16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/65/4394.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (65) январь 2006 года

Мировые лидеры в области производства электротехнического оборудования: корпорация АББ

Производство для энергетики Беседовал заслуженный изобретатель Российской Федерации, эксперт газеты «Энергетика и промышленность России», д. т. н. Н. Г. КИРИЛЛОВ

Современный рынок все более превращается в рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством машин и оборудования, делающим их конкуренто­способными. Ведущие мировые производители свои лидирующие позиции в производстве продукции обеспечивают за счет использования новейших разработок высшего технического уровня, применения уникальных технологий и ноу-хау. Наука и высокие технологии в настоящее время стали основными факторами поддержания конкурентоспособности продукции на мировом рынке.

Продукция нашей промышленности, предназначенная для конечного потребителя, в основном не выдерживает конкуренции на мировом рынке. Мы не только не можем ее поставлять на Запад, но и утрачиваем позиции на собственном внутреннем рынке – нашу продукцию все меньше покупают даже у нас в стране. В то же время высокотехнологичные товары практически во всем своем ассортименте поставляются в Россию со всего мира.

Необходимо объективно признать, что данная ситуация объясняется прежде всего низкой культурой ведения бизнеса российских предприятий, начиная от производства и заканчивая оказанием сервисных услуг конечным потребителям. Зарубежные производители имеют более гибкую структуру и культуру производства, в которой наиболее ценными являются скорость и инновации, а также система исследований и разработки, максимально соответствующая потребностям рынка.

Изучение опыта ведущих компаний мира и его внедрение на собственном производстве является залогом успеха в будущем для российских компаний. Сегодня мы расскажем из первых уст, как работает в мире и России гигант электротехнической индустрии концерн АББ.



История успеха

Концерн АББ – одна из крупнейших в мире технологических компаний, офисы и производство АББ находятся более чем в 100 странах мира. История АББ началась в 1883 году с основания шведской компании ASEA и швейцарской BBC в 1891 г., которые в 1988 году образовали международный концерн АББ со штаб-квартирой в г. Цюрихе, Швейцария.

АББ ежегодно расходует около 8% процентов чистой прибыли на научные исследования и разработки. Это очень высокая цифра для данной области индустрии. Инвестиции в инновации, по мнению специалистов АББ, являются основой для будущего роста и увеличения прибыли. Это позволяет поддерживать выпускаемую продукцию конкурентоспособной и делать технологические прорывы и открытия, которые кардинально изменят правила игры на рынке электроэнергетического оборудования.

Об опыте производства и реализации высококачественной продукции концерна АББ рассказывает в интервью эксперту газеты руководитель группы СЕМ компании «АББ Индустри и Стройтехника» Юрий Николаевич Черников.

– «АББ Индустри и Стройтехника» была образована в июне 1996 года в результате слияния компаний «АББ Индустри» и «АББ Стройтехника», ранее успешно работавших в России. Компания является частью российского отделения ведущего международного электротехнического концерна АББ – лидера в производстве электротехнического оборудования высокого, среднего и низкого напряжения, продуктов и технологий для автоматизации.

Говоря о работе компании АББ в России, необходимо отметить, что она строится, в первую очередь, с точки зрения присутствия на рынке всех направлений и видов деятельности. В настоящее время в России представлены более 10 подразделений компании, каждое из которых отвечает за свое направление: производство и продажу низковольтного и высоковольтного оборудования, работу в сфере систем автоматизации. Учитывая, что по многим направлениям мы осуществляем полный цикл работ – от проектирования до монтажа, компания АББ является крупным работодателем для российских специалистов, поднимая общий уровень жизни России.

В частности, говоря о низковольтном подразделении, необходимо отметить, что в настоящее время в Санкт-Петербурге построен завод, производящий автоматические высоковольтные выключатели на токи до 63 ампер. На сегодняшний день мы являемся вторыми производителями в России аналогичной техники по объемам производства, после Курского завода электротехнических аппаратов, крупнейшего российского предприятия, производящего высоковольтное оборудование.

– Каковы объемы реализации низковольтного оборудования вашей компании на российском рынке, ассортимент, финансовые объемы?

– В первую очередь самая впечатляющая цифра может быть названа по ассортименту, эта цифра составляет около 150 тыс. различных наименований. Объем продаж только низковольтного оборудования измеряется десятками миллионов долларов. Если говорить вообще об общем годовом объеме продаж компании в России, то, похоже, скоро перешагнем миллиардный рубеж. При этом важно отметить, что это не только перечень продукции в толстых каталогах, но и реальное наличие продукции всегда в нужный момент у заказчика в режиме реального времени. Для этого компанией АББ за последние 10 лет создана широкая региональная сеть складов по хранению и поставке оборудования.

– Как вы считаете, какова насыщенность российского рынка продукцией низковольтного оборудования?

– Скажем так, российский рынок пока бездонен. Мы растем вместе с рынком, но не только с естественным повышением потребления продукции, при этом прилагаем собственные усилия для внедрения новых видов продукции. Хочу отметить и такую тенденцию в области высоковольтного оборудования, где продукция, производимая российскими предприятиями, уменьшается с каждым годом. Эту естественным путем освобождающуюся рыночную нишу мы постепенно занимаем, предлагая покупателям более эффективное оборудование. В целом уже сейчас можно дать такую оценку по перспективам развития в рамках концерна АББ: Россия занимает второе место после Китая. Китай, Россия и Индия – это три приоритетных рынка для дальнейшего серьезного стремительного развития не только по низковольтному оборудованию, но и в целом по электротехнической продукции.

– Если я вас правильно понял, маркетинговая политика компании направлена не только на удовлетворение потребностей потенциальных потребителей, но и на формирование нового продукта который стимулирует новые потребности, потому что раз появляется новый продукт, проводится рекламная кампания и у потребителей появляется желание приобретать новую продукцию?

– Безусловно, в этом и состоит цель и смысл работы каждой компании. Но, кроме этого, мы уделяем особое внимание в подходе к работе с каждым клиентом, стремимся подготовить наиболее оптимально приемлемое решение, тем самым удовлетворяя все потребности конечного потребителя. В общем смысле слова, мы стремимся не столько продать, а именно решить проблему потребителя и партнера, облегчить ему жизнь.

– Пожалуйста, конкретизируйте, в каких сегментах российского рынка ваши позиции более сильны?

– Если говорить в целом о компании АББ, то, безусловно, напрямую все, что связано с вашей газетой «Энергетика и промышленность России». Это в первую очередь энергетика, где компания АББ № 1 в России. Если же говорить о промышленности, то это все, что касается пищевой, химической, нефтехимической промышленности, телекоммуникаций, где позиции нашей компании очень серьезны, и мы удовлетворяем потребности большинства современных динамично развивающихся российских предприятий.

Если говорить о машиностроении, то позиции компании также очень устойчивы с точки зрения того, что одно из направлений, в частности электрические привода, двигатели, весьма востребовано в металлургической промышленности, сталеварении, алюминиевой промышленности, цветной металлургии и других областях. Наряду со всем этим мы не забываем о конечных потребителях, о нас с вами. Ежедневно мы пользуемся услугами энергетики, поставляющей нам электрическую энергию, ежедневно включаем-выключаем освещение, электробытовые приборы, которыми мы пользуемся и в быту, и в офисах. В этой области мы всегда на коне и близки к потребителю, предлагая ему современное красивое компактное решение по защите бытового электроснабжения каждой квартиры, коттеджа, дачи или офиса.

– Как в вашей компании происходит разделение реализации оборудования по средам деятельности? При проектировании вы работаете на подряде, т.е. берете кого‑то, какую‑то организацию или же у вас есть свои структурные подразделения?

– Здесь стоит разделить два направления применения оборудования. Простой канал сбыта – розничная, мелкооптовая и оптовая торговля, где мы представлены широко по всей территории России и стучимся в дверь каждому конечному потребителю. Это примерно одна половина нашего бизнеса. И вторая – проектная часть. Все, что касается работы в промышленности, строительстве, реконструкции зданий. Там, где мы можем на первичном этапе приложить свои усилия и знания, накопленный опыт через проектные государственные, частные и другие организации по реализации той или иной задачи по строительству конечного объекта. Примерно получается пополам: простая торговля и проектная часть, требующая решения конкретных задач.

При решении вопросов проектирования мы занимаем принципиальную позицию – не отнимать хлеб у тех, кто этим занимается профессионально. То есть организаций, имеющих лицензию и работающих давно на соответствующих направлениях в разных областях. Мы выступаем в роли консультанта по конкретным проектам, обеспечивая необходимой информацией, предлагая технически грамотные решения для соответствующей задачи, выступаем как потенциальный последующий поставщик оборудования по данным проектам. Другими словами, мы привлекаем к себе в партнеры проектные организации, но при этом участвуем в решении задач по каждому проекту на всех стадиях.

– В вашей компании о конкурентах говорят либо хорошо или вообще ничего не говорят. И все же, по вашему мнению, кто является вашими основными конкурентами на российском рынке и каково качество их продукции?

– Не секрет, что Россия ничем не отличается от остального мира и конкуренция везде единая и имена одни и те же. Мы будем говорить об очень известных именах: Schneider Electric, Legrand, Siemens, о ряде других, чуть более мелких электротехнических компаниях, работающих достаточно узко, можно продолжать довольно долго. Среди высоковольтного оборудования могут быть несколько иные конкуренты. Безусловно, работая, постоянно перетягивая канат друг на друга, откусываем тот или иной лакомый кусочек в определенной нише, но, тем не менее, мы мирно существуем на рынке России без серьезных проблем.

– Вы назвали ряд брендов мировых, а что вы можете сказать о российских производителях? Насколько их продукция конкурентоспособна по отношению к тем брендам, которые вы назвали?

– Стоит сделать разделение с точки зрения конкурентности. Мы конкурируем в первую очередь с локальной продукцией, для нас большую конкуренцию представляет российская низковольтная продукция, так как она наиболее востребована, более привычна и массова, использовалась десятилетиями. При этом, если говорить о затратной части, она все‑таки наименее затратна, не употребляя слова дешевая или дорогая, а именно о затратах. С точки зрения технических характеристик мы находимся на разных уровнях. Большей частью о конкурентности мы говорим на доступном рынке, не сравнивая несравнимое. Не умаляя достоинств целого ряда российских производителей и оборудования, имея в виду прежде всего такие характеристики, как габариты, дизайн, качество, с горечью в голосе приходится констатировать, что это несравнимые варианты. Стоимостные выражения конкретного оборудования год от года становятся все ближе и ближе, если лет 10 назад мы начинали с планки от 5‑10, а то и 12‑13 раз разницы в стоимости, то теперь можем говорить о вилке в 2‑3 раза. Наша продукция стала не столько менее затратной, стала более затратной продукция российской промышленности, и это общая тенденция по развитию российской промышленности в целом.

– Ваша компания долго работает на российском рынке. Как сказались такие события, как дефолт 1998 г.? Как ваша компания пережила это событие?

– Мы не остались безучастны к этому. Времена были тяжелые. Мало того, что деятельность компании была на подъеме к 1998 г. одномоментно обрушилось очень много текущих контрактов, в которых были задействованы серьезные суммы. Но мы пережили этот момент. Необходимо отметить, что наша компания не бросила ни один из контрактов, мы вошли в положение каждого из наших партнеров, и ряд работ мы финансировали до тех пор, пока рынок не пришел в себя, в более устойчивое состояние. В 1998‑99 гг. мы брали на себя риски и убытки, необходимые дополнительные инвестиции для завершения проектов, за что и получили серьезное доверие от государственных структур, и свои временные переходные потери мы смогли восполнить совместными последующими работами. Это был один из важных моментов, проверка устойчивости и самой компании. Время показало, что все хорошо, правильной была политика не ухода с рынка, а продолжение работы.

– Достаточно понятна ситуация с нашей отечественной промышленностью. А как вы поддерживаете конкуренто­способность продукции по отношению к мировым маркам? В чем секрет: это новые технологии, новые системы контроля качества, в чем вы видите резервы конкурентоспособности на мировом рынке?

– В этом случае большую роль играют современные оперативные решения по тому или иному направлению оборудования. Мелкие части связаны с дизайном, технологичностью – это во‑первых, и быстрая адаптация к мировым рынкам – во‑вторых.

Не секрет, что рынки делятся на три больших: Европа, Азия и Америка. Каждый из них имеет свои отличающиеся требования по применению оборудования. Вот та самая универсализация. Если так можно сказать, когда одно и то же изделие является оптимальным для каждого из этих рынков, не имея своих специфических исполнений. В данный момент это серьезная проблема в мировом масштабе для каждого производителя. Если переходить на частности, то в эти рыноки (Европа, Азия, Америка) Россия вклинивается со своими специфическими требованиями. Российская система стандартизации – ГОСТы, это государство в государстве. Несмотря на то что все наши ГОСТы основаны на мировых требованиях, мы всегда хотим быть особенными. Я хочу сказать, что одним из направлений повышения конкурентоспособности наших изделий в мировом масштабе является то, что на каждом нашем изделии стоит знак апробации на российском рынке плюс американский, европейский и китайский. 4 знака ставится на каждом изделии! Это является серьезным конкурентным преимуществом.

– Ваша оценка дальнейших перспектив компании на российском рынке? Какие главные направления: наращивание производства, расширение дилерской сети?

– Я бы сказал важное в этом случае – охват максимально большей территории, увеличение объема работ в регионах России. Ни для кого не секрет, что Москва, Санкт-Петербург и Центральный регион России естественный важный рынок – сосредоточение финансовых средств, но Россия на этом не кончается. Основная доля потребителей и предприятий далеко от Центра, и наша основная задача, она стоит уже не один год, – это максимальное продвижение в регионах, будет открыта целая сеть новых представительств в наиболее значимых городах: это областные центры, столицы регионов. Центральная часть рынка насыщена, здесь достаточно сложно привлечь, найти новых партнеров. Потенциал там, где ниша иностранного оборудования очень мала.

– А какой должна быть ценовая политика в отдаленных регионах?

– Здесь напрашивается ответ, что в регионах денег меньше, вроде и оборудование должно быть и менее затратным, но тем не менее и здесь подтверждается то, что нельзя на одном рынке работать в двух разных направлениях, скажем, из одного кармана взял в другой переложил, это получается перетекание средств из одного в другое, а баланс остается один. Здесь задача убеждения, продвижения и подтверждения всех тех возможностей применения предлагаемого оборудования, что стоимостные показатели оправданны и они в конечном счете играют на руку потребителю: затратив сегодня рубль, он завтра получает соответствующую экономию и отдачу, значительно большую, нежели сэкономил там 10‑50 копеек. Это будет уже убеждение потребителя конечным результатом. В конечном счете качество и надежность продукции выходят на первое место.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (65) январь 2006 года:

  • Мировые лидеры в области производства электротехнического оборудования: корпорация АББ

    Современный рынок все более превращается в рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством машин и оборудования, делающим их конкуренто­способными. Ведущие мировые производители свои лидирующие позиции в производстве продукции обеспечивают за счет использования новейших разработок высшего технического уровня, применения уникальных технологий и ноу-хау. Наука и высокие технологии в настоящее время стали основными факторами поддержан...

  • Киришская ГРЭС превысила показатели последних 12 лет

    В конце 2005 года выработка электроэнергии Киришской ГРЭС превысила показатели последних 12 лет. Впервые с 1993 года они выше 6000 млн. кВт/ч, что говорит о востребованности станции на рынке. ...

  • Азербайджан: Российской электроэнергии в Азербайджане не будет?

    Азербайджан может отказаться от закупок электроэнергии в России. Как говорится в пресс-релизе АО «Азэрнержи», об этом заявил президент компании Этибар Пирвердиев, комментируя проходящие в Баку переговоры с РАО «ЕЭС России». «Не исключено, что мы прекратим закупки российской электроэнергии», – сказал он. По словам Пирвердиева, российская сторона ставит вопрос о повышении стоимости закупаемой Азербайджаном электроэнергии, а «Азерэ...

  • Иран: АЭС будет работать на иранском топливе

    Иран намерен в течение семи лет завершить строительство атомной электростанции (АЭС) в юго-западной провинции Хузестан, при этом станция будет работать на ядерном топливе местного производства. «Мы намерены завершить строительство новой АЭС в Хузестане мощностью 360 мегаватт в течение семи лет. В ее строительстве примут участие иранские специалисты, и работать она будет на ядерном топливе, произведенном в Иране», – заявил журнали...

  • Венесуэла: Венесуэла обеспечит теплом бедных американцев

    Венесуэла заявила о намерении расширить программу по льготному обеспечению тепла в домах, включив в нее американцев с низким доходом. Это будет сделано в рамках плана президента Венесуэлы Уго Чавеса о помощи беднейшим слоям населения, которые, как он считает, игнорирует Вашингтон. Венесуэльская энергетическая компания Citgo Petroleum уже начала продавать более дешевое топливо в некоторых районах Массачусетса и Нью-Йорка. Оппоненты же Ча...