16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/95/6922.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 03 (95) февраль 2008 года

Отрасль ждет стандартов

Энергетика Беседовала Ольга МАРИНИЧЕВА

Работа по разработке и утверждению обязательных к применению технических регламентов и расширяющих их основные положения стандартов вступает в новую фазу.

Во‑первых, близится вступление России в ВТО, урочный час, к которому привязана необходимость обновления российских стандартов. Во‑вторых, российский бизнес, желающий не только обеспечить перспективу на внутреннем рынке, но и выйти на рынки международные, начинает участвовать в разработке и обсуждении новых стандартов. О том, как работает этот механизм, рассказывает Андрей Лоцманов, заместитель руководителя Комитета Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по техническому регулированию, стандартизации и оценке.



«Мы не просто отстаем…»

– Сказать, что российская система стандартизации отстает от зарубежной практики – значит выразиться слишком мягко. Более точное определение: «Она находится в глубоком кризисе». В развитых странах, например в Великобритании, Германии, США, стандарты пересматриваются каждые 4‑5 лет. Для России средний показатель – раз в 12 лет. Ежегодно в Германии принимается более 2,5 тысячи стандартов. В России в минувшем году было принято больше 700, и то это неплохой показатель по сравнению с итогами предыдущих лет.

Первая причина, объясняющая наше отставание, – это изменение всего механизма принятия технических регламентов и базирующихся на их основе стандартов. Когда‑то Госстандарт был государственным комитетом, имевшим право направлять и контролировать работу министерств и ведомств в области стандартизации. Сегодня он преобразован в Ростехрегулирование, подчиненное уже не правительству Российской Федерации, а Министерству промышленности и энергетики. (Сегодня есть надежда на восстановление традиционного бренда и возвращение Госстандарта в прямое подчинение правительству страны).

Проблема номер два – федеральный Закон о техническом регулировании, точнее, первая редакция этого закона, которая создавала скорее дополнительные препятствия, чем реальную помощь, претендуя на замену стандартов техническими регламентами. Многие из этих недостатков преодолены благодаря принятым в 2007 году дополнениям к закону, разработанным при активном участии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). В частности, новая редакция закона позволяет вносить изменения в стандарты до принятия технических регламентов. Эта новация очень важна, потому что процедура принятия стандартов работает намного проще, чем механизм принятия технических регламентов. Регламенты утверждаются либо федеральным законом, либо постановлением правительства. Стандарты создаются техническим комитетом и утверждаются Росрегулированием. Сейчас мы (т. е. Комитет по техническому регулированию) бьемся за то, чтобы в технические регламенты закладывались общие требования к продукции и услугам, а более конкретные требования были указаны в стандартах.

И, наконец, очень остро сегодня стоит третья проблема – проблема кадров. Прежде разработкой стандартов занимались отраслевые и подведомственные Госстандарту институты. Сегодня они находятся в нелегком положении и едва ли могут справиться с задачей самостоятельно. Выход – в привлечении к разработке и утверждению стандартов представителей делового сообщества, тем более что аналогичная практика действует во всех развитых странах. Сегодня российский бизнес не только участвует в обсуждении стандартов (в первую очередь в рамках межотраслевых советов, созданных при РСПП), но и финансирует их разработку наряду с госбюджетом. Сегодня соотношение между государственными вложениями и средствами бизнеса составляет около 50:50, в отдельных случаях ближе к 60:40 в пользу государства. Кстати, одной из положительных тенденций минувшего года стало десятикратное увеличение государственных инвестиций: с 1 до 10 миллионов долларов. Но чтобы приблизиться к европейским стандартам в этом вопросе, необходима консолидация усилий власти и бизнеса. И похоже, что к настоящему времени ситуация сдвинулась все‑таки с мертвой точки.



Бизнес меняет законы

– Вот об этом расскажите, пожалуйста, поподробнее. По‑видимому, здесь начинается самое интересное.

– Сегодня в России действуют 2 межотраслевых совета по стандартизации, созданных при Комитете РСПП по техническому регулированию при поддержке Ростехрегулирования. Первый из них – созданный два года назад межотраслевой совет по стандартизации в нефтегазовом комплексе, сформированный по инициативе Газпрома, Роснефти, других ведущих газо- и нефтедобывающих компаний РФ. Его цели аналогичны задачам других советов по стандартизации, действующих и будущих – формирование перспективной программы стандартизации, вовлечение специалистов в разработку национальных и международных стандартов.

– Многого ли удалось добиться совету по стандартизации в нефтегазовой отрасли в два года?

– Прежде всего был создан координирующий центр, отвечающий за разработку и обновление стандартов – объединенный Технический комитет под председательством начальника департамента стратегического развития Газпрома Влады Русаковой. В состав технического комитета, или ТК-23, вошли представители всех основных нефтедобывающих компаний России. Прежде такого направляющего центра не было. Было несколько технических комитетов, каждый из которых отвечал за отдельно взятое направление, что противоречило и здравому смыслу и международной практике. (Так, в составе международной комиссии по разработке ИСО работает Комитет по нефти и газу и несколько подчиненных ему подкомитетов по конкретным направлениям).

Далее, именно в 2006 году состоялась первая Международная конференция, посвященная проблемам стандартизации в нефтегазовой отрасли (Ханты-Мансийск). Ее итоги можно считать историческими: именно в Ханты-Мансийске было заявлено о необходимости внесения изменений в Закон «О техническом регулировании». Следующая международная конференция, организованная межотраслевым советом вместе с «Газпромом», прошла в минувшем году в Астрахани. Было принято решение, что одним из главным направлений деятельности координирующего комитета ТК-23 должна стать организация взаимодействия со смежниками. Например, при разработке стандартов на трубы должны учитываться требования нефтяных и газовых компаний – главных потребителей. Поэтому стандарты будут обсуждаться и потребителями, и производителями продукции.

В промежутке между конференциями шла работа по анализу международных стандартов в сфере нефте- и газодобычи, формированию собственной перспективной программы стандартизации, по привлечению специалистов. Еще в 2006 году был проведен опрос всех нефтегазовых компаний страны относительно стандартов, которые необходимо обновить в первую очередь. Обобщив результаты, мы получили возможность формировать перспективный план стандартизации на 3‑5 лет вперед. С начала 2008 года начинается планомерная работа по стандартизации в нефтегазовой отрасли, сначала по принятию новых российских стандартов, потом по гармонизации их с международными.

– Итак, первый межотраслевой совет по стандартизации приблизился к выполнению своей главной задачи. А второй совет? Чем занимается он, каких результатов добился?

– Второй межотраслевой совет создан в строительной отрасли, он сыграл большую роль при внесении изменений в Закон о техническом регулировании. Именно благодаря инициативе межотраслевого совета в строительстве были приравнены к стандартам СНИПы (строительные нормы и правила) и СанПИНы (санитарные правила и нормативы), чего не было в первой редакции закона. Кроме того, совет разработал концепцию технического регулирования в строительстве и исходные принципы проекта технического регламента по безопасности зданий и сооружений. На очереди создание третьего межотраслевого совета – по металлургии, его учредительное собрание должно состояться 29 января 2008 года.

Но утверждение новых стандартов российского значения – это только половина работы. Задача номер два – гармонизация отечественных стандартов с международными. Если эта задача не будет выполнена до вступления России в ВТО, наша продукция и услуги не будут востребованы на международном рынке, или нам придется работать по чужим стандартам.

Напомню, что если в развитых странах Европы 90‑95 процентов стандартов гармонизированы с международными, то в России этот показатель составляет всего 44 процента. И в данном случае было бы очень полезно, если бы российские специалисты участвовали в работе международных организаций по стандартизации, имели право голоса, защищая приемлемую для российских компаний точку зрения. Нашим специалистам необходимо знать, какие требования к продукции закладываются в перспективные стандарты, чтобы готовиться к выпуску новой продукции по правилам, которые будут работать через 4‑5 лет. Попутно в этом процессе возникают вопросы интеллектуальной собственности, вопросы оплаты за использование международных стандартов. К сожалению, сегодня эта работа практически не ведется, хотя в свое время именно отраслевые институты СССР активно участвовали в работе Международной комиссии по стандартизации, стояли у истоков создания всемирно признанных стандартов ИСО. Мы пытаемся заполнить этот пробел путем приглашения на наши мероприятия зарубежных специалистов, изучения зарубежного опыта на месте и распространения этого опыта на семинарах и конференциях внутри России. Кроме того, нами созданы постоянно действующие рабочие группы с нефтегазовым ТК-67 ИСО и с ТК-12 европейской организации по стандартизации, которые несколько раз в году проводят заседания для координации совместных действий.



Границы для манипуляций

– С одной стороны, процесс обсуждения стандартов заявлен как достаточно открытый. С другой стороны, здесь играют очень большую роль крупные компании и компании-монополисты, такие, как «Газпром» и «Роснефть», участвующие в разработке стандартов для нефтегазового комплекса. Нет ли опасности, что они смогут повлиять на других разработчиков, «продвинуть» стандарты, удобные прежде всего для них самих?

– Эту опасность мы видели и старались предупредить. Во‑первых, как бы велика и влиятельна ни была компания, ее интересы в межотраслевом совете представляет только один человек. Во‑вторых, даже такие гиганты, как Газпром, не могут навязать свою волю конкурентам и партнерам, если предложения невыгодны для других участников рынка.

Тому есть реальные примеры, и на уровне российских, и на уровне корпоративных стандартов. Вот один из них. Одна из крупных компаний российского рынка утвердила свои внутренние требования к трубам. Многие поставщики трубной продукции заявили о желании участвовать в поставках, надеясь на открывающийся перед ними обширный рынок. Но когда они просчитали себестоимость труб в соответствии с корпоративными стандартами, то увидели, что она должна вырасти в несколько раз. В результате компания отказалась от первоначальных требований. Эта история показывает, что любой стандарт должен быть жизнеспособным, соответствовать соотношению «цена‑качество». В противном случае производители вправе заявить: «Если вы считаете, что трубы должны быть из чистого золота, вы должны заплатить нам за золотые трубы».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 03 (95) февраль 2008 года:

  • Энергомашиностроение: как уйти от производственного истощения?

    Рост энергопотребления требует повышать технический потенциал энергоотрасли, в том числе энергетического машиностроения. Сегодня в этом секторе условия диктуют скорее продавцы, чем покупатели. Но спрос и требования потребителей растут, а значит, растет и конкуренция: по стоимости энергоблока, его КПД, скорости поставки «под ключ». Это предъявляет дополнительные требования к производителям. А в условиях глобализации залогом конкуренто-с...

  • Без кабеля не обойтись

    Рынок электротехнической продукции постоянно пополняется новыми изобретениями, что указывает на увеличивающийся интерес покупателей и развитие данной отрасли. И если еще несколько лет назад о российском электротехническом рынке было нечего сказать, то сегодня регулярно появляющиеся новинки напрямую указывают на то, что рынку электротехнической продукции в нашей стране быть. В конце декабря завод «Чувашкабель» расширил номенклатуру вып...

  • Кириенко уволен и назначен

    Председатель правительства Российской Федерации Виктор Зубков своим распоряжением от 4 февраля 2008 года (№ 99-р) освободил Сергея Кириенко от обязанностей руководителя Федерального агентства по атомной энергии. Напомним, что до сих пор С. Кириенко продолжал оставаться на посту руководителя Федерального агентства по атомной энергии, в то время как в декабре 2007 года указом президента России он был назначен генеральным директором...

  • Тренировки на случай ЧС

    Персонал Центральной диспетчерской службы «Карелэнерго» в 2008 году планирует провести 33 противоаварийные и противопожарные тренировки. Тренировки пройдут по плану, утвержденному в компании. Диспетчеры будут учиться управлять процессами в электросетевом комплексе при отключениях потребителей из‑за дефицита мощности. Как рассказал начальник Центральной диспетчерской службы «Карелэнерго» Дмитрий Ананьев, диспетчеры отработают и р...

  • Энергетики заботятся о здоровье

    Управляющий Карельским отделением Фонда социального страхования России Геннадий Оглоблин поблагодарил исполнительного директора «Карелэнерго» Ефима Ашкинезера за активное участие в оздоровительной кампании для детей сотрудников предприятия. В благодарственном письме управляющего Карельским отделением ФСС говорится: «Реализация оздоровительной кампании 2007 года – важное направление государственной социальной политики в рамках Нац...