16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/98/7373.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 06 (98) март 2008 года

Соперник газа

Новые технологии Евгений ХРУСТАЛЕВ

Газ, как известно, агрегатное состояние вещества, в котором оно равномерно заполняет весь предоставленный ему объем.

В тридцатые годы прошлого века англичанин Барнетт получил патент на газовый двигатель, а в 1860 году француз Э. Ленуар построил мотор, работающий на смеси воздуха и газа. Такой выбор горючего никого не удивил – бензина еще не было. Бензин в качестве горючего был использован спустя два десятилетия, когда Г. Даймлер создал бензиновый двигатель внутреннего сгорания. Бензиновый мотор заменил лошадь в первых «самодвижущихся колясках» – автомобилях.

Повсеместный рост количества автомобилей потребовал значительного увеличения объемов производства бензина. О газе как о возможном моторном топливе надолго забыли. Лишь через 100 лет после Барнетта, в конце 1930‑х гг., возродилась мысль о его использовании. Тогда появились первые газогенераторные автомобили. Газ вырабатывался в топке, а оттуда подавался в двигатель.

Бензин дорожает, и сегодня его пытаются заменить. И природным газом, и синтезированными газами, и жидкостями, например – спиртом, который гонят из самого разного сырья: от тростника до апельсиновых корок. Все эти виды топлива менее опасны для окружающей среды, чем бензин.

Исследования опровергли устоявшееся мнение, что использование газа вместо бензина – вынужденная мера. Газовое топливо сгорает полнее, поэтому концентрация окиси углерода в выхлопе газового двигателя в несколько раз меньше.

Автомобиль на бензине выбрасывает в атмосферу сернистый газ, который образуется от сгорания сернистых компонентов топлива, и тетраэтилсвинец. В природном газе серы, как правило, нет, а поэтому в выхлопах газового двигателя нет ни сернистого газа, ни соединений свинца. В отработанных газах бензинового двигателя из‑за неполного сгорания топлива содержится и окись углерода (СО) – токсичное вещество. И газовые, и бензиновые автомобили выбрасывают в атмосферу одинаковое количество углеводородов. Для здоровья человека опасны не сами углеводороды, а продукты их окисления. Двигатель, работающий на бензине, выбрасывает сравнительно легко окисляющиеся вещества – этил и этилен, а газовый двигатель – метан, который из всех предельных углеводородов наиболее устойчив к окислению. Поэтому углеводородный выброс газового автомобиля менее опасен. Газ как моторное топливо не только не уступает бензину, но и превосходит его по своим свойствам.

Двигатель внутреннего сгорания автомобиля работает по классическому четырехтактному циклу. Газообразная смесь воздуха и топлива всасывается в цилиндр двигателя, сжимается поршнем, воспламеняется искрой, давит на поршень и двигает шатунный механизм, а затем выбрасывается из цилиндра. Чем сильнее можно сжать топливо без возникновения детонации, тем больше мощность двигателя. Антидетонационную способность топлива определяют октановым числом. Чем оно выше, тем лучше топливо. Среднее октановое число природного газа (105) – недостижимо для любых марок бензина.

Двигатель внутреннего сгорания работает на смеси воздуха и распыленного топлива. Для воспламенения смеси нужна определенная концентрация топлива. Газ, в сравнении с бензином, горит при меньших концентрациях, т. е. при более «бедных» смесях. В случае повышения концентрации газа и обогащения смеси можно добиться увеличения мощности двигателя. Обедняя смесь, напротив, можно понизить мощность. Возникает возможность изменением состава смеси регулировать мощность двигателя: газ как топливо значительно «послушнее» бензина. Эксплуатация показала, что автомобили на газе более выносливы – в полтора-два раза дольше работают без ремонта. При сгорании газа образуется меньше твердых частиц и золы, вызывающих повышенный износ цилиндров и поршней двигателя.

Кроме того, масляная пленка дольше держится на металлических поверхностях – ее не смывает жидкое топливо, и, наконец, газ практически не вызывает коррозии металла. Несмотря на многочисленные достоинства природного газа, закрывать заправочные станции и выбрасывать бензиновые канистры еще рано. В переходе на газовое топливо есть и свои сложности.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 06 (98) март 2008 года:

  • МРСК Центра наращивает строительство

    В 2008 году ОАО «МРСК Центра» продолжит глобальное строительство и масштабную реконструкцию энергообъектов подведомственных компаний. По сравнению с прошлым годом, в этом году затраты на капитальное строительство увеличатся на 0,6 миллиарда рублей и составят 8,4 миллиарда. Планируется ввести 537 МВА трансформаторной мощности и 2123 километра линий электропередачи. В соответствии с планом технического перевооружения и реконструкции объ...

  • Блиц

    В ОАО «ОГК-1» на Пермской ГРЭС будет построен 4-й энергоблок. Строительство энергоблока на базе парогазовой установки с КПД на уровне 55‑58 процентов начнется в 2008 году. Сметная стоимость проекта составляет 15,8 миллиарда рублей, окончание работ намечено на 2010 год. Строительство осуществляется за счет средств от IPO ОГК-1 и кредитных ресурсов. Пермская ГРЭС – будущий лидер ОГК-1, ее суммарная мощность при запуске чет...

  • У Системного оператора – новый филиал

    Совместным приказом председателя правления ОАО «СО ЕЭС» Бориса Аюева и генерального директора ОАО «Татэнерго» Ильшата Фардиева утвержден план-график мероприятий по организации филиала ОАО «СО ЕЭС» РДУ Татарстана. В целях совершенствования системы оперативно-диспетчерского управления ЕЭС России и повышения надежности управления технологическими режимами работы объектов электроэнергетики республики Татарстан Системный оператор приступил ...

  • Новый трансформатор с «комбинированными» возможностями

    Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – Магистральные электрические сети (МЭС) Сибири – приступил к замене автотрансформатора 500/110 кВ мощностью 250 МВА на подстанции 500 кВ «Камала-1» (Красноярский край). В результате замены устаревшего оборудования современным аналогом будет повышена надежность электроснабжения потребителей городов Канск и Зеленогорск с общей численностью населения более 200 тысяч человек. Общая стоимость работ превысит...

  • Поставки для АЭС

    «Севкабель» осуществил поставку крупной партии кабелей ВВГнг-LS и КВВГнг-LS для Нововоронежской АЭС. Заказчик крупной партии силовых кабелей ВВГнг-LS и контрольных кабелей КВВГнг-LS, не распространяющих горение, с пониженным дымо- и газовыделением – филиал концерна «Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция». Объем отгрузки составил 10 тыс. метров кабеля. Филиал концерна «Росэнергоатом» «Нововоронежская атомная станция» (Н...