16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/64/4257.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (64) декабрь 2005 года

Энергетика - моя судьба

Энергетика Марина ВАХНИНА

Гость номера

О начальнике отдела по проектированию воздушных линий электропередачи и подстанций ОАО «СевЗапНТЦ» Георгии Константиновиче Бодееве с полным правом можно сказать, что он посвятил энергетике всю свою жизнь. На его счету – более сотни проектов, реализованных не только в России, но и за ее пределами, а стаж работы в энергетической отрасли  превышает 35 лет. Его вклад в электрификацию нашей страны оценен Почетными грамотами РАО ЕЭС России и Минтопэнерго РФ. В 2005 году Заслуженный работник Единой энергетической системы России Г. К. Бодеев представлен к награждению знаком «85 лет плана ГОЭЛРО». Ему есть что вспомнить о своих трудовых буднях.

– Георгий Константинович – одним из первых проектов, в реализации которого вы приняли участие, стало строительство уникальной высоковольтной линии 750 кВ Москва – Ленинград…

– В 1973 году я пришел в «Севзапэнергосетьпроект» старшим инженером в линейную группу под руководством главного инженера проекта И.М. Носова. Уже в следующем году было начато проектирование этой линии, а в 1975 году – ее строительство. Для меня все началось с командировок по трассе на участки линии, которую строили шесть трестов. Я объезжал все эти участки с проектной документацией и с решением вопросов на месте. Это была очень хорошая школа для меня. Можно сказать, что судьба мне улыбнулась, потому что это большая удача – сразу стать участником такого грандиозного проекта. После ввода в 1973 году первых двух блоков Ленин­градской АЭС первой задачей, стоящей перед энергетиками, стало обеспечение выдачи ее мощности. Строительство новой линии Москва – Ленинград давало возможность передавать энергию в центральные районы нашей страны. Уникальность этой линии состояла в том, что на ней впервые в мире была применена опора в виде поставленного на вершину треугольника, так называемая «набла». Она была разработана в нашем институте. Пришлось изобретать не только саму конструкцию, но и способ подъема и установки, что тоже осуществили мы – с помощью строительных трестов. И в 1976 году эта высоковольтная линия была введена в эксплуатацию. Потом она несколько переоборудовалась в связи с пуском Калининской АЭС, этим также занималась наша проектная группа.

– Вы осуществляли проекты высоковольтных линий и подстанций во многих регионах России. Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых из них.

– С того момента, как в 1983‑ 1984 годах меня назначили главным инженером проекта, моя группа вела очень трудный объект в Мурманской области. Он был предназначен для питания промышленных предприятий Мурманска от каскада Териберских ГЭС, которые стоят на берегу Северного Ледовитого океана. Стройка велась в сложных геолого-климатических условиях, на пересеченной местности и была завершена в 1987 году. При строительстве линии тоже было применено новшество. Поскольку эта территория была труднопроходимой для транспортировки подъемных механизмов, опоры ставили с помощью вертолетов, подвешивали провода тоже с их использованием, применяя специальные барабаны и прицепные устройства. Потом наша проектная группа стала заниматься Калининской (ныне Тверской) энергосистемой. Мы проектировали линии и подстанции в самой Твери и соединили линиями практически все города Тверской области – Бежецк, Красный Холм, Нелидово‑Ржев, Селижарово, Осташков, Андреаполь и др. В то же время параллельно мы занимались объектами «Вологдаэнерго». Проекты энергоснабжения Вологды и области – городов Бабаево, Череповец, Тотьма, Великий Устюг – тоже прошли через нашу группу.

– Вы выполняли работы и для зарубежных стран – Монголии, Сирии, Иордании, Омана, Лаоса, Таиланда и других…

– В Монголии по нашим проектам строились линии 220 кВ. Такого класса высоковольтных линий в то время в Монголии не было. Мы проектировали линии в район разработки полезных ископаемых Эрдэнэт, где находится скопление горно-обогатительных фабрик и комбинатов, а также для электроснабжения крупных городов и промышленных районов: Улан-Батор, Баганур и др.

Значительные работы были проведены во Вьетнаме. Когда там построили гидроузел Хоабинь, мы для выдачи его мощности проектировали линии 220 кВ, соединяющие крупные города – Ханой, Хайфон, Хошимин, Намдинь и др.

Четыре года я пробыл в Сирии, в составе группы рабочего проектирования. С помощью отечественных специалистов был построен гидроузел на реке Евфрат, и выдача мощности с Евфратской ГЭС тоже входила в обязанности нашей рабочей группы. Мы делали на месте рабочие проекты и отсылали в наш институт на экспертизу. В результате все большие города Сирии были охвачены высоковольтными линиями 220 кВ – Дамаск, Хама, Тартус, Латакия и другие.

– Вернемся к вашей деятельности на родине. Одним из смелых и необычных проектов стал переход через Волгу высоковольтной линии «Южная – Трубная»…

– Это вообще‑то не наш регион. Но на стадии разработки рабочей документации к нам обратился московский трест «Спецсетьстрой», которому поручили выполнить строительство этой линии напряжением 500 кВ. Строители предложили идею – не делать, как было заложено в изначальном проекте, опоры из труб АТ-188, а применить опоры с линии 1150 кВ Экибастуз – Барнаул. Изменить проектное решение потребовалось по ряду серьезных причин. Во‑первых, не весь ассортимент труб выпускался, а во‑вторых, соединение секций опоры предполагало метод наращивания. Установить такие опоры весом около 400 тонн в предельно сжатые сроки было не реально. Но предложенное строителями техническое решение по использованию опор высотой 75 метров с переходом через Иртыш, Обь не годилось для Волги, поскольку не соответствовало судоходному габариту. И мы разработали практически новую опору для перехода через Волгу «Южная – Трубная», так сказать, «нарастив» их до нужной высоты и подработав под те условия, которые необходимы для подвешивания проводов на этом участке. Выходы из сложных ситуаций приходилось искать прямо в процессе строительства. 100-метровую опору надо было ставить на 10-метровое бетонное основание. Сроки выполнения бетонных работ не удовлетворяли ни нас, ни строителей. Мы нашли выход – сделали 4‑метровое основание, а на него поставили фундаментную металлическую основу. Таким образом, мы сэкономили металл и выиграли в сроках строительства. Весь переход был сделан за 6 месяцев и сдан досрочно в 1995 году. Протяженность перехода составила около 2,5 км. В те времена это было нестандартным решением. А сейчас на Амуре по проекту специалистов нашего института построен трестом «Севзапэлектросетьстрой» переход длиной уже около 4 километров.

– Какие из ваших разработок соответствуют техническому уровню сегодняшнего и даже завтрашнего дня?

– Могу назвать проект и строительство высоковольтной линии 750 кВ Калининская АЭС – Череповец. Она предусматривалась для выдачи мощности 3‑го блока атомной станции в район промышленного узла города Череповца. Пуск состоялся в октябре 2004 года. Линия имеет протяженность 270 км и крупнейшую подстанцию 750 кВ Череповецкая. Подстанция выполнена на уровне мировых стандартов – с волоконно-оптическими линиями связи, мониторингом, диагностикой, с полным взаимодействием подсистем АСУТП.

– Еще одним важным направлением ваших работ стало проектирование высоковольтных линий для нефтяных и газовых месторождений…

– Так исторически сложилось, что сети внешнего электроснабжения всех газовых компрессорных станций и всех нефтеперекачивающих станций с начала 1980‑х годов разрабатывали мы в содружестве с институтами «Гипроспецгаз», «ПечорНИПИнефть», «ПермьНИПИнефть» и др. На 2006 год мы рассматриваем очень интересное предложение по внешнему электроснабжению Тимано-Печорского нефтяного месторождения. Это Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ. Проект предусматривает порядка 4‑5 подстанций 220 кВ на протяжении 120‑150 км. Нам надо учесть в проекте суровые климатические условия этой местности – вечная мерзлота, гололед, сильные ветра. Предстоит сделать оригинальные элементы линий. Мы, например, не можем вмешиваться в экологию тундры, вечная мерзлота не приемлет нарушений земляного покрова. Поэтому предполагается применять винтовые сваи под опоры, не повреждающие мерзлый грунт. Железобетон тут тоже нельзя использовать, потому что в условиях удаления от железнодорожных станций туда его привезти невозможно. Все будет сделано на легких сборных металлоконструкциях. Срок окончания строительства – 2007 год.

– Это один из новых проектов, над которыми вы трудитесь сегодня. Ведутся ли еще какие‑либо разработки параллельно?

– Утвержден «План первоочередных мероприятий по повышению надежности энергоснабжения Петербурга». Протокол совещания по нему подписан губернатором В. И Матвиенко и председателем Правления РАО ЕЭС «России» А. Б. Чубайсом. Этот план предусматривает модернизацию старых и строительство новых объектов – высоковольтных линий и подстанций 330 киловольт. Над одним из таких – подстанцией «Ржевская» с частью кабельных линий и воздушных линий мы уже работали, проект был сдан в сентябре 2005 года. На 2006 год по плану предусматривается строительство этой подстанции. В наши задачи на следующий год входит проектирование аналогичной подстанции – «Центральная», которая будет расположена на берегу Обводного канала, также мы продолжим модернизацию подстанции 750 кВ «Ленинградская». Впереди у нас еще реконструкция «Восточной» и «Колпинской» подстанций. Видимо, мы будем заниматься в 2006‑2007 годах и подстанцией 330 кВ «Василеостровская». Для Петербурга переоборудование сетей, устаревших на 70%, является сегодня первоочередной проблемой, которую мы постараемся решить.

СПРАВКА
ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр» (ОАО «СевЗап НТЦ») – дочернее акционерное общество РАО «ЕЭС России», инжиниринговая энергетическая компания, обладающая компетенцией в области управления энергетическими проектами с выполнением функций генерального проектировщика.
В ходе реформирования энергетической отрасли в состав ОАО «СевЗап НТЦ» вошли ведущие проектные институты Северо-Запада и Центра России: «Севзапэнергосетьпроект», «Западсельэнергопроект», «СевзапВНИПИэнергопром», «Севзапэнергомонтажпроект» и «Тулаэнергосетьпроект». Опыт работы этих институтов в сфере энергетического проектирования – 50 лет и более. Все институты лицензированы, большинство главных специалистов – сертифицированы.
В числе заказчиков ОАО «СевЗап НТЦ» – Федеральная сетевая компания (ФСК ЕЭС) и региональные энергосистемы, головные проектные организации различных отраслей промышленности, электро- и теплоэнергетики. Миссия ОАО «СевЗап НТЦ» состоит в предоставлении полного спектра инжиниринговых услуг, оказываемых предприятиям энергетической отрасли в Северо-Западном и других регионах России.
По итогам 2004 года компания признана лидером среди региональных НТЦ.
На энергетическом рынке центр выполняет изыскательские работы, разрабатывает проектно‑сметную документацию для строительства комплексных объектов тепло- и электроснабжения, участвует в крупнейших российских и зарубежных энергетических проектах, проводит экспертизу промышленной безопасности энергетических объектов.
В его задачи входит:
• разработка схем развития электроснабжения и теплоснабжения регионов, населенных пунктов, промышленных зон и предприятий;
• проектирование электрических сетей любого класса напряжения как для энергосистем и электростанций, так и для предприятий других отраслей промышленности, а также межсистемных электрических сетей и подстанций;
• обоснование развития и проектирование распределительных электрических сетей при их эксплуатации, техническом перевооружении, реконструкции и новом строительстве;
• комплексное проектирование объектов теплогенерации на базе парогазовых и газотурбинных технологий с расширенной автоматизацией энергоблоков;
• проектирование тепловых сетей с бесканальной прокладкой теплопроводов с применением сильфонных компенсаторов и шаровой запорной арматуры;
• разработка нормативных и директивных документов;
• проектно-конструкторские и изыскательские работы;
• разработка проектов строительства и монтажа технологического оборудования;
• обеспечение проектами производства работ (ППР) по монтажу тепломеханического оборудования и трубопроводов;
• осуществление авторского надзора за строящимися объектами и оказание помощи заказчику в выборе оборудования.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (64) декабрь 2005 года:

  • Подводя итоги уходящего года

    Уходящий год был юбилейным для ЗАО «РАДИУС Автоматика». Фирма встретила свое пятнадцатилетие пуском второй автоматической линии установки и монтажа элементов, благодаря которой объем выпуска терминалов серии «Сириус-2» доведен до 400 штук в месяц, что позволило сократить срок поставки основной массы терминалов до 30 дней. Значимым этапом в развитии фирмы стал запуск нового цеха по производству шкафов и панелей релейной защиты и автомат...

  • Побег в Ташкент – в энергетику

    Александр Иванович Судомоев стоял у истоков электрификации Псковщины. Сегодня он работает диспетчером РЭС № 3 Южного филиала ОАО «Псковэнерго» и с гордостью вспоминает о давних годах своего «вхождения» в отрасль. «Помните старое советское кино. Беспризорников ловят в поезде, – рассказывает Александр Иванович. – «Вы куда едете?- спрашивают их. – В Ташкент. – Почему? – Там тепло, там яблоки, – отв...

  • Большие возможности малой энергетики

    Вторая международная практическая конференция «Малая энергетика: Энергообеспечение промыслов», прошедшая в Москве 10‑11 октября, еще раз подтвердила актуальность данной темы для большинства добывающих предприятий отрасли. А также показала огромный потенциал развития как собственно оборудования и технологий для автономного энергообеспечения, так и экономических механизмов функционирования этого рынка в России. Организаторами конфе...

  • Итоги производства

    Группа компаний, входящих в ОАО «Севкабель-Холдинг», в январе-октябре 2005 года увеличила по сравнению с аналогичным периодом 2004 года объем производства товарной продукции на 10% - до 2,25 млрд. руб. Производство неизолированных проводов для воздушных ЛЭП увеличилось на 75%, до 242 т, самонесущих изолированных проводов (СИП) для воздушных линий электропередач – на 6%, до 2,46 тыс. км, радиочастотных кабелей – на 37% до 5...

  • Выпуск новых акций в результате реорганизации АО-энерго

    Состоялась государственная регистрация выпусков ценных бумаг обществ, созданных в результате реорганизации ОАО «Тулэнерго», ОАО «Красноярскэнерго», ОАО «Орел­энерго» и ОАО «Рязаньэнерго» Федеральная служба по финансовым рынкам 1 декабря 2005 г. зарегистрировала выпуски и отчеты об итогах выпуска ценных бумаг обществ, созданных в результате реорганизации ОАО «Тулэнерго», ОАО «Красноярскэнерго», ОАО «Орелэнерго» и ОАО «Рязаньэнерго». З...