16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/62/4161.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (62) октябрь 2005 года

Как обезвредить дизель

Наука и новые технологии Юрий ЖАРЧЕНКОВ

Конкурс

Когда‑то говорили, что дизель менее экологически опасен, чем бензиновый мотор (в то время исключительно карбюраторный). А сажа, т.е. дым, появляется из выхлопной трубы дизельного автомобиля исключительно по прихоти недобросовестных водителей. Они, мол, хотят поднять мощность своего мотора и меняют регулировку топливной аппаратуры. В цилиндры при этом поступает заведомо больше солярки, чем необходимо для полного сгорания, и несгоревшее топливо вылетает в трубу в виде сажи. Сама по себе она вроде бы не очень опасна, но в воздухе, загрязненном токсичными выбросами карбюраторных двигателей, ее частицы собирают на себя всю эту грязь и оседают на землю вблизи автомобильных дорог.

Увы, в последнее время стало ясно, что экологическая чистота дизеля – миф. Особую опасность в дизельных выбросах представляют полиароматические углеводороды и их нитропроизводные, а также большое количество окислов азота и сажи, которые при соединении с парами воды создают ядовитый туман – смог. Идущие в его облаках цепные реакции приводят к появлению вторичных соединений, отличающихся особой токсичностью и канцерогенной опасностью. По данным НИИ канцерогенеза ОНЦ РАМН, например, вся территория нашей столицы сегодня подвержена повышенному загрязнению, а в некоторых местах предельно допустимая концентрация вредных соединений превышена в 10 раз.

Сложность контроля канцерогенных и мутагенных соединений в отработавших газах заключается в том, что их выброс в атмосферу различными транспортными средствами не нормирован. В России установлены предельно допустимые концентрации полиароматических углеводородов в атмосферном воздухе по бензапирену, выбранному в качестве индикаторного соединения, однако использовать эти нормы для контроля канцерогенной активности отработавших газов невозможно.



Способы решения проблемы

Токсичность – это только одна сторона проблемы. Есть и другая, куда более практическая. В последние годы к нам хлынул поток иномарок. Преимущественно – легковых, с бензиновыми моторами. Однако есть и дизели. Последние рассчитаны не на ту солярку, которую относительно безболезненно способны переваривать «луженые желудки» отечественных моторов. Импортная техника, не привыкшая к грубому обращению, отказывается мириться с плохим «питанием». Особенно зимой, когда без основательного подогрева всего автомобиля – от бака до форсунок, уже при температуре в минус 10‑15 °С заставить дизель работать ничуть не легче, чем заставить летать наковальню.

Способов обойти эту «засаду» известно немало. Наиболее простой – добавлять в горючее или специальные присадки, или обыкновенный керосин. Есть и другие варианты, но почти все они относятся к сиюминутным решениям, сопряженным с какими‑либо потерями. Решить сразу все перечисленные проблемы позволяет уникальная разработка московской фирмы «ДИТО». Она обеспечивает не только надежную работу дизеля на летней солярке до температуры минус 28 °С, экономию топлива и запасных частей, но и многократно снижает экологическую опасность отработавших газов.

Технология, предложенная специалистами, включает в себя подогрев дизельного топлива, сепарацию и гомогенизацию в вихревом аппарате, фильтрацию и стабилизацию введением поверхностно-активных веществ и практически полное удаление из него воды, механических примесей и большей части (до 75%) тяжелых полициклических ароматических углеводородов (проверено в Онкологическом научном центре РАМН). Все это ведет к более полному сгоранию топлива в двигателе, росту мощности последнего, снижению расхода топлива и токсичности отработавших газов. Добавление же депрессорной присадки позволяет понизить (до -31°С) температуру застывания дизельного топлива и, как результат, обеспечить устойчивый запуск двигателя
Вся технология реализована в малогабаритном производственном модуле. Его можно устанавливать на заправочных комплексах автотранспортных предприятий, городских и придорожных АЗС. Необходима лишь ровная горизонтальная площадка 3х4,5 м и два резервуара: один служит для приема исходного топлива, второй – для сбора обработанного. Модуль представляет собой утепленный металлический блок-контейнер размером 4х2,5х2,7 м и массой 3700 кг, в котором размещено технологическое оборудование.



Испытание делом

Еще в 2001 г. в автобусном парке № 7 Санкт-Петербурга были проведены испытания по расходу топлива и дымности отработавших газов у автобусов «Икарус-280.33G», «МАЗ-103» и микроавтобусов «Хендэ-Хорус». Автобусы работали на городских маршрутах со средним расстоянием между остановками 600‑800 м при температуре от -10 до +15°С. Расход топлива учитывали по показаниям спидометров с использованием электронной системы (указатель «Кинцле» ЕД М1404), а дымность оценивали при помощи прибора КИД-2. Испытания показали, что при работе на дизельном топливе, очищенном на установке «ДИТО», снижение расхода горючего во время пробега в 100 км составило: для автобусов «Икарус-280.33G» – 3,9 л (7,6%), для автобусов «МАЗ-103» – 1,2 л (2,9%), для микроавтобусов «Хендэ-Хорус» – 0,4 л (2,3%). Среднее уменьшение расхода топлива составило 1,8 л на 100 км (4,3%).

Кроме того, произошло устойчивое снижение дымности отработавших газов: у автобусов «Икарус-280.33G» в режиме свободного ускорения – на 14,7%, в режиме максимальной частоты – на 36%; на автобусах «МАЗ-103» в режиме свободного ускорения – на 15,3%, в режиме максимальной частоты – на 25%; на микроавтобусах «Хендэ-Хорус» в режиме свободного ускорения – на 22,5%, в режиме максимальной частоты – на 29%. Среднее снижение дымности отработавших газов составило в режиме свободного ускорения – 17,5%, на режиме максимальной частоты – 30%.

Были отмечены также «моющий эффект» топлива, самоочищение топливной системы, сокращение времени прогрева двигателя, повышение его мощности и «мягкости» работы.

Таким образом, перевод дизельных автобусов на данный вид топлива приводит к увеличению межремонтного периода эксплуатации двигателей, сокращению расхода топлива, снижению затрат на замену и ремонт элементов топливной системы, а также значительному уменьшению вредных выбросов в атмосферу.
Условия конкурса «Новые промышленные технологии: разработки и исследования»

1. Объем материала не должен превышать 20000 знаков (одна полоса газеты). Редакция оставляет за собой право сокращать объем публикации, предварительно связавшись с автором.
2. Материал не должен содержать в себе рекламной информации (реквизиты предприятий и организаций).
3. Материал должен строго соответствовать тематике конкурса. Статьи, имеющие целью не рассказ о новых технологиях, изобретениях, открытиях, а продвижение на рынке товаров и услуг, не принимаются и не рассматриваются.
4. Материал не должен содержать в себе рекламы имиджевого характера (рассказа о предприятии или организации).
5. Материал должен быть авторским. Рассказы о чужих разработках и исследованиях не рассматриваются.
6. Материал не должен содержать в себе некорректного отношения к другим производителям или разработчикам.

Вы можете высылать материалы по обыкновенной или электронной (center@lek.ru) почте с пометкой «На конкурс».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (62) октябрь 2005 года:

  • «Новгородэнерго» станет пилотным участником проекта ФСК ЕЭС

    ФСК ЕЭС запускает пилотный проект по снижению технических и коммерческих потерь электроэнергии в региональных сетевых компаниях. В каждом регионе страны для участия в эксперименте выбрана одна распредсетевая компания. На Северо-Западе ею стало ОАО «Новгородэнерго», сообщает пресс‑служба «Новгородэнерго». По итогам работы будет составлен пакет документов, согласованных с Минюстом РФ, и рекомендации для их практического применения в...

  • ТЕКОН: автоматизация энергетических объектов

    В октябре 2005 года исполняется 15 лет одному из ведущих российских производителей средств промышленной автоматизации – Группе компаний «ТЕКОН». Начав свою деятельность в 1990 году как малое предприятие с 6 сотрудниками, сегодня «ТЕКОН» – это динамично развивающаяся группа компаний, в которой увлеченно работают более 200 специалистов. ...

  • Блиц

    Российские нефтегазостроители предлагают создать основную материально-техническую базу (МТБ) для освоения Ямала на побережье Карского моря восточнее устья реки Кара, где местность примерно на протяжении 15‑18 км в полной мере подходит для производственно-хозяйственной деятельности. Об этом говорится в докладе президента РОССНГС Юрия Баталина комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. Практически в этом районе можно с...

  • Блиц

    В Екатеринбурге в рамках сентябрьского отраслевого совещания главных метрологов ОАО «Газпром» состоялся визит участников в промышленную группу «Метран» (г. Челябинск). Целью визита стала презентация инноваций в производстве интеллектуальных датчиков давления, демонстрация современных приборов для измерения расхода, представление автоматизированных систем учета и управления, а также знакомство с производственными возможностями челябин...

  • Начнем «играть» по общим правилам

    Новое – это хорошо забытое старое. Вполне возможно, что функции новой гидрогенерирующей компании отчасти напомнит советскую схему, когда государство полноправно владело главной отраслью народного хозяйства – энергетикой. Сторонников утраченной плановой экономики и сейчас достаточно много. Сможет ли отрасль в обозримом рыночном будущем обойтись без государственного контроля, нужно ли объединять энергообъекты в единую систему ...