16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/413-414/1831287.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 9-10 (413-414) май 2021 года

Сахалинский эксперимент: российский тест климатической практики

Минэкономразвития РФ разработало законопроект о проведении в Сахалинской области эксперимента по госрегулированию выбросов парниковых газов и обращению углеродных единиц. Этот регион станет тестовой площадкой для механизма торговли эмиссиями на выбросы парниковых газов с перспективой его тиражирования на другие регионы. Тест пока готовится, его инициаторы обсуждают все за и против, которые обеспечат эксперименту успех.

Эксперимент пройдет в 2022–2026 годах. В ходе него будет установлен целевой показатель по сокращению выбросов и увеличению поглощения парниковых газов для Сахалинской области, чтобы достичь углеродной нейтральности к концу 2025 года, а также создать инфраструктуру для развития климатических проектов и обращения углеродных единиц.


Дальневосточный интерес

Выбор Сахалина для проведения эксперимента был не случайным. Как известно, в структуре промышленного производства этого региона преобладающее значение получили отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых (нефть, газ, уголь). На долю нефтегазового комплекса приходится около 80% всего промышленного производства области. Энергетический сектор является ключевым источником выбросов парниковых газов (по оценкам за 2015–2017 годы — 90%, по России — 84%). Помимо этого, 68% территории Сахалина занято лесами, играющими важнейшую роль в выбросах и поглощениях парниковых газов.

В регионе отмечен большой потенциал развития энергии на основе ВИЭ и водорода, есть хорошие возможности для реализации мер по энергоэффективности в городской среде, где проживает 82,1% населения. И наконец, здесь ведут деятельность компании, заинтересованные в снижении углеродного следа.

По условиям эксперимента будет проведена инвентаризация выбросов и поглощений парниковых газов. Потом планируется внедрение квотирования выбросов парниковых газов регулируемых организаций и обязательной углеродной отчетности, более широкой, чем на федеральном уровне.


Точные цели

По словам генерального директора ПАО «Сахалинэнерго» Игоря Бутовского, в ходе эксперимента нужно освободить предприятия электроэнергетики от штрафных санкций и необходимости покупки углеродных единиц, если изменится топливный режим или увеличится выработка электроэнергии. Такое условие должно быть закреплено законодательно — дополнениями в проект ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов в Сахалинской области».

Помимо штрафных послаблений Игорь Бутовский предлагает изменить цель проведения эксперимента. А именно установление на территории участника эксперимента специального регулирования выбросов и поглощения парниковых газов. Глава «Сахалинэнерго» пояснил, что достижение «углеродной нейтральности» не может быть целью эксперимента, поскольку выпуск в обращение углеродных единиц и передача их иным лицам (по финансовому механизму, стимулирующему углеродные проекты) не позволит достичь углеродной нейтральности. Ведь иные лица, которым будут передаваться углеродные единицы, могут находиться за пределами территории проведения эксперимента. Таким образом, финансовый механизм и углеродная нейтральность в данном случае являются двумя взаимоисключающими задачами.


Квоты против экономики?

Заместитель руководителя департамента по специальным проектам и устойчивому развитию АО «МХК «ЕвроХим», представитель комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Татьяна Ларионова считает, что при разработке законопроекта следует отработать механизмы выпуска и обращения углеродных единиц. Под этим понимаются результаты проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощений парниковых газов, согласно терминологии законопроекта «Об ограничении выбросов парниковых газов», находящегося на рассмотрении Госдумы. А также обеспечение международного признания системы обращения углеродных единиц, создаваемой на территории Сахалинской области.

В операциях с углеродными единицами могли бы участвовать любые заинтересованные организации из других регионов и даже стран. Татьяна Ларионова уверена также, что в поисках методов регулирования необходимо найти сбалансированный подход, не угрожающий развитию существующих производств и их инвестиционных планов, при этом создающий возможности и стимулы для реализации климатических проектов с учетом спроса на их результаты и заинтересованности организаций за пределами Сахалинской области. При этом, считает эксперт, ограничительные механизмы, как квотирование выбросов парниковых газов, могут привести к негативным социально-экономическим последствиям.


С оглядкой на мировой опыт

А вот вице-президент ПАО «Фортум» по стратегии, управлению производственным портфелем и трейдингу Дмитрий Боровиков назвал внедрение системы квотирования и торговли квотами самым эффективным механизмом для достижения углеродной нейтральности, доказавшим эффективность на международных рынках.

Система квотирования и торговли выбросами позволяет фактически сокращать выбросы и контролировать степень этого сокращения, а также делать это наиболее экономически эффективным способом. Также она способствует появлению справедливой цены на углерод, что особо актуально в условиях введения трансграничного углеродного регулирования, когда важно сохранить денежные средства в стране, а не оплачивать декарбонизацию других стран.

Дмитрий Боровиков уверен, что при этом реальные ликвидные и монетарные механизмы позволят действовать тем, кому это нужно в первую очередь, — экспортерам. Они смогут демонстрировать усилия и эффекты, отчитываться о бремени платежей. Сейчас у них нет таких инструментов, нет механизмов, транспарентных для международных партнеров.

Эксперт уверен, что важен сам факт снижения выбросов парниковых газов, иначе наша страна рискует быть исключенной из цепочек поставок крупнейших международных промышленных групп, а это создаст риск нефинансирования проектов.

Использование подхода с климатическими проектами возможно также только при соблюдении прозрачных международных стандартов в подсчете единиц сокращения выбросов, иначе механизм вызывает недоверие на международной арене.

Важно и чтобы проекты отражали реальную цель по снижению выбросов, а не констатировали текущую ситуацию.


Поддержка — отечественным компаниям

Одна из крупнейших компаний, ведущая свою деятельность в регионе, — «Сахалин Энерджи», — на собственном примере доказала, что можно сократить количество загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосфере благодаря повышению надежности и производительности работы оборудования, оптимизации технологических процессов, управлению сжиганием газа на факелах, утилизации попутного нефтяного газа, предотвращению и контролю утечек. Как результат — лидирующие позиции по уровню выбросов парниковых газов на единицу выпускаемой продукции.

Как рассказал заместитель директора по производству, начальник производственного комплекса «Пригородное» НК «Сахалин Энерджи» Александр Сингуров, в рамках эксперимента важно учесть международный опыт, гармонизировать механизмы расчетов и компенсаций с существующими мировыми практиками и провести международную сертификацию разработанных подходов и поддержать создание отечественных экспертных организаций. Кроме того, нужно пошагово и постепенно внедрять требования по регулирования выбросов, учитывая особенности материально-технического обеспечения предприятий ТЭКа.


Как учесть лес?

Также эксперты считают, что при проработке вопроса расчета квот для каждого отдельного региона и рассмотрении возможных сценариев достижения углеродной нейтральности стоит обратить внимание на учет поглощающей способности лесов с точки зрения их неравномерного распределения по территории страны.

В свою очередь, директор по проектам российского отделения «Гринпис» Владимир Чупров полагает, что в числе проектов, связанных с поглощением парниковых газов природными экосистемами надо учитывать только те, которые наращивают поглотительную способность природных экосистем в благоприятном для климата направлении. К таким проектам относятся: сохранение диких лесов — естественных лесных ландшафтов, не освоенных человеком и не вовлеченных в сколько-нибудь интенсивную хозяйственную деятельность. Повышение эффективности охраны лесов от пожаров, важнейшей причины потерь лесных ресурсов, выбросов углекислого газа, а также сажи (black carbon). А также развитие лесоводства на землях сельскохозяйственного назначения, десятилетия назад выбывших из использования.

Сахалинский эксперимент уже оценен профессиональным сообществом как верное решение, которое необходимо масштабировать. Предлагается продолжить его в промышленно интенсивном регионе — в Уральском федеральном округе. Но до следующего пилота участникам эксперимента придется откорректировать еще некоторые условия, в том числе в законодательстве. А также поставить новые цели — отработку механизмов выпуска и обращения углеродных единиц и достижение международного признания системы обращения углеродных единиц, которая будет создана в Сахалинской области.

Законы, Экология, Водородная энергетика, Возобновляемые источники энергии (ВИЭ),

Сахалинский эксперимент: российский тест климатической практикиКод PHP" data-description="Минэкономразвития РФ разработало законопроект о проведении в Сахалинской области эксперимента по госрегулированию выбросов парниковых газов и обращению углеродных единиц. Этот регион станет тестовой площадкой для механизма торговли эмиссиями на выбросы парниковых газов с перспективой его тиражирования на другие регионы. Тест пока готовится, его инициаторы обсуждают все за и против, которые обеспечат эксперименту успех. " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/articles/sakhalinskiy-eksperiment-rossiyskiy-test-klimaticheskoy-praktiki.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/94e/94e98b7e2ce1f5b13194ea3fcf252b59.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные