16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/62/4104.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (62) октябрь 2005 года

Калининградская ТЭЦ-2 готова к пуску

Энергетика Константин ШОЛМОВ

Самый масштабный, самый технологически передовой и самый политически значимый российский энергетический проект стартует
28 октября.

В машинном зале ТЭЦ висит плакат: «До пуска осталось 49 дней». Монтаж основного оборудования завершен, строители заканчивают окрасочные работы, наладку вентиляции. В центральной щитовой инженеры пересели от экранов компьютерного тренажера к рабочим мониторам.

«Станция, по сути дела, уже работает: первый ток, около 700 тыс. кВт-часов, произведен во время «обкатки» турбин на дизельном топливе, – говорит генеральный директор ОАО Владимир Рубцов. – Испытания показали, что машины, механизмы и узлы в полном порядке. Это особенно важно потому, что на Калининградской ТЭЦ-2 впервые применяются газовые турбины российского производства.
Две турбины ГТЭ-160 выпущены концерном «Силовые машины».

До сих пор подобное оборудование (на петербургской Северо-Западной ТЭЦ) было только импортным, собранным из комплектующих и под контролем фирмы Siemens. ГТЭ-160 – лицензионный аналог сименсовской V94.2, однако это, как подчеркивают в «Силовых машинах», полностью российская продукция. В перечне важнейшего оборудования станции, состоящем из сотен наименований, число импортных механизмов не превышает десятка. Это в основном насосное оборудование. Котлы, генераторы, паровая и газовые турбины, электротехнические и трубопроводные системы – отечественного производства. При этом сама станция считается вполне современной, удельный расход условного топлива на кВт-ч отпущенной электроэнергии на ней составляет 181 г, по сравнению с 361 г – средним показателем по России.



Ставка на новые технологии

Изначально в Калининграде планировалось построить стандартную ТЭЦ с паровыми котлами и турбинами. Строительство началось – и было заморожено через два года из‑за нехватки бюджетного финансирования. Стало ясно, что под устаревший проект инвесторов найти нереально. В результате корректировки поменялось главное – технология производства энергии. Ставка была сделана на парогазовую установку (ПГУ) – технологию, широко применяемую в мире, однако практически новую для России. Преимущество ПГУ в том, что энергия сжигаемого топлива используется в двух циклах: в первом сжигаемый газ вращает лопатки газовой турбины, затем остаточное тепло вырабатывает в котлах-утилизаторах пар для паровой турбины. Таким образом, кпд современных ГТУ достигает 51%, что на 20% выше кпд «классической» паровой станции. Кроме того, остаточную тепловую энергию можно использовать для отопления.

Это особенно важно для Калининграда, оказавшегося оторванным от «большой» России. 95% электроэнергии в эксклав подается извне, по ЛЭП 330 кВ от Северо-Западного кольца РАО «ЕЭС России» транзитом через территорию Литвы. Фактически область покупает электричество на международном рынке. Пока цены не очень «кусаются», но с учетом интеграции Литвы в европейскую экономическую систему они вырастут неизбежно.



Северо-Европейский газопровод поможет топливом

Ввод в строй первого пускового комплекса ТЭЦ-2 обеспечит 70% потребности Калининградской области в электричестве. Чтобы принять его, идет масштабная реконструкция пяти подстанций «Янтарьэнерго» и прокладка новой ЛЭП на 110 кВ (ее строит Федеральная сбытовая компания РАО «ЕЭС России»). Тепло пока использовать не удастся по банальной причине: город не построил теплоцентраль для его подачи в отопительную систему. Вопрос, кому платить за магистраль, оказался слишком сложным. Лишь в текущем году ЗАО «Тепломагистраль», созданное РАО «ЕЭС России» и администрацией Калининградской области, приступило к подготовке ТЭО, а ввод в строй теплотрассы намечен на 2007 год. К этому сроку будет сдан пусковой комплекс № 2 – то есть весь первый энергоблок с выработкой тепловой и электрической энергии. При этом установленная электрическая мощность электростанции достигнет 450 МВт, тепловая – 340 Гкал/ч. Город сможет ликвидировать около 400 малых угольных котельных, которые сегодня коптят калининградское небо.

Третий и четвертый пусковые комплексы – второй энергоблок ТЭЦ – должны быть построены к 2010 году. К этому же времени планируется пустить газ по Северо-Европейскому газопроводу от Выборга к Германии по дну Балтийского моря. Отвод на Калининградскую область позволит раз и навсегда решить проблему обеспечения топливом ТЭЦ-2.

Сейчас такая проблема существует. Первый энергоблок будет сжигать около 600 млн м3 газа в год. Пока ЕЭС договорились с «Газпромом» лишь о поставках на 2005 год. Газовый монополист настороженно относится к проекту ТЭЦ-2, подозревая, что ЕЭС начнут экспортировать электроэнергию, произведенную на дешевом газе. Но, скорей всего, политическое значение проекта перевесит опасения хозяйствующих субъектов, и вопрос с поставками газа будет решен.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (62) октябрь 2005 года:

  • В США бум на рынке сбыта древесных топливных гранул

    Последствия ураганов Катрина и Рита, вызвавшие резкий рост мировых цен на нефть, привели к буму на рынке отопительных систем, использующих древесные гранулы. Это относительно новая технология, когда в качестве топлива используются небольшие гранулы из опилок и других древесных остатков. Топливные гранулы можно производить везде, где есть древесина и отходы ее переработки. ...

  • Экологическая конференция в рамках юбилея

    Выставка: «Экология в энергетике-2005» Организатор: Московский энергетический институт Место проведения: Россия, г. Москва, МЭИ Дата: 19‑21 октября 2005 г....

  • Как повысить эффективность судовых энергоустановок

    Стремление к сокращению затрат заставляет судовладельцев и изготовителей энергетических установок использовать наиболее дешевые высоковязкие сорта углеводородных видов топлива, искать технические решения по снижению его расхода. В судовых дизельных двигателях используются смеси дистиллятных видов топлива с высоковязкими крекинг-остатками. В основном применяются топливные смеси вязкостью от 180 сСт до 700 сСт. Однако с повышением вязкост...

  • Вениамин Пинхасик доложил Совету при полпреде президента РФ на Северо-Западе о подготовке энергообъектов к зиме

    Генеральный директор ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» Вениамин Пинхасик выступил на заседании Совета при полномочном представителе президента РФ в СЗФО. Он вкратце представил возглавляемую им энергокомпанию, рассказал о подготовке энергетиков к зиме, затронул наиболее актуальные проблемы, ответил на многочисленные вопросы членов Совета. ...

  • Азербайджан: Подводный трубопровод на Каспии

    Американская McDermott начала строительство подводного трубопровода в рамках «Стадии-1» проекта по разработке газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз» в азербайджанском секторе Каспия. McDermott начала строительные работы на берегу неподалеку от терминала в Сангачал, куда будет поступать газ и конденсат с платформы TPG-500, установленной на «Шах-Дениз». Длина трубопровода для прокачки конденсата составит 91 км. Его диаметр 12 дюймов...