16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/63/4241.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 11 (63) ноябрь 2005 года

Антишоковая терапия

Новые технологии Павел Пресняков

Теперь и ребенку известно о коварных проделках статического электричества. Но и сегодня мы несем от него огромные потери. Нередки случаи взрывов полиэтиленовых канистр для хранения легковоспламеняющихся жидкостей. Существуют производства, где случайной искры от пола, наэлектризованного подошвами обуви работников, достаточно для взрыва горючих газов и пыли.

Это, так сказать, эпизоды. А вот что происходит постоянно и непрерывно в любой паре трущихся деталей. В подшипниках коленчатого вала двигателя, например. В нормальном гидродинамическом режиме смазки трущиеся поверхности разделены макропленкой, исключающей непосредственный контакт. Однако износ деталей все же происходит, и в значительной мере под влиянием электрического поля.

Механизм возникновения электростатических зарядов при трении весьма сложен, и только в последних исследованиях ученых было установлено, что потенциалы электризации смазки достигают нескольких десятков вольт. Накапливающиеся заряды пробивают масляную пленку. В местах пробоя повышается температура, отчего ухудшаются механические характеристики масла и самих трущихся поверхностей за счет выгорания и массопереноса. До 30% доходит электростатическая составляющая износа в некоторых типах дизельных двигателей.

К сожалению, величина потенциала не ограничивается только трением деталей. Еще один неисчерпаемый источник пополнения статического заряда автомобиля – сама дорога. Современная трасса – это надежно изолированный от земли сэндвич из нескольких слоев диэлектрика: песок, гравий, бетон, асфальт. Непрерывное трение резиновых покрышек тысяч автомобилей о дорогу создает и поддерживает на ней изрядно высокий потенциал, зачастую выше, чем на корпусе машины. Так что полоски заземления из токопроводящей резины, трогательно болтающиеся за легковушками, и металлические цепи, внушительно гремящие за бензовозами, могут зачастую даже повысить заряд на корпусе.

Новая разработка изобретателя Николая Егина с авторским названием ЭСКОРТ (электростатический компенсатор-регенератор) снимает весь комплекс негативных для автомобиля проблем, вызванных статическим электричеством.

Прежде всего необходимо провести электростатическую обработку жидкого топлива. Компактное устройство на борту позволяет удалить из горючего механические примеси, эмульсии, смолистые вещества на вытягивающий электрод в отстойник. Здесь они в виде конгломератов оседают на дно. Отсюда грязь периодически удаляют через резьбовую пробку. Коронирующий электрод из игольчатого углерода расположен над отстойником и подключен к высоковольтному источнику и к двухполярному компенсатору статического электричества. Топливо, очищенное от примесей и отрицательно наэлектризованное, забирается из верхнего уровня отстойника и поступает в штатную топливную аппаратуру.

Смешиваясь с воздухом, ионизированное топливо образует также отрицательно заряженную горючую смесь. Она более однородна, полнее сгорает, не смывает смазку. В результате повышается моторесурс, снижаются расход топлива и токсичность выхлопных газов. Трущиеся детали изнашиваются меньше на величину электростатической составляющей. Вся обработка жидкого топлива выполняется в безвоздушном пространстве, исключая образование взрывоопасных смесей, и без механических фильтров. Эксплуатация устройства становится безопасной, а надежность работы повышается.

Одновременно с ионизацией стабилизируется температура жидкого топлива. Зимой, переохлажденное в топливном баке, оно подогревается до рабочей температуры теплым воздухом подкапотного пространства, предотвращая обледенение аппаратуры и образование топливных пробок. В жару перегретое в трубопроводах топливо охлаждается более прохладным потоком от вентилятора, защищая от образования паровых пробок, перебоев и низкой наполняемости цилиндров.

Изобретение Егина исключает экстремальные ситуации. Для этого служит двухполярный компенсатор. Сигналы от дороги через токопроводящую щетку и от корпуса автомобиля непрерывно поступают в электрическую схему. Если заряд (любой полярности) на корпусе нарастает, схема автоматически вырабатывает компенсирующий заряд противоположного знака.

Через щетку заземления, выполняющую теперь роль датчика, информация о потенциале дороги поступает на компенсатор-генератор. Схема вырабатывает защитный потенциал того же знака. Благодаря этому дорожная пыль одноименным зарядом удерживается на почтительном расстоянии от корпуса автомобиля, не проникая ни в салон, ни в двигатель.

Двухполярный компенсатор статического электричества в различных модификациях можно использовать и автономно для устранения вредных электростатических зарядов с людей и животных, одежды, помещений, конструкций, механизмов. Причем на ранней стадии, не дожидаясь разрушения приборов и шокового состояния у человека.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 11 (63) ноябрь 2005 года:

  • Система обучения и переподготовки кадров осуществляется по специальным программам

    В «Архэнерго» разработана комплексная программа по работе с персоналом. Ее ключевым направлением является техническое и психофизиологическое обучение персонала. Процесс подготовки и повышения квалификации осуществляется в учебных заведениях, с которыми энергокомпания поддерживает партнерские отношения, в корпоративных учебных центрах РАО «ЕЭС России», а также на рабочих местах. Учиться обязаны все – от электромонтера и диспетчера...

  • От перемены мест слагаемых сумма долгов не меняется

    Крупнейший монополист в энергетической сфере – ОАО «Лен­энерго» – перестал быть единой энергоснабжающей организацией и разделился по видам деятельности на четыре компании – сетевую, магистральную, генерирующую и сбытовую. Разделение произошло в соответствии с правилами реформирования. Но именно по «вине» реструктуризации некогда крупнейшая энергокомпания Северо-Запада обнажила свои самые большие проблемы. Еще до разде...

  • Выдержки из интервью генерального директора «ТГК-1» А. Н. Лихачева

    – Нумерация, которая присваивалась ТГК и ОГК, основывалась, скорее, на территориальной логике. Можно предположить, что отсчет начинался с северо-запада и двигался на юго-восток. Но если говорить о наших планах, то я действительно считаю, что среди ТГК наша компания должна быть первой. Для этого есть все предпосылки: мы располагаем сильным персоналом, сотрудниками высочайшей квалификации – одной из самых высоких квалификаций ...

  • Еще раз про тепло

    В 2002 году был опубликован Национальный доклад «Теплоснабжение Российской Федерации. Пути выхода из кризиса». В нем говорилось о том, что «теплообеспечение в нашей стране должно восприниматься как важнейшая составляющая энергетической безопасности государства». Этот же документ свидетельствовал о том, что система централизованного теплоснабжения России медленно и необратимо деградирует, а возможности отстаивающих ее интересы структур в...

  • Атомщики перенимают опыт российских коллег

    Смоленскую АЭС посетили сотрудники АЭС «Унтервезер» (Германия). Российские и немецкие руководители и ведущие специалисты отделов по связям с общественностью обменялись опытом. Руководитель информационной службы АЭС «Унтервезер» Хайнц Бергман отметил значимость и необходимость этой работы для дальнейшего развития ядерной энергетики в мире. Опыт Центра информации и связей с общественностью Смоленской АЭС в области экологических программ в...