16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/413-414/1838129.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 9-10 (413-414) май 2021 года

Пока Россия больше привлекает европейских партнеров в качестве поставщика энергоносителей

Несмотря на уже существующие российские водородные разработки, европейцы все-таки рассматривают Российскую Федерацию больше как потенциального поставщика энергоносителей (уже не только нефти и газа, но и водорода), нежели как поставщика технологий. Однако Россия может занять и определенную долю «водородного» рынка. Для начала — хотя бы в качестве поставщика нового топлива.

К такому выводу пришли участники дискуссии «Водород — новые нефть и газ: вызов или возможности? Опыт России и Германии». В рамках мероприятия организаторы провели среди участников и слушателей опрос на тему: «Заменит ли водород нефть и газ?». По результатам опроса выяснилось следующее: 56% респондентов ответили «вероятно, к 2050 году», 28% — «возможно, но не в нашем веке», а 16% дали отрицательный ответ. Как показал блиц-опрос профильного сообщества, далеко не все верят в отказ от традиционных источников энергии.


Своего не хватит

«Сегодня благосостояние России зависит от продажи газа и нефти, но Россия могла бы извлечь выгоду за счет расширения линейки услуг, — отмечает заместитель генерального консула Федеративной Республики Германия в Санкт-Петербурге Уте Катч-Эгли. — Например, предоставлять и услугу по транспортировке водорода.
В перспективе источники энергии должны быть безопасными для окружающей среды, а поэтому человечество не должно делать ставку на уголь, газ и нефть. Даже если сегодня это сырье доступно по вполне приемлемым ценам, считает Уте Катч-Эгли. Впрочем, по мнению экспертов, в ближайшее время водород явно не сможет полностью заменить традиционные энергоносители, хотя ключевые энергокомпании уже рассматривают возможность диверсификации поставок энергии.

«Чтобы ускорить энергопереход и понимать архитектуру рынка, нам не нужно быть догматичными, — полагает менеджер управления по поставкам газа и развитию бизнеса компании «Юнипер» Григорий Шевченко. — Немецкие регуляторы делают акцент на «зеленом» водороде. Но на голландском рынке не так все однозначно. И все понимают, что в течение какого-то времени будут нужны комбинированные варианты. К примеру, согласно планам Германии, к 2030 году страна должна производить 14 ТВт*ч «водородной» энергии, однако спрос внутри страны через 9 лет ожидается в 90–100 ТВт*ч. В энергосекторе оперируют большими временными горизонтами, и на данный момент ничего еще не определено. Скорее всего, природный газ сыграет ключевую роль в энергопереходе, поскольку он позволяет сохранять некую гибкость».


Перевозить или производить?

«Зеленый» водород в нужных объемах будет невозможно производить исключительно в Европе. Соответственно, понадобятся площадки для его производства. Руководитель направления исследовательской техники Института Лейбница по исследованию твердых веществ и материалов, профессор Дирк Линдакерс видит одно из решений проблемы в использовании «жидкого» водорода.

«Главная проблема заключается в том, что пока, в отличие от газа и нефти, для жидкого водорода отсутствует транспортная сеть, — констатирует Дирк Линдакерс. — Возникает вопрос — как транспортировать его на большие расстояния? Для сжижения водорода требуется большое количество энергии, кроме того, при каждой перегрузке испаряется определенное количество топлива. Для решения этой проблемы мы разработали пилотную технологию, которая позволяет удешевить процесс транспортировки и снизить потери. Она может быть востребована в рамках экспорта и импорта водорода».

В свою очередь исполнительный директор Metaliq GmbH Ханс-Ульрих Вернер считает, что целесообразнее не транспортировать водород, а производить его в непосредственной близости от потребителя.

«Если вы хотите работать с «зеленым» водородом, нужно производить его там, где есть ВИЭ, — отмечает Ханс-Ульрих Вернер. — Например, в Норвегии или России (гидроэнергетика), Испании (солнечная энергетика). Но производить его в других странах, а потом транспортировать — это дорого. Решением может быть наша запатентованная уже действующая технология производства водорода. Ее суть заключается в том, что мы доставляет необходимые составляющие для производства водорода сразу к месту производства и применения, рядом с топливным элементом».

Однако проекты производства на территории потребителя могут быть рентабельны только на территории Европы, поскольку в России полноценной группы якорных потребителей этого энергоносителя просто нет.


Русский трамвай

Одним из приоритетных аспектов энергоперехода в Европе, в частности — в Германии, является декарбонизация транспортного сектора. Но в Германии, по словам участников дискуссии, в этой сфере конкурируют автомобили на водородных и электродвигателях. В России же пока больше говорят о транспорте на компримированном природном газе или СПГ.

Впрочем, и в нашей стране работают над водородными транспортными проектами. Начальник службы технической политики СПб ГУП «Горэлектротранс» Сергей Китаев и заместитель директора ЦНИИ СЭТ при ФГУП «Крыловский государственный научный центр» Игорь Ландграф рассказали о совместном проекте, посвященном развитию экологически чистого трамвая на базе водородных топливных элементов. При этом, по словам разработчиков, экологический транспорт способен дать и экономический эффект.

«Для классического трамвая нужны рельсы, контактная сеть, опоры сети, тяговые подстанции и кабельная сеть, — отмечает Сергей Китаев. — Использование водорода позволит избавиться от тяговой подстанции, стоимость которой варьируется от 100 до 150 млн рублей, при этом на 10 километров трамвайных путей требуется 4 подстанции. Контактная сеть стоит 14 млн рублей за километр, кабельная сеть — порядка 12–13 млн рублей за километр. Обслуживание 1 км контактной сети городского электрического транспорта обходится в 300 тысяч рублей в год. Если мы избавляемся от этих элементов, мы уже получаем значительную выгоду».

«Мы установили, что фактическое потребление водорода данной модели — 220 граммов на 1 км, расход электроэнергии составляет 4,1 кВт*ч/км, а усредненный КПД — 56%, что является достаточно хорошим показателем, — добавляет Игорь Ландграф. — Кроме того, энергоустановки на топливных водородных элементах обеспечивают хорошую динамику».

Российские разработчики считают, что данные проекты могут заинтересовать и немецких партнеров. Это бы позволило сделать шаг в сторону перехода от экспорта энергоносителей (пусть и экологичных) к совместным проектам в области технологий.



МНЕНИЕ

Директор филиала Северо-Запад Российско-Германской внешнеторговой палаты Владимир Никитенко:

«В рамках энергетического водородного сотрудничества России и Германии уже прорабатываются несколько совместных проектов сотрудничества. С моей точки зрения, в плане российско-германских «водородных» отношений существуют два ключевых перспективных направления. 

Первое направление — сырьевое. Как уже отмечалось многими экспертами, Германия не сможет сама удовлетворить внутренний спрос на водород, и у России здесь появляется перспективный рынок сбыта. Страна сможет выступить поставщиком необходимых объемов сырья, используя уже существующую трубопроводную сеть. Что касается устоявшейся парадигмы, согласно которой Россия — это исключительно поставщик сырья, а Германия — поставщик оборудования и технологий, то энергетическое сотрудничество имеет все возможности выйти за рамки устоявшейся модели. 

Второе перспективное направление — сотрудничество в переводе общественного транспорта на водородное топливо. В этой сфере наработки есть и в Германии, и в России, что создает огромный потенциал для технологического сотрудничества».

Водородная энергетика, Энергопереход,

Пока Россия больше привлекает европейских партнеров в качестве поставщика энергоносителейКод PHP" data-description="Несмотря на уже существующие российские водородные разработки, европейцы все-таки рассматривают Российскую Федерацию больше как потенциального поставщика энергоносителей (уже не только нефти и газа, но и водорода), нежели как поставщика технологий. Однако Россия может занять и определенную долю «водородного» рынка. Для начала — хотя бы в качестве поставщика нового топлива.<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/articles/poka-rossiya-bolshe-privlekaet-evropeyskikh-partnerov-v-kachestve-postavshchika-energonositeley.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/ad9/ad96f0694d28b7ac4a6cf5468e3f8b98.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные