16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/93/6842.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (93-94) январь 2008 года

Что такое стандарт ISO 9001:2000

Тема номера Клайд ПИРЧ и др.

Стандартизация в соответствии с международными стандартами – это не мода. Это – жизненная необходимость. Это – не только признание продукции предприятия на международном уровне, но и возможность совершенствования работы предприятия. Между тем версий стандартов ISO несколько. Как не запутаться в них и чем они отличаются друг от друга? Об этом – материал наших американских коллег.

С момента появления стандартов ISO 9000 в 1987 году соответствующую регистрацию прошло около 250 тысяч организаций по всему миру. Судя по откликам, вызванным этой серией международных стандартов, в которых определяются требования к системам управления качеством (Quality Management Systems QMS), многие считают ее наиболее значимой инициативой подобного рода из множества зародившихся в начале 1990‑х годов и направленных на повышение качества создаваемой продукции. Одна из причин успеха ISO 9000 объясняется тем, что процесс сертификации на соответствие требованиям стандарта ISO 9000 помогает предприятию оптимизировать его хозяйственные и производственные процессы.

В 1994 году стандарт ISO 9000 подвергся изменениям, правда, очень небольшим. Затем стандарт был пересмотрен коренным образом, новая версия получила наименование ISO 9001:2000. Изменения таковы, что вся четверть миллиона уже сертифицированных организаций должна была модифицировать свои системы управления качеством. Вдобавок к тому поменялись базовые правила и для тех сотен тысяч организаций, которые уже проходят либо планируют пройти процесс сертификации в будущем. Национальные бюро стандартизации, архивы, консультационные и прочие агентства, выросшие на почве этого стандарта, отныне должны работать в совершенно новых условиях.

Как и его предшественник, известный под названием ISO 9001:1994, стандарт ISO 9001:2000 представляет собой целое семейство взаимосвязанных стандартов. Новая версия состоит из трех документов различного назначения: ISO 9000, определяющий основные понятия и термины; ISO 9001 – сердце нового стандарта, определяющего требования к новым системам, и ISO 9004, представляющий собой рекомендации по внедрению и конкретизирующий ISO 9001.

Учитывая последствия введения этой версии стандарта и стоимость этого процесса, у руководителей организаций возникло множество вопросов, касающихся ISO 9001:2000. Например: обязательна ли сертификация на соответствие новому стандарту? сколько времени будет действительна существующая сертификация? чем вызваны изменения в стандарте? чем различаются старый стандарт и новый? как изменятся способы управления предприятием? кому новый стандарт выгоден? кто пострадает? насколько труднее внедрять новый стандарт, чем старый? и т. д.



Чем ISO 9001:2000 отличается от ISO 9001:1994

В основе обоих стандартов лежат различные модели управления качеством. Стандарт ISO 9001:1994 определяет требования к 20 ключевым параметрам, которые организация должна соблюдать для предоставления качественных товаров и услуг своим клиентам. Первоначально данный стандарт разрабатывался для производственных предприятий, выпускающих различные полезные предметы (приборы, устройства, потребительские товары и т. п.), однако старый ISO 9000 использовался и в сфере обслуживания, и в компаниях, ориентированных на различные процессы. Главная цель гарантировать покупателю, что сертифицированная организация выпускает изделия ожидаемого уровня качества. Соблюдать требования стандарта ISO 9001:1994 просто: грубо говоря, документируйте все, что делаете; делайте то, что указано в документах, и будьте готовы это доказать.

Модель управления качеством в ISO 9001:2000 совершенно иная. В основе лежат не 20 ключевых элементов, а модель процесса. При этом никакой ориентации на конкретный тип производителей нет. Модель процесса управления качеством, в соответствии с новым стандартом ISO 9001, состоит из четырех разделов:
– раздел 5 («Административная ответственность»);
– раздел 6 («Управление ресурсами»);
– раздел 7 («Производство продукции и / или услуги»);
– раздел 8 («Измерение, анализ, улучшение»).

Остальные разделы ISO 9001 носят вспомогательный характер. Разделы с номерами от 0 до 3 обосновывают исходные предпосылки возникновения новой модели, раздел 4 («Система управления качеством») представляет собой введение в саму модель процесса управления качеством, содержащее обязательства организации по созданию документальной системы управления качеством.

Все требования к модели процесса, изложенные в четырех разделах нового стандарта, даны в более общей и менее предписывающей терминологии, чем в предыдущей 20-элементной модели. Меньшая степень конкретизации упрощает следование стандарту предприятиям любых видов деятельности.

С другой стороны, несмотря на то что новая модель, возможно, проще и демократичнее своей предшественницы, ее требования представляют собой качественный скачок вперед, соответствующий новым прогрессивным тенденциям в области управления качеством. Четыре раздела модели процесса управления качеством работают подобно широко известному циклу Деминга: «Планируй-Делай-Проверяй-Действуй». Эта модель гораздо жестче, чем основной лозунг ISO 9001:1994: «Документируйте все, что делаете; делайте то, что указано в документах, и будьте готовы это доказать».

Подходит ли модель ISO 9001:2000 компаниям, ориентированным на процессы и услуги?

Большая часть 20 элементов, введенных в ISO 9001:1994 и относящихся к контролю качества продукции, разрабатывалось для производств, продукция которых состоит из отдельных деталей, что более всего подходит производителям различных приборов и устройств:
4.8 – Идентификация продукции и оперативный контроль,
4.9 – Управление технологическим процессом,
4.10 – Приемка и испытания,
4.11 – Надзор над приемочным, измерительным и испытательным оборудованием,
4:12 – Статус приемки и испытаний,
4:13 – Надзор над некондиционной продукцией.

В стандарте ISO 9001:2000 все эти конкретизирующие элементы отсутствуют. Ближайший аналог в новом стандарте – раздел 7 («Производство продукции и/или услуги») – вводит гораздо более открытую и обобщенную по сравнению с предшествующим стандартом архитектуру. Вместо того чтобы подгонять отчетность о своей деятельности под требования стандарта, вы определяете, что имеет смысл для вашего бизнеса, и документируете это наиболее подходящим образом.

Полученная в результате подобного документирования система управления качеством будет удовлетворять вашу организацию наилучшим образом. Более того, новый стандарт требует создания меньшего числа документов, чем старый. Значительную часть документов, которые создавались в соответствии с требованиями старого стандарта ISO 9000, особенно первого уровня – методического и второго – системного, совершенно безболезненно можно отбросить или перераспределить по другим документам. Стандарт ISO 9001:2000 требует выполнения минимум пяти системных процедур (в рамках 4-блочной модели процесса), в то время как его предшественник – 18 элементов из 20. Однако для реализации ISO 9001:2000 может понадобиться и более пяти процедур, поскольку стандарт требует документирования всех процессов. Это не недостаток, а скорее – гибкость.



В чем ISO 9001:2000 превосходит предшественника

По сравнению с ISO 9001:1994 стандарт ISO 9001:2000 является значительным шагом вперед. Основные его преимущества рассматриваются ниже.

1. Учет мнения потребителя. Даже поверхностный анализ графического представления модели процесса управления качеством показывает, какое влияние в соответствии с новым стандартом может иметь потребитель. Все определяется двумя факторами: требованиями потребителя на входе и удовлетворением потребителя на выходе. Организации понадобятся методы описания и контроля потребностей и пожеланий потребителя в отношении каждого заказа, а также процессы и процедуры измерения и анализа степени удовлетворенности потребителя.

В то же время старый стандарт давно критиковался за то, что позволял некоторым организациям не делать ничего – и тем не менее формально соответствовать требованиям ISO 9000. В ISO 9001:2000 этот недостаток устранен.

2. Постоянное улучшение. В соответствии с ISO 9001:2000 для организации уже недостаточно просто измерять степень удовлетворенности потребителя – нужно будет повышать эту степень. Кроме того, придется измерять и совершенствовать качество внутренних процессов. Постоянное улучшение – основное положение новой версии ISO 9000, изначально присущее модели «Планируй-Делай-Проверяй-Действуй».

Постоянное улучшение – одна из основных задач управления качеством. Постоянное улучшение унифицированной категории продукт/услуга с последующим повышением степени удовлетворенности потребителя – вот суть моделей Деминга и системы комплексного управления качеством. И хотя многие, в том числе и авторы этой статьи, считают, что постоянное улучшение всегда подразумевалось и в ISO 9000, в стандарте ISO 9001:2000 оно получило явное и недвусмысленное выражение.

Новый стандарт отводит администрации более значимую роль. Административная ответственность расширяется до рамок осуществления руководства всей многоэтапной разновидности процесса.

Если организация уже сертифицирована на соответствие ISO 9000, надо ли начинать все сначала?

В новый стандарт может быть преобразован любой элемент предшествующего стандарта. Например, в рамках раздела 7 («Производство продукции и/или услуги») можно воспользоваться такими разделами стандарта ISO 9001:1994, как «Идентификация продукции и оперативный контроль», «Управление процессом», «Приемка и испытания», «Статус приемки и испытаний», «Надзор над нестандартной продукцией». Более того, поскольку новая версия требует письменного изложения всех процедур, изменение четырехуровневой пирамидальной структуры документооборота не является необходимым, хотя новый стандарт и допускает ее упрощение (например, можно объединить «методическое руководство» и «Процедуры 1‑го уровня»).

С другой стороны, большую часть существующей документации, возможно, придется переделывать в соответствии с требованиями ISO 9001:2000. В некоторых случаях подобные переделки могут быть весьма существенными. Свидетельством масштабов изменений может послужить тот факт, что 12 элементов стандарта ISO 9001:1994 были сведены к уровню подклассов стандарта ISO 9001:2000.

Кроме того, возможно, придется разрабатывать новые процедуры, отражающие новые требования и суть дела. Например, в ISO 9001:1994 нет ничего, что соответствовало бы статьям ISO 9001:2000 «Ориентация на потребителя», «Планирование», «Внутренний документооборот», «Трудовые ресурсы» и др.

Новый стандарт принесет пользу не только тем, кому был полезен старый стандарт ISO 9001, но гораздо большему числу организаций. Благодаря таким требованиям, как постоянное улучшение качества и удовлетворение потребителей, новый стандарт становится намного более эффективной платформой. С его помощью компании смогут повысить и качество своей работы, и конкурентоспособность, отчего выиграют и их клиенты. Поэтому ISO 9001:2000 приобретет среди потребителей гораздо больший вес, чем обладал его предшественник.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (93-94) январь 2008 года:

  • Планы «Роснефти» на 2008-й

    Совет директоров ОАО «НК «Роснефть» утвердил бизнес-план на 2008 год. Компания намерена увеличить добычу нефти на 10,9 процента – до 111,927 миллиона тонн в год. Это будет сделано за счет максимального вовлечения в разработку доказанных запасов по существующим активам (предполагается пробурить 681 новую скважину) и проведения обширного спектра геологотехнических мероприятий. На нефтеперерабатывающих предприятиях компании в 2008 г...

  • ОГК-4: рост с опережением

    Темпы увеличения выработки электроэнергии электростанциями ОАО «ОГК-4» превысили темпы роста спроса на электроэнергию в стране. В целом коэффициент использования установленной мощности станций ОГК-4 вырос с 67,5 процента в 2006 году до 71,7 процента в 2007 году. Тем самым станции ОГК-4, являясь наиболее эффективными, имеют приоритет по загрузке, что позволяет говорить о благоприятных перспективах работы станций компании. Электростанции...

  • Пакистан: Политическая нестабильность срывает газопроводный проект

    Неоднократные обещания президента Пакистана Первеза Мушаррафа взять под личный контроль строительство трубопровода для транспортировки в его страну иранского газа кажутся несбыточными на фоне политического хаоса после убийства бывшего премьера Беназир Бхутто. Помимо этого, начало строительства неоднократно откладывалось из‑за возражений США против проекта, который принес бы иранской экономике столь необходимую ей твердую валюту. ...

  • Новые ПГУ обеспечат энергией и рабочими местами

    ОАО «ОГК-2» намерено заключить договор с консорциумом компаний во главе с ОАО «Группа Е4» на выполнение функций генподрядчика по строительству «под ключ» двух парогазовых энергоблоков единичной мощностью 400 МВт каждый на Ставропольской ГРЭС. В состав консорциума вошли предприятия ОАО «Группа Е4»: ЗАО «СибКОТЭС», ОАО «Фирма «Центроэнергомонтаж» и ЗАО «Новосибирскэнергоспецремонт». По результатам работы тендерной комиссии заявка «Группы...

  • ГидроОГК приняла «экологические» решения

    В декабре состоялись общественные слушания представителей ОАО «ГидроОГК», ОАО РАО «ЕЭС России» и экологических организаций, посвященные обсуждению экологической политики компании. ОАО «ГидроОГК» – одна из первых энергокомпаний в России, организовавшая диалог с экологическими организациями. В ходе встречи член правления ОАО «ГидроОГК» Расим Хазиахметов рассказал о самой экологической политике компании, ее концепции и программе реа...