16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/70/4781.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 6 (70) июнь 2006 года

Реформирование энергорынка: лучше медленнее, но вернее

Новая модель оптового рынка электроэнергии может заработать уже с 1 июля 2006 года. Об этом заявил в ходе пятой международной конференции «Новый этап реформы энергетики в России и за рубежом» директор департамента структурной и тарифной политики Минпромэнерго Вячеслав Кравченко. Главное условие запуска НОРЭМа, подготовка к которому ведется уже два года, – внесение в Правительство РФ документа о регулируемых долгосрочных договорах. Впрочем, как подчеркивали многие участники конференции, реформирование энергетики – настолько сложный механизм, что лучше проявить максимальную осторожность, чем исправлять чрезмерную цену уже допущенных ошибок. Аналогичные соображения задерживают проведение и других структурных преобразований, в частности создание межрегиональных распределительных сетевых компаний (МРСК), так как основная задача реформы – обеспечить эффективность бизнеса и вместе с тем сохранить государственное регулирование, в первую очередь в отношении системообразующих компаний.

И все‑таки многие задачи реформирования достигнуты. Это практически завершенное реформирование АО-энерго, определение механизма гарантирования инвестиций, первые шаги по организации эффективного взаимодействия с крупными стратегическими инвесторами, такими, как «РусАл» и группа «Базовый элемент», участвующие в строительстве Богучанской ГЭС.



Государственный интерес

Где необходимо усиление государственных позиций, так это в формировании энергетического баланса и в создании механизма, гарантирующего равный доступ к энергоресурсам. Эту позицию разделяет Сергей Тазин, генеральный директор организатора конференции – ООО «ЕвроСибЭнерго». Без рационального государственного регулирования рынка топливно-энергетических ресурсов и без четких ценовых ориентиров невозможно дальнейшее полноценное развитие генерирующих мощностей, считает он. Эту проблему усугубляет диспропорция цен на основные виды ископаемого топлива (с одной стороны – природный газ, с другой – мазут и уголь) и растущая энергоемкость отечественной промышленности, которая уже сейчас в 2 раза выше, чем в странах Западной Европы, и в 3 раза выше, чем в США. Российским энергетикам необходимы гарантии долгосрочных поставок, которые могут сопровождаться увеличением цен на газ, государственное стимулирование увеличения доли угля в производстве электроэнергии с одновременным развитием сетевой и транспортной инфраструктуры. Среди других первоочередных мер Сергей Тазин назвал также ограничение доступа доминирующих на топливном рынке компаний к владению генерирующими активами, разработку и внедрение правил потребления топлива в случае возникновения его существенного дефицита, государственное стимулирование программ по энергосбережению и государственную поддержку строительства АЭС и ГЭС с привлечением к этой задаче частных инвесторов.



Минэкономики собирается ликвидировать «перекресток»

К неотложным задачам ближайшего будущего относится и ликвидация перекрестного субсидирования, которая должна быть осуществлена в течение 2‑3 лет. Именно наличие «перекрестка» сдерживает появление независимых сбытовых компаний, а в настоящее время сохранение перекрестного субсидирования препятствует осуществлению 25% генерационных проектов. Впрочем, как сообщил начальник отдела департамента регулирования тарифов и инфраструктуры реформ Министерства экономического развития и торговли Михаил Курбатов, в МЭРТе создан трехступенчатый проект постепенного упразднения «перекрестка», который будет вынесен на рассмотрение правительства 8 июня текущего года. «Мы уверены на 90%, что наш проект будет утвержден», – добавил он. Первый этап проекта МЭРТа предполагает введение субсидий для энергоснабжающих организаций начиная с
1 января 2007 года. Второй этап, начало которого намечено на
1 января 2008 года, – введение социальных норм потребления, превышение которых влечет за собой необходимость платить по экономически обоснованным тарифам. Наконец, третий этап, реализация которого должна начаться не раньше 2010 года, – введение адресных дотаций для населения. Но прежде чем запустить этот механизм, необходимо оценить объем «перекрестка», согласовав его с позицией регионов. В первую очередь, считает Михаил Курбатов, необходимо узнать цену перекрестного субсидирования между промышленностью и регионами, на следующем этапе – между регионами.



Главная цель – научиться зарабатывать

Будет ли принято предложение МЭРТа, об этом читатели «Энергетики и промышленности» должны узнать еще до выхода свежего номера газеты. То же касается и инвестиционной программы РАО «ЕЭС России», о которой участники конференции говорили как о деле уже решенном. Во всяком случае, они уверены, что осуществление IPO станет основным механизмом привлечения инвестиций в ОГК и ТГК. Альтернативные решения предусмотрены для компаний с нестандартной генерацией, таких, как ОАО «Таймырэнерго», акции которого будут проданы с открытого аукциона в июле 2006 года. Вполне возможно, что покупателем «Таймырэнерго» станет его монопотребитель – «Норильский никель». Решение продать «Таймырэнерго» связано, по словам Михаила Курбатова, с тяжелым финансовым положением компании. Схожий вариант привлечения инвестиций предусмотрен и для некоторых других объектов, в частности «для работающей на угле экспериментальной ТЭЦ». «Мы хотели бы сохранить технологию, – добавил он, – и полагаем, что в аукционе будут участвовать компании, готовые взять на себя инвестиционные обязательства».

Менее понятной является судьба распределительных компаний, что связано с неизвестностью относительно прибыльности этого бизнеса и возможности конкуренции. Ответ на этот вопрос должны дать появление розничного рынка электроэнергии и запуск новой модели оптового рынка. Похожая ситуация сложилась со сбытовыми компаниями, которые пока находятся в управлении ТГК. Ожидается, что вопрос о будущем сбыта будет решен к 2008 году. Впрочем, в РАО «ЕЭС России» созданы первые пилотные проекты по решению судьбы энергосбыта, в том числе по продаже Ярославской сбытовой компании. Главная задача реализации пилотных проектов, как подчеркивают участники конференции, это понять, можно ли зарабатывать на сбыте.



Некоторые положительные итоги риреформирования, названные участниками конференции:

Более 200 субъектов, заключивших договор о присоединении к сектору свободной торговли,
около 100 из них – независимые компании.

Общий объем сделок за весь период существования ССТ превысил 200 млрд рублей.

По объему торгов в конкурентном секторе Россия занимает 9-е место в мире и 5-е – в Европе.

Вывод всей генерации на оптовый рынок и оптимизация режима работы, позволившие,
в частности, впервые снизить тариф на одной из крупных ГРЭС.



Участники конференции – о проблемах энергетики

Владимир Колмогоров, генеральный директор «ЕвроСибЭнерго-инжиниринг»:

Сибирский федеральный округ имеет ключевое значение для энергетики страны. Именно в Сибири сосредоточено 80% запасов угля и 45% гидроресурсов. И в то же время для предприятий Сибири характерна одна из ключевых проблем российской экономики – высокая энергоемкость производства, которая будет расти по мере развития региона. И это окажет стимулирующее влияние на рост дефицита энергоресурсов.

Сибири необходима модернизация не только электроэнергетики, но и смежных с ней отраслей народного хозяйства, в том числе разработка недр, строительство нефте- и газопроводов, поскольку при заданных темпах развития дефицит электроэнергии может сформироваться уже к 2009 году. Как правило, под словом «дефицит» подразумевается недостаток мощностей в течение конкретного периода, то есть некая временная проблема. Но если придать слову «дефицит» другое значение, например если назвать этим термином число отказов энергокомпаний в подключении к сетям новых потребителей, то он уже достигает 5%.

И еще одна задача, особенно актуальная в свете проводимых параллельно с реформой энергетики административной реформы и реформы ЖКХ, – это координация энергобезопасности, обеспечение надежности системы. Все мероприятия по реформированию энергетики должны быть связаны с процессами, происходящими в других отраслях, и, кроме того, к принятию этих решений должны быть подключены представители администраций регионов.

Надежда Цейтлина, исполнительный директор Межрегиональной ассоциации региональных энергетических компаний (МАРЭК):

Мой вопрос относится к числу проблем, волнующих большинство региональных регуляторов. Он касается размера тарифов, в определении которого участвуют и ФСТ и РЭК и имеет прямое отношение к одной из тем конференции, а именно к инвестиционной составляющей тарифов. В отношении размера тарифов мы почти сравнялись с западным миром: если во многих странах Западной Европы, например во Франции и Германии, стоимость 1 кВт/ч составляет 8‑9 центов, то во многих российских регионах она уже достигла 6 центов и больше, хотя душевой доход в России ниже во много раз. Вопрос в том, насколько можно поднимать тарифы, потянет ли эту нагрузку наш потребитель и придет ли в российскую энергетику западный инвестор, на которого мы рассчитываем? Ведь инвестор обращает внимание на перспективы развития рынка, платежеспособность населения и заинтересован в повышении выручки не столько за счет цены, сколько благодаря росту объема продаж.

Кабельная арматура, АЭС, Газопровод , Генерация, ГРЭС , ЕЭС , Мощность, ОГК , Сети , ТГК , Топливо, ТЭЦ, Электроэнергия , Энергия , Энергосбережение, Провод, Электроэнергетика, Энергосбыт, СРО,

Реформирование энергорынка: лучше медленнее, но вернееКод PHP" data-description="Новая модель оптового рынка электроэнергии может заработать уже с 1 июля 2006 года. Об этом заявил в ходе пятой международной конференции «Новый этап реформы энергетики в России и за рубежом» директор департамента структурной и тарифной политики Минпромэнерго Вячеслав Кравченко. Главное условие запуска НОРЭМа, подготовка к которому ведется уже два года, – внесение в Правительство РФ документа о регулируемых долгосрочных договорах." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/70/4781.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/share.jpg" >

Похожие Свежие Популярные