16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/425-426/7400962.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21-22 (425-426) ноябрь 2021 года

Надо использовать все возможности

Тамара Меребашвили, заместитель генерального директора, руководителя блока корпоративных и имущественных отношений, корпоративного секретаря ПАО «Интер РАО», председателя правления Ассоциация «Цифровая энергетика»

В настоящее время наблюдается тенденция смывания границ между отраслями: некоторые из тех отраслей, которые прежде были партнерами энергетиков, начали сами зарабатывать на энергорынках. По мнению Тамары Меребашвили, заместителя генерального директора, руководителя блока корпоративных и имущественных отношений, корпоративного секретаря ПАО «Интер РАО», председателя правления Ассоциации «Цифровая энергетика», энергетики тоже вполне могут заходить в другие отрасли. Благо, цифровые технологии дают такую возможность.

«В период пандемии многие компании ускоренными темпами переходили на удаленную работу, внедряли цифровые технологии и даже завершали проекты, связанные с промышленным интернетом вещей, понятно, что без охвата всех ключевых процессов. В частности, мы увидели, что практически все компании, которые работают с населением, потребителями, ввели такой класс систем, как мобильный обходчик или мобильные бригады. Компании, уже реализовавшие данный проект, фиксируют значительные плюсы, связанные с сокращением объема трудозатрат на оформление документов, повышением качества осмотров и значительным улучшением таких позиций, как планирование. Например, в СГК данная система позволила в полтора раза сократить трудозатраты оперативного персонала и затраты на аналитику данных. Теперь на оформление документов требуется на 30% меньше времени, в 6 раз уменьшилось время подготовки информации на стадии планирования, в 3 раза сократилось время на подготовку отчетности. Примерно такие же показатели мы замечаем в других компаниях, в том числе на объектах «Интер РАО».

Хочу обратить внимание на интересный момент: при пилотировании данных проектов мы обнаружили, что обходчики начинают тратить больше времени на обходы — используя «цифру», которую тяжело обмануть, они вынуждены проводить обходы в полном объеме, а не просто для галочки заполнять журналы. Здесь мы имеем эффект в виде качественного повышения эффективности работы и процессов.

Что касается других технологий. В «Интер РАО» внедрена автоматизированная система управления ремонтами и техническим перевооружением. По итогам пилотного проекта управления электрогенерацией на нескольких станциях мы видим, что, например, скорость расчета параметров планово-предупредительного ремонта выросла в разы. Если раньше в неделю можно было обработать 13 тысяч единиц оборудования, то теперь с помощью системы происходит обработка более тысячи единиц оборудования в минуту. Кроме того, система позволяет перейти от экспертного метода планирования и приоритизации мероприятий по ремонту к ранжированию с помощью автоматического алгоритмического метода, который отодвигает субъективную составляющую на второй план. Усилия компании в первую очередь были направлены на то, чтобы максимально перейти в электронный документооборот, внедрить технологии промышленного интернета вещей, обеспечить сбор и унификацию данных за счет единых СУБД и НСИ, формирование систем сбора и передачи данных. Минуя человека, с помощью автоматизированных систем и удаленной передачи данных мы накопили необходимый базис, и теперь в своем планировании цифровых программ переходим на новый уровень.

Если говорить про цифровизацию генерации, стоит отметить, прежде всего, предиктивную аналитику и цифровых двойников. На площадках нашей экспертной группы неоднократно рассматривались проекты, направленные на формирование предиктивной аналитики. В частности, «Росэнергоатом» демонстрировал результаты пилота на Нововоронежской АЭС по предиктивной аналитике и аналитике работы турбогенератора шестого блока, который показал эффективность и позволил увидеть нештатную ситуацию в работе генератора. Таким образом, мы проверили гипотезу, что внедрение системы предиктивной аналитики и правильное реагирование на показатели этой системы позволят предотвратить внеплановые остановы, что для генератора означает предотвращение убытков в десятки миллионов рублей в день.

С помощью инструментов цифровизации энергетики пытаются повысить качество, эффективность, продуктивность работы персонала и оборудования, а значит, решить вопросы, связанные с предотвращением убытков либо снижением расходов на основном технологическом процессе.

Появляются новые возможности для новой нетарифной выручки, для новых бизнесов. В этом смысле многие участники рынка стали задумываться про переход на новые бизнес-модели и о возможности заработать те деньги, которые ранее энергетикам были недоступны. Сегодня во всем мире наблюдается тенденция смывания границ между отраслями, и те традиционные отрасли, которые прежде были партнерами энергетиков, начали сами зарабатывать на энергорынках. К примеру, крупнейшая в Китае компания Envision, которая изначально занималась машиностроением, а именно производством оборудования для СЭС и ВЭС, в процессе работы накапливала статистическую информацию о работе своего оборудования и обеспечивала предотвращение своих внеплановых расходов и внеплановых ремонтов в рамках эксплуатации и гарантийного обслуживания. В конечном итоге она стала управлять этими генерирующими активами. Сейчас в ее управлении находится более 100 ГВт. Таким образом, за счет формирования цифровых данных, платформ управления, прогнозирования объемов генерации, управления потреблением и производством электроэнергии они стали осуществлять диспетчирование и зарабатывать выручку не на производстве генерирующего оборудования, а на управлении им.

Другой пример — автогигант Volkswagen в рамках стратегии по переходу на электрический транспорт создал дочернюю компанию, которая сфокусирована на разработке умных решений в области зарядки авто и создания соответствующей инфраструктуры.

Компании E.ON и EDF в Европе договорились с Nissan и стали зарабатывать на совершенно новой модели, связанной с предоставлением услуг в области электротранспорта и зарядной инфраструктуры. В этом смысле для энергетиков возникают новые возможности и открываются новые рынки, которые мы не можем игнорировать. Мы совершенно точно можем заходить на рынки инфраструктуры для электротранспорта. К тому же, согласно прогнозу Мирового энергетического агентства, в ближайшее десятилетие количество электромобилей во всем мире составит несколько сотен миллионов штук. А если ориентироваться на утвержденную в России Концепцию развития электротранспорта, к концу 2024 года планируется выпустить свыше 25 тысяч электромобилей и запустить в работу почти 10 тысяч зарядных станций. Их кто-то должен выпускать, эксплуатировать, обслуживать. Это новый рынок, который могут занять энергетики. Для реализации этих проектов будут нужны понятные нам технологии: B2G, Smart Charge, системы накопления энергии и геопозиционирования, Интернет вещей и так далее.

Я считаю, что для того, чтобы перейти на качественно новый уровень, получить новую нетарифную выручку, эффекты от своей деятельности и остаться в конкурентном поле, надо использовать все возможности. Цифровизация — важный инструмент, который нельзя игнорировать».


(Российская энергетическая неделя-2021)
Фото: Фонд Росконгресс


Цифровизация, Цифровая трансформация, Электроэнергетика, Электрические сети,

Надо использовать все возможностиКод PHP" data-description="В настоящее время наблюдается тенденция смывания границ между отраслями: некоторые из тех отраслей, которые прежде были партнерами энергетиков, начали сами зарабатывать на энергорынках. По мнению Тамары Меребашвили, заместителя генерального директора, руководителя блока корпоративных и имущественных отношений, корпоративного секретаря ПАО «Интер РАО», председателя правления Ассоциации «Цифровая энергетика», энергетики тоже вполне могут " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/articles/nado-ispolzovat-vse-vozmozhnosti.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/76d/t5.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные