16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/91/6604.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15 (91) декабрь 2007 года

Камчатка: кто виноват и что делать?

Первая полоса Ольга МАРИНИЧЕВА

Петропавловск-Камчатский начинает приходить в себя после первой крупной энергоаварии зимы 2007‑2008 годов. Напомним, что в результате короткого замыкания на подстанции «Дачная» добрая треть города осталась без тепла и света на три дня.

В результате срочных мер энергоснабжение было восстановлено, но это не принесло успокоения. Расследование причин ЧП сопровождается взаимными обвинениями властей и энергетиков и поиском виноватых.

21 ноября один из трансформаторов на подстанции «Дачная» не справился с отключением токов короткого замыкания. Были повреждены контрольные силовые кабели энергоузла, трансформатор и распределительное устройство, резервный трансформатор остался в работе. Обесточены 4 котельные и 10 центральных тепловых пунктов, что привело к прекращению подачи света и тепла в 80 многоквартирных жилых домов.

Хроника

Среда, 21 ноября, и последующие три дня… Один из трансформаторов на подстанции «Дачная» не справился с отключением токов короткого замыкания. Были повреждены контрольные силовые кабели энергоузла, трансформатор и распределительное устройство, резервный трансформатор остался в работе. Обесточены 4 котельные и 10 центральных тепловых пунктов, что привело к прекращению подачи света и тепла в 80 многоквартирных жилых домов, 15 школ и дет-ских садов. Без электричества и отопления остались 25 тысяч человек. Старожилы и энергетики вспоминают, что последний раз подобное ЧП случилось на Камчатке в 1980 году. Весь вечер дежурные телефоны были заняты. О причинах ЧП горожане узнали только на следующий день.

Чтобы подать энергию на отключенные тепловые пункты, сотрудники МЧС нашли в городских ведомствах, воинских частях, на хладокомбинатах и у частных предприятий дизельные электростанции. Но доставить генераторы к месту назначения оказалось непросто. В Петропавловске-Камчатском нашелся только один КРАЗ-тягач, способный справиться с этой задачей (он принадлежит морскому инженерному батальону). Поэтому ремонтные работы продолжались всю ночь.

В течение этих напряженных дней дети пострадавших районов были отпущены на вынужденные каникулы (детские сады не работали, занятия в школах начинались только в 10 часов утра).

В субботу, 24 ноября, на подстанцию «Дачная» был доставлен резервный трансформатор 16 тысяч КВА, который с 2002 года находился в резерве на ПС «Апача» (Усть-Большерецкий район). Специалисты «Центральных электрических сетей» ОАО «Камчатскэнерго» завершили ремонт подстанции и вышли на проектную схему энергоснабжения потребителей. Электроснабжение пострадавших микрорайонов восстановили по временной схеме.

Воскресенье, 25 ноября. В аэропорту приземлился арендованный РАО «ЕЭС России» у МЧС транспортный самолет ИЛ-76, который доставил комплект электросилового оборудования для второй секции ПС «Дачная», измерительную лабораторию для проведения испытаний и ввода в эксплуатацию нового трансформатора, а также «живой груз» – 11 специалистов‑монтажников РАО «ЕЭС России». В тот же день на Камчатку прилетает транспортный самолет Ан-124 («Руслан»), доставивший мобильную трансформаторную подстанцию из Москвы, предназначенную для резервирования работающей подстанции. Специалисты РАО ЕЭС приступают к форсированию работ по вводу резервной мобильной подстанции. «Она будет работать на Камчатке, пока не отремонтируют основную подстанцию, – поясняет первый заместитель генерального директора НПО «Интерэлектромонтаж» Игорь Фомин. – Это 1,5‑2 года. Затем ее демонтируют и отправят обратно, если не будет принято решение оставить ее в регионе как резервную».

Среда, 29 ноября. Окончательное подключение мобильной подстанции и организация подачи электроснабжения по постоянной схеме.



Поиск «стрелочников»

Практически одновременно с ликвидацией аварии началось расследование ее причин. Свою позицию обещает высказать Ростехнадзор. «В настоящее время мы выясняем технические причины аварии в городе Петропавловск-Камчатский, а также причины отсутствия на объектах социальной инфраструктуры города резервных источников энергоснабжения, – комментирует ситуацию помощник главы Ростехнадзора Евгений Аношин. Ростехнадзор обещает информировать правительство РФ о ситуации на Камчатке, о ходе ремонтных работ и подключении жилых домов и объектов социальной инфраструктуры к электро- и теплоснабжению в ежедневном режиме до момента завершения восстановительно-ремонтных работ.

Тут же начинается процесс взаимных обвинений, тем более что повод для упреков налицо. Губернатор края Алексей Кузьмицкий заявляет, что энергетики оказались не готовы к ликвидации последствий аварий. В известной степени энергетики «виноваты» в возникновении ЧП, так как оборудование на энергообъектах не обновляется в течение многих лет, объявляет глава региона. Он напоминает о трех недавних сбоях в подаче электроэнергии (ноябрь 2007 года) и предлагает прокуратуре, УВД и ФСБ детально изучить ситуацию. Более того, губернатор призвал население пострадавших районов не оплачивать ноябрьские счета за электроэнергию, что очень не понравилось РАО ЕЭС. «Администрации края пришлось обращаться к военным, руководителям крупных предприятий, в результате совместных действий которых дизель-генераторы были доставлены на тепловые пункты. Всем пострадавшим от аварии ноябрьская плата за электроэнергию будет аннулирована. Если этого не сделают энергетики, это сделаем мы», – заявил глава края.

В свою очередь, РАО «ЕЭС России» предъявило претензии администрации края. «Во‑первых, наличие резервных дизель-генераторов на социально значимых объектах находится по законодательству в компетенции губернатора, – говорится в официальном сообщении энергохолдинга. – Во‑вторых, накопленные долги муниципальных предприятий перед «Камчатскэнерго» превышают миллиард рублей, что объективно сказывается на состоянии оборудования». Точку в споре должно поставить Городское следственное управление СК при Прокуратуре РФ, которое завело уголовное дело по факту халатности.



Лучше поздно, чем никогда?

Впрочем, камчатское ЧП вызвало к жизни не только поиск виноватых, но и меры по исправлению ошибок – во всяком случае, по поиску слабых мест в энергохозяйстве края. Еще 26 ноября на аппаратном совещании А. Кузьмицкий сообщил о начале проверки всех имеющихся энергорезервов. «В кратчайшие сроки необходимо пересмотреть номенклатуру резервов, выяснить, что нужно приобрести для того, чтобы регион всегда был готов к оперативной ликвидации последствий любых ЧС». Он также отметил принятое на Совете безопасности страны решение провести проверку объектов энергетики и анализ финансово‑хозяйственной деятельности камчатских энергокомпаний. Главный вопрос, на который предстоит ответить энергетикам, – причины, мешающие обновлению оборудования на энергообъектах и созданию достаточных резервов на случай аварий.

Профильные подразделения областной администрации совместно с организациями и предприятиями электроэнергетики Камчатского края, федеральными органами исполнительной власти в кратчайший срок должны подготовить и представить российскому правительству систему мер по повышению надежности энергоснабжения региона. По поручению первого вице-премьера Сергея Иванова, взявшего под контроль ситуацию на Камчатке, в течение месяца необходимо представить предложения по формированию запасов материально-технических средств, необходимых для ликвидации аварий на объектах энергетики Дальнего Востока.

Будем надеяться, что данные меры окажутся действенными как на Камчатке, так и в других регионах страны. Поскольку новый зимний сезон уже ознаменовался не только этой аварией, но и целым рядом сбоев в электро- и теплоснабжении в разных концах России…
КОММЕНТАРИЙ



Что выяснила комиссия

Первого декабря комиссия по расследованию причин технологического нарушения на подстанции «Дачная», назначенная приказом ОАО «Камчатскэнерго», завершила свою работу. В работе комиссии принимали участие представители территориального управления «Ростехнадзора». Все члены комиссии подписали акт расследования, который будет представлен в «Ростехнадзор», РАО «ЕЭС России», а также всем заинтересованным ведомствам.

Перед комиссией стояла задача установить причины технологического нарушения, выяснить обстоятельства, приведшие к сбою в работе энергосистемы, и выработать мероприятия, направленные на предотвращение подобных ЧП.

Комиссия не обнаружила «отклонений от режима работы сети и ошибочных действий персонала, которые явились бы предпосылками к возникновению нарушения», и признала, что «действия оперативного персонала в сложившихся обстоятельствах и исходя из полученной по телемеханике информации были правильными». Она не установила фактов неправильной эксплуатации оборудования подстанции: все предусмотренные регламентами ремонтные и профилактические работы на подстанции производились в установленные сроки.

Зато комиссия выявила недостатки в проектной схеме цепи управления выключателями трансформатора В‑10 кВ и В‑110 кВ, которые запитаны через один автоматический выключатель. Данная схема является проектной и применяется на многих подстанциях. Другой недочет: сигнал о положении выключателей, передаваемый в схему телемеханики, формируется исходя из состояния реле положения выключателя и при исчезновении оперативного тока при аварийной ситуации недостоверен. Установлены также недостатки конструкции в цепи вторичной коммутации вакуумного выключателя.

В акте комиссии обозначены 8 пунктов основных мероприятий, выполнение которых должно способствовать предотвращению подобных технологических нарушений, определены сроки и ответственные за выполнение этих работ.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 15 (91) декабрь 2007 года:

  • Украина: Избавление от опасных котельных

    Трагедии со взрывом газа в жилых домах в Алчевске и Днепропетровске послужили грозным сигналом. В Харькове, как и по всей Украине, занялись ликвидацией встроенных в жилые дома котельных. Ликвидация допотопных котельных и подключение к централизованному теплоснабжению, считают харьковские власти, позволяют достичь эффекта «три в одном»: экономии, качества услуг и безопасности. Работы по запуску старых котельных весьма затратны и, по бол...

  • Шкаф оперативного тока «ExOn»: безупречное включение,
    Шкаф оперативного тока «ExOn»: безупречное включение,

    Современные высоковольтные распределительные устройства предъявляют жесткие требования не только к надежности систем питания оперативных цепей, но и к качеству напряжения. Поэтому сегодня первостепенное значение приобретает такое оборудование, как шкаф оперативного тока (ШОТ), который в аварийном режиме автоматически присоединяет резервные источники питания  – аккумуляторные батареи (АКБ), гарантирующие бесперебойное электроснабже...

  • Проект корректируют со всех сторон

    Технические условия проекта новой парогазовой установки обсудили на Киришской ГРЭС (входит в ОГК-6). В обсуждении приняли участие представители СевЗапНТЦ (проектная организация), ОАО «ЭмАльянс» и ОАО «Силовые машины» (поставщики оборудования), а возглавил его заместитель генерального директора по производству – главный инженер ОГК-6 Н. А. Татаринов. Собравшиеся обсудили получение технических характеристик от «ЭмАльянса» и ...

  • США: Производство ветротурбин растет

    Компания Molded Fiber Glass Companies (MFG) начала строительство завода по производству лопастей для ветряных турбин. Завод расположится в Абердине, Южная Дакота. Лопасти будут производиться для ветряной турбины GE Energy мощностью 1,5 МВт. Турбина GE Energy 1,5 МВт – одна из самых популярных турбин в мировой ветроэнергетике. В настоящее время во всем мире установлено более 6500 турбин GE Energy мощностью 1,5 МВт. К концу 2008 года ко...

  • Арбат будет снабжаться надежнее

    Новая трансформаторная подстанция введена в строй ОАО «Московская городская электросетевая компания». Эта ПС предназначена для снабжения района Арбата – самого центра столицы. Установленная мощность новой подстанции – 2000 МВА. Она сооружена в рамках инвестиционной программы компании с опережением графика. В целом за 10 месяцев 2007 года ОАО «МГЭсК» в рамках инвестпрограммы построило и реконструировало более 470 километров...