16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/86/6195.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (86) сентябрь 2007 года

ОГК-2: автоматизация «с нуля»

Тема номера Беседовала Ирина КРИВОШАПКА

За модным выражением IT кроется сухое словарное определение: «Информационная технология – это совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, обеспечивающая сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации. Она предназначена для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов». Самое главное здесь – снижение трудоемкости процессов. Ведь в современной экономике своевременное получение и правильная обработка информации – едва ли не главный секрет успеха. А объемы информации огромны и стремительно растут. Без новейших средств управления здесь не обойтись.

Не обойтись сегодня и без автоматизации производственных процессов, иначе работать в нынешних темпах просто не получится. Итак, информационные технологии и автоматизация – неотъемлемая часть современной экономики, и энергетика занимает здесь передовые позиции: ведь в ней важны высочайшая оперативность и четкий контроль за масштабными системами. Тема номера этого выпуска ЭПР – передовые технологии управления для энергоотрасли.

С момента образования ОГК-2 в 2005 г. автоматизация была здесь одним из приоритетных направлений работы. Однако сложилась непростая ситуация: на момент формирования компании ни одна из генерирующих станций, которые вошли в ее состав, не обладала автоматической системой управления производством, отвечающей современным требованиям.

Коренные изменения начались с разработки стратегии IT, в рамках которой внедрялась транзакционная система, было создано хранилище данных, возникла система электронного документооборота. Помимо этого, создавалась инфраструктура, обеспечивающая работу автоматизированных систем.

После тщательных исследований было принято решение об использовании программного обеспечения компании SAP AG.

Пилотной станцией для внедрения новых систем стала Сургутская ГРЭС-1, с нее и было начато тиражирование решения mySAP ERP в других подразделениях компании. Проект по внедрению АСУ финансово‑хозяйственной деятельностью (АСУ ФХД) на Сургутской ГРЭС-1 стал первым шагом к реализации IT‑стратегии ОГК-2, которая направлена на комплексную автоматизацию всех бизнес-процессов компании.

Мы обратились к заместителю генерального директора по IT-технологиям ОГК-2 Евгению Ровных, который рассказал, что такое IT-продукты для энергетики на основе внедренных в ОГК-2 технологий:
– IT-продуктами любого подразделения, ответственного за информационные технологии (не исключение и наша служба), являются сервисы, которые предоставляются пользователям. Перед нами была поставлена задача: предоставить конечным пользователям такие IT‑сервисы, которые позволят компании в целом быть более эффективной относительно своих конкурентов на рынке. Предоставление IT‑сервисов было невозможно без реализации пула проектов, совокупность которых позволяет перейти на качественно новый уровень автоматизации бизнес-процессов компании.

Каждый проект, включенный в IT‑стратегию, тщательно рассматривался с точки зрения экономической эффективности. Специалисты из подразделений заказчиков и специалисты IT-дирекции в каждом случае проводили детальный анализ и готовили материалы для обсуждения высшим менеджментом компании. Не всегда было возможно решить задачу только собственными силами, поэтому часто привлекались к участию в расчетах сторонние эксперты, в том числе и специалисты крупнейших компаний – разработчиков программного и аппаратного обеспечения.

Одной из самых сложных задач стала задача выбора ERP‑системы. В рамках исследований экономической эффективности использования программного обеспечения мы обратились к руководству компании SAP AG с просьбой выделить экспертов для участия в расчетах. При оценке эффективности использования ERP‑системы мы поставили задачу предоставить не только качественные, но и количественные оценки: NPV, IRR, PI,– отметил Евгений Ровных. – Руководство компании SAP AG отреагировало предложением сделать отдельный проект, который позволил бы понять, насколько выгодно или невыгодно использовать систему для управления компанией. За два месяца был реализован проект по Value Engineering, в рамках которого производилась оценка экономической эффективности внедрения ERP-системы на базе ПО SAP AG. Результаты оказались интересными и позитивными.

Это был первый подобный проект в России, да и за рубежом подобные исследования проводятся не так часто.

Для того чтобы одновременно запустить mySAP ERP на всех станциях, необходимо достаточно большое количество специалистов – минимум дополнительно порядка 40 человек, имеющих высокую квалификацию и опыт работы. Полностью завершить внедрение SAP компания планирует к 1 января 2008 года. В настоящее время уже завершены проекты по созданию на базе ПО компании SAP корпоративного портала и системы документооборота на базе ПО EMC Documentum, завершается проект по внедрению хранилища данных.

– Насколько уникален единый корпоративный информационный портал и какие преимущества он дает в работе компании?

– Если рассматривать корпоративный портал в целом, то его назначение – это повышение эффективности и комфорта работы с автоматизированными системами компании. Это некое интерфейсное программное обеспечение, позволяющее удобным способом организовать выполнение и собственных задач, и коллективную работу. Причем не только внутри компании: есть варианты, когда через портал можно организовать работу с внешними партнерами – подрядчиками, аудиторами или специалистами, решающими совместные задачи в рабочей группе.

Но я не могу сказать, что портальное решение нашей компании является уникальным – этим продуктом пользуются многие компании. Просто структура портала у каждой компании, настройки, контент свои. И, безусловно, решаемые задачи тоже индивидуальны. В силу географической удаленности филиалов от исполнительного аппарата нашей компании портал интересен нам, в первую очередь, как инструмент, который позволит интегрироваться в единую сеть компании и более гибко реагировать на воздействия внешней среды. Мы выбрали SAP-портал, потому что это удобно с точки зрения архитектуры нашего информационного пространства.

– В чем специфика таких программ для энергетической отрасли?

– На мой взгляд, нет таких уникальных вещей, которые можно «вывешивать» на портале только энергетической компании. В принципе, задачи, решаемые порталом в энергетике, возникают и могут быть так же решены и в других отраслях.

– Возникают ли «нестыковки» программ иностранных разработчиков и существующей российской компьютерной базы?

– К счастью, нет. Например, портал, внедренный в нашей компании,– немецкая разработка, но он хорошо локализован, интерфейс и поддержка полностью русифицированы. Проблемы чаще возникают не из‑за программного или аппаратного обеспечения, а под влиянием человеческого фактора: ответственные за это специалисты не всегда оперативно размещают информацию, возникают вопросы по ее структуре.

– Вы сказали, что портал упрощает вашу работу с партнерами. Но все ли из них (особенно в отдаленных районах) располагают необходимыми техническими возможностями?

– Достаточно просто доступа в Интернет: если он есть (а сегодня он есть практически везде), то вопросов по несовместимости или некорректности работы не возникает.

Наша компания состоит из пяти филиалов и исполнительного аппарата, география деятельности – от Западной Сибири до Северного Кавказа. Задача портала как раз и состоит в том, чтобы объединить всех и сделать информационный обмен удобным, комфортным и оперативным. Мы разработали целый ряд проектов, направленных на создание и модернизацию средств передачи данных, подготовили каналы передачи данных, смонтировали передовое оборудование и только после этого приступили к настройке приложений.

– Как вы считаете, есть ли необходимость в каждой компании полностью менять линейку программных продуктов?

– Все зависит от задач, стоящих перед бизнесом. Если эти задачи невозможно выполнить без автоматизации, этим нужно заниматься. Если задачи можно решать и без помощи автоматизации, то это вопрос открытый и все зависит от позиции собственника компании, для которого автоматизация, возможно, не более чем составляющая имиджа. Но в условиях рыночной экономики имидж также является активом, поэтому в каждом конкретном случае необходимо исследование – какая отдача от развития информационных технологий ожидается в компании и, отталкиваясь от этого результата, принимать решение.

– Всю информацию о необходимом продукте для автоматизации компании или какого‑либо подразделения на технический язык «переводят» IT‑специалисты. Нужно ли создавать такие структуры внутри компании, или гораздо удобнее пригласить профессионалов извне?

– На мой взгляд, если брать структуру информационных технологий, состоящую из двух служб – заказчика и исполнителя, то исполнителей целесообразно привлекать на основе аутсортсинга. Однако в каждом конкретном случае стоит все грамотно подсчитать. А вот службу заказчика, по моему глубокому убеждению, необходимо сделать внутренней структурой компании, потому что именно это подразделение, по сути, транслирует потребности бизнеса в некие требования, которые потом будут реализованы в рамках проекта.

– Как вы полагаете, российский рынок IT-услуг серьезно отстает от западного?

– Я бы не сказал, что он отстает. Сам рынок в части предложений программного, аппаратного обеспечения и консалтинга уже достаточно насыщен. Есть компании, способные внедрить на предприятии систему любой сложности и любого крупного как зарубежного, так и отечественного разработчика. На мой взгляд, отстает как раз бизнес: можно сказать, что культура менеджмента с активным применением информационных технологий у нас находится в стадии становления. Лишь немногие готовы к тому, что их рабочее место радикально изменится и станет виртуальным, когда можно полноценно решать все задачи, даже не находясь в офисе. Возможно, спустя 7‑10 лет мы вплотную приблизимся к лучшим западным образцам использования IT-технологий.

Так исторически сложилось, что на Западе информационные технологии в бизнесе активно используются лет 30, у нас такой бум начался только лет 10 назад.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (86) сентябрь 2007 года:

  • Юбилей системного оператора

    Год работы НОРЭМ доказал, что рынок и надежность работы энергосистемы отлично совместимы. В пресс-центре «Интерфакса» состоялась пресс-конференция, посвященная итогам первого года работы новой модели оптового и розничных рынков электроэнергии / мощности. Выступили с сообщениями и ответили на вопросы журналистов член правления ОАО РАО «ЕЭС России», руководитель Центра управления реформой Юрий Удальцов, член правления ОАО РАО...

  • Инвестиции в энергетику Удмуртии

    В рамках очередного совещания рабочей группы по экономическому сотрудничеству регионов и субъектов РФ с Австрией прошла презентация Удмуртской республики. Участников встречи заинтересовал торговый и инвестиционный потенциал региона. В ходе встречи достигнута предварительная договоренность о возможности рабочего визита представителей австрийской делегации в Удмуртию. Как сказал заместитель председателя правительства республики Валерий ...

  • Биотопливная компания

    Крупнейшая японская компания Mitsubishi Corp. создала на юго-западе страны компанию по производству и продаже древесных топливных пеллет. 70 процентов акций новой компании принадлежит Mitsubishi Corp., а остальная часть – местным деревообрабатывающим кооперативам и фирмам. В префектуре Оита будет построен завод по производству топливных пеллет из кедровой коры мощностью 25 000 тонн в год. Пеллеты будут смешиваться с каменны...

  • АЭС «Белене» застрахована

    Страховая группа «СОГАЗ» застраховала на 2007–2012 гг. гражданскую ответственность при осуществлении инженерных изысканий, проектных работ, архитектурной деятельности ЗАО «Атомстройэкспорт» при строительстве АЭС «Белене» в Болгарии. ЗАО «Атомстройэкспорт» является победителем тендера Национальной электрической компании Болгария на сооружение АЭС «Белене» с двумя энергоблоками мощностью по 1000 МВт. Комментируя заключение данного ...

  • Тяжкий груз долгов

    Долги «Примтеплоэнерго» могут сорвать отопительный сезон в Приморье Долги краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» перед водоканалами и Дальэнергосбытом могут серьезно осложнить процесс нормального отопительного сезона в Приморском крае. Из‑за долгов «Примтеплоэнерго» водоконалам, те не могут рассчитаться с «дальэнергосбытом», вынужденным ограничивать энергоснабжение должников. Как следствие сложившейся...