16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/304/7535967.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 20 (304) октябрь 2016 года

Энергосбыты доигрались до лицензирования

Минэнерго РФ хочет ввести лицензирование энергосбытов. Большинство экспертов положительно оценивают это предложение, а некоторые отмечают, что лицензирование здесь надо было ввести гораздо раньше, не дожидаясь критической ситуации.

Ситуация с энергосбытами действительно критическая: негативных прецедентов в их работе хватает, новости о проблемах между сетевыми компаниями и энергосбытами приходят регулярно. Можно вспомнить самый громкий случай с компанией «Энергострим», которая работала в нескольких регионах РФ и накопила большие долги перед контрагентами. По данным МВД, ущерб от хищений в компании, организованных бывшим гендиректором и рядом других ее руководителей, превысил 12 миллиардов рублей, теперь ее руководители прячутся в Англии, а сама компания признана банкротом.

И это не единичный случай. Набирает обороты скандал с другой сбытовой компанией: как сообщают «Россети», просроченный долг «ТНС Энерго» достиг 9,3 миллиарда рублей. Так что не исключено, что этот энергосбыт в скором времени последует за «Энергостримом».

 

Пора закручивать гайки

Поэтому неудивительно, что Мин­энерго РФ хочет ввести лицензирование деятельности энерго­сбытовых компаний, в том числе для того, чтобы избежать нецелевого использования ими платежей потребителей за электроэнергию и появления долгов сбытов перед производителями энергии и электросетевыми компаниями.

Сейчас Минэнерго разместило на официальном портале проектов нормативных правовых актов уведомление о начале разработки поправок в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», которые предполагают введение лицензий для энергосбытовых компаний. Это должно обеспечить эффективные инструменты госконтроля за энергосбытами, повысить прозрачность их деятельности.

Минэнерго предлагает наделить правительство РФ полномочиями по утверждению лицензионных требований и определению уполномоченного органа власти по выдаче лицензий и контролю за их исполнением. Планируемый срок вступления разрабатываемых поправок в силу – март 2017 года.

Напомним, в 2005 году правительство РФ установило, что деятельность по продаже электрической энергии гражданам является лицензируемой (постановление правительства РФ от 6 мая 2005 года № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам»). Но затем данное постановление утратило силу.

Кстати, довольно активно за отмену лицензирования энергосбытовых компаний выступала Федеральная антимонопольная служба. По мнению антимонопольщиков, лицензирование этого вида деятельности создает административные и экономические барьеры, между тем, принципы работы энергосбытовых компаний прописаны в правилах рынка электроэнергии.

Некоторые участники энерго­сбытового рынка уже тогда высказывали свои опасения. Как отмечали эксперты, при отмене лицензирования на рынок выйдет масса небольших компаний, не обладающих финансовой и технической прочностью, персонал которых не имеет специальных знаний. Такие организации не смогут дать гарантию, что их действия не причинят ущерба потребителю. Кроме того, как считали специалисты, если ранее, когда генерация, транспортировка и сбыт находились в единой структуре, необходимости в лицензировании не было, то сейчас необходимы гарантии как для потребителя, так и для поставщика энергоресурсов в стабильности, устойчивости сбытовой компании – именно этого и позволяет достичь лицензирование.



Не лицензировать надо, а менять всю систему?

Как видим, те эксперты, которые предрекали проблемы в связи с отменой лицензирования энергосбытов, оказались правы. Сейчас, как отмечают специалисты в этом вопросе, проблема еще и в самой модели рынка. Генерирующие компании производят и продают электроэнергию, которую покупают энергосбыты для перепродажи конечному потребителю. Доставляют электроэнергию сетевые компании, которые обязаны обеспечить недискриминационный доступ к ее передаче. То есть не существует законного основания, по которому сети могут прекратить предоставление этой услуги, даже если она не оплачена.

Что касается энергосбытов, то они, по сути, ничего не производят, являясь всего лишь торговым посредником. Физически сбыт не участвует в процессе поставки электроэнергии и не несет ответственности за надежность и бесперебойность энергоснабжения. Зато сбытовые компании контролируют две трети всего денежного оборота отрасли, объем которого оценивается в 2,5‑3 триллиона рублей ежегодно. Неудивительно, что у нечистоплотных на руку людей возникло желание и, главное, появилась возможность оставлять часть денег себе, что и порождает проблему задолженности.

Наконец, есть проблема и в самой схеме. В первую очередь сбытовые компании оплачивают покупаемую электроэнергию на оптовом рынке. Если гарантирующий поставщик не оплатит счета генерирующей компании, возникнет ряд санкций, так что эта задолженность – приоритетная. В свою очередь, долги перед сетями считаются обычными долгами, то есть не имеют какого‑то особого статуса. По этой причине после платежей на оптовом рынке у энергосбытов может возникнуть некоторый соблазн не платить сетям, уходить в долгие судебные споры, использовать эти деньги по другому назначению. Часто так и бывает, и пока сетевая компания не подаст в суд на энергосбыт, тот может спокойно не платить и «крутить» средства как хочет. В результате из‑за неплатежей у крупных сетевых компаний отсутствует источник как для своевременного расчета с территориальными сетевыми организациями, магистральными сетями, так и для реализации ремонтной и инвестиционной программ, выполнения обязательств перед потребителями.

Кстати, несколько лет назад взаимоотношения энергосбытов и генерации удалось регламентировать достаточно жестко. За нарушение обязательств по оплате к гарантирующему поставщику могут быть применены меры вплоть до лишения статуса участника рынка, что автоматически влечет за собой потерю бизнеса. После введения этих норм рост задолженности сбытов перед генерацией немедленно остановился. Аналогичных мер регулирования в паре «сети – сбытовая компания» введено не было, и долги здесь растут, принимая угрожающие размеры. Для примера достаточно вновь вспомнить ситуацию с «Энергостримом».

Как подчеркивают эксперты, задолженность образуется на всех уровнях, начиная с операционных, и даже обрастает уголовными делами. В результате этих и других нарушений общая просроченная задолженность сбытов за услуги по передаче электроэнергии только перед компаниями группы «Россети» достигла отметки в 93 миллиарда рублей. Для примера, в 2013 году она составляла 56 миллиардов. Тенденция неутешительна.

Конечно, это проблема решаемая. Прежде всего, как подчеркивают эксперты, следует обратить внимание и привести в порядок нормативно-правовую базу отрасли. Лицензирование энергосбытов может стать одним из верных шагов этом направлении.

Как подчеркивают в Мин­энер­го, «введение такой меры, как лицензирование деятельности по сбыту электрической энергии, обуславливается потребностью избежать возникновения ситуаций, связанных с нецелевым использованием отдельными энергосбытовыми организациями и гарантирующими поставщиками средств, полученных от потребителей электрической энергии, что влечет за собой возникновение задолженности перед производителями электрической энергии и электросетевыми организациями».

«Возможные альтернативы в виде саморегулирования субъектов рынка представляются недостаточно действенными и не обеспечат возможность оперативного контроля со стороны заинтересованных органов исполнительной власти за финансово-экономическим состоянием энергосбытовых организаций», – отмечает ведомство.

С тем, что саморегулирование здесь мало поможет, следует согласиться чиновникам из ведомства, поскольку ситуация с неплатежами в энергосбытах перестала быть проблемой одних лишь энергетиков. Теперь этими вопросами нередко занимается МВД. Уже и федеральные СМИ не стесняются именовать некоторые из энергосбытов организованными преступными сообществами, а их руководителей мошенниками и преступниками. Так что лицензирование энергосбытов должно быть проведено сверху, и можно лишь приветствовать эту инициативу чиновников. А наш вопрос звучит так: почему это делается только сейчас?

Энергосбыт, Электрические сети, Минэнерго

Отправить на Email

Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.