16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/89/6432.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 13 (89) ноябрь 2007 года

Конец одной монополии

Энергетика Ольга МАРИНИЧЕВА

«Конец одной монополии: завершающая реорганизация РАО «ЕЭС России». Такой была тема пресс-конференции начальника департамента стратегии РАО «ЕЭС России» Дмитрия Аханова в середине октября.

Тема более чем актуальная, учитывая, что уход энергохолдинга с исторической сцены недалек, что в ближайшей перспективе должны определиться функции и полномочия некоммерческой организации «Совет рынка», что детали энергореформы продолжают вызывать вопросы. Какие же ответы дал г-н Аханов?

Зачем нужна реорганизация?

По поводу целей реорганизации РАО «ЕЭС России» Д. Аханов сказал следующее. «Стоит ли проводить реорганизацию РАО «ЕЭС России», если IPO его «дочек» проходят успешно, инвесторы вкладывают деньги в энергетику? Этот вопрос интересный, из серии «что было раньше – курица или яйцо»? По моему глубокому убеждению, инвесторы в последние годы вкладывают в энергетику потому, что знают о предстоящей реорганизации РАО ЕЭС, ждут свободного, либерализованного и конкурентного рынка электроэнергии в стране.

Именно реорганизация – одно из условий для запуска стопроцентно либерализованного рынка. Итак, инвесторы вкладывают деньги под будущее. Поэтому практически невозможно представить себе ситуацию, в которой РАО ЕЭС остается существовать, одновременно запускается свободный рынок, но при этом все равно приходят частные инвестиции. Все объясняется просто. Сегодня РАО ЕЭС – это монополия. При существовании монополии одного крупного, доминирующего игрока нельзя де-факто либерализовывать рынок, потому что этот игрок будет всем навязывать правила игры. Мы реорганизуем РАО ЕЭС, чтобы инвестор продолжал вкладывать деньги и сегодня, и завтра, и в отдаленном будущем.

Сам по себе график IPO – вещь подвижная и «живая». Я еще не видел ни в одной отрасли, чтобы IPO, назначенное заранее, за 6 или 9 месяцев, состоялось именно в эту дату. Но мы не ожидаем глобальных подвижек, в массовом порядке не блокируем и не останавливаем никакие процессы. Мы ожидаем, что размещение следующих в очереди IPO ТГК-8 и ТГК-9 состоится».



Будущее ЕЭС России

Отвечая на вопросы о будущем Единой энергосистемы страны в новых условиях, глава стратегического департамента РАО ЕЭС заявил: «Я уверен, что с Единой энергосистемой страны все будет отлично, потому что реформа направлена не на то, чтобы все развалить, а на то, чтобы усилить влияние монопольных функций в электроэнергетике. Поэтому последние 5 лет, помимо создания генерации с привлечением частных инвесторов, мы занимались усилением двух важных аспектов. Во‑первых, консолидирована Федеральная сетевая компания, то есть объединены под единым управлением и в единой компании все магистральные сети, которые, по сути, и составляют единую энергосистему. И это принципиальное положение, отраженное в законодательстве: Федеральная сетевая компания (ФСК) – единственный в стране оператор магистральных сетей, только она имеет право ими управлять.

С другой стороны, государство должно владеть в ФСК пакетом не менее чем в 75 процентов акций, что необходимо именно для полного контроля со стороны государства за единством энергосистемы, за ее управлением и надежностью.

Второй из названных аспектов – все диспетчерское управление консолидировано в Системном операторе. Это диспетчер, который управляет всей страной, от Калининграда до Камчатки. Оператор является госкомпанией, 75 процентов его акций тоже в обязательном, согласно закону, порядке принадлежат государству. В будущем (сейчас такие поправки к закону рассматриваются в Государственной Думе) Системный оператор вообще может стать стопроцентно государственной компанией».



О приватизации распределительных сетей

О возможности приватизации распределительных сетей было сказано так: «Наша позиция заключается в следующем: идет процесс консолидации распредсетей с межрегиональной распределительной сетевой компанией. В октябре-ноябре на совете директоров мы будем утверждать коэффициенты конвертации РСК в МРСК, то есть запускать процесс самой реорганизации распредсетей. Что касается возможной приватизации сетевых компаний и полной либерализации рынка, то до момента, пока не будут улажены все шероховатости и рынок не подтвердит, что он может нормально функционировать, что все проблемные вопросы решены, такой шаг является преждевременным. Как только будут решены все конфликты между распределительными сетями, сбытовыми компаниями, частными инвесторами, производителями энергии, можно будет отдать сетевые компании в частные руки. Скорее всего, это произойдет не ранее 2011 года. Более точную дату определит государство как главный собственник».



А хватит ли энергии на всех?

Д. Аханов развеял опасения серьезного энергодефицита: «Что касается энергодефицита, нужно говорить отдельно по регионам, поскольку обсуждать его в масштабе России в целом – все равно что мерить среднюю температуру по больнице. В Москве, Петербурге, ряде других регионов действительно имеются серьезные проблемы. И та инвестиционная программа, которую мы разработали и которая реализуется с 2006 года, направлена на то, чтобы ликвидировать дефицит в тех районах, где он есть сейчас или прогнозируется в будущем. Если эта программа будет реализована, мы не ожидаем дефицита мощности ни в одном регионе до 2011 года, потому что планируем ввести около 30 тысяч мегаватт мощностей. Общий объем инвестиций составит порядка 120 миллиардов долларов».



РАО ЕЭС и «Газпром»

Было уделено внимание и отношениям с газовым монополистом. «У РАО «ЕЭС России» и «Газпрома» существуют договоренности по объемам газа, которые в ближайшие 5 лет будут выделяться для энергетики. Эти объемы учитывают вводимые новые объекты. У нас есть небольшие разногласия по тексту самого контракта на газ, а также имеются проблемы с пропускной способностью трубопроводной системы «Газпрома». Вот в этих сферах переговоры продолжаются. Мы рассчитываем, что до конца года договорная кампания по газовым контрактам будет завершена».



Цена реформирования

Д. Аханов рассказал о том, как РАО ЕЭС видятся последствия реорганизации для экономики страны в целом и для рядовых потребителей. «Цены на электроэнергию в стране будут расти, это неизбежно. Но есть положительный момент: цены для населения не будут расти так стремительно, как для промышленности. Они продолжают регулироваться государством. Это принципиальная позиция правительства, которая была зафиксирована в момент принятия решения о либерализации рынка и о реформе. Иными словами, цены могут расти, вопрос, на сколько и как быстро. Это будет зависеть от госорганов, которые принимают решения.

Впрочем, динамика цен – это очень многослойная проблема, корни которой кроются еще в Советском Союзе. Как вы знаете, к 2011 году цены на электроэнергию должны быть на уровне Западной Европы, минус транспортировка и налоги. Это само по себе очень значимый удар по ценам на электроэнергию – как вы знаете, более половины электроэнергии в стране вырабатывается на газе. Конечно, процесс либерализации и необходимость возврата частных инвестиций, которые сейчас делаются в отрасль, окажут влияние на цены на электроэнергию. Есть и второй аспект этой проблемы – низкая энергоэффективность нашей страны. Это неэффективное потребление в домах, неэффективное использование электроэнергии промышленными предприятиями. Любой дешевый товар можно сколько угодно призывать экономить, инвестировать в энергосбережение, но это не будет иметь никакого эффекта, и это признают все промышленники. Пока не будет адекватных цен на электроэнергию, они будут вести себя именно так. Я считаю, что рост цен не повредит стране с точки зрения развития экономики».



О Совете рынка

Наконец, директор по стратегии сообщил о перспективах новой структуры, создаваемой в условиях реформирования, – Совета рынка. «Совет рынка, который многие путают с РАО ЕЭС, пытаясь назвать его правопреемником РАО, – это один из элементов будущей системы управления отраслью. Как, по нашему мнению, должна быть устроена эта система в будущем? Первая ветвь управления – так называемое госуправление, здесь ключевой игрок – Минпромэнерго, которое отвечает за государственную политику, за госстратегию. Вторая ветвь управления, которую мы считаем главной, – самоуправление. Это и есть Совет рынка, который будет заниматься саморегулированием отрасли.

Де-факто Совет рынка планируется создать на базе уже существующего Администратора торговой системы. Это некоммерческое партнерство, которое будет объединять всех участников этого рынка – генерирующие компании, сбытовые компании. Скорее всего, в Совете будут представлены Системный оператор и Федеральная сетевая компания. Задача Совета рынка – с одной стороны, регулировать систему взаимодействий внутри отрасли между ее участниками, с другой – выступать арбитром по спорным вопросам и советником для государства. Энергетическая биржа будет находиться именно под контролем Совета рынка».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 13 (89) ноябрь 2007 года:

  • Интеллектуальная котельная

    В системе автоматического управления подготовкой горячей воды в котельной ОАО «Завод электроники и механики» (Чебоксары) начата опытно-промышленная эксплуатация интеллектуального исполнительного механизма. Интеллектуальный исполнительный механизм (ИИМ) был установлен в котельной ОАО «ЗЭиМ» как оборудование, входящее в состав системы автоматического управления подготовкой горячей воды для горячего водоснабжения, как регулирующий орган п...

  • Автоматизация для подстанций

    Благовещенск, Амурская область Компания «РТСофт» сдала в промышленную эксплуатацию АСУТП (автоматическую систему управления технологическими процессами) на подстанции «Благовещенская» филиала ОАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Востока. Особенность «Благовещенской» в том, что к шинам ОРУ подключена межгосударственная высоковольтная линия 220 кВ «Благовещенская – Сириус (Китай)», которая будет использоваться для экспортных поставок электроэнергии из ...

  • Новости ОАО ЗЭиМ

    «Мосэнерго» обновляет аппаратуру приборами ЗЭиМ На ТЭЦ-26 ОАО «Мосэнерго» планируется переход с устаревшей морально и физически аппаратуры на пускатели ПБР-3И и ПБР-2И производства ОАО ЗЭиМ. С сентября 2005 года на ТЭЦ-26 ОАО «Мос-энерго» велась опытная эксплуатация бесконтактного реверсивного интеллектуального пускателя ПБР-3И. По мере прохождения опытной эксплуатации проводилась совместная работа персонала ТЭЦ и сотрудников ЗЭиМ по...

  • «Янтарьэнерго» подводит итоги

    С начала года компания «Янтарьэнерго» уже инвестировала в развитие энергосистемы более 295 миллионов рублей. На днях были подведены итоги состоявшихся закупочных процедур компании. Компания приобрела два силовых трансформатора на сумму 36,365 миллиона рублей, которые поставит в «Янтарьэнерго» петербургская фирма «Энерго-Альянс». Еще один трансформатор для проведения реконструкции энергетикам янтарного края поставит московская «Централь...

  • Качество обслуживания – по стандартам РАО ЕЭС

    В ОАО «Вологдаэнерго» прошло заседание штаба РАО «ЕЭС России» по работе с потребителями по Вологодскому региону. В работе заседания штаба под председательством начальника ТЦ «Центр-энерготехнадзор» Игоря Кольцова приняли участие руководители региональных энергокомпаний: ОАО «Вологдаэнерго», ОАО «Вологодская сбытовая компания», ОАО «ТГК-2», филиала ОАО «ФСК ЕЭС» – Вологодского ПМЭС, а также представители ОАО «МРСК Северо-Запада» и...