16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/96/7034.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 04 (96) февраль 2008 года

Будем формировать мощный блок по управлению госсобственностью

Энергетика По материалам газеты «Коммерсантъ»

В конце ноября в Федеральном агентстве по энергетике (Росэнерго) сменился руководитель. После реорганизации РАО «ЕЭС России» в июле агентство должно будет взять на себя часть функций энергохолдинга, при этом продолжив работу в угольной, газовой и нефтяной промышленности.

За что теперь будет отвечать Росэнерго и какие вопросы придется согласовывать с ним уже частным энергетическим компаниям, в своем первом интервью в новой должности рассказал глава агентства Дмитрий Аханов.

В каком состоянии наследство?

– В каком состоянии вам досталось Росэнерго?

– Хороший вопрос. Досталось работающее агентство, исполняющее свои функции минимум в трех отраслях – угле, нефти и газе. При этом с достаточно слабым пока, но активно развивающимся блоком по электроэнергетике. Конечно, есть что совершенствовать, многое нужно менять и адаптировать к сегодняшним реалиям. Но в целом я получил работо-способную конструкцию: 220 человек в Москве по штатному расписанию и порядка 108 в семи территориальных управлениях.

– Что такое сегодня Росэнерго? В чем его функции?

– Агентство реализует функции государственного управления в отраслях ТЭК – угле, газе, нефти и электроэнергетике. Это управление государственной собственностью, проведение государственных программ развития, повышения эффективности и инвестиций. Конечно, различия между отраслями существуют. Например, в угле государственных активов больше нет. Последние были проданы совсем недавно. Управлять частной собственностью, с одной стороны, вроде бы нельзя, но, с другой стороны, это не совсем так. Утверждена правительственная программа по завершению ре-структуризации угольной отрасли до 2010 года. Она предполагает закрытие и ликвидацию шахт, переселение шахтеров с севера, мониторинг экологической ситуации в регионах.

– Как обстоят дела с электроэнергетикой?

– В электроэнергетике ситуация совсем другая. Сейчас основной актив в ней – это РАО ЕЭС. Но с 1 июля ситуация резко изменится. Помимо государственных компаний, таких, как ГидроОГК, ФСК, «Системный оператор», холдинг МРСК и РАО «ЭС Дальнего Востока», появятся частные – вся тепловая генерация и сбытовая деятельность. И задача Росэнерго в том, чтобы, основываясь на опыте РАО «ЕЭС России» и на нашем собственном опыте в смежных отраслях ТЭК, выстроить оптимальную систему управления и регулирования электроэнергетики с учетом государственных приоритетов. Сейчас мы ведем работу с ведомствами и компаниями по подписанию регламента и выстраиванию системы управления госкомпаниями через корпоративные механизмы. Когда есть такой рычаг, государству для управления ими другие рычаги особенно и не нужны.



Что будет после РАО ЕЭС…

– Каковы планы в отношении частных компаний?

– Наша задача – не переходя к жесткому администрированию отрасли, наладить систему управления частными компаниями в интересах государства по важным для него вопросам надежности и безопасности энергосистемы. Тут важно не пережать, не переуправлять, что называется. Государство будет контролировать ситуацию и управлять в первую очередь с помощью механизмов и правил, а не прямого воздействия на частные компании. Я хочу подчеркнуть: электроэнергетика – это стратегически важная отрасль с точки зрения государственных приоритетов. И, несмотря на либерализацию, объем госуправления в ней должен стать больше, а механизмы – жестче, что мы и увидели на примере западных стран, где прошла либерализация.

– Вы собираетесь расширять полномочия Росэнерго?

– По углю, например, никаких дополнительных полномочий нам не надо. По нефти и газу тоже пока просить не будем. А с точки зрения электроэнергетики все, что сегодня для отрасли делает РАО ЕЭС, перейдет к нам после 1 июля. Мы считаем правильным и точно будем формировать мощный блок по управлению госсобственностью. Росэнерго должно стать точкой свода позиций министерств и ведомств по формированию политики государственного управления стратегически важными компаниями отрасли. Здесь должны формироваться решения и выдаваться директивы для советов директоров компаний с государственным участием.

Многие вопросы, рассматриваемые на советах директоров таких компаний, как ФСК или «Системный оператор», носят не только внутрикорпоративный характер – они являются определяющими для отрасли в целом и затрагивают интересы всех субъектов электроэнергетики: и поставщиков, и потребителей. Директивы – это не только способ управления бизнесом, но и механизм управления отраслью исходя из интересов государства.

– Вы планируете поменять структуру агентства?

– Определенные изменения, очевидно, будут. Это касается в первую очередь усиления блока по электроэнергетике. Я бы назвал это не реорганизацией, а тонкой настройкой.

– Росэнерго теперь – агентство в первую очередь по электроэнергетике?

– Нет. Мой приход обусловлен тем, что с точки зрения задач, стоящих перед государством, электроэнергетика – один из основных приоритетов. И объем госуправления в электроэнергетике даже через пять‑десять лет будет больше, чем в нефти или угле, например. Но никто не отменял и не отменяет нашу задачу по управлению нефтяной и газовой отраслями.



Сколько будет свободы у участников рынка

– Вы будете иметь влияние на участников рынка? Они вообще могут что‑то делать в отрасли без вашего согласия?

– У нас есть несколько механизмов воздействия на рынок и его участников. Прежде всего через решения госкомпаний. Свою политику государство будет проводить через прямое участие в корпоративном управлении госкомпаний, в том числе и через директивы для членов советов директоров. Второй механизм предполагает управление через правила функционирования отрасли, устанавливаемые постановлениями и распоряжениями правительства, приказами профильных министерств и ведомств. Третий – через НП «Совет рынка», где у государства есть большинство в наблюдательном совете, который детализирует правила и требования для участников оптового рынка электроэнергии.

Но, несмотря на все перечисленное, Россия остается одной из самых либеральных стран с точки зрения государственного управления электроэнергетикой. Могу сказать, что мы, наверное, единственная страна в мире, не выдающая разрешения на строительство электростанций. Везде в мире это есть, а у нас нет.

– Будет ли Росэнерго связующим звеном между энергетиками и поставщиками топлива, теми же газовиками, которые традиционно не могут договориться между собой?

– По факту мы уже им являемся. С одной стороны, мы разрабатываем прогнозные топливно-энергетические балансы и понимаем, сколько в стране газа, угля, мазута и сколько всего этого нужно для электроэнергетики. С другой стороны, все вопросы по взаимодействию «Газпрома» и энергетиков выплескиваются на Росэнерго. Те решения, которые были приняты по переходу на равнодоходность внутренних и экспортных цен на газ к 2011 году, лишили «Газпром» мотивации отказываться от поставок газа на внутренний рынок. Монополия ведет работу над своей инвестиционной программой. Мы ждем предложений, как они планируют поступить с проблемными точками. По остальным объектам мы увидели, что все пожелания электроэнергетиков де-факто были удовлетворены «Газпромом». Поэтому наша главная задача – не в ручном режиме разруливать проблемы, а выстроить систему, которая позволила бы решать проблемные вопросы самим субъектам на основе государственных приоритетов и экономических интересов бизнеса.



Ближайшие планы

– Готово ли постановление правительства по запуску рынка мощности?

– Правила рынка мощности переходного периода сейчас в Минюсте. В ближайшем будущем они будут внесены в правительство.

– Проводятся ли новые конкурсы по механизму гарантирования инвестиций, что там с новыми площадками, с претендентами?

– У нас сейчас два конкурса – по Тарко-Сале в Ямало-Ненецком округе и по Серовской ГРЭС. По Тарко-Сале уже идет второй этап.

– Планируете ли вы 1 июля отмечать реорганизацию РАО ЕЭС?

– Я думаю, что в первую очередь 1 июля будет отмечать РАО «ЕЭС России». Если позовут, с удовольствием присоединюсь. Хотя исходя из логики 1 июля мне и всем сотрудникам агентства придется быть на работе и принимать бразды правления.

– Анатолий Чубайс обещал в этот день открыть не один ящик шампанского, которые ему проиграли те, с кем он заключил пари о том, состоится реорганизация или нет.

– Я всегда верил в то, что реорганизация пройдет успешно.
СПРАВКА

Дмитрий Аханов родился 28 октября 1975 года. Окончил Российский университет дружбы народов. Имеет высшее экономическое и юридическое образование. В 1990‑х годах занимал должность директора департамента управленческого консультирования и корпоративного финансирования ИБГ «Никойл» (в настоящее время ФК «Уралсиб»). В июле 2002 года перешел в РАО «ЕЭС России» на должность заместителя начальника департамента управления капиталом. С 2003 года возглавлял департамент стратегии центра управления реформой РАО «ЕЭС России». В 2005 году был также назначен руководителем центра по реализации проектов реформирования, в качестве которого занимался вопросами реорганизации региональных энергосистем. Распоряжением правительства от 27 октября 2007 года назначен руководителем Федерального агентства по энергетике.

Федеральное агентство по энергетике (Росэнерго) было создано 9 марта 2004 года. Является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетических ресурсов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 04 (96) февраль 2008 года:

  • Россия и Армения планируют атомные проекты

    В начале февраля глава российского правительства Виктор Зубков посетил с официальным визитом Республику Армения. Среди подписанных соглашений в области экономического сотрудничества двух стран – значимые договоренности по ядерной энергетике. В совместном заявлении В. Зубков и армянский премьер-министр Серж Саркисян подтвердили намерение продолжить сотрудничество в области повышения безопасности и надежности второго энергоблока Ар...

  • Энергопроект для Китая

    РАО ЕЭС предлагает новый ориентированный на Китай энергопроект стоимостью 18 миллиардов долларов США. В случае успеха проект даст значительный толчок росту капитализации ГидроОГК. РАО «ЕЭС России» разработало крупный проект развития дальневосточной энергетики, ориентированной на Китай. Проект по новым мощностям строительства оценивается в 10 миллионов кВт, по объему годовой выработки – в 60 миллиардов кВт-ч. Инвестиции в проект с...

  • США: Энергокомпании борются за лицензии на Аляске

    Правительство США лицензировало почти 3 миллиона акров (около 12140 квадратных километров) на шельфе Аляски для разведки нефти, что вызвало негодование экологической общественности. За лицензии на добычу борются компании Shell, ConocoPhillips, StatoilHydro, Repsol и Eni, заплатившие за участие в аукционе более 2,6 миллиарда долларов США. «Зеленые» утверждают, что геологоразведочная деятельность в арктической зоне создаст угрозу для бе...

  • Новые мощности для Сургута

    МЭС Западной Сибири ввели в работу третью автотрансформаторную группу на подстанции 500 кВ Сомкино. Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – Магистральные электрические сети (МЭС) Западной Сибири – ввел в работу третью автотрансформаторную группу (АТГ-3) мощностью 501 МВА на подстанции 500 кВ Сомкино (Ханты-Мансийский автономный округ). Установленное на энергообъекте новое оборудование увеличило трансформаторную мощность подстанции с 1002 до...

  • Циклон «сорвал» энергоснабжение

    Мощный циклон, обрушившийся на Сахалин в середине февраля, спровоцировал сбои в работе ЛЭП. Основной удар стихия нанесла юго-западному побережью острова, где сила ветра составляла 35 м/с и более. В результате было нарушено электроснабжение Томаринского, Холмского, Невельского, Долинского, Углегорского и Анивского районов Сахалинской области. Как сообщили в отделе информационной стратегии ОАО «Сахалинэнерго», ремонтные бригады приложили...