16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/93/6788.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 01-02 (93-94) январь 2008 года

Семь лет отмерь, один раз отрежь

Выступление главы РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса на итоговой пресс-конференции в декабре 2007 года

«Я хотел бы в сжатом виде описать четыре главных для нас вопроса. Первый: реформа. Второй: рынки электроэнергии, являющиеся одним из важнейших элементов реформы. Третий – инвестиции, то, что, собственно говоря, было и остается целью реформы. И четвертый: что будет после реформы, как все это будет выглядеть», – таким коротким вступлением глава российского энергохолдинга Анатолий Чубайс начал итоговую в 2007 году конференцию «РАО «ЕЭС России» – открытая компания».

На этот раз выступление главного энергетика страны действительно отличалось краткостью – он просто констатировал свершившиеся факты реформы практически без оценок «хорошо» и «плохо». Зато вопросам журналистов А. Чубайс уделил пристальное внимание, стремясь развеять все опасения по поводу дальнейшей судьбы отечественной энергетики.

В отличие от других СМИ мы представляем читателям полный текст выступления Анатолия Борисовича и его ответы на наиболее интересные вопросы журналистов.

– Всю суть реформы энергетики можно изложить так: в энергетике есть конкурентный сектор – генерация и сбыт, и есть монопольный сектор – сети и диспетчеры. Они должны жить по разным законам.
Конкурентный сектор живет по рыночным законам, там должна преобладать частная собственность.

А монопольный сектор не может быть конкурентным, именно поэтому там государственная собственность и неизбежно государственное тарифообразование. Вот эта банальная мысль, которую сегодня уже понимают энергетики всего мира, всего семь лет назад воспринималась, как какое‑то заявление о прилете марсиан.

В нашей стране реализация этой идеи завершается. Этому способствовали два финальных аккорда реформы, которые были сыграны совсем недавно. Один из них – общее собрание акционеров РАО «ЕЭС России», прошедшее 26 октября 2007 года. Второй – комплект поправок в закон об электроэнергетике. Они были подписаны президентом 4 ноября 2006 года. Практически синхронно по времени и скоординированно по содержанию. Что в этих двух документах? Реализация той исходной схемы, о которой я сказал выше. Собрание акционеров РАО «ЕЭС России» одобрило реорганизацию компании.

Юридически это называется реорганизацией через выделение. Происходит распределение всех активов компании между ее акционерами на пропорциональной основе. Акционер, имеющий одну миллионную долю активов РАО ЕЭС, получит одну миллионную долю активов всех вновь созданных компаний. Акционер, владеющий 52 процентами РАО ЕЭС, – это государство – получит 52 процента.

Одновременно с этим принципиальным решением, которое поддержали 95 процентов акционеров, участвовавших в голосовании, было принято решение о порядке, сроках и моменте завершения этих преобразований. И 1 июля 2008 года реорганизация РАО «ЕЭС России» завершается, компания прекращает свое существование. Таким образом, корпоративная и законодательная части были состыкованы окончательно, их фиксация по времени осуществлена.



Структура энергетики страны

Как и было сказано, основа реформы – это разделение конкурентного и монопольного секторов. В конкурентном секторе будут работать 6 тепловых оптовых генерирующих компаний (ОГК), гидрогенерирующая компания (одна из крупнейших в мире), 14 территориальных генерирующих компаний (ТГК) и «ИнтерРАО ЕЭС». Монопольный сектор тоже определен: Федеральная сетевая компания (ФСК), Системный оператор – наша диспетчерская вертикаль, холдинг межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК) и «Энергетические системы Востока». Как вы знаете, на Дальнем Востоке мы пошли по другой логике: там нет рынка, нет конкуренции – просто потому, что нет достаточного количества конкурентных игроков.

Тепловые ОГК – это крупнейшие компании с установленной мощностью по 8‑9 тысяч мегаватт. Они сейчас завершают процессы IPO, полностью консолидированы, работают в полном объеме. ГидроОГК – это колоссальный холдинг, в котором ГЭС, как правило, являются «дочками». С 1 июля 2008 года в ходе реорганизации мы их консолидируем. Это означает, что ГидроОГК перейдет на единую акцию, станет структурой, абсолютно прозрачной и для рынка, и для контрагентов. Кстати говоря, приобретет колоссальную капитализацию.

Территориальные генерирующие компании сформированы все и находятся сейчас, как и ОГК, на стадии привлечения инвестиций. Часть уже прошли ее, остальные пройдут в ближайшие 4‑5 месяцев.

«ИнтерРАО» – очень важная структура, созданная из ничего – в том смысле, что РАО ЕЭС никаких активов никогда в эту компанию не передавало и ни одного рубля денег в нее не вложило. Есть разные прогнозы цены этой компании, но самая пессимистичная из них – полтора миллиарда долларов. Очевидно, что после завершения консолидации «ИнтерРАО» 1 июля она будет стоить дороже, и, вообще, у этой компании, в моем понимании, очень серьезное будущее. Мы будем в нее вкладывать четыре станции – Сочинскую ТЭС, Калининградскую ТЭЦ-2, Северо-Западную ТЭЦ и Ивановские ПГУ. Думаю, что эта компания будет иметь перспективы и на российском рынке, и за рубежом.

Далее – Федеральная сетевая компания. В ее рамках консолидирована вся Единая национальная электрическая сеть (ЕНЭС). 75 процентов собственности ФСК будет у государства. Безусловно, она тоже станет «голубой фишкой» на фондовом рынке.

Системный оператор – это совсем не бизнес, это диспетчирование, и там мы решаем две задачи. Первая задача – консолидация диспетчерской вертикали. Как выглядело диспетчирование в прежней системе? ЦДУ – федеральный уровень, центральное энергетическое управление, семь региональных объединенных диспетчерских управлений (ОДУ) и собственные диспетчерские службы АО-энерго. Мы осуществили полную консолидацию диспетчирования. Из всех АО-энерго выделены РДУ, региональные диспетчерские управления. Они включены в структуру единой вертикали и по собственности, и по имуществу. Мы получили активы на уровне собственности – консолидированную диспетчерскую вертикаль, соответствующую законодательному обеспечению своих полномочий по воздействию на любых субъектов энергетики – частных, государственных, каких угодно. С 1 июля Системный оператор будет на 100 процентов принадлежать государству. Там рынка быть не должно.

Холдинг МРСК – это 11 крупных межрегиональных распределительных компаний. Их конфигурация утверждена межведомственной комиссией под руководством министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, в ближайшее время будет утверждена правительством, завершается их структурирование.



Создание конкуренции

Все наши структурные решения оказались в центре дискуссий, которые идут сейчас по всему миру, особенно в Европе. Если вы спросите европейцев, в чем главный нерв этих дискуссий, они произнесут загадочное слово – unbundling, то есть «развязывание», «разделение». Вокруг этого вопроса кипят страсти, Евросоюз подготовил директиву, обязывающую сделать разделение, Франция и Германия бурно протестуют, Англия настоятельно требует его осуществить.

Так вот, Европа сейчас находится в основном на этапе перехода от первой ко второй стадии, от функционального разделения к разделению юридическому. ЕС централизованно готовит директивы о разделении по собственности, и это вызывает бурные протесты многих членов ЕС.

В этом анбандлинге есть три стадии. Стадия № 1 – функциональное разделение. Ситуация, когда сетевые бизнесы функционально отделены от генерации: то есть у них есть положение о менеджменте, которое ограничивает потоки информации, вводит другие ограничения для того, чтобы обеспечить конкуренцию… Вторая стадия – юридический анбандинг, разделение сетей и генерации на разные юрлица. Наконец, третья стадия – разделение по собственности, когда у юрлиц нет аффилированных собственников. У нас функциональное разделение уже давным-давно завершено, юридическое прошло 2‑3 года назад, а вот разделение по собственности закончится 1 июля 2008 года. Выбор наш обусловлен не радикализмом ради радикализма. Просто в России закон действует российский.

Иначе частный бизнес, приобретя сети и генерацию в одном и том же регионе, восстановит вертикальную интеграцию, не допустит конкурентов, зажмет их, завысит цены и будет измываться над потребителем.



Рыночные фокусы

Ну, а когда структурные преобразования проведены, то создан задел для запуска системы рынков. Сердцевина ее – это оптовый рынок электроэнергии. Он создан, запущен, функционирует с 1 сентября 2006 года. Отталкиваясь от него, нам нужно построить еще минимум 4 вида рынков. Это рынки мощности, системных услуг и производных финансовых инструментов, а также розничные рынки.

Конкурентный оптовый рынок имеет за плечами годичную историю. Вкратце она отображена здесь, нарисована тремя кривыми. Первая кривая: суточная цена. У энергетиков есть хорошо известный закон «двугорбого верблюда». Он состоит в том, что в утренний максимум ты получаешь максимальную цену, днем, в полупик – она съезжает, в вечерний максимум получаешь рост максимальной цены, потом она снова снижается к ночи. Недельный график – и здесь все здравому смыслу абсолютно соответствует. В недельном графике очевидно: в выходные дни ты получаешь снижение спроса, а если спрос меньше предложения, то и цена пошла вниз. В рабочие дни – наоборот.

Надо ликвидировать все элементы государственного тарифообразования в генерации. Ничего, кроме антигосударственного эффекта, они не дают. Жить им осталось два года. С 1 января 2011 года в России законом запрещено государственное тарифообразование на генерацию, как и должно быть.

Оптовый рынок сейчас либерализован всего лишь на 19 процентов. Каждые полгода, в соответствии с утвержденным графиком, происходит прирост либерализованной доли рынка.



Отрасль спасут инвестиции

Структурные преобразования и рынок – фундаментальные посылки для привлечения частных инвестиций. Ради их привлечения вся реформа и делалась. Мы еще в 99‑м рисовали так называемый «крест Чубайса» – кривую, показывающую, что рост спроса на электроэнергию грозит дефицитом энергомощностей. Всей целью реформы было привлечение колоссальных инвестиций, чтобы не допустить этого дефицита. Энергетика – это вам не изготовление пива. Здесь счет идет на триллионы. Ясно было: если мы всю структуру преобразуем так, что она будет готова притягивать эти триллионы, то энергетика спасена. Нет – значит, нет. Именно поэтому и структурные преобразования были обязательными условиями для привлечения инвестиций.

Решив эту задачу, мы должны были ответить на вопрос о том, куда инвестировать, что должно быть построено. А для того, чтобы ответить на этот вопрос, пришлось переработать даже не один документ, а целую систему. Вот эта система документов здесь, в этих матрешках, собственно, и нарисована. Один документ – стратегия развития электроэнергетики России до 2030 года. Внутри этого отрезка – Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года с перечнем территорий, где нужно строить новые мощности. Этот документ реализуется через сдвигающиеся по годам 5-летние инвестпрограммы. Это логика всей стратегии развития энергетики.

В 2006 году было введено около 1200 МВт, а уже в 2010‑м предстоит ввести 15900 МВт. Рост – более чем в 10 раз. Полтора года назад, когда мы про это впервые сказали, 99 процентов профессионалов, не зависящих от нас, заявили: невозможно, и точка. Тем не менее, мы считаем, что эта задача абсолютно выполнима в этих цифрах, которые мною были названы. И тогда возникает классический вопрос русской истории: «Где деньги, Зин?»

Денег нужно примерно 3,38 триллиона рублей. Это цена программы в целом. Смею утверждать, что эта задача будет решена полностью. За счет чего? В первую очередь – за счет частных инвестиций, которые принесут нам свыше 1 триллиона рублей. На сегодняшний день полтриллиона рублей уже привлечены. Эти средства уже на счетах генерирующих компаний.



Энергетика становится локомотивом экономики

Для понимания масштабов инвестиционной программы в энергетике приведу сравнение: средства пенсионного фонда Российской Федерации – около 2300 миллиардов рублей; суммарные средства Стабфонда РФ – около 3500 миллиардов рублей; наконец, наша программа – 3380 миллиардов рублей.

Знаете, как пришлось бы решать проблему дефицита энергомощностей, если бы не реформа? Было бы два варианта решения. Решение номер один: отнять весь Стабфонд, отдать его в энергетику. Что означало бы это для макроэкономики? Дефолт. Проходили, знаем, не самое приятное дело. Вот этим пришлось бы пожертвовать. Или есть второе решение – утроить все тарифы с ходу. Если бы не было реформы энергетики и триллиона частных инвестиций, никаких иных вариантов у страны просто не оставалось бы. С энергетикой шутить нельзя. Видели уже отключенную от электроэнергии Москву. Не дай Бог увидеть еще раз.

Генерирующие компании уже привлекли инвесторов с конкретными суммами – от 11,6 миллиарда рублей в ТГК-5 до 146 миллиардов рублей в ОГК-4. Процесс конкурентной продажи акций ОГК и ТГК полностью будет завершен до середины будущего года. Вместе с тем понятно: эти деньги надо превратить в мегаватты мощностей генераторов и в тысячи километров новых линий электропередачи. В железо надо превратить. А для этого энергетика задает десятку отраслей экономики колоссальный по мощи импульс развития. Этот импульс уже можно описывать не эпитетами, а цифрами. Вот они: энергомашиностроение – 694 миллиарда рублей заказов (рост уровня 2010 года к уровню 2006 года – в 7,1 раза); электротехническая промышленность – 194 миллиарда рублей заказов (рост в 3,4 раза); угольная промышленность – рост на 40 процентов; газ – на 30 процентов; промстройматериалы – в 8 раз; проектно-исследовательский комплекс – в 2,8 раза; строймонтаж – в 6,6 раза. А наука и образование – вообще счету не поддаются. Мы очень тесно взаимодействуем и с Академией наук, и со всеми российскими энергетическими вузами, готовим программу поддержки вузов. Энергетика без преувеличения становится настоящим локомотивом экономики. Вот что такое инвестиции как результат реформы энергетики.



Постреформенный прогноз. Команда

Несколько слов о том, что будет после реформы. Кто будет командовать процессом в новой энергетике после реформы РАО? Мы считаем, что командовать им должны вместе государство и рынок. За государством, безусловно, – перестройка государственной системы управления. Она уже начата. Расширяются функции федерального агентства Росэнерго. Его руководителем назначен Аханов Дмитрий Сергеевич – один из разработчиков основных реформ. Он будет разрабатывать всю государственную систему управления энергетикой после реформы.

Второй аспект – рыночная компонента, равнозначная государственной по «весу» и значимости. Реорганизуется Администратор торговой системы, создается Совет рынка. Совет будет самоуправляемой организацией, представляющей всех субъектов рынка. У него будут серьезные полномочия по воздействию не только на конкурентный, но и на монопольный сектор – в том числе на СО и ФСК.

Вот так будет структурирована новая система управления электроэнергетикой России. Все это вместе позволит нам с чистой совестью передать эстафету новым энергокомпаниям к 1 июля 2008 года.
ОТ РЕДАКЦИИ

Хотите прокомментировать выступление Анатолия Чубайса, высказать собственную точку зрения по поднятым вопросам? Пишите на редакционный адрес info@eprussia.ru. Нам интересны самые различные мнения на ход энергореформы в России, и мы готовы опубликовать их на страницах нашей газеты.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 01-02 (93-94) январь 2008 года:

  • Петербург обогреют по схеме

    Петербургское правительство приняло постановление «О генеральной схеме теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года». Необходимость принятия генеральной схемы была обусловлена тем, что последняя генеральная схема теплоснабжения была разработана в 1986 году и более двадцати лет не было документа, определяющего направление развития теплоэнергетического комплекса города. Предполагается, что сре...

  • МРСК Центра: управлять по‑новому

    В ОАО «МРСК Центра» 15 и 16 января прошел семинар‑совещание, посвященный особенностям функционирования системы управления по целям на основе сбалансированной системы показателей BSC (The Balanced Scorecards). Основной целью мероприятия стало детальное «погружение» менеджеров МРСК и подведомственных компаний в особенности функционирования системы управления. «Мы должны понять, что региональный менеджмент – это не просто «ви...

  • Новый год сулит углю новые перспективы

    Вследствие благоприятной конъюнктуры на мировом рынке российский угольный экспорт набирает обороты. Растет и потребление угля внутри страны, ведь уголь отличается дешевизной и запасы его будут исчерпаны очень не скоро. Российский «резерв» по этому виду топлива оценивается в 198,5 миллиарда тонн, или 11,3 процента от общего количества разведанных мировых ресурсов. Эти факторы требуют роста угледобычи, и российские производители отвечают...

  • ГидроОГК приняла «экологические» решения

    В декабре состоялись общественные слушания представителей ОАО «ГидроОГК», ОАО РАО «ЕЭС России» и экологических организаций, посвященные обсуждению экологической политики компании. ОАО «ГидроОГК» – одна из первых энергокомпаний в России, организовавшая диалог с экологическими организациями. В ходе встречи член правления ОАО «ГидроОГК» Расим Хазиахметов рассказал о самой экологической политике компании, ее концепции и программе реа...

  • Польша: Вклад в литовские проекты

    Председатель польского Сейма Бронислав Комаровский по итогам встречи с премьер-министром Литвы Гедиминасом Киркиласом заявил, что Польша заинтересована в совместных энергопроектах двух стран. В свою очередь, глава правительства Литвы призвал ускорить реализацию энергетических проектов и проекта по строительству транспортной сети Via Baltica. Польша является партнером Литвы, Латвии и Эстонии в проекте по строительству новой АЭС в Литве....