований в университете проводится по прямому заказу российской энергетики и других высокотехнологичных отраслей промышленности. Мы ежегодно осуществляем профессиональную переподготовку и повышение квалификации 8,5 тысячи человек из национальной экономики. Мы серьезно интегрированы, прежде всего, в энергетику, машиностроение, электронику, радиотехнику, работаем с «живыми» технологическими проблемами российских компаний. Через эту интеграцию приходит и понимание задач отраслей. Решение таких задач дает нам возможность впрямую сокращать «разрыв» и готовить кадры, не нуждающиеся в «доучивании» на производстве.

Вопрос:

Николай Дмитриевич, сегодня многие энергетики жалуются на острую нехватку молодых образованных специалистов. Неоднократно мне доводилось слышать мнение о том, что распределение молодых специалистов после окончания ВУЗов, как это было в советские времена, положительно сказывалось на развитии отрасли.

Некоторые считают, что было бы неплохо возродить такую практику для ряда стратегических отраслей, в том числе и энергетики. Что Вы думаете по этому поводу? Какова позиция власти? Делается ли что-то подобное сегодня (разумеется, на добровольных началах), и как ВУЗы (в том числе МЭИ) помогают молодым специалистам найти достойную работу по профилю? Большое спасибо!

Павел Канышев
СМИ, Москва

Ответ:

Павел, отчасти Вы сами ответили на свой вопрос. Энергетические компании действительно заинтересованы в молодых специалистах, а мы как вуз заинтересованы, чтобы все наши выпускники работали по своим специальностям, причем были не просто «трудоустроены», а связали с энергетикой свою жизнь. Уже сегодня мы готовы решать этот вопрос совместно с отраслью.


Что касается распределения, «как это было в советские времена», то экономика сегодня работает по-другому, нежели в советские времена. Директивный характер распределения выпускников не решит проблемы кадров отрасли, так как такие «кадры» будут ориентированы не на работу в отрасли, а на скорейшее завершение «распределительного» контракта.


Я считаю, что сегодня ведущим энергетическим и высокотехнологическим компаниям следует совместно с вузами работать над карьерными траекториями для выпускников. Такие траектории должны быть понятны ребятам в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Тогда можно принимать решение после окончания вуза применительно к любой отрасли и любому региону. И мы уже работаем над этим вопросом и готовы расширять сотрудничество в области будущего трудоустройства наших выпускников со всеми заинтересованными компаниями.

Вопрос:

Какие новейшие разработки ученых МЭИ приняты к внедрению на предприятиях энергетического комплекса в 2014г?

Иван Зельдин
Конструктор, Новосибирск

Ответ:

Разработки ученых, точнее, научных групп МЭИ востребованы предприятиями отрасли. В 2013 году было выполнено около 100 научных работ по заказу компаний отрасли, среди которых ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Мосэнерго», ОАО «Энергомашиностроительное конструкторское бюро», ОАО «Концерн Росэнергоатом».

Вопрос:

Николай Дмитриевич, как вы относитесь к дипломам бакалавра и магистра?
Статус как первого, так и второго именно у российских выпускников вузов не котируются за рубежом, то есть, такие степени не могут считаться международными? Не лучше ли вернуть прежний формат выпускника вуза?

Эдуард Петров
руководитель среднего звена, Москва

Ответ:

Диплом бакалавра и магистра – первый шаг в инкорпорировании российских выпускников в мировую систему высшего образования. Признание дипломов вузов разных стран – большая задача, которая сегодня имеет множество решений. Сегодня в МЭИ существуют соглашения о взаимном признании дипломов между вузами, есть программы двух степеней университетов разных стран. Процесс признания степеней разных университетов стран будет развиваться, важным здесь является сходство программ подготовки и адекватное качество выпускников, над чем мы, в первую очередь, и работаем.

Вопрос:

Добрый день, Николай Дмитриевич!

Так как Вы являетесь д. т. н., ректором Московского энергетического института (МЭИ), очень интересно услышать Ваше мнение по поводу объединения (слияния) многих ВУЗов России. Как Вы относитесь к этому явлению? Зачем вообще объединяются ВУЗы? Каким образом слияние может сказаться на качестве образовательного процесса? Влияет ли объединение на него в принципе? Заранее благодарю за ответ!

Анастасия
менеджер, Санкт-Петербург

Ответ:

Укрупнение университетов – мировой тренд сегодня. Причем тренд вызван не модой на «супер-университеты», а вполне практическими задачами научного и образовательного плана. Укрупнение дает серьезную материально-техническую базу для расширения активной научно-исследовательской деятельности. Это крайне важно для вузов, ориентированных на практические отраслевые решения и подготовку кадров для высокотехнологичных отраслей.


Конечно, как и в любом деле, при объединении важно взвесить все «за» и «против». Если выгод больше и они действительно могут дать эффекты, в том числе синергии, считаю, делать это стоит.

Вопрос:

Уважаемый Николай Дмитриевич! Планируется ли в МЭИ создание диссертационного совета по экономике? спасибо

Молодюк Константин Викторович
экономика энергетики, Москва

Ответ:

Да, мы планируем открыть диссертационный совет по экономическим наукам. За прошедший период совет работал результативно и внес заметный вклад в подготовку кадров научной квалификации для энергетики, инновационной экономики и высшей школы.

Вопрос:

Уважаемый Николай Дмитриевич!

Вопрос о солнечной и ветровой энергии.
Последние годы в СМИ всё больше муссируется информация об возобновляемых источниках энергии. В одной из газет приводился пример Германии, которая планирует производить возобновляемой энергетики до 40% и более. Наши Российские СМИ_ самого разного калибра подхватили т.н. «немецкую кальку» и давай её примерять на Россию, критиковать правительство, что, дескать, зачем нам тратится на освоение и добычу природного газа, где то в Сибири, в тяжёлых погодных условиях. Зачем строить гидроэлектростанции, надо строить ветряки, повсеместно устанавливать солнечные батареи и т.д.
Всё это подаётся так, что как, будто вот-вот в обозримом завтра мы сможем обойтись без природного газа, и не надо будет перекрывать реки, строить плотины. В общем, рисуется благостная картина будущего.

1. Что вы можете сказать в отношении развития и широкого внедрения альтернативного способа добывания электроэнергии.
2. Насколько оправданы немецкие ожидания в отношении 40% и более?

Спасибо. С уважением Владимир Шаповалов

Шаповалов Владимир Васильевич
Журналистика. Редактор, Москва

Ответ:

Все определяется целесообразностью, которую можно определить экономическими выгодами проекта или необходимостью достижения определенных условий для потребителей: надежным энергоснабжением, особенно в климатических и других условиях, где важна не экономика, а условия проживания населения или функционирование важных потребителей.
Я бы не пытался делать кальку с зарубежных схем обеспечения энергией. У нас – свой «чертеж» по такой энергетике.

Вопрос:

Николай Дмитриевич, добрый день!
В некоторых отраслях система высшего образования не успевает за реалиями сегодняшнего дня, и специалисты участся профессии в процессе работы, получая образование в большей степени "для галочки". Так, например, получается в программировании.
На Ваш взгляд, насколько эта специфика присуща энергетике? Готовы ли выпускники МЭИ к реальной работе в отрасли? Отвечают ли их знания, умения, навыки реальным требованиям энергокомпаний?

Громова Екатерина
СМИ, Екатеринбург

Ответ:

Сегодня обновление в ряде областей знаний действительно происходит с невероятной скоростью. Задача сегодняшнего образования – создать и реализовать новую парадигму «Обучение в течение всей жизни» или «Научить учиться», которая позволяет осуществлять обновление знаний. Без этого профессиональный рост невозможен.


Если говорить о профессии «энергетик», то динамика, конечно, есть. Связана она в большей степени с появлением нового оборудования. Эти аспекты мы стараемся решать через организацию практик студентов на предприятиях отрасли, а также через совершенствование учебного процесса, обучения на самом передовом оборудовании. Как пример такого решения, недавно в МЭИ был открыт учебно-консультационный центр АББ-МЭИ http://www.mpei.ru/News/Single_news.asp?id=4950000006647, стенды которого используют передовые технические решения в области электроприводов.