16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/65/4398.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (65) январь 2006 года

Поезд – без колес, дорога – без рельсов

У этого поезда нет магнитной подвески и обычных колес. Собственно, колес вообще нет. Между тем, если его линия пройдет по зеленому парку, то за листвой и стволами деревьев легко и не заметить – за счет чего вагоны «летят» по воздуху.

В начале индустриальной революции шахтеры Уэльса вывозили уголь на поверхность при помощи деревянных вагонеток на деревянных же колесах.

Это было тяжело, и однажды кто‑то из них догадался поместить под колеса прочные ровные доски. Вскоре эти доски заменили на стальные рельсы, да и колеса стали стальными. Потом добавили мулов в качестве тяговой силы.

Многие считают, что именно это и было фактическим рождением современных железных дорог.

Однако никто раньше не задумывался над простым вопросом: по какому пути пошло бы их развитие, если бы те самые шахтеры решили смонтировать колеса на «дороге», а рельсы – на вагонетках?

Группа американских инженеров подумала о таком «перевертыше», и вот что получилось из этого.

Название проекта «Трубчатый рельс» (Tubular Rail) от одноименной американской компании не совсем точно отражает его суть.

Представьте длинный стремительный поезд, несущийся по эстакаде монорельса на высоте 5‑15 метров над землей. Теперь уберите, собственно, сам монорельс, и вы получите транспортную систему Tubular Rail.

Что держит в воздухе поезд? В некотором роде он держит себя сам.

Точнее, он опирается краями на большие бетонные «кольца» (только они не круглые, а прямоугольные), стоящие на опорах, образно говоря, оставшихся от обычной монорельсовой эстакады после «вырезания» самого рельса.

Поезд может быть выполнен из целого ряда вагонов (или состоять из одного), каждый из которых должен обладать высокой жесткостью и превосходить по длине шаг опор дороги.

Никаких колес у этого поезда нет. Как нет здесь и дорогой магнитной подвески. Все устроено достаточно просто: колеса встроены в кольца. Они раскручиваются электромоторами.

Все, что нужно самому составу, – это система дистанционного управления моторами, которая последовательно включала бы нужные ролики по мере продвижения поезда вперед.

Но зачем такие сложности, если обычный монорельс существует и благополучно развивается много лет?

Авторы проекта отмечают несколько преимуществ. Псевдомонорельс обладает самым маленьким вмешательством в ландшафт и воздействием на природу. Он требует минимума площади под опоры и не закрывает от солнца растения внизу. Он не перекрывает вид для туристов на красоты того или иного города.

Кроме того, новая дорога обладает невысокой стоимостью за километр пути (по сравнению с обычным монорельсом) и – что не менее важно – простотой и высокой скоростью монтажа (и при необходимости –демонтажа).

Кстати, то, что колеса (подпружиненные для большей плавности хода) и электромоторы находятся на самой дороге, а не на поезде, уменьшает вес последнего и расход энергии.

Надежность системы также повышается: одно сломавшееся и отключившееся от электросети кольцо на движение не повлияет.

При пересечении автодорог «линию» Tubular Rail, разумеется, нужно будет поднимать выше крыш грузовиков. Как и линию любого типа рельсового транспорта.

Но представьте, что однажды по автотрассе потребуется провезти какой‑нибудь негабаритный по высоте редкий груз. В случае обычного монорельса путь ему здесь был бы заказан, а Tubular Rail он даже не заметит.

По мнению разработчиков проекта именно Tubular Rail спасет города от транспортных пробок, послужит идеальным средством доставки пассажиров между городским центром и аэропортом или линией связи между соседними городами.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (65) январь 2006 года:

  • Электричество утопят и зароют

    По дну Финского залива проложат 150 км высоковольтного кабеля. ЛАЭС продаст электроэнергию финнам. Петербуржцы ждут, чтобы кабель протянули и по городу – здесь не хватает свободного места и энергии....

  • Пакистан: Пакистан «купит китайские реакторы»

    Пакистан ведет переговоры с Пекином о покупке от шести до восьми ядерных реакторов. Сумма сделки оценивается в 10 млрд. долларов. В результате сделки, по оценкам издания, в энергосистему Пакистана добавится 4 тысячи мегаватт электроэнергии. Высокопоставленные пакистанские чиновники сообщили журналистам, что строительство атомных станций начнется в 2015 году и займет 10 лет. Обеспокоенность международного сообщества относительно ядерн...

  • Средства релейной защиты

    За время, что прошла электроэнергетика с начала ХХ века, можно выделить некоторые этапы развития средств релейной защиты. Они определяются появлением как новых принципов контроля анормальных и аварийных режимов работы оборудования, так и нового поколения технических средств для реализации этих принципов. К первому этапу можно отнести первое десятилетие прошлого века, когда для контроля в основном использовали ток. В это же время, кром...

  • Что вы хотели знать о реформе, но не знали, кого спросить?

    Реформирование энергетики перешагнуло еще один рубеж. До «победного» еще далеко, отрасль должна пережить новые преобразования. Год наступивший поставил очередные планы – некоторые этапы реструктуризации отрасли должны быть проведены именно во временных рамках 2006. Мы продолжаем отвечать на вопросы читателей о реформировании отрасли и ждем новых сообщений по адресу: korr@eprussia.ru...

  • «Такая корова мне самому нужна»

    Координатор биоэнергетических проектов НП «Лесопромышленная конфедерация Северо-Запада» Ольга Ракитова: ...