16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/91/6621.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15 (91) декабрь 2007 года

Почему дорожает электроэнергия

Энергетика Олег КОТЛЯРОВ, главный специалист СПбЗНИиПИ (Санкт-Петербургского зонального проектного института)

Одной из причин удорожания электроэнергии в России является не только увеличение стоимости энергоносителей (газ, уголь, нефть и т. д.), что само по себе странно, но и увеличение числа чиновников, проверяющих и согласовывающих проекты.

После того как определенные деятели развалили сложившуюся энергосистему России, количество организаций, желающих выдавать технические условия, проверять и согласовывать проекты, значительно возросло.

Если раньше заказчик или проектная организация получали технические условия на подключение к электрическим сетям в «Ленэнерго» (затем ОАО «Ленэнерго»), то теперь стало значительно сложнее.

Есть генерирующие организации, сетевые организации (в Петербурге их две: кабельная сеть ОАО «Ленэнерго» и городская сетевая организация), сбытовая организация, ЗАО «Петроэлектросбыт», ОАО «Северо-Западная управляющая энергетическая компания», высоковольтные сети ОАО «Ленэнерго». Во всех этих организациях – свои службы.

Если с ОАО «Ленэнерго» все ясно, то чем занимаются остальные организации, почти никто из проектировщиков и заказчиков не знает.

Например, ЗАО «Петроэлектросбыт». В свое время это ЗАО было создано в системе «Ленэнерго» для работы с бытовыми потребителями, т. е. для сбора с последних платы за израсходованную электроэнергию.

Но с развалом ОАО «Ленэнерго» ЗАО «Петроэлектросбыт», чтобы удержаться на плаву, решило взять на себя функции экспертизы и Ростехнадзора.

С этой целью ЗАО «Петроэлектросбыт» выпустило «Правила согласования проектной документации в ЗАО «Петроэлектросбыт», противоречащие действующим СНиП 11‑01‑95 «Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий и сооружений». Согласно письму министра промышленности и энергетики РФ № 07‑757 от 25 марта 2005 года, «… нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий… На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров». Эти «Правила…» на государственную регистрацию не представлялись.

Согласно письмам начальника Управления по надзору в электроэнергетике № 10‑03‑04/188 от 10 декабря 2004 года и № 10‑05/588 от 3 июня 2005 года, данные «Правила…» являются документом для внутреннего пользования в ЗАО «Петроэлектросбыт». Согласование проектов электроснабжения и электрооборудования с целью проверки питающих сетей, проверки расчета электрических нагрузок действующими нормативными документами не предусмотрено, и их замечания являются лишь личным мнением сотрудников ЗАО «Петроэлектросбыт».

Все эти разделы имеют право проверять лишь Управление по надзору в энергетике (Ростехнадзор) и экспертиза.

Требование ЗАО «Петроэлектросбыт» устанавливать щит арендатора в ГРЩ жилого дома для подключения субабонентов является незаконным, т. к. неясно, кто этот щит эксплуатирует.

Если этот щит находится на балансе ЗАО «Петроэлектросбыт», то оно обязано платить владельцу дома за аренду помещения.

Согласно Градостроительному кодексу РФ, статья 49 п. 6, «не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей».

Следует отметить низкий технический уровень специалистов ЗАО «Петроэлектросбыт» и отсутствие у них знаний нормативных документов.

1. Согласно «Правилам устройства электроустановок» (ПУЭ, 7‑е издание) п. п. 1.2.19 и 1.2.20, потребители 1-й и 2-й категории надежности запитываются от двух независимых источников питания. Потребители 1-й категории надежности подключаются через устройство АВР на ГРЩ потребителя (см. п. 5.13 СП 31.110‑2003). Однако ЗАО «Петроэлектросбыт» требует отдельно выделить потребителей 1-й категории надежности.

2. Согласно СП 31.110‑2003 п. 2 табл. 6.1, удельные расчетные нагрузки квартир учитывают нагрузку устройств автоматики, противопожарных устройств, приборы учета тепла и т. п. Но ЗАО «Петроэлектросбыт» требует выделять в таблицах нагрузку этих потребителей. Зачем – неясно.

3. Согласно п.6.9. СП 31.110‑2003, мощность резервных электродвигателей, а также противопожарных устройств и уборочных механизмов при расчете электрических нагрузок, питающих здания, и вводов в здание не учитывается. ЗАО «Петроэлектросбыт» пренебрегает этим пунктом, требуя включить их в общую расчетную мощность.

4. ЗАО «Петроэлектросбыт» требует устанавливать приборы учета и отключающие аппараты на питающих сетях (вводах) в здание, перед щитом арендатора, на щите арендатора, на щитах потребителей. Ведь лишний отключающий аппарат – это прецедент аварии.

5. Требование ЗАО «Петроэлектросбыт» о составлении таблиц нагрузок на индивидуальные квартиры с указанием мощности установленных светильников, бытовой техники является неприемлемым, т. к. диктует владельцу квартиры, какие светильники и бытовую технику покупать. Вводимая мощность в квартиру определяется заданием на проектирование в соответствии с табл. 6.1, 6.2, 6.3 СПЗ1‑110‑2003. Данное требование ЗАО «Петроэлектросбыт» не регламентировано никакими нормами, правилами и стандартами.

6. ЗАО «Петроэлектросбыт» требует выделять отдельной строкой нагреватель вентустановки. Вентустановка поставляется комплектно с приводом и нагревателем.

7. Очень странным выглядит требование учитывать мощность неоновой лампы на пожарном щите.

8. ЗАО «Петроэлектросбыт» требует от проектной организации составления таблицы баланса годового потребления электроэнергии заказчиком по месяцам. На основании этого баланса сбытовая организация заключает договор с покупателем электроэнергии. Проектная организация не вправе навязывать заказчику режим работы.

9. ЗАО «Петроэлектросбыт» требует учитывать коэффициент мощности до третьего знака (например, 0,971) и считать мощность нагрузок до второго и третьего знака после запятой (Рр = 1029,22 кВт).

Замечания ЗАО «Петроэлектросбыт» носят общий характер, в них отсутствуют ссылки на действующие нормативные документы. Правила определения и предоставления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регламентированы постановлением правительства РФ № 83 от 13 февраля 2006 года. ЗАО «Петроэлектросбыт» не относится к организациям, называемым «Сети инженерно-технического обеспечения», т. е. к организациям, транспортирующим по своим сетям ресурсы. Поэтому продукт, который ЗАО «Петроэлектросбыт» предлагает в качестве незаконных технических условий, следовало бы назвать рекомендациями, которые оно может давать или через экспертизу, или через Ростехнадзор. На просьбу Управления государственной экспертизы и института СПбЗНИиПИ выслать в их адрес лицензию ЗАО «Петроэлектросбыт» с указанием разрешенных видов деятельности последнее ответило молчанием, а секретарь спросила: «Зачем вам это надо?» А ведь каждая организация, имеющая статус АО, должна предоставлять лицензию по требованию любого лица и организации.

Ссылка директора по развитию ЗАО «Петроэлектросбыт» И. Смирнова на устаревший закон РФ «О лицензировании…» № 128 от 8 августа 2001 года некорректна: ЗАО «Петроэлектросбыт» не является энергоснабжающей организацией и не имеет права выдавать технические условия на проектирование.

Свои замечания ЗАО «Петроэлектросбыт» оформляет на листах, не имеющих титула, без подписи исполнителя, даты, т. е. с нарушением действующих ГОСТов.

Кроме того, ЗАО «Петроэлектросбыт» делает приписку, что оставляет за собой право на дополнительные замечания, которые не были вынесены ранее. Но это уже – за дополнительную плату, якобы за ускорение просмотра проекта. Это замечание близко к вымогательству.
Из всего сказанного следуют выводы: 1) деятельность ЗАО «Петроэлектросбыт» по согласованию проектов является незаконной; 2) проверяющие специалисты слабо подготовлены технически; 3) лишние согласования удорожают проектирование, сдерживают сроки ввода объекта; 4) ЗАО «Петроэлектросбыт» следует ограничиться сбором платежей за расходуемую электроэнергию.

Заказчики, боясь, что ЗАО «Петроэлектросбыт» не подключит их установку к электрическим сетям, идут на поводу у этой организации. Если взять и сосчитать количество проектировщиков‑электриков во всем Санкт-Петербурге, то их будет в полтора раза меньше проверяющих. Может быть, сотрудникам ЗАО «Петроэлектросбыт» следовало бы поработать на монтаже, эксплуатации установки или в проектных организациях?

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 15 (91) декабрь 2007 года:

  • Лучшая производственная база

    В МРСК Северо-Запада подвели итоги смотра-конкурса на лучшую организацию работы базы филиалов энергокомпаний региона. В тройку лучших филиалов сетевого комплекса региона вошли Тотемские электрические сети («Вологдаэнерго»), Центральные электрические сети («Комиэнерго»), Центральные электрические сети («Колэнерго»). В октябре 2006 года по инициативе дирекции по управлению персоналом МРСК Северо-Запада был объявлен смотр-конкурс на лучш...

  • Конструктивный импульс партнерства

    Мероприятие: «Нефть и газ-2007», «Энергия и Энергетика-2007». Организаторы: ВК «АККО Интернешнл». Место проведения: Украина, Киев. Дата: 6‑9 ноября 2007 года....

  • На Белгородской ТЭЦ введена новая ГТУ

    Торжественная церемония ввода в эксплуатацию новой газотурбинной установки на площадке Белгородской ТЭЦ состоялась 28 ноября. В ней приняли участие губернатор Белгородской области Е. С. Савченко, член правления, управляющий директор бизнес-единицы № 1 РАО ЕЭС А. В. Чикунов, заместитель управляющего директора бизнес-единицы № 1 РАО ЕЭС, председатель совета директоров ТГК-4 Э. В. Оруджев, генеральный директор ТГК-4 Г. А. Кочет...

  • Проект электростанции на Тарасовском месторождении прошел экспертизу

    Компания «Энерготех», выполняющая функции генерального подрядчика строительства электростанции на Тарасовском месторождении, получила положительное экспертное заключение ФГУ «Главгосэкспертиза России». Авторитетная комиссия, возглавляемая отделом объектов энергетического комплекса, пришла к выводу, что «рабочий проект строительства электростанции 52,38 МВт на Тарасовском месторождении соответствует требованиям нормативных технических д...

  • Сети получают центр управления

    В ОАО «Вологдаэнерго» начались работы по подготовке помещений для Центра управления сетями (ЦУС). Для деятельности ЦУС ОАО «Вологдаэнерго» выделены помещения общей площадью более 200 квадратных метров, которые уже начали переоборудовать под нужды Центра управления сетями. ЦУС ОАО «Вологдаэнерго» был создан для централизации функций оперативно-диспетчерского управления электросетевым комплексом РСК в декабре 2005 года. Основная задача ...