16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/75/5154.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (75) ноябрь 2006 года

Изменения в водном законодательстве: проблемы в перспективе

Энергетика Юридический центр промышленной экологии Дмитрий МИШУКОВ

В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 73-ФЗ (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) с 1 января 2007 г. в силу вступает Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (далее – новый ВК РФ).

В связи с этим с 1 января 2007 г. признаются утратившими силу действующий в настоящее время Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с последующими изменениями) (далее – действующий ВК РФ), а также законодательные акты Союза ССР, содержащие нормы, регулирующие водные отношения.

В свою очередь, до настоящего времени к данным отношениям применяются нормативные правовые акты Союза ССР, сфера применения которых в ряде случаев шире, нежели регулирование водных отношений. При этом из содержания Федерального закона № 73-ФЗ неясно, утратят ли они силу полностью или только в части, регулирующей использование и охрану водных объектов.

Так, к водным отношениям применяются нормы Правил охраны поверхностных вод, утвержденных Госкомприроды СССР 21 февраля 1991 г., Инструкции по нормированию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в атмосферу и в водные объекты, утвержденной Госкомприроды СССР 11 сентября 1989 г. № 09‑2-7 / 1573, Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 15 сентября 1958 г. № 1045 (с последующими изменениями), регламентирующие в том числе вопросы, не урегулированные в законодательстве РФ (в частности, нормирование сбросов загрязняющих веществ, охрана водных биологических ресурсов и пр.).

Одно из основных изменений системы регулирования водных отношений коснется порядка и оснований предоставления водных объектов в пользование.

В настоящее время юридические лица осуществляют виды пользования водными объектами, относящиеся к специальному водопользованию, на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

В новом ВК РФ лицензирование водопользования не предусмотрено. Самостоятельными основаниями для использования водных объектов будут являться договор водопользования или решение о предоставлении водного объекта в пользование. При этом предоставление в пользование водного объекта на основании указанных договора либо решения зависит от конкретных целей использования водных объектов (ст.11 нового ВК РФ).

На основании ст.5 Федерального закона № 73-ФЗ водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов РФ либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие нового ВК РФ, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Водопользователи могут по своей инициативе приобрести права пользования водными объектами в соответствии с новым ВК РФ.

В свою очередь, от правовых оснований предоставления водных объектов в пользование зависит форма возможной платы за водопользование.

В главе 25.2 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ (ст.333.8 данного Кодекса).

В ст.333.9 Налогового кодекса РФ содержится закрытый перечень объектов налогообложения водным налогом: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.

В связи с принятием нового ВК РФ на основании ст.12 Федерального закона № 73-ФЗ ст.333.8 Налогового кодекса РФ дополнена п.2, в соответствии с которым организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие нового ВК РФ, не признаются налогоплательщиками.

Таким образом, водопользователи, осуществляющие пользование водными объектами, предоставленными на основании действующего ВК РФ, продолжают нести обязанность по уплате водного налога вплоть до истечения установленного срока водопользования или приобретения прав пользования водными объектами в соответствии с новым ВК РФ.

Согласно новому ВК РФ плата за пользование водными объектами будет предусматриваться договором водопользования, при этом размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы относятся к существенным условиям указанного договора (ч.1 ст.20, п.4 ч.1 ст.13 ВК РФ).

На основании ч.3 ст.20 нового ВК РФ ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы будут устанавливаться соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Необходимо отметить, что взимание платы за пользование водными объектами на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование не предусмотрено.

Изменения, связанные с регулированием платности водопользования, вносимые Федеральным законом № 73-ФЗ в Налоговый кодекс РФ, вступят в силу с 1 января 2007 г.

Следует обратить внимание на особенности предоставления в пользование подземных водных объектов.

В новом ВК РФ к подземным водным объектам отнесены бассейны подземных вод и водоносные горизонты (ст.5 данного Кодекса).

Отношения, возникающие в области геологического изучения, разведки и охраны подземных вод, предоставление в пользование подземных водных объектов регулируются законодательством РФ о недрах и водным законодательством РФ (ст. ст.5, 91 действующего ВК РФ).

Выше указывалось, что основаниями специального водопользования в настоящее время являются лицензия на водопользование и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом. При этом основанием для пользования недрами является лицензия на пользование недрами (ст.11 Закона РФ «О недрах»).

Как следует из содержания нового ВК РФ, подземные водные объекты будут предоставляться в пользование только в соответствии с законодательством о недрах.

При этом ни в Федеральном законе № 73-ФЗ, ни в новом ВК РФ не указано, сохраняют ли юридическую силу лицензии на водопользование и соответствующие договоры, выданные и заключенные относительно подземных водных объектов, а также будет ли взиматься водный налог за пользование указанными водными объектами после вступления в силу данного Кодекса.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (75) ноябрь 2006 года:

  • Счастливые киловатт-часов не наблюдают

    В последнем исследовании Фонда экономии энергии (Energy Saving Trust), проводившемся в пяти крупнейших европейских странах, утверждается, что англичане – самые большие транжиры электричества, а немцы, напротив, оказались самыми бережливыми. По мнению российских экспертов, британцы возглавили список расточителей только потому, что в России это исследование не проводилось. Признаки английского транжирства проявляются, в частности, ...

  • «Агрокабель» выбран экспертами

    ЗАО «Завод Агрокабель» заняло первое место в областном конкурсе «Предприниматель года-2006» в номинации «Бизнес-эталон». Ежегодный конкурс «Предприниматель года» проводится по инициативе администрации Новгородской области с целью стимулирования цивилизованной предпринимательской деятельности, экономической и деловой активности населения области, морального поощрения представителей бизнеса, демонстрирующих высокие достижения в предприн...

  • Инвестиции в надежность

    Более 312 миллионов рублей инвестиций направит в этом году ОАО «Курскэнерго» на повышение надежности электросетевого комплекса Курской области. По итогам работы за девять месяцев в капитальное строительство инвестировано более 201 млн рублей, в том числе около пяти миллионов рублей, полученных компанией за технологическое присоединение новых потребителей к сетям Курскэнерго. Согласно инвестиционной программе текущего года в январеR...

  • Дорогие коллеги!

    Приближается профессиональный праздник энергетиков. Мы вновь отметим его в «рамках» реформирования. Точнее, на заключительных этапах масштабной реструктуризации отрасли. Многое уже позади, а впереди – новые свершения. И перед праздником, по негласной традиции, мы подводим итоги того, что сделано за год, что получилось со знаком «отлично», а что нуждается в новой проработке. В данном случае подведение итогов затрагивает не только проф...

  • Инновации ЗАО «Конвертор»
    Инновации ЗАО «Конвертор»

    ЗАО «Конвертор» (Саранск), имеющее статус аккредитованного поставщика РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», приступило к выводу на российский рынок серии выпрямителей зарядно-подзарядных одно - и двухканальных с микропроцессорным управлением типа ВЗП. Уже сегодня можно утверждать, что новая разработка «Конвертора» займет на российском рынке электротехнической продукции достойное место. Преимущества ВЗП В чем заключаются преимуществ...