16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/64/4257.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (64) декабрь 2005 года

Энергетика - моя судьба

Энергетика Марина ВАХНИНА

Гость номера

О начальнике отдела по проектированию воздушных линий электропередачи и подстанций ОАО «СевЗапНТЦ» Георгии Константиновиче Бодееве с полным правом можно сказать, что он посвятил энергетике всю свою жизнь. На его счету – более сотни проектов, реализованных не только в России, но и за ее пределами, а стаж работы в энергетической отрасли  превышает 35 лет. Его вклад в электрификацию нашей страны оценен Почетными грамотами РАО ЕЭС России и Минтопэнерго РФ. В 2005 году Заслуженный работник Единой энергетической системы России Г. К. Бодеев представлен к награждению знаком «85 лет плана ГОЭЛРО». Ему есть что вспомнить о своих трудовых буднях.

– Георгий Константинович – одним из первых проектов, в реализации которого вы приняли участие, стало строительство уникальной высоковольтной линии 750 кВ Москва – Ленинград…

– В 1973 году я пришел в «Севзапэнергосетьпроект» старшим инженером в линейную группу под руководством главного инженера проекта И.М. Носова. Уже в следующем году было начато проектирование этой линии, а в 1975 году – ее строительство. Для меня все началось с командировок по трассе на участки линии, которую строили шесть трестов. Я объезжал все эти участки с проектной документацией и с решением вопросов на месте. Это была очень хорошая школа для меня. Можно сказать, что судьба мне улыбнулась, потому что это большая удача – сразу стать участником такого грандиозного проекта. После ввода в 1973 году первых двух блоков Ленин­градской АЭС первой задачей, стоящей перед энергетиками, стало обеспечение выдачи ее мощности. Строительство новой линии Москва – Ленинград давало возможность передавать энергию в центральные районы нашей страны. Уникальность этой линии состояла в том, что на ней впервые в мире была применена опора в виде поставленного на вершину треугольника, так называемая «набла». Она была разработана в нашем институте. Пришлось изобретать не только саму конструкцию, но и способ подъема и установки, что тоже осуществили мы – с помощью строительных трестов. И в 1976 году эта высоковольтная линия была введена в эксплуатацию. Потом она несколько переоборудовалась в связи с пуском Калининской АЭС, этим также занималась наша проектная группа.

– Вы осуществляли проекты высоковольтных линий и подстанций во многих регионах России. Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых из них.

– С того момента, как в 1983‑ 1984 годах меня назначили главным инженером проекта, моя группа вела очень трудный объект в Мурманской области. Он был предназначен для питания промышленных предприятий Мурманска от каскада Териберских ГЭС, которые стоят на берегу Северного Ледовитого океана. Стройка велась в сложных геолого-климатических условиях, на пересеченной местности и была завершена в 1987 году. При строительстве линии тоже было применено новшество. Поскольку эта территория была труднопроходимой для транспортировки подъемных механизмов, опоры ставили с помощью вертолетов, подвешивали провода тоже с их использованием, применяя специальные барабаны и прицепные устройства. Потом наша проектная группа стала заниматься Калининской (ныне Тверской) энергосистемой. Мы проектировали линии и подстанции в самой Твери и соединили линиями практически все города Тверской области – Бежецк, Красный Холм, Нелидово‑Ржев, Селижарово, Осташков, Андреаполь и др. В то же время параллельно мы занимались объектами «Вологдаэнерго». Проекты энергоснабжения Вологды и области – городов Бабаево, Череповец, Тотьма, Великий Устюг – тоже прошли через нашу группу.

– Вы выполняли работы и для зарубежных стран – Монголии, Сирии, Иордании, Омана, Лаоса, Таиланда и других…

– В Монголии по нашим проектам строились линии 220 кВ. Такого класса высоковольтных линий в то время в Монголии не было. Мы проектировали линии в район разработки полезных ископаемых Эрдэнэт, где находится скопление горно-обогатительных фабрик и комбинатов, а также для электроснабжения крупных городов и промышленных районов: Улан-Батор, Баганур и др.

Значительные работы были проведены во Вьетнаме. Когда там построили гидроузел Хоабинь, мы для выдачи его мощности проектировали линии 220 кВ, соединяющие крупные города – Ханой, Хайфон, Хошимин, Намдинь и др.

Четыре года я пробыл в Сирии, в составе группы рабочего проектирования. С помощью отечественных специалистов был построен гидроузел на реке Евфрат, и выдача мощности с Евфратской ГЭС тоже входила в обязанности нашей рабочей группы. Мы делали на месте рабочие проекты и отсылали в наш институт на экспертизу. В результате все большие города Сирии были охвачены высоковольтными линиями 220 кВ – Дамаск, Хама, Тартус, Латакия и другие.

– Вернемся к вашей деятельности на родине. Одним из смелых и необычных проектов стал переход через Волгу высоковольтной линии «Южная – Трубная»…

– Это вообще‑то не наш регион. Но на стадии разработки рабочей документации к нам обратился московский трест «Спецсетьстрой», которому поручили выполнить строительство этой линии напряжением 500 кВ. Строители предложили идею – не делать, как было заложено в изначальном проекте, опоры из труб АТ-188, а применить опоры с линии 1150 кВ Экибастуз – Барнаул. Изменить проектное решение потребовалось по ряду серьезных причин. Во‑первых, не весь ассортимент труб выпускался, а во‑вторых, соединение секций опоры предполагало метод наращивания. Установить такие опоры весом около 400 тонн в предельно сжатые сроки было не реально. Но предложенное строителями техническое решение по использованию опор высотой 75 метров с переходом через Иртыш, Обь не годилось для Волги, поскольку не соответствовало судоходному габариту. И мы разработали практически новую опору для перехода через Волгу «Южная – Трубная», так сказать, «нарастив» их до нужной высоты и подработав под те условия, которые необходимы для подвешивания проводов на этом участке. Выходы из сложных ситуаций приходилось искать прямо в процессе строительства. 100-метровую опору надо было ставить на 10-метровое бетонное основание. Сроки выполнения бетонных работ не удовлетворяли ни нас, ни строителей. Мы нашли выход – сделали 4‑метровое основание, а на него поставили фундаментную металлическую основу. Таким образом, мы сэкономили металл и выиграли в сроках строительства. Весь переход был сделан за 6 месяцев и сдан досрочно в 1995 году. Протяженность перехода составила около 2,5 км. В те времена это было нестандартным решением. А сейчас на Амуре по проекту специалистов нашего института построен трестом «Севзапэлектросетьстрой» переход длиной уже около 4 километров.

– Какие из ваших разработок соответствуют техническому уровню сегодняшнего и даже завтрашнего дня?

– Могу назвать проект и строительство высоковольтной линии 750 кВ Калининская АЭС – Череповец. Она предусматривалась для выдачи мощности 3‑го блока атомной станции в район промышленного узла города Череповца. Пуск состоялся в октябре 2004 года. Линия имеет протяженность 270 км и крупнейшую подстанцию 750 кВ Череповецкая. Подстанция выполнена на уровне мировых стандартов – с волоконно-оптическими линиями связи, мониторингом, диагностикой, с полным взаимодействием подсистем АСУТП.

– Еще одним важным направлением ваших работ стало проектирование высоковольтных линий для нефтяных и газовых месторождений…

– Так исторически сложилось, что сети внешнего электроснабжения всех газовых компрессорных станций и всех нефтеперекачивающих станций с начала 1980‑х годов разрабатывали мы в содружестве с институтами «Гипроспецгаз», «ПечорНИПИнефть», «ПермьНИПИнефть» и др. На 2006 год мы рассматриваем очень интересное предложение по внешнему электроснабжению Тимано-Печорского нефтяного месторождения. Это Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ. Проект предусматривает порядка 4‑5 подстанций 220 кВ на протяжении 120‑150 км. Нам надо учесть в проекте суровые климатические условия этой местности – вечная мерзлота, гололед, сильные ветра. Предстоит сделать оригинальные элементы линий. Мы, например, не можем вмешиваться в экологию тундры, вечная мерзлота не приемлет нарушений земляного покрова. Поэтому предполагается применять винтовые сваи под опоры, не повреждающие мерзлый грунт. Железобетон тут тоже нельзя использовать, потому что в условиях удаления от железнодорожных станций туда его привезти невозможно. Все будет сделано на легких сборных металлоконструкциях. Срок окончания строительства – 2007 год.

– Это один из новых проектов, над которыми вы трудитесь сегодня. Ведутся ли еще какие‑либо разработки параллельно?

– Утвержден «План первоочередных мероприятий по повышению надежности энергоснабжения Петербурга». Протокол совещания по нему подписан губернатором В. И Матвиенко и председателем Правления РАО ЕЭС «России» А. Б. Чубайсом. Этот план предусматривает модернизацию старых и строительство новых объектов – высоковольтных линий и подстанций 330 киловольт. Над одним из таких – подстанцией «Ржевская» с частью кабельных линий и воздушных линий мы уже работали, проект был сдан в сентябре 2005 года. На 2006 год по плану предусматривается строительство этой подстанции. В наши задачи на следующий год входит проектирование аналогичной подстанции – «Центральная», которая будет расположена на берегу Обводного канала, также мы продолжим модернизацию подстанции 750 кВ «Ленинградская». Впереди у нас еще реконструкция «Восточной» и «Колпинской» подстанций. Видимо, мы будем заниматься в 2006‑2007 годах и подстанцией 330 кВ «Василеостровская». Для Петербурга переоборудование сетей, устаревших на 70%, является сегодня первоочередной проблемой, которую мы постараемся решить.

СПРАВКА
ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр» (ОАО «СевЗап НТЦ») – дочернее акционерное общество РАО «ЕЭС России», инжиниринговая энергетическая компания, обладающая компетенцией в области управления энергетическими проектами с выполнением функций генерального проектировщика.
В ходе реформирования энергетической отрасли в состав ОАО «СевЗап НТЦ» вошли ведущие проектные институты Северо-Запада и Центра России: «Севзапэнергосетьпроект», «Западсельэнергопроект», «СевзапВНИПИэнергопром», «Севзапэнергомонтажпроект» и «Тулаэнергосетьпроект». Опыт работы этих институтов в сфере энергетического проектирования – 50 лет и более. Все институты лицензированы, большинство главных специалистов – сертифицированы.
В числе заказчиков ОАО «СевЗап НТЦ» – Федеральная сетевая компания (ФСК ЕЭС) и региональные энергосистемы, головные проектные организации различных отраслей промышленности, электро- и теплоэнергетики. Миссия ОАО «СевЗап НТЦ» состоит в предоставлении полного спектра инжиниринговых услуг, оказываемых предприятиям энергетической отрасли в Северо-Западном и других регионах России.
По итогам 2004 года компания признана лидером среди региональных НТЦ.
На энергетическом рынке центр выполняет изыскательские работы, разрабатывает проектно‑сметную документацию для строительства комплексных объектов тепло- и электроснабжения, участвует в крупнейших российских и зарубежных энергетических проектах, проводит экспертизу промышленной безопасности энергетических объектов.
В его задачи входит:
• разработка схем развития электроснабжения и теплоснабжения регионов, населенных пунктов, промышленных зон и предприятий;
• проектирование электрических сетей любого класса напряжения как для энергосистем и электростанций, так и для предприятий других отраслей промышленности, а также межсистемных электрических сетей и подстанций;
• обоснование развития и проектирование распределительных электрических сетей при их эксплуатации, техническом перевооружении, реконструкции и новом строительстве;
• комплексное проектирование объектов теплогенерации на базе парогазовых и газотурбинных технологий с расширенной автоматизацией энергоблоков;
• проектирование тепловых сетей с бесканальной прокладкой теплопроводов с применением сильфонных компенсаторов и шаровой запорной арматуры;
• разработка нормативных и директивных документов;
• проектно-конструкторские и изыскательские работы;
• разработка проектов строительства и монтажа технологического оборудования;
• обеспечение проектами производства работ (ППР) по монтажу тепломеханического оборудования и трубопроводов;
• осуществление авторского надзора за строящимися объектами и оказание помощи заказчику в выборе оборудования.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (64) декабрь 2005 года:

  • Отраслевые выставки в канун юбилея

    Выставка: «Нефть. Газ. Химия», «Машиностроение. Металлургия. Металлообработка» Организатор: ООО «Ижевский экспоцентр» Место проведения: Россия, г. Ижевск Дата: 25‑28 октября ...

  • Типовое решение проекта КТПБ-35/10 (6) кВ

    Трансформаторная подстанция типа КТПБ-АЭ 35/10 (6) кВ производства НПФ «Альянс-Электро» предназначена для приема электрической энергии, трехфазного тока частотой 50 Гц и номинального напряжения 35 кВ, преобразования ее в номинальное напряжение 10 (6) кВ и распределения ее потребителям. Номинальная мощность силовых трансформаторов от 1000 до 16000 кВА. Варианты исполнения КТПБ-АЭ 35/10 (6) кВ: • проходные и тупиковые с кабельными или в...

  • Украина: Gaz de France сможет использовать украинские газохранилища

    НАК «Нафтогаз Украiни» и компания Gaz de France планируют в будущем году подписать соглашение, согласно которому французская компания будет пользоваться украинскими подземными хранилищами природного газа, сообщает Интерфакс-Украина. «Gaz de France выразила желание хранить в украинских подземных хранилищах природный газ, который она закупает в России. И я думаю, что в следующем году мы подпишем такое соглашение», – заявил глава пр...

  • Франция: Electricite de France обесточила загородный дом Ширака

    Протестующие против частичной приватизации госкомпании Electricite de France ее сотрудники обесточили загородный дом президента Франции Жака Ширака – замок Бити. Он расположен на родине нынешнего президента – в области Коррез в центре Франции и был куплен Шираком в 1969 году. В момент отключения электроэнергии четы Шираков в замке не было. Президент и его супруга находились в Елисейском дворце, где расположена официальная па...

  • В 2006 году расходы на ремонт объектов «Карелэнерго» составят 135,4 млн. рублей

    На 2006 год ремонтная программа в региональной сетевой распределительной энергокомпании «Карелэнерго» составит 135,4 млн. Это на 11,5 млн. руб. больше по сравнению с запланированным объемом средств текущего года. Более 70 процентов ремонтных работ выполнено подрядным способом. На ремонт объектов ОАО «Карелэнерго» подрядным способом (с привлечением сторонних организаций) планируется затратить более 97 млн. рублей. 28% от запланированной...