Как победить недоливы - Энергетика и промышленность России - № 10 (74) октябрь 2006 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/74/5130.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (74) октябрь 2006 года

Как победить недоливы

Одной из главных тем сентябрьского номера «Энергетики и промышленности России» стало опубликованное нашей газетой открытое письмо в адрес главы Правительства РФ Михаила Фрадкова. Тема письма – пути устранения недостач, возникающих в процессе розничной реализации нефтепродуктов. Сегодня мы даем слово экспертам, предлагающим пути решения этой проблемы, в том числе и возвращение к хорошо забытому старому.

Любой водитель знает, что в силу физических свойств топлива его объем существенно зависит от температуры. Напомним, с повышением температуры плотность уменьшается, приводя к увеличению объема топлива; с понижением температуры – наоборот. Это в свою очередь ведет к тому, что выдаваемая потребителю номинально одна и та же объемная доза топлива при различных температурах будет иметь различные массы.

За более чем сто лет эксплуатации бензинового двигателя внутреннего сгорания определено оптимальное соотношение, при котором одновременно обеспечивается минимальный расход топлива и низкое содержание вредных веществ в выхлопных газах: 14,65 грамма воздуха к 1 грамму бензина. Таким образом, для владельцев автомобилей несомненно представляет интерес то, что затраты за пройденное их автомобилями расстояние должны быть адекватны стоимости купленной «энергоемкости» топлива, или, другими словами, купленной массы топлива.

Сегодня в зависимости от «паспортной» плотности и температуры нефтепродукта в момент передачи топлива от АЗС покупателю в бак автомобиля отпускается различное количество массы топлива при одном и том же количестве оплаченной объемной дозы. При одинаковых ценах за единицу объема стоимости приобретенных «массовых» доз, а значит, и их «энергоемкости» – различны. Соответственно, утверждение о том, что при сложившемся порядке купли/продажи топлива на АЗС права и интересы потребителя полностью удовлетворяются, не может быть верным.

Так как же оценить и обеспечить передачу потребителю от АЗС оплаченное количество топлива в соответствии с его стоимостью?

Решение вопроса о ценообразовании в случае отпуска нефтепродуктов на АЗС в единицах массы
Плотность топлива – один из показателей его качества. Чем меньше плотность, в частности – бензина, тем меньше энергоемкость одного литра, тем ниже должна быть и стоимость одного литра, и наоборот. В случае отпуска доз нефтепродуктов в единицах массы такой проблемы не возникает.

В силу инерционности человеческого мышления первое, что приходит на ум, в случае отпуска нефтепродуктов в единицах массы цена на нефтепродукт должна быть установлена за дозу – 1 кг. Но, так как в одном литре автомобильного топлива не более 0,65‑0,85 кг, то цена за 1 кг, естественно, будет выше, чем за 1 литр. Если представить себе две рядом стоящие АЗС, на информационном табло одной из которых указана цена бензина «Регуляр 92» за 1кг (например, 23 руб.), а на другом табло – цена за 1 литр (например, 17 руб.) вполне естественно, что большинство водителей будет заправляться за 17 рублей. Для исключения возможного недопонимания со стороны водителей необходимо для начала уравнять «массовые» и «объемные» цены.

Допустим, на том и другом информационных табло будут стоять цены за единицу отпуска бензина «Регуляр 92» – 17 руб. Тогда на первой АЗС единица отпуска – это 0,75 кг (750 граммов), а на второй – 1 литр.

Здесь возникает дилемма. Водитель, привыкший определять покупаемый нефтепродукт в «литрах», задумается: «На какой из двух АЗС заправляться, и если заправляться на «массовой» АЗС, то сколько же раз по 750 граммов нужно взять, чтобы получить свои привычные 10 литров?».

Для исключения каких-либо переделок ТРК, программного обеспечения АЗС, для более удобного обращения с «ценовой» массовой дозой предлагается вести отпуск нефтепродуктов через ТРК в дозах с нормированной массой. Название такой дозы может быть, например, «литрм».

«Литрм» – это объем, имеющий соответствующую нормированную массу нефтепродукта.

Учитывая, что масса одного литра топлива может быть различна при температуре 15 оС и ее значение зависит от производителя топлива, марки и типа топлива (зимнее/летнее), ТРК на АЗС должны обеспечивать отпуск доз и их дробных частей с соблюдением следующих условий:

Нормированное значение массы одной целой дозы «Литрм», кг:

«Нормаль 80» - 0,725
«Регуляр 92» - 0,750
«Премиум 95» - 0,750
«Супер 98» - 0,750
Другие высокооктановые бензины - 0,750
Диз. топливо - 0,830

(Пределы погрешности отпуска не более, %: +/– 0,3).

Понятно, что фактический объем одного «литрам» будет равен «натуральному» объему 1 литр только при плотности соответствующего нефтепродукта, 725 г/дм3, 750 г/дм3 или 830 г/дм3, при других плотностях фактический объем 1 Лм может быть чуть меньше или чуть больше «натурального» объема, равного одному литру.

В случае отпуска в «литрахм» табло ТРК покажет количество нефтепродукта, отпущенное потребителю в «литрахм», а клапан-дозатор закроется, когда будет отпущена доза нефтепродукта массой, равной массе оплаченной клиентом (на дополнительном табло может отображаться значение массы отпущенной дозы). При этом цифровые значения отпущенных доз, например 10 литров и 10 «литровм», на табло и кассовых чеках обеих АЗС будут равны. Если водитель по «старинке» попросит отпустить ему 10 литров нужного ему топлива, не обратив внимания на информацию об отпуске в «литрахм» (по Закону «О защите прав потребителей» такая информация должна находиться в торговом зале на видном месте), кассир-оператор отпустит ему 10 «литровм», что по объему может быть чуть больше или чуть меньше 10 литров, но масса в этом случае всегда будет равна, соответственно, 7,25 кг, 7,5 кг, 8,3кг.

Такой подход к технологии ценообразования и отпуска нефтепродуктов в дозах с нормированной массой, где фактический объем оплаченной «массовой» дозы может несколько отличаться в ту или иную сторону от «натурального» объема этой дозы, дает возможность покупателям определять нужное количество приобретаемого топлива, ориентируясь по указателю уровня топлива в бензобаке автомобиля. Энергоемкость дозы N «литровм» нефтепродукта всегда будет одинакова независимо от температуры и «паспортной» плотности приобретенного топлива. Стоимость дозы N «литровм» будет изменяться только в зависимости от изменения отпускной цены на нефтепродукт. Появляется принципиальная возможность контроля ценообразования и возможность достоверного расчета налогооблагаемой базы.

На сегодняшний день расчет суммы акцизов по нефтепродуктам, реализуемым на АЗС, осуществляется на основании письма Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 24 марта 2005 г № 03‑3-09/0412/23 «О порядке пересчета количества нефтепродуктов из объемных единиц в весовые» (http//www.pravoved.ru/archiv/31_05.html).



Комментарий к письму Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 03-3-09/0412/23 «О порядке пересчета количества нефтепродуктов из объемных единиц в весовые»

В отсутствие регламентированных условий получения объективных данных для расчета суммы акциза по нефтепродуктам, реализуемых на АЗС, ФНС РФ вынуждена определять налогооблагаемую базу исходя из количества принятых к реализации нефтепродуктов в литрах и значений их плотности в момент получения (оприходования), т. е. по массе.
Рассмотрим пример.

На АЗС доставлен бензин марки «Премиум 95» объемом – 5000 литров и плотностью 750 г/дм3 при температуре +20 оС.

Следовательно, в соответствии с «Письмом…», налогооблагаемую базу нужно определять исходя из значения массы бензина в момент оприходования, т. е. 3750 кг (0,75 х 5000). Под этим подразумевается, что в процессе реализации этого количества будет продано 5000 литров с плотностью 750 г/дм3 на заранее определенную сумму денег – это идеальный случай.

В нашем примере ситуация несколько отличная.

После слива из автоцистерны в заглубленный резервуар АЗС наш бензин через некоторое время (0,5‑1 час) стабилизируется по температуре (например, +10 оС), что приведет к уменьшению его объема и увеличению плотности без изменения массы этого количества.

Объем при этой температуре будет – 4940,7 литра, а плотность – 759 г/дм3.

Спрашивается, где брать «недостающие» почти 60 литров (1,2%), на которые уже начислены налоги? Ведь реализация через ТРК осуществляется в литрах, которые к тому же стали не только тяжелее по массе, но и весомее по стоимости. При одной и той же цене за литр (имеющий разные массы) АЗС в этом случае будет вынуждена либо нести убытки за счет прибыли, либо устранять их за счет покупателей. В денежном выражении налогооблагаемая база осталась неизменной, но после реализации нефтепродуктов оказывается, что «фактической» суммы вырученных денежных средств, предназначенных для уплаты акциза, АЗС явно не хватает для уплаты расчетной суммы налога.

Зимой же – наоборот, «фактической суммы» хватает на уплату «расчетных» налогов, да еще и остается излишек денежных средств.

Да, следуя рекомендациям, изложенным в нижеприведенном «Письме…», все вроде бы нормально, государство свои деньги (в виде налогов) получает. Но корректность расчета налогооблагаемой базы зависит и от точности определения значений объема и плотности нефтепродуктов оператором АЗС (человеческий фактор) в условиях, не отвечающих ГОСТ Р 51069‑97, да еще и в отсутствии МВИ массы в транспортной мере вместимости (автоцистерне). Возникновение же «температурных потерь», не зависящих от человека, влечет возмещение материального ущерба за счет оператора (ведь оператор АЗС материально ответственен), поэтому возникает риск сознательного уменьшения оператором АЗС измеренного значения плотности, которое в том числе и участвует в расчете налогооблагаемой базы.

Если, как предлагается в «Письме…», использовать средние значения показателей плотности для пересчета «из литров в тонны» с целью определения налогооблагаемой базы, неточность расчета «базовой» массы с применением «средних значений плотности» может достигать, в зависимости от марки топлива, от региона России, от времени года – +/– 5%, а это недопустимо. Такая ситуация может возникать из‑за того, что температура топлива, хранящегося в заглубленных резервуарах АЗС России колеблется в пределах +/– 15 оС, а средние значения показателей плотности, предлагаемые для пересчета «из литров в тонны», определены при +15 оС.

Для наведения порядка в этой сфере напрашивается единственно возможный путь – с целью корректного расчета налогооблагаемой базы определение массы нефтепродуктов на АЗС необходимо осуществлять с помощью высокоточных и недорогих автоматизированных систем измерения массы, в том числе и при отпуске через ТРК.

ООО «Сервис-Центр» г. Новокуйбышевск.
В. Т. КОНДРАТЬЕВ, А. А. МАРТЬЯНОВ.



Другое мнение

Григорий Сергеенко, исполнительный директор Российского топливного союза
На самом деле авторы письма вновь подняли вполне реальную и общеизвестную проблему. Действительно, объем нефтепродуктов изменяется в зависимости от температуры окружающей среды, что создает в процессе реализации или излишки, или непредвиденные потери. В результате страдают как продавцы, так и покупатели: владелец АЗС рискует не получить заранее оплаченный объем и переадресовывает недолив конечному покупателю, чтобы компенсировать собственные убытки. В 1980‑90‑е годы и раньше эта проблема решалась с помощью таблиц, позволявших устанавливать соотношение массы и объема нефтепродуктов в зависимости от температуры и «списывать» потери. Лет 5 назад эта практика налоговиками была отменена, но сегодня при Минпромэнерго работает специальная комиссия, которая рассматривает целесообразность возврата к «хорошо забытому старому». Во всяком случае, этот вариант выглядит реалистичнее, чем повсеместный переход на розничную реализацию нефтепродуктов в единицах массы. Чтобы отпускать нефтепродукты розничному покупателю не по объему, а по массе, владельцам АЗС придется приобретать достаточно сложные в настройке (и дорогостоящие) весовые системы. Не случайно практика розничной реализации нефтепродуктов в единицах объема принята не только в России, но и практически во всем мире. Она не лишена противоречий, но более удобна в повседневном применении.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (74) октябрь 2006 года:

  • В «Карелэнерго» прошла противоаварийная тренировка диспетчерского персонала

    В октябре по инициативе распредсетевой компании пройдут совместные учения диспетчеров с участием Петрозаводской ТЭЦ и персонала гидроэлектростанций в Кондопоге и Гирвасе. В ходе проведенной тренировки специалисты центральной диспетчерской службы «Карел­энерго», диспетчерских Западно-Карельских и Южно-Карельских электрических сетей, а также персонал Петрозаводской ТЭЦ и гидроэлектростанций в Кондопоге и Гирвасе отрабатывали схему взаимо...

  • Радиус-Автоматика делится опытом эксплуатации оборудования
    Радиус-Автоматика делится опытом эксплуатации оборудования

    С 18 по 23 сентября ЗАО «РАДИУС-Автоматика» провело 2-ю научно-практическую конференцию «Новые разработки и опыт эксплуатации устройств и шкафов РЗА производства ЗАО «РАДИУС-Автоматика». ...

  • Грузия принимает меры для усиления энергетической безопасности

    Грузия принимает все необходимые меры для повышения уровня энергетической безопасности страны, чтобы быть готовой к «любому сюрпризу зимой», заявил журналистам министр энергетики Грузии Николоз Гилаури, сообщает агентство «Новости-Грузия». «Мы провели работы для того, чтобы быть готовыми к любой неожиданности, – это не только реабилитация местных ГЭС и местных сетей, но и достижение определенных предварительных договоренностей со...

  • Госдума приняла закон о передаче права пользования недрами

    Госдума приняла в третьем чтении закон «О внесении изменения в статью 17.1 закона России «О недрах». Закон устанавливает возможность передачи права пользования недрами в рамках вертикально интегрированных компаний от юридического лица – пользователя недр, являющегося основным обществом, к его дочернему предприятию, а также в обратном порядке. При этом предусматривается обязательная передача имущества, необходимого для осуществлени...

  • «ТГК-1» увеличит прибыль компании в два раза

    Новым руководителем ОАО «Территориальная генерирующая компания № 1» назначен Валерий Родин. Об этом стало известно еще до официального назначения нового директора. Валерий Николаевич приступил к работе 4 сентября, когда он был назначен на должность первого заместителя генерального директора энергокомпании – исполняющего обязанности генерального директора. По мнению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, новый руко...