16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/427-428/9341361.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 23-24 (427-428) декабрь 2021 года

«СИГМА»: как развиваются ИТ-тренды в энергетике

Евгений Одинцов, исполнительный директор компании «СИГМа»

Три года назад Совет безопасности РФ одобрил новую Доктрину энергобезопасности страны. При этом санкции, введенные против России, выявили серьезную зависимость отечественной энергетики от иностранного капитала, технологий и ПО, что создавало угрозы кибербезопасности критической инфраструктуры РФ. Задачу по импортозамещению ПО для энергетики уже не один год успешно решает российская компания «СИГМА».

Как это реализуется на практике, рассказал исполнительный директор компании «СИГМА» Евгений Одинцов.

— Наша компания присутствует на рынке более 15 лет. Наша деятельность начиналась с автоматизации биллинга, а на данный момент линейка решений «СИГМЫ» охватывает все основные сегменты электроэнергетики: генерацию, транспорт и сбыт. Мы фокусируемся на энергетике, так как уже накопили здесь значительный опыт и в то же время видим огромный объем важных и интересных задач, которые еще предстоит решить.

— Когда вы только начинали свою деятельность, на рынке действительно в основном было зарубежное ПО?

— Зарубежное ПО и сегодня представлено в большом объеме ИТ-решений, которые используются в электроэнергетике. Но благодаря курсу государства на импортозамещение вопросу перехода на отечественные разработки уделяется все больше внимания. Мы видим, что наши заказчики все активнее используют отечественные решения, и этот тренд особенно усилился в последние два года.

Переход на отечественное ПО — сложный и ответственный процесс. В нашей практике бывают ситуации, когда задачи в рамках такого перехода нужно решать максимально качественно и в сжатые сроки, и это серьезный вызов. Помогает, опять же, многолетняя отраслевая экспертиза: опыт внедрений и накопленные знания о зарубежных системах, которые используют крупные энергетические предприятия, помогают нам создавать и поддерживать аналогичные решения на отечественных платформах, с учетом особенностей российских энергокомпаний. Кроме того, автоматизируя деятельность наших заказчиков, мы развиваем направление собственной разработки. Сейчас в нашей линейке более 20 отраслевых ИТ-решений для энергетики, они базируются на нашем проектном опыте и знании широкого спектра технологий.

— Как объявил Gartner, в 2021 году одними из главных трендов становятся гиперавтоматизация, гипердоступность и Интернет поведения. Актуально ли это для России?

— Конечно. Причем все задачи часто приходится решать параллельно: обрабатывать большие объемы данных, обеспечивать их хранение и взаимодействие систем, которые пользуются этими данными.

Говоря о ключевых трендах, важных для российской энергетики, хочу отметить мобильные решения. Спрос на них стабильно растет. В 2019–2021 годах стартовал ряд проектов по внедрению наших решений «Мобильный обходчик» и «Мобильный монтер» — это собственные разработки СИГМЫ, позволяющие автоматизировать деятельность линейного персонала.

Почему важно автоматизировать этот процесс? Раньше специалист получал задание на листе бумаги и практически на глаз определял показатели работы оборудования, последовательность и скорость их осмотра. Теперь же, после внедрения нашего мобильного решения, он работает с современным планшетом или мобильным телефоном, в который сразу внесена вся информация: маршрут обхода, контрольные показатели и другие необходимые данные. К этим базовым устройствам добавляется дополнительное оборудование, измеряющее специфические показатели — например, вибрацию и температуру. Кроме того, отпала необходимость в бумажных отчетах — ведь раньше требовалось сначала заполнить отчет на месте и потом перенести из него информацию в журнал обхода, то есть, по сути, делать двойную работу. Сейчас через мобильное устройство все сведения передаются в основную базу, где с ними могут работать диспетчеры или инженерный персонал. Таким образом, оптимизируется и процесс обхода, и последующая обработка данных. По нашему опыту применение такой технологии позволяет сократить затраты на обработку данных в среднем на 30%.

— Где уже используется «Мобильный обходчик»?

— Первым крупным проектом по внедрению нашего решения, созданного, кстати, на базе нашей собственной разработки — платформы «СИГМА: Алькор», можно считать проект в ПАО «МОЭСК». В этом проекте мы реализовали ряд новых подходов к применению мобильных технологий для снижения рисков и эксплуатационных затрат. А в 2020 году началось внедрение системы «Мобильный обходчик» в «Интер РАО — Электрогенерация». Сначала был реализован пилотный проект на двух электростанциях — в Калининграде и Санкт-Петербурге. По итогам этого пилотного проекта было принято решение о тиражировании на все 21 станции, входящие в состав «Интер РАО — Электрогенерации».

Отмечу, что мы продолжаем развитие продуктов для автоматизации мониторинга состояния оборудования, и сейчас у нас есть уже три решения на платформе «СИГМА: Алькор», охватывающие основные этапы этого процесса: «Мобильный обходчик», «Мобильный монтер» и «Мобильный контролер».

— Минэнерго активно продвигает идею о том, что не нужно ремонтировать сложное оборудование по какому-то плану, а нужно внедрять новые технологии и с их помощью выявлять состояние оборудования и осуществлять ремонты. Компания «СИГМА» как-то причастна к этому тренду?

— На 100%. Подчеркну, что эту задачу можно назвать критически важной для всей отрасли. Представьте себе, что, по статистике Минэнерго, в 2017 году хорошее и очень хорошее состояние оборудования отмечалось лишь у 37,66% от общего числа объектов генерации (Прим.: https://minenergo.gov.ru/system/download-pdf/2065/78487). Это крайне мало, учитывая, что речь идет о критически важных объектах инфраструктуры.

Данный тренд содержит две составляющие: понимание технологических процессов и наличие компетенций с точки зрения автоматизации. В качестве примера реализации приведу один из наших проектов по автоматизации технического обслуживания и ремонтов оборудования (ТОиР), связанный с предиктивной аналитикой. Соответствующее решение мы разработали на базе 1С. Проект уже признан успешным, в системе сейчас работают порядка 3700 пользователей. Задачи, которые помогает решать наша система, лежат в области управления состоянием оборудования, позволяя своевременно проводить его ремонты и профилактику, формировать максимально полную и точную аналитику и ускорить процессы согласования технических работ.

— В каких областях энергетики могут быть востребованы в ближайшие пять лет цифровые двойники?

— Цифровой двойник — актуальная и очень многоуровневая задача. Прежде всего, нужно разработать само решение, которое должно быть удобным и соответствующим требованиям. Это первая часть работы, причем не самая сложная. Вторая часть — наполнение системы данными. Возьмем опять для примера ТОиР. Это, по сути, огромная база данных и знаний о различном оборудовании: параметрах его эксплуатации, истории ремонтов, текущем техническом состоянии. Переложить все это в цифровой формат — огромный труд. Но пока это не сделано, нельзя сказать, что цифровой двойник создан и им можно пользоваться: максимум, это будет некая система, работающая как изолированный пример. Нужно вложить — и в дальнейшем продолжать вкладывать — много труда и времени в поддержание базы данных в актуальном состоянии. Но этот труд будет оправдан, так как с помощью цифрового двойника можно моделировать ремонты и аварийные ситуации, проверять критически важные параметры, оценивать, при каком наборе факторов та или иная установка может выйти из строя, и принимать более точные и оперативные решения.

— Какие еще инновации актуальны для вашей компании?

— Мы много лет занимаемся биллингом и, можно сказать, прошли несколько этапов эволюции биллинговых систем для энергосбыта. Сейчас биллинг от СИГМЫ использует преобладающая часть энергосбытовых компаний, входящих в ПАО «Интер РАО», и это подтверждает наше лидерство на рынке таких решений. Сейчас наш основной вектор развития в этой области — максимальное упрощение всего цикла взаимодействия потребителя и энергосбытовой компании: от подключения к энергоснабжению до расчетов. Создав цифровую платформу «Нева», мы сделали следующий шаг в развитии российских технологий биллинга: разработали унифицированную цифровую платформу, которая должна обеспечить взаимодействие всех систем, задействованных в процессе биллинга, и позволить полностью отказаться от ручной обработки информации. Это очень сложная задача, так как высокие требования предъявляются не только к быстродействию и защищенности системы, но и к гарантированной доставке данных для обработки.

— ИТ-компании часто жалуются на кадровый голод. Как у вас обстоят дела с кадрами?

— Проблема для ИТ-отрасли действительно очень актуальная. Мы стараемся решать ее в том числе через наш проект «СИГМА. Академия», в рамках которой ведущие специалисты СИГМЫ взаимодействуют с вузами-партнерами, проводят там лекции, мастер-классы по конкретным прикладным решениям, востребованным на рынке электроэнергетики. Наиболее способные ребята проходят у нас стажировку, по результатам которой, как правило, получают предложение о работе.

— Есть ли у вас такие разработки, которые, по вашему мнению, будут востребованы на рынке энергетики, но пока на них нет клиента? Или вы все-таки исходите из запросов заказчика?

— Безусловно, двигатель нашей деятельности и нашего прогресса — запросы заказчиков. Однако, имея уже большой опыт работы в отрасли, мы можем прогнозировать развитие тех или иных функциональных областей у наших заказчиков и идти «на опережение»: начинаем прорабатывать решения в области промышленной безопасности, добавлять новый функционал к нашим продуктам.

Например, при внедрении «Мобильного обходчика» первоочередной задачей была автоматизация линейного обхода, сейчас же функциональность системы развивается в направлении контроля физического состояния обходчика. Это важно для дополнительного обеспечения безопасной работы объектов КИИ и снижения рисков человеческого фактора. Мы такой вектор развития решений предвидели, и сейчас нам проще внедрять новые тренды, которые приходят от заказчика в качестве функционально-технического задания. Мы не просто понимаем его потребности, но и можем сразу предложить базовый набор идей, а часто уже и прототипов, готовых для их реализации.



Информационные технологии, Информационная безопасность,

«СИГМА»: как развиваются ИТ-тренды в энергетикеКод PHP" data-description="" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/articles/sigma-kak-razvivayutsya-it-trendy-v-energetike.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/539/pr3.jpg" >

Похожие Свежие Популярные