16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/75/5171.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (75) ноябрь 2006 года

Австрийские энергетики за клиента бьются изобретательно

Энергетика: регионы Пресс-служба ТГК-7

В сентябре этого года по приглашению палаты экономики Австрии начальнику управления по связям с общественностью и СМИ ОАО «Волжская ТГК» Владимиру Громову удалось посмотреть на то, как живут австрийские энергетические компании, как они общаются со своими клиентами и как меняют свою деятельность для того, чтобы соответствовать запросам дня. Возможно, что некоторые из этих впечатлений будут интересны и полезны читателям нашей газеты.

EVN Gruppe – предприятие, осуществляющее энергоснабжение федеральной земли Нижняя Австрия, частично Болгарии и Македонии, сейчас активно расширяет поиск новых источников энергии. Основная часть энергии традиционно вырабатывается при помощи ГЭС, установленных на десятках австрийских горных речек, кроме того, эксплуатируются угольные и газовые станции, ветряки. Создаются и альтернативные мощности – установки, работающие на биогазе и биологическом топливе.



Опилки + современное искусство

Под биологическим топливом австрийцы прежде всего понимают древесные опилки. Дело в том, что в Австрии сильно развита деревообрабатывающая промышленность. Восстановление леса контролируется государством, поэтому лесов в Австрии с каждым годом растет все больше, а значит, и поставки опилок не иссякнут. При этом, в отличие от газа, нет опасности, что по дороге от лесозаготовки до станции грузовик с опилками перехватит какая‑нибудь «оранжевая республик». Станции «на опилках», конечно, не слишком мощны – не более 45 МВт, но их выработка уже сегодня стоит дешевле, чем работа на газе, а во‑вторых, и населенные пункты в Австрии не слишком велики. Во всей республике живет лишь 8 млн. человек. Одну из таких вводимых в строй станций нашей делегации удалось посмотреть. Компьютеризированным щитом управления и нас сегодня не удивишь, но австрийцы к тому же активно применяют видео on-line трансляцию. Диспетчер не только видит все схемы и показания, но и наблюдает весь процесс «вживую». Видит, как разгружаются грузовики с опилками, как топливо транспортируется в топку котла, видит горение котла и т. д.

Во время экскурсии наша группа обратила внимание на опилочную пыль, покрывающую пол и стены складского помещения, и мы злорадно отметили, что и здесь не все идеально. Однако австрийцы разочаровали нас, сказав, что пылесос поставят до начала ввода станции в эксплуатацию, а собранную древесную пыль тоже будут сжигать, чтобы не пропадала. Кстати, к процессу оценки качества получаемых от фермеров опилок австрийцы относятся очень серьезно, помимо замеров влажности, все образцы проходят исследования на определение количества энергии, содержащегося в них. Ведь каждый, кто топил баню, знает, что самый сильный жар дают дубовые дрова.

Интересны и PR-методы, применяемые EVN Gruppe для взаимоотношения с потребителями. Помимо ежегодного спонсорства детских конкурсов, спортивных соревнований и проведения ежегодных банкетов для крупнейших потребителей, EVN Gruppe уже в течение 10 лет собирает международную коллекцию современного искусства. Казалось бы, зачем энергокомпании коллекция современного искусства, это ведь не музей? «А это затем, чтобы люди были готовы жить в динамично меняющейся среде и мыслить динамично», – отвечают в EVN. Купленные у художников картины EVN Gruppe отправляет в свои офисы по всему миру и передает в пользование музеям. При этом главный PR-менеджер компании признался, что далеко не все предметы в коллекции нравятся ему лично, но что покупать, а что не брать определяют специально нанятые эксперты, а не топ-менеджмент компании. И пусть обычному человеку очередной экспонат может казаться «мазней», но эксперты почти не ошибаются, и в итоге стоимость собираемой коллекции постоянно растет. «Вот эту картину мы купили 2 года назад всего за 25 тысяч евро, а недавно более маленькая картина этого же художника была продана на аукционе уже за 200 тысяч. На продаже электрической энергии такой маржи, конечно, не заработаешь, шутит Стефан Цах, возглавляющий отдел информации и коммуникации в EVN Gruppe. Конечно же, у компании нет цели продать свою коллекцию – она будет пополняться и впредь, поддерживая энергетикам имидж интеллектуально продвинутой и социально ответственной корпорации. Хотя при этом порой от потребителей австрийские энергетики и получают упреки в том, что покупка картин приводит к повышению тарифов потребителей.

Кстати, о тарифах. Тарифы на электроэнергию для населения в Австрии приблизительно в 4 раза выше, чем в Поволжье. Зато для потребителей существуют различные тарифные планы. Ночь, день, оптовые скидки и т. д. Например, вы можете покупать более дорогую, но более экологичную энергию от ГЭС или более дешевую, но более «грязную» энергию от угольных станций. Понятно, что это маркетинговый ход австрийских коллег, потому что «угольный» киловатт, без сомнения, имеет более высокую себестоимость, но люди готовы доплачивать за экологию.



Пожар как повод для дизайна

Интересные методы работы с потребителями применяются на муниципальной ТЭЦ Вены. Началось с того, что в 1987 году столичная теплоэлектроцентраль пережила большой пожар, который очень обрадовал столичных жителей. Уж очень плохой имидж был тогда у австрийской столичной ТЭЦ. Во‑первых, сам вид промышленного объекта очень раздражал венцев, привыкших к архитектуре императорских дворцов и католических костелов. Во‑вторых, венцев очень беспокоил экологический вред, наносимый ТЭЦ, сжигающей городской мусор. В общем, после пожара на станции многие говорили, что нужно воспользоваться этим шансом и перенести ТЭЦ куда‑нибудь подальше из города. Поскольку Венская ТЭЦ является муниципальным предприятием, то в дело вмешался мэр города, который отдал два распоряжения. Первое касалось, естественно, внедрения на станции самых совершенных экологических технологий. Своим вторым распоряжением мэр постановил, что ТЭЦ должна получить дизайн от знаменитого венского художника Хундетвассера, известного своим дет-ско-радостным стилем. В итоге ТЭЦ, покрытая разноцветной кафельной плиткой и замысловатыми конструкциями, сегодня является одной из городских достопримечательностей. Могу сказать, что на человека, привыкшего к строгости форм российских производственных зданий, налепленное на ТЭЦ количество архитектурных излишеств действительно производит сногсшибательное впечатление. Чего стоит только разноцветная дымовая труба, украшенная огромным золотым шаром. В итоге венцы успокоились и ТЭЦ, снабжающую теплом треть столицы, за черту города больше не гнали. Более того, радостный дизайн Венской ТЭЦ так понравился японцам, что и они заказали Хундет-вассеру аналогичную одежку и для своей электростанции.

Помимо нарядного внешнего вида, ТЭЦ Вены стремится нравиться своим потребителям и иным способами. Конечно же, в отличие от россиян, венцы не знают, что такое гидравлические испытания и связанные с ними отключения горячей воды летом, но руководство ТЭЦ этим не ограничивается. Все жители, заключившие с ТЭЦ контракт на получение тепла, имеют специальную дисконтную карту, по которой могут с большой скидкой проходить на все культурные мероприятия, спонсируемые ТЭЦ. Кроме того, на территории самой станции ежегодно проходят большие концерты известных музыкантов, на которые за символическую плату в 1 евро может попасть любой из потребителей. Такие выступления собирают до 8 тысяч человек. Велико и число экскурсий, посещающих станцию. Ежегодно с работой Венской ТЭЦ знакомятся около 12 тысяч человек. И, наконец, в холле управления станцией постоянно проходят выставки местных художников, на которые также могут приходить люди с улицы. Весь холл специально переоборудован под стационарный выставочный зал. Издаются ежемесячные журналы для потребителей, неплательщикам предоставляется рассрочка, лишь бы они не ушли к газовикам. Очевидно, что в условиях жесткой конкуренции со стороны других энергоснабжающих организаций австрийские энергетики просто не имеют возможности вести себя иначе. Очевидно, что со временем похожая битва за потребителя энергетического продукта ожидает и нашу страну. Во всяком случае, мы в Волжской ТГК серьезно рассматриваем возможность практического применения части австрийского опыта.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (75) ноябрь 2006 года:

  • Укрепляется связь с общественностью

    Укрепляется связь с общественностью Каждый год из‑за поражения электрическим током по разным причинам гибнут люди. Кто‑то лишается жизни в погоне за цветным металлом, кто‑то по неосторожности или по незнанию, пытаясь самовольно подключиться к сети. С целью предотвращения подобных трагедий при администрациях муниципальных образований Курской области по инициативе ОАО «Курскэнерго» назначены ответственные за своевременн...

  • Объемы выпуска растут

    Группа компаний, входящих в ОАО «Севкабель-Холдинг», в январе‑сентябре 2006 года увеличила объем выпуска товарной продукции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,3 раза – до 4,4 млрд руб. В том числе производство кабеля NYM увеличилось на 61%, до 37 тыс. км, установочных проводов – в 4,7 раза, до 31,9 тыс. км, осветительных проводов и шнуров – в 2,5 раза, до 24,4 тыс. км, силовых проводов бытового назн...

  • «POWERTEK-2007» приглашает к диалогу

    Атомная энергетика, энергетическая безопасность, альтернативные источники электроэнергии, теория и практика малой энергетики, проблемы энергетического машиностроения – таковы одни из наиболее актуальных тем, которые будут подняты в рамках 12-й международной выставки и конференции «POWERTEK- 2007 – Энергетика и энергосбережение». Выставка и конференция пройдут 4 – 7 апреля 2007 года в рамках Всероссийского энергетического фор...

  • Еще один год на благо энергетики
    Еще один год на благо энергетики

    В декабре текущего 2006 года ОАО «Свердловский завод трансформаторов тока» отметит свой 65­й юбилей. Эвакуированный в тыловой Свердловск в 1941 году, сегодня завод является одним из известнейших производителей электротехнических изделий в России и странах ближнего зарубежья. Ни для кого не секрет, что в последние годы рынок продукции для энергетики растет небывалыми темпами. Ассортимент продукции расширяется как за счет иностранных ком...

  • Мобильное тепло
    Мобильное тепло

    В российскую столицу доставлена первая мобильная газотурбинная электростанция. С помощью 10 таких агрегатов планируется спасти жителей Москвы и Подмосковья от нехватки тепла и света грядущей зимой. Мобильная электростанция – это вынужденная мера в преддверии грядущих холодов. Прошедшая зима показала: если температура падает ниже 20 градусов, вся электросеть Москвы и области начинает работать на пределе. В этом году предел был дос...