16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/91/6617.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15 (91) декабрь 2007 года

Третья волна

Энергетика Ольга МАРИНИЧЕВА

Ноябрьские продажи сбытовых компаний: итоги и ожидания

РАО «ЕЭС России» рассталось с очередной партией сбытовых компаний (27‑29 ноября). Результаты «третьей волны» продажи сбытов, точнее, продажи пакетов акций, принадлежавших РАО ЕЭС, обнадеживают и разочаровывают одновременно. С одной стороны, основная часть компаний, выставленных на торги в первые два дня, нашла своих покупателей. Более того, в течение третьего дня были проданы две из семи сбытовых компаний, выставленных на продажу со второй попытки. С другой стороны, большинство пакетов было продано с незначительным превышением стартовой цены.

Повышенный интерес участников рынка и наблюдателей к ноябрьским торгам выглядит закономерно. Во‑первых, это первые аукционы, которые проводятся по новым правилам, установленным в октябре 2007 года. Во‑вторых, на третий день торгов (29 ноября) на продажу были выставлены сбытовые компании, не нашедшие покупателя в ходе предыдущих торгов.



Высокие риски – низкие цены

Напомним, что введение новых правил аукционов по продаже сбытовых компаний объяснялось опасностью ценового сговора стратегических инвесторов. Прежде участники торгов сами объявляли свою цену. Новые правила предусматривают проведение открытых аукционов с предварительной подачей заявок в закрытых конвертах. Конверты вскрываются членами аукционной комиссии в присутствии всех участников торгов. Победа достается тому, кто предложит наибольшую цену с самого начала. Это значит, что участники аукциона не могут повышать цену в ходе торгов. Стоит отметить, что новые правила запрещают доступ в зал аукциона посторонних лиц, в том числе журналистов.

Впрочем, эксперты считают, что опасность ценового сговора и намеренной «игры на понижение» преувеличена. Сравнительно невысокая продажная цена сбытов объясняется другой причиной: рисками, связанными с приобретением энергосбытовых компаний. Действительно, капитализация сбытовых компаний очень мала, реальный актив сбыта – это его бренд и клиентская база. Приобретение сбытовой компании оправдано в случае доступа к максимальному проценту потребителей. Такая возможность есть у компаний, которые обладают статусом гарантирующего поставщика или рассчитывают получить его в будущем. Но отсутствие законодательных норм по проведению тендеров на получение статуса гарантирующего поставщика вызывает вопросы: по каким правилам эти тендеры будут проводиться в 2008 году и будут ли они проводиться вообще?

Итоги первых дней «третьей волны» показывают, что риски, связанные с приобретением сбытов, остаются в силе. Большинство компаний было продано с незначительным превышением стартовой цены. С другой стороны, изменения, внесенные в правила аукционов, «сработали» в сторону увеличения продажной цены, так как участники торгов, желая предупредить конкурентов, указывали в заявках цену, превышающую стартовую.



Кому же достались сбыты?

Результаты торгов «третьей очереди» оказались довольно неожиданными. Во‑первых, в торгах участвовало большое количество новых претендентов, не заявлявших о себе в ходе предыдущих аукционов. Во‑вторых, впервые среди претендентов оказалась генерирующая компания – ОАО «ТГК-4», заранее заявлявшая о своем интересе к Тульской сбытовой компании. Впрочем, победа досталась не ей, а ИФК «Метрополь», предложившей 490 миллионов рублей при стартовой цене в 410 миллионов и действовавшей в интересах западного инвестиционного фонда Halcyon Advisers. Это тоже первый прецедент такого рода.

Первый день торгов примечателен тем, что две из пяти представленных на нем компаний (Липецкая энергосбытовая компания и Тульская сбытовая компания) были проданы с заметным превышением стартовой цены. В значительной степени благодаря продаже этих двух компаний РАО ЕЭС смогло получить на 30 процентов больше плана. Победителем торгов по продаже Липецкой ЭСК стало физическое лицо, предложившее 501,5 миллиона рублей, то есть более чем в два раза больше стартовой цены. По мнению участников рынка и экспертов, покупатель действовал в интересах Новолипецкого металлургического комбината. «Это решение закономерно, – считает финансовый аналитик Дмитрий Терехов. – Сегодня НЛМК – основной промышленный потребитель электроэнергии в Липецкой области. Приобретение собственного сбыта служит страховкой от неблагоприятной ситуации на оптовом рынке, наличие «якорных» покупателей обеспечивает гарантированный сбыт. То, что в заявке была проставлена цена, в два раза превышающая отпускную, доказывает серьезность намерений».

Долю во Владимирском сбыте за 295 миллионов рублей (на 5 миллионов больше стартовой цены) приобрело ООО «Транс‑сервис». Что до Орловской и Костромской сбытовых компаний, то они не были проданы: на покупку этих компаний не было подано ни одной заявки.

Второй день оказался менее напряженным: четыре из пяти выставленных на продажу компаний были проданы с небольшим превышением стартовой цены.

Победителем аукциона по продаже ООО «Мариэнергосбыт» стало ООО «Символ-Транс», предложившее 151 миллион рублей (на 1 миллион выше стартовой цены). С таким же шагом по отношению к начальной цене пакета было продано ООО «Бурятэнергосбыт» (конечная цена – 201 миллион рублей, покупатель – ООО «Региональная компания «Резерв»). Кроме того, ООО «Региональная компания «Резерв» приобрело ОАО «Томская ЭСК» за 242 миллиона рублей (на 2 миллиона выше стартовой цены). И, наконец, ОАО «Омская ЭСК» было продано ОАО «Роскоммунэнерго» за 307,15 миллиона рублей, что более чем на 7 миллионов выше начальной цены пакета. Непроданным осталось лишь ОАО «Новгородская ЭСК» – по причине отсутствия покупателей.

По данным энергохолдинга, победители аукционов второго дня – региональные подрядчики, работающие в сфере ЖКХ. Как пояснил журналистам заместитель генерального директора по связям с общественностью «Роскоммунэнерго» Сергей Цыпленков, тот факт, что мы приняли участие в аукционе по приобретению акций «Омскэнергосбыта» и победили в нем, говорит о том, что мы заинтересованы в развитии энергосбытовой деятельности в Омской области. Стратегия нашей компании предполагает развитие и стабильную работу энергосбытовых компаний. В качестве примера могу привести работу Вологодской энергосбытовой компании, которую мы также недавно приобрели».

И, наконец, в третий день на продажу были выставлены ОАО «Хакасэнергосбыт» и ОАО «Удмуртская ЭСК», уже выставлявшиеся на продажу в сентябре 2007 года по тем же стартовым ценам, что и два месяца спустя. Победителем торгов по продаже 100 процентов акций «Хакасэнергосбыта» стало ОАО «Роскоммунэнерго, предложившее 232 миллиона рублей, что на 2 миллиона выше первоначальной цены. Победителем в торгах по продаже 49 процентов акций ОАО «Удмуртская ЭСК» стало ООО «Пересвет», заплатившее 515 миллионов 515 тысяч рублей, на 15,515 миллиона больше стартовой цены (по данным RBK daily, за неизвестным доселе ООО «Пересвет» стоит «КЭС-Холдинг»). Другие пять сбытовых компаний, в том числе потенциально интересные «Энергосбыт Ростовэнерго» и Брянская сбытовая компания, не нашли своего покупателя и во второй раз – тоже из‑за отсутствия претендентов на покупку.

Следующий аукцион «третьей очереди» по продаже принадлежащих РАО «ЕЭС России» пакетов акций ОАО «Пермская ЭСК» и ОАО «Кировэнергосбыт» состоится 4 декабря 2007 года.



Постскриптум

Стартовую цену непроданных сбытов могут снизить.

РАО «ЕЭС России» все‑таки не исключает возможности пересмотра стартовой цены непроданных сбытовых компаний. Об этом сообщает РБК daily со ссылкой на члена правления энергохолдинга Владимира Аветисяна. Первым кандидатом на изменение цены может стать «Энергосбыт Ростовэнерго», который так и не нашел покупателя в ходе третьего дня торгов сбытовых активов РАО ЕЭС. «Если компания переоценена, как, например, Ростовская, с ней нужно будет индивидуально что‑то делать – мы этого не скрываем», – добавил Владимир Аветисян.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 15 (91) декабрь 2007 года:

  • Выставка «MPExpo-2008» – новые идеи, возможности, решения

    Мероприятие: выставка «MPExpo-2008». Организатор: выставочное объединение РЕСТЭК. Место проведения: Россия, Санкт-Петербург. Дата: 8 апреля 2008 года....

  • Швеция: Автобусы Стокгольма перешли на биотопливо

    Транспортная компания Stockholm Transport (SL) получила 10 автобусов Scania с дизельными двигателями, работающими на 95-процентном этаноле. Это уже третье поколение этаноловых автобусов Scania. Выбросы СО2 у новых автобусов на 90 процентов меньше, чем у обычных дизельных автобусов. Уже несколько лет автобусы в центре Стокгольма работают только на биогазе и этаноле. В центре города компания Busslink (подразделение SL) уже более 15 лет э...

  • Армения: Закрытие АЭС – недешевая затея

    По предварительным подсчетам, для закрытия Армянской (Мецаморской) АЭС Армении потребуется в общей сложности 238,75 миллиона евро. Согласно стратегии вывода АЭС из эксплуатации, одобренной правительством Армении, для проведения предварительных работ в этом направлении потребуется 4,5 миллиона евро, для демонтажа – 36,6 миллиона евро, для обработки отходов и их захоронения – 38,7 миллиона евро, для захоронения отработанного т...

  • Сотрудники «Колэнерго» задержали расхитителя

    В городе Коле на территории службы распределительных сетей Северных электросетей ОАО «Кол-энерго» при попытке разобрать резервный рубильник пойман с поличным 27-летний мурманчанин. Его задержали работники службы распределительных сетей – электромонтер-водитель оперативно-выездной бригады Сергей Глебов и диспетчер СРС Сергей Кушнарев. Руководством компании принято решение об объявлении благодарности бдительным сотрудникам. Задерж...

  • Экология – в приоритетах

    ОАО «ГидроОГК» удостоено звания «Лидер природоохранной деятельности в России». Это произошло на Всероссийской экологической конференции «Новые приоритеты национальной экологической политики». Глава ГидроОГК Вячеслав Синюгин и член правления компании Расим Хазиахметов удостоены почетных медалей «За отличие в экологической деятельности». В 2007 году в ОАО «ГидроОГК» разработали концепцию экологической политики компании и экологические п...