16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/65/4389.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (65) январь 2006 года

Энергоресурсы: стратегия эффективного развития

Мероприятие: «Экономика энергетических ресурсов России:
cтратегия развития, фискальные и инфраструктурные
ограничители»
Организатор: АЦ «Эксперт»
Место проведения: Россия, г. Москва
Состоялась: 30 ноября 2005 г.

Россия обладает значительными объемами энергоресурсов: нефти, газа, энергетических углей. И это конкурентное преимущество нужно использовать для развития промышленности и ускорения экономического роста страны. Речь идет о необходимости разработки новых программ по стимулированию развития экономики энергоресурсов, создании привлекательных инвестиционных проектов по освоению новых месторождений нефтегазового комплекса, внедрению новых технологий по добыче и переработке энергоресурсов. Обсуждению этих и других тем была посвящена конференция «Экономика энергетических ресурсов России: cтратегия развития, фискальные и инфраструктурные ограничители» при поддержке ОАО «ЛУКОЙЛ», СУЭК, а также консалтинговых компаний – HLB «Внешаудит» и ПАКК.



Общие и частные проблемы

В своих докладах выступающие уделили внимание как общей ситуации, сложившейся сегодня в нефтегазовой и сопутствующих ей отраслях, так и частным вопросам в повышении эффективности деятельности отраслевых компаний. В рамках конференции прозвучали выступления по основным тематическим разделам: «Государственная политика по развитию экономики энергоресурсов и вопросы налогообложения», «Макроэкономические аспекты энергетического комплекса России», «Стратегии компаний по добыче, переработке и реализации энергоресурсов», «Ограничения на развитие энергетического комплекса и пути их преодоления». Помимо докладов вниманию гостей и участников конференции были представлены исследовательские материалы, разработанные представителями аналитического центра «Эксперт» при содействии HLB «Внешаудит» и ПАКК: «Нефтепереработка в России: проблемы и перспективы развития», «Влияние налоговой системы на перспективы нефтяной отрасли России», «Угольная промышленность России: проблемы и перспективы развития».



Тенденции разного времени

По мнению специалистов, сегодня, в частности, между государством и нефтегазовыми компаниями все еще есть некоторые разногласия. Как отметил в своей презентации президент Института энергетической политики Владимир Милов, «тенденции функционирования нефтегазового сектора России в последние годы (2003‑2005 годы) поменялись в сторону усиления государственного присутствия и подавления частной инициативы. По мнению Милова, со временем это приведет только к нарастанию неэффективности и проблем в нефтегазовом секторе. Нефтяная отрасль стала заложницей серьезного конфликта между разными моделями экономической политики в энергетическом секторе. В начале 90‑х гг., когда нефтянка находилась под государственным контролем и функционировала еще по советской модели, отрасль просто умирала. За четыре года падение добычи составило почти 40%. Сектор, который сегодня считается курицей, несущей золотые яйца, получал от государства дотации на реабилитацию добычи нефти. Нефтяные компании были крупнейшими должниками по заработной плате и бюджета. Правительство в 1994 г. основало специальную всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК), которая занималась выбиванием налоговых долгов из крупных нефтяных компаний, которые на 100% принадлежали государству. Но довольно продуманная реструктуризация и приватизация компаний сектора в середине 90‑х гг. начала приносить результаты. Длительный период низких мировых цен на нефть сменился во второй половине 1998 г. быстрым ростом, что помогло не только привести отрасль в порядок, но и поставить ее на траекторию устойчивого развития. По прогнозам конца 90‑х гг., максимум, что мы могли добывать к 2020 г., – 370 млн. тонн нефти, но в прошлом году добыли на 100 тонн больше! За этими цифрами – сознательная инвестиционная политика нефтяных компаний, которые инвестировали большие деньги. Почти 40 млрд. долл. совокупно инвестировано за 6 лет в развитие только нефтедобычи – это 88% сальдированной прибыли всего сектора за этот период».



Нефтянка и государство: взаимоотношения

Владимир Милов подчеркнул, что «реструктуризация отрасли привела к внедрению технологий, повышающих эффективность добычи, на которые ранее мы даже не могли рассчитывать». Нынешняя проблема заключается в том, что происходит необоснованная, по мнению Милова, «попытка смены структуры отрасли, пересмотра основных принципов экономической политики. Многие говорят, что огосударствление – это хорошо, но цифры убедительно показывают, что не силами государственных компаний достигнут прогресс в нефтедобыче за последние годы. Очень хотелось бы верить, что российская нефтянка продолжит расти и достигнет 10,5‑11 млн. барр. в день, которые были вполне возможны и подкреплены реальными инвестиционными планами еще два года назад. Хочется верить, что потенциал отрасли не исчерпан, однако замедление роста связано только со структурной и экономической политикой государства».

В рамках конференции прозвучали также доклады более узкой тематической направленности: о необходимости срочной модернизации нефтеперерабатывающих заводов; перспективах частно-государственного партнерства в сфере добычи и переработки энергоресурсов; ограничениях в развитии энергетического комплекса и путей их преодоления; создании инфраструктур для входа в неосвоенные регионы; перспективах развития трубопроводного, железнодорожного и морского транспорта; экологических проблемах как факторе сдерживания экономики энергоресурсов; внедрении инноваций и новых технологий по добыче и переработке энергоресурсов.

Материалы конференции:
www.expert.ru/conference
АЦ «Эксперт»:
тел./факс. (095) 251‑65‑12
e-mail: events@expert.ru

Подготовила Алина ВАСИЛЬЕВА

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (65) январь 2006 года:

  • СИП-4 от «Севкабеля» будет!

    «Севкабель» одним из первых среди российских кабельных заводов освоил выпуск проводов для воздушных распределительных сетей на напряжение до 1 кВ марок СИП-1 (А), СИП-2 (А) с несущим тросом, а также защищенных проводов для воздушных линий электропередачи на напряжение до 20 кВ марки СИП-3. Специалистами «Севкабеля» были разработаны собственные технические условия как на провода семейства СИП-4 (ТУ3553‑015‑05755714‑200...

  • «Самая яркая елка» от энергетиков – для тех, кто умеет радоваться

    Компании МРСК Северо-Запада накануне зимних праздников присоединились к благотворительной акции «Самая яркая елка», которую проводили энергетики всей страны. Украшенные гирляндами елки и новогодние сувениры были подарены детским домам, больницам, реабилитационным центрам и другим детским учреждениям. Накануне Нового года у всех было много хлопот, как рабочих, так и домашних – доделать, обдумать, отдать долги, подвести итоги, орга...

  • Грибное топливо придет на смену нефти

    Специалисты из американской организации по исследованиям в сельском хозяйстве (Agricultural Research Service) провели ряд экспериментов по получению биологического топлива. В основе нового метода получения биотоплива – способность гриба шиитаки (shiitake), который традиционно считается деликатесом, получать питательные вещества для роста, быстро и эффективно разлагая древесину. Гриб растет в лесу на поваленных деревьях и пнях и в...

  • «Зеленая нефть» сельскохозяйственного происхождения

    На этот раз речь пойдет не о нехватке пищи, а о дефиците нефти, потребление которой к 2030 году, как ожидается, возрастет более чем вполовину (!). Десять лет назад сама идея о «зеленой нефти» сельскохозяйственного происхождения могла вызвать лишь недоуменное пожимание плечами и ухмылки. По мнению большинства экспертов, пример Бразилии, которая уже сейчас производит 30% горючего из сахарного тростника, был примером реализации симпатичной...

  • Вьетнамские товарищи выбирают лучшее: самолеты, турбины, реформы

    Вьетнамские товарищи предпочитают летать на «Боингах». Причем новых, а не подержанных. А уровень сервиса на внутреннем рейсе Хошимин (который все по‑старому называют Сайгоном) – Ханой, обслуживаемом громадными «777», даже выше, чем на линии Москва – Хошимин. Себя они уважают. Из машин вьетнамские товарищи выбирают «Toyota», «Hyundai», «Daewoo». Впрочем, среди грузовиков немало «Камазов» и «МАЗов». А при строительстве э...