16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/74/5133.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (74) октябрь 2006 года

«ТЭК СНГ и Балтии-2006»: Все мы следуем в русле одного потока

Выставки и конференции Ольга Мариничева

«Последние десятилетия энергетика во всех странах мира претерпевает глобальные преобразования, которые носят универсальный характер. Либерализация отношений в электроэнергетике и реформирование отрасли в разных странах осуществляются разными темпами, но имеют одну цель – формирование рыночных отношений между экономическими субъектами».

Председатель Исполнительного комитета Электроэнергетического совета СНГ Евгений Мишук, из выступления на международной конференции «ТЭК СНГ и Балтии», проходившей в рамках девятого Международного энергетического форума стран СНГ и Балтии (11‑12 сентября 2006 года, Ялта).

Главная задача – не остаться позади

Действительно, процессы, происходящие в энергетике стран Восточной Европы, Балтии и СНГ, представляют собой движение в одном направлении, но с разными скоростями. Если формирование западноевропейского объединенного энергорынка началось еще в 1996 году, а к 2004 году основные промышленные предприятия получили право свободного выбора поставщика электроэнергии, то страны СНГ только готовятся к вхождению в общеевропейский рынок электроэнергетики. Аналогичная картина наблюдается и на внутреннем пространстве СНГ, и сравнения на этом пути неизбежны. Утверждение Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года побуждает к сравнению планов украинского кабинета министров с инвестиционной программой РАО «ЕЭС России», а также к оценке привлекательности энергетического рынка обеих стран для инвесторов (об этом говорил народный депутат Украины Владимир Бронников). Сравнение той же Энергетической стратегии Украины и находящейся в данный момент в разработке Энергетической стратегии Республики Молдова до 2020 года заставляет обратить особое внимание на меры, необходимые для создания экспортного электроэнергетического потенциала Молдовы. Некоторые из возможных решений, направленных на включение энергосистемы Молдовы в европейский рынок электроэнергии, были предложены на конференции начальником Управления научно-технической кооперации и трансфера технологий Министерства промышленности и инфраструктуры Республики Молдова Ильей Тимофте. Это строительство ЛЭП, необходимых для увеличения пропускной способности эквивалентного электроэнергетического сечения связи энергосистем Украины и Молдовы, строительство дополнительных трансграничных ЛЭП 110 кВ для усиления электрической связи с энергосистемой Румынии. Формирование «Молдавского острова нагрузок», предназначенного для синхронно-параллельной работы с энергосистемой Румынии (ближайший аналог – «Бурштынский остров нагрузок», созданный энергетиками Украины, Венгрии и Словакии под патронажем Союза координаторов транспорта электроэнергии). И, наконец, разработка Программы адаптации молдавской электроэнергетической системы к европейским стандартам, в идеале – создание совместной Программы адаптации украинской и молдавской электроэнергетических систем. Возможно, эти предложения не являются идеальными, но работать в этом направлении необходимо, потому что цена промедления слишком высока. В противном случае республика может оказаться если не за пределами формирующегося рынка электроэнергии, то, по крайней мере, на его обочине.



Как соблюсти баланс интересов

Один из актуальнейших вопросов конференции – противоречия, возникающие при переходе от теоретических построений к либерализации энергетического рынка на практике. «Несмотря на энтузиазм по поводу либерализации энергетики, на практике ни одно правительство не может оставить этот сектор в распоряжении только рыночных сил», – напоминает Светлана Голикова, директор «ТрансЭнергоКонсалтинга». – Либерализация – не самоцель, а инструмент достижения надежного долговременного энергообеспечения по приемлемым ценам на основе конкурентоспособных, экономически приемлемых технологий. Условия и методы либерализации отличаются от страны к стране, особенно для развивающихся стран и для стран с переходной экономикой. Если в индустриально развитых странах либерализация создает выгоду потребителей от снижения конкурентных цен на энергоносители, то либерализация в развивающихся странах и странах с переходной экономикой часто приводит к обратному эффекту – к существенному росту цен, во всяком случае, на первых этапах реформы».

Задаче соблюдения баланса интересов государства, общества и участников российского рынка электроэнергии при установлении тарифов был посвящен присланный на конференцию доклад Георгия Кутового, президента Международного русско-американского института экономики естественных монополий. Как отметил Георгий Кутовой, реформа электроэнергетики в России требует не только рыночных преобразований, но и создания эффективного регулирующего механизма. Многие страны Запада стараются увеличить доверие к регулирующим электроэнергетику структурам путем создания независимых регуляторов с независимым же финансированием. В России этот процесс осуществляется государственной службой, деятельность которой находится под юрисдикцией премьер-министра РФ. Итак, возникает ситуация, при которой главный собственник (государство) не только устанавливает правила и регулирует ситуацию на рынке, но и сам является активным участником рынка, что может подорвать доверие к режиму регулирования и объективности принятия решений. С одной стороны, ситуация, при которой естественная монополия гарантированно получает заявленный объем средств, обеспечивает не только надежное существование предприятий-монополистов, но и большую вероятность бесперебойного снабжения потребителей электроэнергией высокого качества. С другой стороны, практика подчинения регулирующего органа главному собственнику регулируемой компании может привести к неадекватному увеличению тарифов. Результат – снижение рентабельности продукции промышленных потребителей электроэнергии.

Но это не единственный пример противоречий в практике установления тарифов. Как известно, в России регулирование тарифов базируется на анализе и сравнении планируемых показателей с отчетными показателями предшествующих периодов. Следовательно, регулирующий процесс, помимо недостатков затратного метода формирования тарифов, несет на себе бремя погрешностей макроэкономического прогнозирования. С одной стороны, правительство борется с ростом инфляции, с другой стороны, само же разгоняет инфляцию, закладывая инфляционные показатели в тарифы. При этом формирование тарифной политики в отношении всех потребителей как части тарифного процесса бюджетного планирования тоже не способствует снижению уровня инфляции и необъективно с экономической точки зрения.

Способ решения противоречий, предложенный г-ном Кутовым, предусматривает не коренную ломку, а создание альтернативной структуры регулирования тарифов на услуги естественных монополий с учетом конкурентных отношений. Во‑первых, орган регулирования естественных монополий должен обладать свободой в принятии решений. Путь к обеспечению независимости регулятора – переход от назначения руководителя органа регулирования к процедуре выборов. При этом необходимо определить перечень критериев, неудовлетворительное состояние которых позволило бы освобождать руководителя от занимаемой должности.

Во‑вторых, регулятор должен учитывать мнение как естественных монополистов, так и потребителей услуг монополистов, тем более что в условиях рынка объем производства определяется именно уровнем потребления. Для того чтобы позиция потребителей была услышана, предлагается создание на внебюджетной основе Совета поставщиков и потребителей электроэнергии. Согласованное мнение Совета должно учитываться при принятии тарифных решений и разработке методических подходов, на основании которых как раз принимаются тарифные решения. «Необходимо отойти от регулирования по прогнозным статьям потребителей, не относящихся к бюджетным категориям, и перейти к регулированию по фактическим затратам, – добавляет президент Института естественных монополий. – При этом необходимо сохранить регулирование на основе заблаговременных прогнозов для бюджетных категорий потребителей, в том числе и для населения».

Итак, как показывает опыт участников международного форума, практика реформирования энергетики действительно универсальна. Об этом свидетельствует сама схожесть проблем, с которыми встречаются (или встречались) энергетические компании и потребители энергии, представители органов власти и науки в России, СНГ, Балтии, Восточной Европе. Но отклонения от общего курса тоже неизбежны, потому что формула энергетического рынка должна учитывать интересы не только энергетиков, но и потребителей, общества в целом, страны, в которой они работают.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (74) октябрь 2006 года:

  • Ограничения оказываются под вопросом

    Собственно говоря, в заявлении главы РАО ЕЭС о возможности введения ограничений для промышленных потребителей в 16 регионах России ничего нового или необычного нет. «Графики ограничения потребления в период прохождения осенне-зимнего максимума нагрузок составляются ежегодно в любой энергосистеме, независимо от того, входит зона ее обслуживания в перечень регионов пиковых нагрузок или нет. Ограничения возможны только в случае крайне низк...

  • Планы Египта не вызывают беспокойства у Израиля

    Израиль не обеспокоен планами Египта развивать ядерную энергетику, поскольку уверен в мирных устремлениях соседней страны. Как сообщает ИТАР-ТАСС, это следовало из заявления премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта. «Египетская программа ни в коей мере не тождественна тому, что пытается делать Иран, отказываясь прекратить работы по обогащению урана», – подчеркнул глава правительства Израиля. На прошлой неделе Египет объявил о том...

  • Мощность энергообмена между Ираном и Азербайджаном повысится

    Министр энергетики Ирана Первиз Фатех заявил, что с завершением строительства линий электропередач мощность перетока электроэнергии между Ираном и Азербайджаном повыситься до 600 МВт. После встречи с первым вице-премьером правительства Азербайджана Ягубом Эйюбовым иранский министр отметил, что нынешняя мощность энергообмена составляет 200 МВт. По его словам, для строительства высоковольтных ЛЭП и подстанций выделено $75 млн. Этот проек...

  • Энергокризис возможно избежать

    На сегодняшний день основу российской электроэнергетики составляют энергетические комплексы, созданные более полувека назад. За это время не предпринималось никаких существенных преобразований, и в последние годы обострился процесс физического и морального старения электростанций и сетей. Техническое состояние распределительных сетей критично – большая часть кабельных линий выработала свой ресурс, а те, которые функционируют, не ...

  • Северо-Европейский газопровод переименован в Nord Stream

    Северо-Европейский газопровод получил новое название – Nord Stream. Об этом говорится в сообщении оператора проекта, который также переименован в Nord Stream AG (ранее – North European Gas Pipeline Company). Как пояснили в отделе по связям с общественностью Nord Stream AG, соответствующее решение приняли акционеры проекта. В Nord Stream AG убеждены, что новое название «поможет позиционировать проект в качестве важного инфрас...