16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/74/5133.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (74) октябрь 2006 года

«ТЭК СНГ и Балтии-2006»: Все мы следуем в русле одного потока

Выставки и конференции Ольга Мариничева

«Последние десятилетия энергетика во всех странах мира претерпевает глобальные преобразования, которые носят универсальный характер. Либерализация отношений в электроэнергетике и реформирование отрасли в разных странах осуществляются разными темпами, но имеют одну цель – формирование рыночных отношений между экономическими субъектами».

Председатель Исполнительного комитета Электроэнергетического совета СНГ Евгений Мишук, из выступления на международной конференции «ТЭК СНГ и Балтии», проходившей в рамках девятого Международного энергетического форума стран СНГ и Балтии (11‑12 сентября 2006 года, Ялта).

Главная задача – не остаться позади

Действительно, процессы, происходящие в энергетике стран Восточной Европы, Балтии и СНГ, представляют собой движение в одном направлении, но с разными скоростями. Если формирование западноевропейского объединенного энергорынка началось еще в 1996 году, а к 2004 году основные промышленные предприятия получили право свободного выбора поставщика электроэнергии, то страны СНГ только готовятся к вхождению в общеевропейский рынок электроэнергетики. Аналогичная картина наблюдается и на внутреннем пространстве СНГ, и сравнения на этом пути неизбежны. Утверждение Энергетической стратегии Украины на период до 2030 года побуждает к сравнению планов украинского кабинета министров с инвестиционной программой РАО «ЕЭС России», а также к оценке привлекательности энергетического рынка обеих стран для инвесторов (об этом говорил народный депутат Украины Владимир Бронников). Сравнение той же Энергетической стратегии Украины и находящейся в данный момент в разработке Энергетической стратегии Республики Молдова до 2020 года заставляет обратить особое внимание на меры, необходимые для создания экспортного электроэнергетического потенциала Молдовы. Некоторые из возможных решений, направленных на включение энергосистемы Молдовы в европейский рынок электроэнергии, были предложены на конференции начальником Управления научно-технической кооперации и трансфера технологий Министерства промышленности и инфраструктуры Республики Молдова Ильей Тимофте. Это строительство ЛЭП, необходимых для увеличения пропускной способности эквивалентного электроэнергетического сечения связи энергосистем Украины и Молдовы, строительство дополнительных трансграничных ЛЭП 110 кВ для усиления электрической связи с энергосистемой Румынии. Формирование «Молдавского острова нагрузок», предназначенного для синхронно-параллельной работы с энергосистемой Румынии (ближайший аналог – «Бурштынский остров нагрузок», созданный энергетиками Украины, Венгрии и Словакии под патронажем Союза координаторов транспорта электроэнергии). И, наконец, разработка Программы адаптации молдавской электроэнергетической системы к европейским стандартам, в идеале – создание совместной Программы адаптации украинской и молдавской электроэнергетических систем. Возможно, эти предложения не являются идеальными, но работать в этом направлении необходимо, потому что цена промедления слишком высока. В противном случае республика может оказаться если не за пределами формирующегося рынка электроэнергии, то, по крайней мере, на его обочине.



Как соблюсти баланс интересов

Один из актуальнейших вопросов конференции – противоречия, возникающие при переходе от теоретических построений к либерализации энергетического рынка на практике. «Несмотря на энтузиазм по поводу либерализации энергетики, на практике ни одно правительство не может оставить этот сектор в распоряжении только рыночных сил», – напоминает Светлана Голикова, директор «ТрансЭнергоКонсалтинга». – Либерализация – не самоцель, а инструмент достижения надежного долговременного энергообеспечения по приемлемым ценам на основе конкурентоспособных, экономически приемлемых технологий. Условия и методы либерализации отличаются от страны к стране, особенно для развивающихся стран и для стран с переходной экономикой. Если в индустриально развитых странах либерализация создает выгоду потребителей от снижения конкурентных цен на энергоносители, то либерализация в развивающихся странах и странах с переходной экономикой часто приводит к обратному эффекту – к существенному росту цен, во всяком случае, на первых этапах реформы».

Задаче соблюдения баланса интересов государства, общества и участников российского рынка электроэнергии при установлении тарифов был посвящен присланный на конференцию доклад Георгия Кутового, президента Международного русско-американского института экономики естественных монополий. Как отметил Георгий Кутовой, реформа электроэнергетики в России требует не только рыночных преобразований, но и создания эффективного регулирующего механизма. Многие страны Запада стараются увеличить доверие к регулирующим электроэнергетику структурам путем создания независимых регуляторов с независимым же финансированием. В России этот процесс осуществляется государственной службой, деятельность которой находится под юрисдикцией премьер-министра РФ. Итак, возникает ситуация, при которой главный собственник (государство) не только устанавливает правила и регулирует ситуацию на рынке, но и сам является активным участником рынка, что может подорвать доверие к режиму регулирования и объективности принятия решений. С одной стороны, ситуация, при которой естественная монополия гарантированно получает заявленный объем средств, обеспечивает не только надежное существование предприятий-монополистов, но и большую вероятность бесперебойного снабжения потребителей электроэнергией высокого качества. С другой стороны, практика подчинения регулирующего органа главному собственнику регулируемой компании может привести к неадекватному увеличению тарифов. Результат – снижение рентабельности продукции промышленных потребителей электроэнергии.

Но это не единственный пример противоречий в практике установления тарифов. Как известно, в России регулирование тарифов базируется на анализе и сравнении планируемых показателей с отчетными показателями предшествующих периодов. Следовательно, регулирующий процесс, помимо недостатков затратного метода формирования тарифов, несет на себе бремя погрешностей макроэкономического прогнозирования. С одной стороны, правительство борется с ростом инфляции, с другой стороны, само же разгоняет инфляцию, закладывая инфляционные показатели в тарифы. При этом формирование тарифной политики в отношении всех потребителей как части тарифного процесса бюджетного планирования тоже не способствует снижению уровня инфляции и необъективно с экономической точки зрения.

Способ решения противоречий, предложенный г-ном Кутовым, предусматривает не коренную ломку, а создание альтернативной структуры регулирования тарифов на услуги естественных монополий с учетом конкурентных отношений. Во‑первых, орган регулирования естественных монополий должен обладать свободой в принятии решений. Путь к обеспечению независимости регулятора – переход от назначения руководителя органа регулирования к процедуре выборов. При этом необходимо определить перечень критериев, неудовлетворительное состояние которых позволило бы освобождать руководителя от занимаемой должности.

Во‑вторых, регулятор должен учитывать мнение как естественных монополистов, так и потребителей услуг монополистов, тем более что в условиях рынка объем производства определяется именно уровнем потребления. Для того чтобы позиция потребителей была услышана, предлагается создание на внебюджетной основе Совета поставщиков и потребителей электроэнергии. Согласованное мнение Совета должно учитываться при принятии тарифных решений и разработке методических подходов, на основании которых как раз принимаются тарифные решения. «Необходимо отойти от регулирования по прогнозным статьям потребителей, не относящихся к бюджетным категориям, и перейти к регулированию по фактическим затратам, – добавляет президент Института естественных монополий. – При этом необходимо сохранить регулирование на основе заблаговременных прогнозов для бюджетных категорий потребителей, в том числе и для населения».

Итак, как показывает опыт участников международного форума, практика реформирования энергетики действительно универсальна. Об этом свидетельствует сама схожесть проблем, с которыми встречаются (или встречались) энергетические компании и потребители энергии, представители органов власти и науки в России, СНГ, Балтии, Восточной Европе. Но отклонения от общего курса тоже неизбежны, потому что формула энергетического рынка должна учитывать интересы не только энергетиков, но и потребителей, общества в целом, страны, в которой они работают.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (74) октябрь 2006 года:

  • Японская Itochu определена подрядчиком проекта

    Японская Itochu определена подрядчиком по проекту реконструкции мощностей бакинской подстанции «Мушфиг» 220 кВ. Об этом, как передает «Тренд», сообщает пресс‑служба АО «Азерэнержи» со ссылкой на вице-президента АО Марлена Аскерова. Средства для реконструкции мощностей подстанции «Мушфиг» выделяются правительством Китая через JICA в виде гранта. М. Аскеров сказал, что тендер был организован JICA при технической поддержке япо...

  • Газопровод «Видяево – Волхов» получит технические условия на пересечение газовой магистрали с ЛЭП

    Газопровод будет использоваться для транспортировки голубого топлива с крупнейшего в мире морского месторождения – Штокмановского – в Баренцевом море. Его площадь составляет 1400 кв. километров. Как уточнили в производственно-техническом отделе «Карелэнерго», газопровод пройдет по территориям Медвежьегорского, Пряжинского, Кондопожского, Лоухского, Беломорского и Сегежского районов республики. Кроме того, планируется строи...

  • Грузия принимает меры для усиления энергетической безопасности

    Грузия принимает все необходимые меры для повышения уровня энергетической безопасности страны, чтобы быть готовой к «любому сюрпризу зимой», заявил журналистам министр энергетики Грузии Николоз Гилаури, сообщает агентство «Новости-Грузия». «Мы провели работы для того, чтобы быть готовыми к любой неожиданности, – это не только реабилитация местных ГЭС и местных сетей, но и достижение определенных предварительных договоренностей со...

  • Энергоэффективное ЖКХ - это возможно!

    Сегодня как никогда очень актуальна проблема энергосбережения на объектах коммунального хозяйства, особенно в свете реформы ЖКХ. Эта реформа для многих ассоциируется с увеличением коммунальных платежей, порой непосильных для населения. Упование некоторых аналитиков на то, что проблема разрешится установлением рыночных цен на энергоресурсы, – не выдерживает критики. Вслед за повышением тарифов будут расти цены на оборудование и усл...

  • Энергокризис – мнимая угроза или руководство к действиям?

    По подсчетам ученых разведанных запасов угля при сохранении нынешних темпов разработки месторождений человечеству хватит на 270 лет, нефти – на 40‑50 лет, природного газа – на 70 лет. В условиях надвигающегося глобального энергетического кризиса особую роль приобретают энергосберегающие технологии, а также альтернативные и возобновляемые источники энергии. Что же предлагает нам в этой сфере современная наука? ...