16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/95/7007.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (95) февраль 2008 года

Энергомашиностроение: как уйти от производственного истощения?

Рост энергопотребления требует повышать технический потенциал энергоотрасли, в том числе энергетического машиностроения. Сегодня в этом секторе условия диктуют скорее продавцы, чем покупатели. Но спрос и требования потребителей растут, а значит, растет и конкуренция: по стоимости энергоблока, его КПД, скорости поставки «под ключ». Это предъявляет дополнительные требования к производителям.

А в условиях глобализации залогом конкуренто-способности становится научно-технический потенциал. Пока от российских производителей передовые достижения не прячут – уверены, что мы их все равно не освоим. Эту ситуацию нужно использовать – когда предприятие становится глобальным игроком, перед ним закрываются все «двери» к информации. При этом ситуация с научно-техническим менеджментом в отечественном энергомашиностроении остается сложной.



Потенциал не используется

Россия – мировой лидер в материаловедении и технологических аспектах энергомашиностроения. Этот потенциал сегодня используется недостаточно. А ведь здесь не нужны дополнительные инвестиции – достаточно грамотного менеджмента.

Наша страна обладает двумя научно-инженерными школами парового турбостроения (в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге). Их потенциал не востребован, а ведь отставание от ведущих мировых разработок легко преодолеть за 1‑3 года. В случае с газовыми турбинами большой опыт накоплен в авиационной отрасли, хорошо освоившей оборудование для высоких температур, и у разработчиков компрессоров, изучивших степень сжатия газа. Объединение этого опыта позволит в короткие сроки (не более трех лет) занять на рынке нишу газотурбинной энергетики (ГТУ и ГТУ-ТЭЦ) в диапазоне 6‑50 МВт.

В производстве котлов мы отстаем от развитых стран из‑за отсутствия жаростойких материалов для агрегатов на суперсверхкритические параметры пара. Научный потенциал есть, но он не реализован. Имеется отставание и по котлам с циркуляционными топками и кипящим слоем.

В атомной энергетике мы отстаем в единичной мощности реакторов. На Ижорском заводе, например, не хватает высоты пролета и грузоподъемности кранов для работы с корпусом реактора на 1500 МВт.

У остального оборудования нет стратегического системообразующего значения, поэтому оно может приобретаться на глобальном рынке.

Общий вывод: у нас есть и научные школы, и инженерные кадры, но серьезные вопросы вызывает научно-технический менеджмент. Менеджмент отрасли состоит преимущественно из «финансистов» и очень часто меняется. В результате он не может за короткие сроки вникнуть в сложные производственные вопросы. В результате инженерам не удается объяснить финансистам необходимость тех или иных затрат, а те не могут понять инженеров…



Типичные проблемы

Как же решить типичные проблемы энергомашиностроительных предприятий? В частности, для снижения накладных (общехозяйственных) расходов, которые сейчас составляют 1000 и более процентов, необходимо увеличивать объемы производства и продаж. Тогда доля общезаводских расходов в себестоимости будет падать. Для увеличения объемов продаж необходимо сокращать цикл выпуска продукции до 6‑9 месяцев на турбоустановку. Для увеличения объемов продаж необходимо также увеличить КПД паровых турбин минимум на 8 процентов. В сокращении общепроизводственных расходов, которые сейчас составляют сотни процентов, позитивные результаты дает применение методик бережливого производства.

Анализ показал стандартный путь решения проблем. Коммерческий процесс в энергомашиностроении на 95 процентов зависит от скорости и качества конструкторских проработок заказов. Рост производительности труда в инжиниринге увеличивает коммерческий потенциал завода – можно обрабатывать на порядок больше запросов. Большее число заказов позволяет полнее использовать производственные мощности (которые сегодня используются в среднем только на 15 процентов). Для этого надо резко увеличить число подготавливаемых в соответствии с заказами комплектов конструкторской и технологической документации, передаваемой в производство. Это можно сделать благодаря росту производительности труда в инжиниринге. Большее число заказов позволяет увеличить сменность работы, сократить цикл выпуска продукции, снизить долю накладных расходов в себестоимости продукции и, соответственно, увеличить зар-плату персонала.

Это позволяет набрать рабочих до численности, необходимой для полной загрузки производства, и организовать подготовку кадров по рабочим специальностям непосредственно на заводе.



«Ключевой» инжиниринг для бизнес-процессов

Инжиниринг энергомашиностроительного предприятия определяет и характер его бизнес-процессов, а именно: формирование коммерческих служб и объема получаемых заказов; работу снабженцев, логистов; монтажников; производственный процесс и его длительность; себестоимость продукции; уровень потребительского качества и конкурентоспособность продукции.

Для инженеров и технических работников реформа в инжиниринге обеспечивает рост производительности труда и заработка, позволяет сократить численность персонала.

Для менеджмента реформа в инжиниринге создаст полную прозрачность бизнес-процессов, обеспечит сквозное планирование исполнения производственных заказов, достоверный и своевременный аналитический учет.

Для финансово‑экономического блока реформа в инжиниринге предоставляет абсолютную прозрачность изделий и процессов в любом разрезе, в любых величинах, в виде любых отчетов в любое время.

Для коммерсантов реформа в инжиниринге обеспечит скорость и достоверность коммерческих проработок, точность ценообразования, бюджетирование сделок, конкурентную техническую гибкость. Для снабженцев реформа в инжиниринге создаст абсолютно достоверные спецификации на закупки в любом разрезе по изделиям, по подразделениям, по группам поставок и т. п. Для производства реформа в инжиниринге даст инструмент «сквозного планирования». Отсюда – устранение несвоевременного финансирования, срыва поставок и т. д. Для собственников и инвесторов реформа инжиниринга является необходимым базисом для обеспечения полной прозрачности бизнеса, плановости и управляемости.

Реформа инжиниринга – это основа для создания энергомашиностроительного холдинга, способного проектировать и строить электростанции «под ключ».

Проанализировав математическую модель экономики «Уральского турбинного завода», собственник (РЕНОВА) инвестировал в реформу инжиниринга 2 миллиона долларов США. В январе 2007 года завод приступил к реализации этого проекта и уже увеличил производительность специального конструкторского бюро турбостроения (СКБт) в два раза. До конца 2008 года УТЗ увеличит производительность КБ в четыре раза. В результате разработанных новых технологий литья ответственных деталей УТЗ снижает их вес, увеличивает потребительские свойства турбоустановок (маневренность), уходит от брака и необходимости их длительного «лечения», на 20 процентов сокращает себестоимость турбин. В 2009 году запланирован рубеж – 16 турбоустановок в год.

Подобные меры способны существенно поднять конкурентоспособность отечественных предприятий энергетического машиностроения и, соответственно, их инвестиционную привлекательность. Пока отечественное энергомашиностроение недооценено, но может стать одним из локомотивов экономического развития.
МНЕНИЕ

Александр Николаев, автор многих публикаций на тему машиностроения:

Причиной производственных проблем энергомашиностроительной отрасли в настоящее время является банальный человеческий фактор. Автор статьи подметил очень существенное обстоятельство: менеджмент отрасли состоит преимущественно из финансистов, которые в силу вполне объективных причин плохо понимают инженеров. Следствие – практически полное отсутствие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Экономисты не могут принять того, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в силу самой их природы не в состоянии обеспечивать четко просчитываемую результативность. Работа исследователя априори связана с тем, что получение положительного результата возможно только путем проб и ошибок, соответственно, с большим риском потери средств. Отрасли не хватает харизматичного яркого лидера, ставящего амбициозные задачи по созданию и выводу на рынок энергетического оборудования с уникальными параметрами.

Вряд ли у кого‑то есть сомнения, что финансовые ресурсы для отрасли не являются проблемой. Менеджмент «Северстали», например, имеет хороший опыт в выстраивании бизнес-процессов на машиностроительных предприятиях, и лично я уверен, что проблемы с высоким уровнем накладных расходов и другие проблемы организационного характера будут решены. А вот создание команды управленцев‑инженеров, обладающих навыками инновационного мышления, – это задача гораздо более сложная. Кадры по‑прежнему решают все.

Декларации о том, что Россия должна стать энергетической сверхдержавой, а для этого нужно и конкурентоспособное энергомашиностроение, останутся декларациями, пока менеджеры не вспомнят: предприятие – это имущественный комплекс, предназначенный для ведения предпринимательской деятельности, а предпринимательская деятельность – это неизбежный риск. Без этого понимания качество наших проектных работ, возможно, окажется приемлемым, но об инновациях не будет и речи. В то время как современное производство может развиваться только инновационным путем.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (95) февраль 2008 года:

  • Чешский опыт пригодится России. Были бы деньги…

    Чехия – страна с высокоразвитым энергетическим машиностроением и энергетикой. Подтверждением служит то, что Чешская Республика способна производить практически всю номенклатуру оборудования для электростанций, включая атомные, и, кроме того, страна является нетто-экспортером элекроэнергии. Когенерация, или комбинированное производство электроэнергии и тепла, в Чехии применяется весьма широко, поскольку страна располагает ограниче...

  • «КЭС-Холдинг» увеличивает долю в ТГК-9

    Совет директоров ОАО «ТГК-9» одобрил продажу ООО «КЭС-Холдинг» 99,95 процента акций допэмиссии объемом 27,18 процента от увеличенного уставного капитала за 17,019 миллиарда рублей. Цена размещения одной акции дополнительного выпуска составит 0,00801 рубля. Ранее «КЭС-Холдинг» за 15,488 миллиарда рублей (631 миллион долларов США) приобрел пакет акций госдоли ТГК-9 в 33,94 процента. В рамках допэмиссии генерирующая компания планировала...

  • Иран: Топливо для Бушера доставлено

    Восьмая, последняя, партия ядерного топлива для АЭС «Бушер», строительство которой ведется при содействии российских специалистов, доставлена из России в Иран. Об этом сообщила организация по атомной энергии Ирана. Таким образом, из России на АЭС всего доставлено 82 тонны ядерного топлива, обогащенного от 1,6 процента до 3,6 процента, а также необходимое оборудование, отмечается в сообщении. Поставка восьми партий ядерного топлива для...

  • Блиц

    В Алтайском крае разработан новый способ сжигания каменного угля. Технология низкотемпературного вихря создана совместными усилиями компаний «Сибэнергомаш» и «НТВ‑Энерго». Применение новой технологии позволит значительно увеличить коэффициент полезного действия котельного оборудования, уменьшить вредные выбросы в атмосферу. К тому же она даст возможность работать с разносортным топливом. Испытания первого реконструированного кот...

  • Ангола: «Технопромэкспорт» построил ГЭС в Анголе

    Российская компания «Технопромэкспорт» сдала в гарантийную эксплуатацию последний агрегат второй очереди ГЭС в Республике Ангола. Гарантийный срок будет действовать в течение 12 месяцев. Общая установленная мощность электростанции после пуска второй очереди составила 520 МВт. Кроме того, «Технопромэкспорт» планирует подписать с заказчиком договор о техническом содействии в эксплуатации ГЭС. Его стоимость – 2 миллиона долларов США...