16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/75/5205.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (75) ноябрь 2006 года

Переработка нефти на экспорт: «белый слон» или «дойная корова»?

Нефть и газ в энергетике Главный редактор журнала «Нефтегаз International» Алан МАКИ

В России планируется строительство двух нефтеперерабатывающих заводов стоимостью 3 млрд долларов каждый для производства нефтепродуктов на экспорт, что позволит увеличить добавочную стоимость по сравнению с экспортом сырой нефти. Алан Маки оценивает геополитические факторы экспорта нефтепродуктов в свете планов России и мировых тенденций в этой области.

Переработка нефти всегда была «бедной родственницей» нефтяной отрасли и никогда не пользовалась таким вниманием СМИ, как разведка и добыча этого сырья. Переработка нефти представляет собой рутинный, предсказуемый и циклический бизнес, который на протяжении последних более чем двух десятилетий являлся убыточным. Однако за последние два года ситуация изменилась.

Благодаря стремительному и стабильному росту экономики Китая и быстрому подъему в США производители впервые за два десятка лет почувствовали, что штурвал находится в их руках. Вслед за этим в оборот стали вовлекаться имеющиеся резервы в цепочке поставок, так что сейчас в мире простаивают только 10% нефтеперерабатывающих мощностей.

«Возрождение» нефтепереработки, ориентированной на экспорт, показывает, что расклад сил сместился в сторону производителей. В условиях избыточного предложения в секторе нефтепереработки главенствующая роль принадлежала потребителям. Страны-потребители стремились поставить под свой контроль переработку нефти, чтобы получать добавленную стоимость и обеспечивать себе надежные поставки. В условиях мирового рынка импорт сырой нефти делает потребителя менее зависимым от поставщика, чем покупка готовых нефтепродуктов.

Существуют и другие причины, по которым переработка нефти непосредственно у скважины оказывается не лучшим решением. Переработка в стране потребления, в частности, позволяет обеспечить более точное соответствие спектра продуктов требованиям местного рынка. Однако если учесть, что объемы нефти, направляемые на переработку, сравнительно невелики, то особой экономической выгоды в перевозке разнообразных нефтепродуктов на большие расстояния не существовало. С усилением глобализации транспортировка нефтепродуктов начинает «перетягивать» на себя экономию масштаба перевозок сырой нефти.

В период с середины 1980‑х годов до 2005 года, в условиях рынка, где главенствовал покупатель, у стран экспортеров нефти не было ни свободной наличности для инвестирования в переработку нефти и экспорт нефтепродуктов, ни стимулов, чтобы обеспечить достаточно емкий внутренний рынок для собственных нефтепродуктов. Единственным исключением была Саудовская Аравия, которая смогла убедить крупные западные нефтяные компании вложить средства в нефтепереработку в этом ближневосточном королевстве и вывозить производимую продукцию в свои хранилища, разбросанные по всему миру, в обмен на поставки сырой нефти.

Теперь, когда баланс сил сместился от производителя к потребителю и объем средств, имеющихся у производителей, продолжает расти, многие нефтедобывающие страны стремятся последовать примеру Саудовской Аравии. Египет планирует запустить мощности для производства нефте-продуктов, ориентированные на экспорт, мощностью 1 млн. баррелей в день; такие же планы вынашивают Объединенные Арабские Эмираты. Такие страны, как Индия и Индонезия (производители нефти с большим внутренним рынком), планируют строительство центров переработки нефти на экспорт производительностью 400 тыс. баррелей в день.

Россия также стремится вскочить на подножку уходящего поезда и разрабатывает планы строительства нефтеперерабатывающих предприятий, работающих на экспорт, мощностью 400 тыс. баррелей в день в Приморске на Балтийском море и в Перевозной или Находке на побережье Тихого океана. Последние должны будут обеспечивать загрузку трубопровода, который протянется из Восточной Сибири к Тихому океану.

Россия не вписывается в стандартный стереотип страны, стремящейся развивать переработку нефти на экспорт, в силу размеров своей территории – сейчас она мечтает «отнять» у Саудовской Аравии звание крупнейшего производителя нефти – и ее недавней истории. После развала Советского Союза и российские нефтяные компании, и правительство по большей части не обращали внимания на переработку нефти, поскольку были поглощены исключительно наращиванием экспортных поставок нефти‑сырца для получения конвертируемой валюты.

Теперь, когда в распоряжении российских нефтяных компаний имеются значительные свободные средства, они смотрят вперед дальше простого ремонта нефтеперерабатывающих заводов и задумываются об их коренной реконструкции и модернизации. Стремясь извлечь добавочную стоимость, часть сырой нефти они направляют теперь на переработку.

Однако значительное увеличение производства продуктов, которые обеспечили бы достойную прибыль на мировом рынке, – задача для российских нефтеперерабатывающих предприятий непростая. Соотношение между спросом и предложением меняется от рынка к рынку. В целом рынкам развитых стран требуются высококлассные продукты, которые должны удовлетворять постоянно ужесточающимся экологическим стандартам, вводимым законодателями. Низкокачественные и низкоприбыльные дизельное топливо и бензин приходятся на долю стран с развивающимися рынками. Сокращение содержания серы является «священным Граалем» нефтеперерабатывающей отрасли, и весь поиск технологических новинок направлен на то, чтобы превратить более доступные и, следовательно, более дешевые марки нефти с большим содержанием серы, которые поступают с Ближнего Востока, в высокооктановые и экологически безопасные продукты.

Для того чтобы производить такие продукты, нефтеперерабатывающей отрасли России придется решить чрезвычайно сложные задачи. По данным, приведенным в выступлении в Государственной Думе заместителя министра экономики Кирилла Андросова, лишь восемь из 23 нефтеперерабатывающих предприятий в России могут обеспечить выпуск нефтепродуктов, отвечающих мировым стандартам, а все остальные остро нуждаются в ремонте и реконструкции. Кроме того, технологический цикл этих предприятий нацелен на производство низкокачественного дизельного топлива.

Отрасль также страдает из‑за структурных перекосов, которые были обусловлены спецификой экономики командного типа. По стратегическим и оборонным соображениям многие из российских нефтеперерабатывающих заводов расположены в глубине материка и удалены от рынков на большое расстояние. У некоторых из этих предприятий, практически отрезанных от внешнего мира, нет будущего.

Тем не менее, практически все рыночные факторы работают сейчас в пользу России. В стране вырос спрос, в результате чего заметно поднялись внутренние цены на нефть и, как следствие, ослабилось стремление экспортировать нефть любой ценой. По данным ВР, в первом квартале 2006 г. разница между мировыми и внутренними ценами в годовом исчислении сократилась на $1 и в пересчете на среднюю стоимость сырой нефти марки Брент, равную $61,8 за баррель, составила чуть более $27. Разница цен будет сокращаться и далее вне зависимости от стремительного роста мировых цен на нефть, поскольку рост российской экономики продолжается.

Спрос на энергоносители сейчас приближается к пиковому показателю 1989 г., который был достигнут накануне развала СССР, а в некоторых регионах, и в первую очередь в Москве, уже заметно превысил его. Большая часть этого прироста – но не весь – приходится на газ, который в основном сжигается.

Столь же важным фактором роста спроса на сырую нефть стало увеличение потребления бензина. В течение последних трех лет автомобильный парк увеличивался примерно на 40 % в год, а общее число автомашин в стране приближается к 30 миллионам. Ожидается, что в последующие два года скорость роста замедлится, однако по‑прежнему будет высокой. Все большую долю продаваемых машин составляют западные марки, собираемые в России, а также новые и импортируемые подержанные автомобили, которым требуется высококачественное топливо. Таким образом, на внутреннем рынке формируется надежная база для спроса на высококачественное топливо, который будет возрастать по мере того, как российские автопроизводители будут совершенствовать свои модели.

Согласно прогнозу Министерства экономического развития и торговли, потребление в 2006 г. вырастет на 5,7%, а в 2007‑2009 гг. стабилизируется на уровне 1,7 %. Министерство экономического развития и торговли с оптимизмом смотрит на возможности нефтеперерабатывающих предприятий удовлетворять потребности расширяющегося и развивающегося внутреннего рынка, «оттягивая» на себя постоянно возрастающую часть нефти, предназначавшейся на экспорт. Правительство определенно способствовало усилению интереса производителей к переработке нефти, снизив экспортные пошлины на нефтепродукты. Нефтепереработка стала более привлекательной, когда цена сырой нефти, к которой привязаны пошлины, стремительно взлетела вверх. Ожидается, что к июню 2006 г. экспортная пошлина на сырую нефть составит $200 за тонну (эквивалент $27,4 за баррель), что будет обеспечивать налоговую льготу в размере $19,5 за баррель дизельного топлива и $12,7 за баррель легких нефтепродуктов.

Этих изменений в налогообложении экспорта в совокупности с ростом мирового спроса оказалось достаточно, чтобы нефтеперерабатывающие предприятия, в особенности те из них, которые расположены близко к западным рынкам сбыта, стали лихорадочно наращивать производство. Однако попытки стимулировать российские нефтеперерабатывающие заводы воспользоваться изменением экспортного налогообложения привели к смешанным результатам, поскольку они, в частности, вызвали рост производства продуктов низкого качества.

По данным компании ВР, в 2005 г. в России было переработано на 6,5 % больше нефти, чем в 2004 г., и большая часть этих объемов, составляющая избыток над внутренним спросом (главным образом бензин, легкое дизельное топливо и мазут) была отправлена на экспорт. Производство бензина выросло на 7,3% при увеличении внутреннего спроса на 4 %, легкого дизельного топлива – на 8,2% при увеличении внутреннего спроса на 6,1 % и мазута – на 6,1% при падении внутреннего спроса на 9,7 %. Излишки производства отправлялись в различные регионы: легкое дизельное топливо – в Европу, мазут – в Европу и на Дальний Восток и бензин – в США.

Хотя российские нефтяные компании извлекли прибыль из правительственных «щедрот», наиболее крупные игроки не упускали из виду более широкой перспективы. Они по собственной инициативе усовершенствовали свои производственные линии, чтобы привести производимую ими продукцию в соответствие со стандартами ЕС. Инвестиции составили несколько миллиардов долларов. «ЛУКОЙЛ» планирует до 2010 г. вложить в соответствующие проекты 3 млрд долларов, «Роснефть» реализует программу инвестиций в переработку нефти в размере 2 млрд. долларов, а ТНК-ВР рассматривает планы модернизации нефтеперерабатывающих заводов в Рязани и Лисичанске стоимостью 1 млрд. долларов каждый.

Примеряя теперь на себя роль мировых игроков, российские компании перепозиционируются как вертикально интегрированные холдинги, в которых переработка нефти заполняет пустовавшее ранее место.

Некоторые компании типа «ЛУКОЙЛа» воспроизводят теперь эту модель в мировом масштабе. Компания в течение некоторого времени расширялась за рубежом и предприняла меры по приобретению перерабатывающих предприятий, чтобы обеспечить рынок для своей сырой нефти. Наиболее громкой из этих операций была покупка сети бензозаправочных станций на восточном побережье США. Однако приобретение нефтеперерабатывающих предприятий в США и Европе является дорогостоящим занятием, поскольку в силу жестких экологических требований реализация совершенно новых проектов оказывается невозможной. В силу этого российские компании, так же как и их зарубежные конкуренты, занялись активным поиском для последующего приобретения новых перерабатывающих мощностей в тех странах, присоединившихся к этим рынкам, где экологический контроль не так строг. Если принять во внимание пристальный интерес российских компаний к ЕС, это на практике означает, что поиск нефтеперерабатывающих мощностей ведется в Центральной и Восточной Европе.

Однако такой тип инвестиций в переработку нефти на зарубежных рынках принципиально отличается от постройки нефтеперерабатывающего предприятия, работающего на экспорт. По мнению ряда экспертов, в т. ч. Тони Консидайна, исполнительного вице-президента ТНК-ВР по переработке нефти, после того как страны-потребители устранят «узкие места» в переработке нефти и вновь начнут отдавать предпочтение сырой нефти, нефтеперерабатывающие предприятия, работающие на экспорт, смогут превратиться в «белых слонов».

Возможно, однако, что все это является частью грандиозного плана президента Путина сделать Россию таким важным игроком на мировом рынке, что западные нефтяные компании будут считать за честь продавать нефтепродукты российского производства, чтобы обеспечить себе поставки российской сырой нефти.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (75) ноябрь 2006 года:

  • Второй этап строительства энергоцентра на Хасырейской ДНС (ООО «РН-Северная нефть») близок к завершению

    В рамках второго этапа строительства крупнейшего энергоцентра компании «Северная нефть», расположенного на Хасырейском нефтяном месторождении, осуществлен ввод в эксплуатацию третьей газотурбинной установки – Siemens Gas Turbine SGT-300 электрической мощностью 7,9 МВт, работающей на попутном нефтяном газе. ...

  • Блиц

    «Газпром» и РАО ЕЭС обещают энергокризис Предстоящей зимой страна может столкнуться с полномасштабным энергетическим кризисом. Вслед за РАО ЕЭС, руководство которого последние месяцы регулярно предупреждает о грядущем дефиците электроэнергии в 16 регионах, включая Москву и Московскую область, о проблемах с энергообеспечением сообщил и «Газпром». Каждую третью лампочку Северо-Запада зажигают АЭС В объединенной энергосистеме Северо-З...

  • Энерготехнологии северных широт

    Энергетика российского Севера – воплощенное сочетание противоречий. С одной стороны, на Севере и за Уралом сосредоточена основная часть энергоресурсов России. С другой стороны, именно северные регионы, Сибирь, Дальний Восток традиционно зависят от своевременности поставок привозимого с «большой земли» топлива. ...

  • Александр Бобров – об отопительном сезоне, бытовых электроприборах и реформе в энергетике

    В первые дни зимних холодов, в преддверии 10-летнего юбилея Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга его председатель Александр Бобров рассказал о проблемах и достижениях энергетического комплекса Санкт-Петербурга. ...

  • Российская уплотнительная техника: на пороге больших перемен

    В России будет создана ассоциация «Уплотнительная техника», подобная уже действующим в нашей стране профессиональным объединениям арматуростроителей, производителей насосов и компрессоров. Это решение было принято в ходе научно-практической конференции «Уплотнительная техника и герметизация тепломеханического оборудования в промышленности и энергетике» (2 октября, Москва, КВЦ «Сокольники»). Как родилась эта идея? Кто заинтересован в соз...