16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/425-426/7402238.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21-22 (425-426) ноябрь 2021 года

АО «Электронмаш»: Технологическое партнерство – приоритет цифровой трансформации

Андрей Литвиненко, коммерческий директор АО «Электронмаш»

Цифровая трансформация электросетевого комплекса в России — это одна из приоритетных задач не только энергетики, но и промышленности, так как она обеспечивает энергонезависимость и инфраструктурную обеспеченность развития экономики РФ. О том, какое влияние на производителя электротехнической продукции оказывает цифровая трансформация энергетики и промышленности, рассказал коммерческий директор АО «Электронмаш» Андрей Литвиненко.

— Андрей Владимирович, зачем нужна цифровая трансформация? Как бы вы описали сценарий счастливого цифрового будущего?

— Цифровая трансформация, как и любая революционная трансформация, обеспечивает качественный бросок из одного состояния в другое, принципиально новое. И в этом контексте цифровая трансформация в электросетевом комплексе и промышленности направлена на максимальную реализацию индивидуальных потребностей как у потребителей, так и у поставщиков этих услуг. При этом должна достигаться максимальная эффективность в обоих направлениях.

Основными технологиями цифровой трансформации принято считать когнитивные технологии, которые существенно снижают трудозатраты на рутинную работу, обеспечивающую деятельность любого бизнеса, облачные технологии, позволяющие существенно увеличить свой IT-ресурс, промышленный интернет вещей, обеспечивающий нам всем развитие технологий управления производственными ресурсами и большие данные, как инструмент принятия решений на основе больших объемов информации.

Соответственно, начало цифровой трансформации у заказчиков естественным образом влияет на нашу продукцию, обеспечивающую промышленный интернет вещей, и жизнь этой продукции внутри внедряемых у заказчика технологий. Таким образом, и наши процессы производства продукции должны, так или иначе, пересекаться с цифровыми ресурсами и когнитивными технологиями, используемыми или планируемыми в цифровом, а пока еще гибридном мире наших заказчиков. Так как частью их цифрового мира стоит снабжение его необходимыми техническими ресурсами, которыми и является наша продукция.

С обеспечением заказчиков оборудованием, способным успешно существовать в промышленном интернете вещей, мы справились в целом неплохо. Можно привести уже достаточное количество внедрений, успешно завершенные проекты цифровых объектов. Сейчас уже можно сказать, что технологическое партнерство между нами и нашими заказчиками состоялось. Оно принесло нам и заказчикам не только удовлетворение от совместно проделанной работы, но и надежные узлы электроснабжения, построенные пока еще в гибридном мире, но уже способные существовать в будущем цифровом трансформированном пространстве. Теперь пришла очередь построения хотя бы гибридного, взаимного цифрового процесса, который бы позволил нам, нашим заказчикам и поставщикам провести интеграцию на уровне процессов потребитель услуги — поставщик услуги. И вот этим достаточно сложным проектом мы сейчас и занимаемся в технологическом партнерстве с заказчиками.

В идеальном цифровом мире будущего процесс взаимного поиска и взаимодействия потребителя и производителя будет алгоритмизован, а сами участники процесса будут ранжированы по универсальным ключевым показателям. Когнитивные технологии станут базисом системы принятия решений, что создаст возможность прямого взаимодействия потребителя и производителя даже в автоматической форме, появятся новые формы и модели взаимодействия.

Мы, как производители, будем иметь аналитический доступ ко всему рынку потребностей своих продуктов, сможем правильно формировать необходимые свойства оборудования и справедливую цену услуг. Сама же система снабжения потребителя будет передана на откуп когнитивным системам заказчиков, и различные системы закупки, которые сейчас в ручном режиме каждый раз по-разному мы обслуживаем в тендерных процедурах, станут функционировать на иных принципах. Сейчас под обслуживание процессов закупки заказчиков мы вынуждены иметь достаточное количество человеческого ресурса, да и сам заказчик также несет существенные затраты, а там, где есть человеческий ресурс, там есть и человеческий фактор. Мы, как заказчик компонентов оборудования, в будущем цифровом мире тоже сможем воспользоваться всеми теми преимуществами, которые доступны потребителю, а значит, станем более эффективны.

— Следует ли понимать, что в условиях цифровой трансформации заказчика неизменно возникнет цифровая трансформация производителя, насколько далеко уже продвинулась ваша компания?

— На своем опыте и опыте нашей компании я подтверждаю, что цифровая трансформация у производителя в этих условиях неизбежна. Что касается «Электронмаш», то точка невозврата пройдена, и пройдена не вчера. Мы приобрели достаточно опыта на этом цифровом переходе, когда для согласования цифровых интерфейсов в технологии и бизнес-процессах заказчика с нашими традиционными подходами в качестве преобразователя выступал наш персонал. Сейчас мы максимально исключили человеческий фактор из рутинных задач, формальных операций и точек риска при производстве. Результат такой трансформации наиболее характерно проявляется при производстве комплектных цифровых подстанций.

С точки зрения заказчика, принципиальным качественным отличием цифровой подстанции является ее функциональная законченность на этапе производства, тогда как раньше заказчик получал от производителя в лучшем случае качественный конструктор, требующий весьма квалифицированной, затратной и длительной наладки на объекте. Для нас же, как производителя, изменилась сама суть производимого изделия, это уже не просто комплекс, это единая сущность, готовая выполнять свои технологические функции к моменту отгрузки с производства.

Результаты в виде экономии прямых производственных затрат и времени на реализацию проектов складываются из переноса производственных и наладочных операций в цифровую среду, сквозного проектирования и полного исключения ряда действий. Теперь на приемо-сдаточные испытания цифровой подстанции уже нет необходимости прибывать физически: все выполняемые функции наблюдаемы дистанционно, а для фиксации работы силового оборудования мы используем IP-камеры.

Сквозное проектирование, в свою очередь, подразумевает работу с единой сущностью — электронным проектом на всех этапах: от стадии согласования основных технических решений до исполнительной документации. Нам уже не требуются многочисленные преобразования среды проекта: в файл с проектом или бумажный чертеж, в файлы с конфигурациями, настройками, программами оборудования, в редакции рабочей документации, в рабочие материалы наладчиков. Файл электронного проекта проходит весь цикл разработки и реализации непрерывно, в нем создаются силовые схемы, привязываются к ним функции защит и автоматики, детализируется реализация в конечных устройствах, формируются файлы для загрузки конфигураций в аппараты, вносятся изменения при согласовании решений, наладке, испытаниях, хранятся история ревизий и текущая конфигурация подстанции.

Но не только единство сущности проекта позволяет сэкономить на проектировании цифровой подстанции. Дешевле обходится и собственно проектирование. Физическая реализация среды передачи данных для цифровой подстанции — цифровой сети, выполняется единожды. Только для одной вторичной системы выполняется разработка кабельных журналов, планов раскладки, чертежей лотков и каналов, то есть самая трудоемкая работа. При современном развитии техники можно условно считать, что мы получаем лоток для контрольных кабелей бесконечной емкости. Дальнейшее проектирование цифровых связей выполняется с несравнимо большей скоростью, при этом с меньшей вероятностью ошибок, в том числе при использовании САПР. Меняется и формат согласования, контроля, учета и хранения технических решений со стороны заказчика, это больше не обмен документами с контролем ревизий и передачей между службами, это уже совместная работа в едином информационном поле.

Наконец, перенос операций в цифровую среду по таким дисциплинам, как наладка и испытания, дает ощутимый рост производительности труда и для заказчика, и для производителя. Особенно это проявляется для распределительных устройств среднего класса напряжения, с многократно повторяющимся функциональным назначением ячеек. Копирование проверенных блоков, единые алгоритмы для проверки, объединение типовых элементов ячеек в секции, РУ и подстанции: все эти инструменты позволяют кратно наращивать эффективность работы инженеров в цифровой среде, а значит, снижать капитальные затраты на производство.

Если рассмотреть цифровую подстанцию не только на этапе производства, а только так можно корректно оценить затраты на реализацию проекта, экономия капитальных затрат доказана также на этапе ПНР, ведь к стадии работ на площадке остаются только операции с основным оборудованием. Эти операции никакая цифровая трансформация не может исключить, мы четко осознаем это, учитываем в расчетах, но также стараемся совместными усилиями с заказчиком максимально сдвинуть эту грань физических, рутинных операций ближе к непосредственному объекту управления, самому суровому «железу», переводя на «цифру» все, что может позволить снизить затраты средств и времени. Именно так мы представляли себе цифровую трансформацию, и именно такое воздействие в цепочке «Заказчик–Производитель» наблюдаем в реализации проектов цифровых подстанций.




Можно также говорить и о точке невозврата относительно роли производителя в понимании современного заказчика. Мы уже не можем себе позволить и потому не ограничиваемся производством и поставкой оборудования, сопутствующими услугами по проектированию, монтажу и наладке: мы предоставляем не только продукт, но и сервис.


Цифровой переход — технологии и компетенции

— Расскажите поподробнее, какое влияние оказывает цифровой переход на производственный процесс, на персонал и его квалификацию?

— На мой взгляд, цифровые технологии оказывают глубочайшее позитивное влияние на производственный процесс, позволяя нам анализировать продажи, запасы, состояние производственных мощностей и операционных процессов на новом качественном уровне. Это, в свою очередь, приводит к качественно новым выводам в отношении продуктов компании, взаимодействия с поставщиками и заказчиками, организации процессов. Благодаря начавшимся активным процессам цифровой трансформации у наших заказчиков претерпели естественное изменение не только сами продукты «поумнев», мы перешли к предложению потребителю «умных» продуктов с дополненными цифровыми сервисами, обеспечивающими эффективное использование нашего оборудования.

Наши специалисты разработали специальные системы и программы поддержки персонала заказчика, активно используем возможности удаленного сопровождения умного продукта для «безударного» приема в эксплуатацию персоналом объектов. Мы используем облачные технологии нашей PLM системы для предоставления последней версии технической документации, которая обновляется заводом в течение всего жизненного цикла изделия. При этом организована возможность хранения не только заводской, но и исполнительной документации по объектам, где мы оказываем подрядные услуги разной глубины— от локальной пусконаладки, до полного генподряда по объектам.

В частности, мы уже внедрили, а наши заказчики уже эксплуатируют сервис «Личный кабинет Заказчика», кроме того, есть внедренные разработки, позволяющие интегрировать системы электронного документооборота по техническому обслуживанию и ремонту со встроенными системами мониторинга силового оборудования. То есть мы реагируем на актуальный запрос и уже сейчас создаем фундамент для внедрения и развития систем автоматизации производства на предприятиях заказчиков.

Естественно, что цифровая трансформация требует новых квалификаций у персонала. Постепенно сокращается потребность в рутинных операциях, при этом большее количество ресурсов выделяется на цифровой переход, появляется потребность в персонале с совершенно иными свойствами не только в инженерных подразделениях, но и непосредственно в производственном цеху и на испытательных участках.

Раньше мы рассчитывали оборудование, потом его производили, а потом проводили испытания, и таких итераций было существенное количество для того, чтобы достичь запланированных характеристик, и происходило это все итерационным и весьма затратным путем. Теперь современные возможности цифрового моделирования существенно облегчают нам жизнь и сокращают срок выхода новых разработок. Однако при этом резко возникает ситуация с тем, что требуется уже иной инженерно-конструкторский персонал, способный обеспечить необходимый уровень моделирования. Конечно же, без тщательно изготовленных и испытанных по всем правилам образцов мы не обойдемся никогда, поскольку наше оборудование в любом случае, в первую очередь, является частью физического мира, но мы можем за меньший бюджет позволить себе разработать изделие с более высокими характеристиками и в меньшие сроки.


Заглянем в цифровое будущее

— Какой на ваш взгляд станет аппаратная база после цифровой трансформации энергетики? Появятся ли какие-то новые технологии или мы продолжим развитие в русле усовершенствования цифровой управляющей надстройки?

— Если говорить об аппаратной базе энергетики в цифровой трансформации, то тут наблюдаются как минимум два тренда — на декарбонизацию, как возможное решение климатической повестки, и на децентрализацию, в основе которой лежат экономические выгоды для потребителей электроэнергии при электроснабжении от объектов распределенной генерации. Возможно, в будущем появятся и новые тренды, но уже сейчас можно сказать, что существующие тенденции принесли нам новые активные элементы сетей: быстродействующие системы накопления электроэнергии, статкомы и другие элементы активной сети.

Если говорить о СНЭЭ, то уже начиная с 2018 года мы наладили их серийный выпуск, опробовав у себя на предприятии для обеспечения аварийного резерва собственных нужд. Сейчас мы объединили нашу систему накопления с солнечной электростанцией, и это позволило нам воспользоваться преимуществами комбинированной системы — накапливать электроэнергию в период ее избытка, использовать в любое время суток и смещать периоды пикового потребления. Даже у себя на даче я установил небольшую такую систему для оптимизации режимов работы генератора, который спасал меня, так как сеть отключалась довольно часто.

Вообще, тема совместной работы генераторов и СНЭЭ, на мой взгляд, очень актуальна, у нас в стране огромное количество как населенных пунктов, работающих в островном режиме, так и промышленных объектов, имеющих собственную, в основном газовую, генерацию. При электроснабжении от сети также возникают провалы напряжения при внешних коротких замыканиях, из-за чего отключается промышленная двигательная нагрузка. «Электронмаш» владея технологией СНЭЭ, видит, как к ней присматриваются заказчики, примеряют ее для решения своих задач на своих объектах, оценивают риски и перспективы, так как это сложное оборудование с точки зрения техники и управления, которое они никогда не эксплуатировали. Каждый случай применения СНЭЭ имеет свои особенности, поэтому в парадигме цифровой трансформации, чтобы учесть эти особенности, для наших заказчиков мы разрабатываем цифровой двойник участка сети с достоверными цифровыми моделями оборудования, что позволяет нам выбрать точные параметры СНЭЭ и оценить эффективность ее работы для каждого конкретного случая.




Несомненно, в рамках цифровой трансформации энергетики СНЭЭ, как активный элемент сети, может выполнять более чем одну функцию, получая команды управления от интеллектуальной системы принятия решения, работающей на базе когнитивных технологий.

Таким образом, энергетика продолжит развитие по пути усовершенствования цифровой управляющей надстройки, а широкое применение новых типов оборудования под ее управлением станет существенной частью цифрового перехода в электроэнергетике.


Технологическое партнерство — синергия трансформации

— Технологическое партнерство — это взаимная синергия производителя и заказчика. Расскажите — как вы обеспечиваете собственную цифровую трансформацию?

— Для того чтобы ответить на этот вопрос, сначала надо дать определение цифровой трансформации в том понимании, как мы приняли у себя на предприятии. Цифровая трансформация — это глубокая реорганизация бизнес-процессов с широким применением цифровых инструментов для их исполнения, которая должна привести к кратному улучшению их характеристик, таких как сокращение времени выполнения, упрощение структуры, сокращение ресурсов, затрачиваемых на выполнение процессов и/или появление принципиально новых их качеств и свойств, которые бы улучшили показатели всего бизнеса.

Для достижения этих целей мы провели глубокое улучшение существующих процессов путем внедрения информационных технологий, проводим оптимизацию и реинжиниринг основных производственных процессов, а также ведем существенный анализ данных для принятия управленческих решений. Это все элементы цифровизации, которую мы провели в этом году совместно с «Федеральным центром компетенций в сфере производительности труда» (ФЦК). Однако для своевременной цифровой трансформации собственного предприятия этого недостаточно, и мы анализируем лучшие практики наших технологических партнеров.

«Электронмаш» достаточно широко обеспечивает поставки оборудования в крупнейшие компании топливно-энергетического комплекса России, с колоссальными ресурсами, выделяемыми на цифровую трансформацию. Понятно, что никакой частный бизнес не способен выделять такие ресурсы, зато нам вполне по силам внедрять лучшие практики наших заказчиков и пользоваться всеми возможностями новых цифровых технологий.

Проводя реинжиниринг своих процессов, мы выделяли этапы собственной цифровизации и наиболее зрелые внешние технологии, которые дадут нам существенные преимущества в коротком периоде времени. В результате мы выяснили, что можем иметь существенный экономический выигрыш от внесения изменений в собственные процессы логистических цепочек. Был выбор — использовать собственные наработки оптимизации существующих процессов и технологий или воспользоваться пакетными продуктами наших технологических партнеров. Взвесив все за и против, осмыслив все риски от принятия внешней технологии и сопоставив их с открывающимися возможностями, акционеры компании остановили свой выбор на технологии «Terminal I-Source», имеющей уже промышленную эксплуатацию в существенных объемах.

Сейчас уже по результатам первого квартала промышленной эксплуатации внедренных решений мы на практике получили готовые цифровые технологии. Они обеспечивают наши логистические потребности и отвечают технологическим ожиданиям крупных заказчиков, ведущих цифровую трансформацию собственного бизнеса. В дальнейшем цифровой переход будет распространен на всю компанию и ее процессы, на то, как мы общаемся с заказчиками, поставщиками, партнерами. Однако для этого должен повыситься общий уровень цифровой среды, хотя уже сейчас мы внедряем отдельные цифровые подпроцессы, которые в будущем станут основой полноценного цифрового перехода.

Непростой 2019 год со всеми его ограничениями научил нас многому, форсировал скрытые процессы, и то, что когда-то казалось маловероятным, сейчас уже стало нашей повседневной реальностью. Мы реализовали технологии удаленной заводской приемки оборудования, с полноценными испытаниями, проводимыми нашими заказчиками без физического выезда на предприятие. Конечно, первый раз было трудно наладить такой процесс, но сейчас это стало настолько удобным, что многие наши заказчики отказываются от очной приемки оборудования, выбирая удаленный формат. Чем вам не цифровая трансформация процесса приемки оборудования, которая существенно экономит ресурсы нас и наших заказчиков, обеспечивая главную цель цифровой трансформации — общее повышение эффективности и снижение затрат?

Качество обслуживания заказчика для нас всегда является ориентиром успешной цифровой трансформации, и сейчас уже больше не существует выбора между цифровой трансформацией и ее отсутствием — теперь это неотъемлемый фактор для развития бизнеса компании. Единожды начав цифровую трансформацию, уже невозможно остановить этот процесс, так как понимание реальной эффективности от вложений и является подлинным драйвером внедрения.

Цифровая трансформация — это объективная реальность, в которой в скором времени окажется каждый производитель оборудования и услуг, чтобы быть востребованным провайдером для заказчиков в будущем.

Цифровая трансформация, Электротехника,

АО «Электронмаш»: Технологическое партнерство – приоритет цифровой трансформацииКод PHP" data-description="Цифровая трансформация электросетевого комплекса в России — это одна из приоритетных задач не только энергетики, но и промышленности, так как она обеспечивает энергонезависимость и инфраструктурную обеспеченность развития экономики РФ. О том, какое влияние на производителя электротехнической продукции оказывает цифровая трансформация энергетики и промышленности, рассказал коммерческий директор АО «Электронмаш» Андрей Литвиненко." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/articles/ao-elektronmash-tekhnologicheskoe-partnerstvo-prioritet-tsifrovoy-transformatsii.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/906/t7.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные