Регионы и РАО «ЕЭС России» будут развивать энергетику сообща - Энергетика и промышленность России - № 1 (77) январь 2007 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/77/5321.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (77) январь 2007 года

Регионы и РАО «ЕЭС России» будут развивать энергетику сообща

Энергетика Ольга Мариничева

Одним из процессов, запущенных в 2006 году, стало утверждение долгосрочных программ развития региональных энергосистем и подписание соглашений по взаимодействию в реализации этих программ между РАО «ЕЭС России» и региональными администрациями. В первую очередь эта задача ставится перед территориями, включенными в список регионов пиковых нагрузок.

В течение мая-ноября 2006 года соответствующие документы подписали Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Тюменская область, выступавшая также от имени Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Буквально в последние дни минувшего года к ним добавились Свердловская область (14 декабря), Челябинская область (25 декабря), Нижегородская область (27 декабря). Следующий вероятный кандидат на подписание соглашения с РАО ЕЭС – Курганская энергосистема.



Точки опоры

Итак, в растущем с каждым месяцем списке пока преобладают регионы Сибири и Урала. И это неудивительно, если учитывать, что отечественная промышленность, включая добычу и переработку полезных ископаемых, металлургию, машиностроение, намерена «прирастать Сибирью». Уже сегодня ежегодный прирост потребляемых энергомощностей в том же Екатеринбурге составляет порядка 7-8%, в Челябинске – около 6%, а на территории Тюменской области в последние годы он колеблется от 5 до 9%.

При этом даже энергоизбыточные благодаря генерации регионы испытывают частичный энергодефицит, связанный с ограниченными возможностями сетевого комплекса. Такая ситуация сложилась, к примеру, в Пермско-Закамском и Березниковско-Соликамском узлах (Пермский край). Чтобы справиться с энергодефицитом, в одном только Пермско-Закамском узле планируется осуществить строительство и реконструкцию 30 подстанций, 228 трансформаторных и распределительных пунктов, 1611 км воздушных и кабельных линий электропередач. (Общий объем планов по Свердловской области предусматривает строительство и реконструкцию 115 объектов электросетевого хозяйства до 2011 года включительно).

«Самое главное условие, необходимое для разработки региональной программы развития энергетики в целом и распределительного сетевого комплекса в частности, – наличие программы социально-экономического развития региона, позволяющей прогнозировать потребление и нагрузки на 3-5 лет вперед, – поясняет Олег Кобелев, начальник департамента взаимодействия с органами власти и СМИ МРСК Сибири и Дальнего Востока. – Энергетикам необходимо знать, в каком направлении будут развиваться промышленность, жилое и коммерческое строительство, социальная сфера. К примеру, в Красноярске идет активное строительство коммерческой и жилой недвижимости, уже сегодня он занимает третье место в России по количеству вводимых квадратных метров. В Читинской области планируется развитие добычи цветных металлов, в том числе кобальта и меди. В Нижнем Приангарье одним из крупнейших энергопотребителей должен стать строящийся алюминиевый завод, а также предприятия лесоперерабатывающей промышленности, в то время как в Томской области рост энергопотребления будет идти за счет быстро развивающегося нефтегазового комплекса.

Чем амбициознее планы экономического роста регионов, тем больше возможностей для реализации инвестиционных программ, так как в этом случае региональные власти проявляют большую заинтересованность в совместных проектах с энергетиками. При этом основным источником инвестиций в ближайшей перспективе будет плата за технологическое присоединение. Например, один только Красноярск планирует привлечь таким путем в течение 2007 года порядка 1 млрд. рублей инвестиций».



Будущие потребители готовы стать инвесторами

Другие источники инвестиций для распределительного комплекса регионов – собственные средства компаний (в настоящее время именно этот источник инвестиций является преобладающим), заемные средства, а в ряде случаев еще и частные инвестиции. Так, работающие в Тюменской области компании ОАО «Юганскнефтегаз», ОАО «Газпромнефть» и ОАО «Сургутнефтегаз» объявили о намерении вложиться в развитие распредсетевого комплекса, а также построить на собственные средства 16 газотурбинных электростанций общей мощностью более 850 МВт. Об интересе частных инвесторов, уже сейчас предлагающих вкладывать деньги в инфраструктуру, сообщает и Московская объединенная электросетевая компания (МОЭСК). «Инвесторы говорят прямым текстом: мы готовы вложиться в строительство питающего центра на таких-то условиях, – поясняет Александр Шапочкин, помощник генерального директора по информационной политике ОАО «МОЭСК». – Программа развития энергокомплекса Москвы и Московской области подразумевает строительство и генерации, и сетей, но в первую очередь будут строиться именно распределительные сети, так как строительство и реконструкция сетей – наиболее быстрый способ преодоления энергодефицита. Сегодня есть возможность доставить в Московскую область приобретенную в других областях электроэнергию. Но часто мы не можем транспортировать ее в области именно из-за недостаточного развития распределительного комплекса.

По сути, реализация планов развития электросетевого комплекса Москвы и региона началась еще в 2005 году. В 2005 году ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» освоило 3,5 млрд. рублей, в 2006 году объем инвестиций составил более 23 млрд. Только в 2006 году мы построили и реконструировали 26 крупных объектов распределительного сетевого комплекса, и практика показывает, что полгода – вполне реальный срок для проектирования и строительства подстанции, в то время как прежде мы считали этот срок малореальным».



Плату за присоединение предлагают считать по-новому

Тем временем уже действующая в тридцати с лишним регионах России практика взимания платы за технологическое присоединение может измениться в ближайшем будущем. В настоящий момент на рассмотрении Правительства РФ находится разработанный Федеральной антимонопольной службой (ФАС) проект изменений правил недискриминационного доступа к услугам в электроэнергетике. Главная задача нового документа – упорядочение механизма включения инвестиционной составляющей в плату за присоединение.

Де-факто эта практика существует и сегодня, но зачастую сетевые компании назначают заведомо завышенную плату за присоединение, размер которой определяется по их собственному усмотрению. В результате застройщик финансирует строительство электросетевых мощностей в объеме, превышающем его собственные потребности, платит «за себя и за того парня». К тому же монополист может отказать в присоединении к сетям, не вдаваясь в дальнейшие подробности.

Договор присоединения, в частности, должен содержать мероприятия по технологическому присоединению, включая мероприятия по выполнению технических условий. Согласно действующим правилам эти мероприятия могут выполняться как лицом, энергопринимающие устройства которого присоединяются, так и сетевой организацией. Технические условия могут содержать выполнение инвестиционных мероприятий по усилению существующей электросети в связи с присоединением новых мощностей, таких, как строительство новых ЛЭП, увеличение мощности трансформаторов и т.п. Следовательно, инвестиционная составляющая в плате за присоединение может быть установлена в рамках действующих правил. Именно поэтому такая практика по установлению размеров платы за присоединение имеет место в деятельности органов регулирования нескольких десятков субъектов РФ. Но до тех пор, пока в установленных правилах в явном виде не прописана ответственность сетевой организации в вопросах усиления сетей в связи с присоединением новых мощностей, сетевые компании стараются переложить это бремя на потребителей. По словам замруководителя ФАС России Анатолия Голомолзина, только в 2005 году было рассмотрено около 50 дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства, связанных с вопросами технологического присоединения.

Поправки ФАС предлагают при назначении платы за подключение региональными энергетическими комиссиями (РЭК) не допускать дублирования в источниках финансирования мероприятий по развитию сетей за счет платы за присоединение и за счет тарифов на услуги по передаче электроэнергии. Это делается путем внесения поправок в постановление Правительства РФ «О ценообразовании в отношении электрической энергии» от 26.02.2004 №109. При этом стоимость подключения будет привязана не только к запросам данного потребителя, но и к инвестиционной программе развития распредсетей в данном регионе.

С вступления в силу поправок в постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №861 в «Правила технологического присоединения энергопринимающих узлов (энергоустановок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» расширяются критерии наличия технической возможности. Речь идет о том, что сетевая организация не вправе отказать в присоединении даже при наличии ограничений на присоединенную мощность в сетевом узле, если эти ограничения будут сняты в рамках реализации инвестпрограммы.

Предложение ФАС подразумевает разграничение обязанностей сетевой компании и потребителя по выполнению технологических условий, упрощение условий рассмотрения заявки для малого бизнеса, установление четких сроков и механизмов выдачи техусловий и подключения к сетям. Если предполагается, что присоединяемая нагрузка потребителя составит меньше 750 кВА, то вопрос о подключении должен решиться в течение года, если его потребности превышают 750 кВА – не более 2 лет.

Кроме того, добавляет заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин, поправки Федеральной антимонопольной службы предполагают открытость процесса технологического присоединения не только для регулирующих организаций, но и для потребителей. На рассмотрение заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и организациям направлен проект изменений и дополнений в «Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии», утвержденные постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 №24. Если эти поправки будут приняты, то сетевые организации будут обязаны давать публичный отчет в начале и по итогам каждого календарного года, информируя общественность о поступивших и удовлетворенных заявках, а также об источниках финансирования заявок. Публикация должна быть осуществлена в официальных печатных изданиях, а для того, чтобы гарантировать доступность информации для самого широкого круга пользователей – также на официальном сайте электросетевых компаний в Интернете.

В ФАС ожидают, что поправки в постановления Правительства РФ о ценообразовании и о правилах технологического присоединения будут приняты в первом квартале 2007 года, а изменения в стандарты раскрытия информации – в течение 2007 года. Поэтому новые механизмы уже начнут применяться в 2007 году, а в полном объеме они заработают с 2008 года. Напомним, что 1 января 2008 года – дата, к которой привязано еще одно очень важное для энергетики новшество – переход к долгосрочной системе тарифообразования. Разработчики и той и другой идей обещают, что перемены пойдут на пользу инвесторам.
Кстати, программа взаимодействия между РАО «ЕЭС России» и Нижегородской областью на период до 2012 года выделяется сразу по нескольким параметрам.

Во-первых, это первая программа совместных действий, инициированная не РАО ЕЭС, а самим регионом.

Во-вторых, Нижегородская область стала первым и пока единственным субъектом РФ, заявившим о намерении субсидировать ставки по кредитам, привлекаемым в энергопроекты РАО «ЕЭС России». Речь идет о предусмотренных в бюджете средствах на удешевление процентных ставок по кредитам ОАО «Нижновэнерго», которые будут привлекаться для развития распределительных электросетей.

В-третьих, связанное со спецификой региона соглашение предусматривает привлечение 19 млрд. рублей в электросетевое хозяйство и только 3 млрд. рублей в генерацию, в то время как по другим регионам соотношение складывается скорее в пользу генерации. Впрочем, говорить о том, что инвестиции в генерацию стоят на первом месте, а инвестиции в электросетевое хозяйство – на втором, неразумно. Одно немыслимо без второго, к тому же ряд программ предусматривает меры по развитию диспетчерского хозяйства.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (77) январь 2007 года:

  • «Пермьэнерго» подводит итоги

    ОАО «Пермьэнерго» сообщило об итогах реализации инвестиционной программы 2006 года объемом полтора миллиарда рублей. В течение минувшего года построено и реконструировано 10 подстанций 35‑110 кВ общей мощностью 142,5 мегаватта (МВА), проведена реконструкция почти 150 км линий электропередачи 35‑110 кВ, реконструировано более 460 км распределительных сетей 0,4‑10 кВ. По годовой программе капитального ремонта линий и обо...

  • Гидротурбины для Богучан

    ОАО «ГидроОГК» и компания РУСАЛ сообщили о подведении итогов тендера на поставку гидротурбин для Богучанской ГЭС. Победителем конкурса стало ОАО «Силовые машины». Подписан контракт, в соответствии с которым «Силовые машины» готовы осуществить поставку девяти гидротурбин мощностью 339 МВт для Богучанской ГЭС. Объем обязательств по контракту включает проектирование, модельные испытания, изготовление, поставку и шеф-монтаж оборудования. По...

  • «Сургутнефтегаз» обеспечивает себя электроэнергией

    ОАО «Сургутнефтегаз» к настоящему времени покрывает четвертую часть всех потребностей в электроэнергии за счет выработки собственных энергетических объектов компании. На нефтегазовых месторождениях акционерного общества сейчас работают 11 газотурбинных электростанций (ГТЭС), четыре из которых введены в эксплуатацию в прошлом году. Общая установленная мощность всех ГТЭС «Сургутнефтегаза» составляет 307,5 МВт. Эти станции позволяют комп...

  • ООН «возобновляет» энергетику Азербайджана

    Резидент-координатор Программы развития ООН (ПРООН) Марко Барсотти и министр промышленности и энергетики Азербайджана Натиг Алиев подписали два проекта по поддержке развития возобновляемых источников энергии. Н. Алиев подчеркнул, что главное преимущество возобновляемых источников энергии заключается в их экологичности: «За счет возобновляемых источников энергии Азербайджан может повысить свои энергетические ресурсы на 4‑5 млрд кВ...

  • Семинар по управлению предприятием

    Министерство промышленности и энергетики Чувашской Республики в декабре провело на заводе электроники и механики ЧР консультационный семинар «ERP – как методология управления промышленным предприятием». На семинар были приглашены представители около 20 предприятий республики. Ведущими семинара были представители ОАО «АйСиЭл КПО ВС» (г. Казань) Фейгельман Михаил Львович, руководитель проектов по развитию системы MAX, и Тропынина Ек...