16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/53/3426.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (53) январь 2005 года

Новая технология сухого обогащения угля

Энергетика и уголь Светлана ЕРМАШОВА

Как известно, на разрезах, ведущих добычу открытым способом, при разработке карьерных бортов на глубине 180-190 метров уголь в сильной степени разубоживается, т. е. к нему присоединяется много породы. Куда девать такой уголь?
На наши вопросы отвечает заместитель генерального директора сервисного предприятия ООО «Кузбассугольпереработка» В. Н. Черкашин:

- Долгое время его тысячами тонн отправляли в отвал. С переходом на рыночные экономические отношения каждое предприятие взяло курс на максимальное использование имеющихся производственных резервов. Выбрасывать до 30% угля, содержащегося в «разубожке», стало слишком расточительным занятием. В настоящее время для переработки и обогащения угля на разрезах используются дробильно-сортировочные и дробильно-погрузочные комплексы и установки. А в 2002 году угольщики запустили новую уникальную обогатительную установку сухого обогащения.

В свое время специалисты НИОГР и Красноярского научно-производственного предприятия «ПИАТ» предложили внедрить на одном из угольных предприятий «Кузбассразрезугля» экспериментальный образец обогатительной установки сухого обогащения разубоженных углей. Сейчас аналоги таких установок применяются только на урановых рудниках. В угольной отрасли подобное оборудование применяется впервые. В феврале 2002 г. начался монтаж экспериментальной сепарационной установки на разрезе «Красный Брод», и в течение полугода она была полностью смонтирована и начала первые опытно-промышленные испытания.

- Владимир Николаевич, ваше предприятие занимается строительством традиционных для угольных разрезов «Кузбассразрезугля» дробильно-погрузочных установок и комплексов, обогатительных установок с круто-наклонным сепаратором и т.д. В чем ноу-хау установки сухого обогащения и какие преимущества от его применения получат предприятия?

- Установка «ПИАТ» предназначена для обогащения разубоженных углей крупностью от 40 до 150 мм в воздушной среде, без использования воды, как это происходит при традиционном обогащении. «ПИАТ» позволяет без строительства дополнительных сооружений водно-шламового хозяйства перерабатывать горную массу, которая раньше просто шла в отвалы, путем разделения исходного сырья на основе различия физических свойств угля и породы. Проектная годовая мощность установки 315 тыс. т по разубоженной горной массе.

- В чем принцип «сухого» обогащения?

- Поступающая на установку горная масса, содержащая от 30% угля и выше, поступает на конвейер, который подает ее на грохот. Здесь происходит отделение отсева класса 0:25 мм, который по конвейерной ленте отгружается в вагоны и отправляется потребителям. Оставшаяся часть поступает на обогатительную установку «ПИАТ». Распределив ее тонким слоем, специальные датчики распознают содержание материала, уголь это или порода, а затем пневматическое сопло, используя сжатый воздух, «отстреливает» уголь, который вылетает за специальную перегородку и поступает на конвейер, а затем на склад готовой продукции. Оставшаяся порода грузится в думпкары и отправляется в отвал.

- Обогатительные установки с круто-наклонным сепаратором используют для такой работы воду. Именно поэтому обогащение угля происходит только в теплое время года. Здесь такой сезонный фактор будет исключен?

- Да, установка будет работать круглогодично. Что касается разреза, то это единственное в «Кузбассразрезугле» предприятие, на котором из разубоженной горной массы извлекается уголь мелкого класса, а разубожка с крупным углем (фракция более 50 мм) и высоким содержанием (около 30%) вывозится в отвал. Для испытания - это самые подходящие условия.

- Как проходят испытания?

- У нас утверждена программа. В настоящее время проектировщики дорабатывают некоторые узлы установки «ПИАТ», в частности датчики, для увеличения их чувствительности, а значит, и производительности установки. Новые конструкции датчиков будут установлены и опробованы в ближайшее время.

- «Кузбассразрезуголь» планирует приобретение таких установок на другие разрезы?

- Пока об этом говорить еще рано. После прохождения испытаний, их анализа обогатительной установке предстоит пройти процедуру приемки госкомиссией, получить свидетельство, сертификат и т.д. Кроме того, будущих потребителей должны удовлетворить производственные показатели, экономическая эффективность новой установки. Стоимость ее около 10 млн. руб. Поэтому отдача от капиталовложений должна быть. Если результаты эксперимента будут положительными, имеются варианты установки «ПИАТ» на разрезах «Осинниковский» и «Караканский». Но это пока только проекты.

- Не хотите предвосхищать события?

- Любое новое, серьезное дело требует основательности и не любит суеты. Через несколько месяцев можно будет подвести первые итоги, сделать анализ работы. Одно могу сказать: будущее в технологии обогащения разубоженных углей именно за «сухим» производством. Это объясняется и простотой технологической схемы, и удобством ее компоновки, возможностью оперативного регулирования режима обогащения, а также низкими металлоемкостью и трудоемкостью изготовления. И с экономической точки зрения имеются свои плюсы. Это сравнительно невысокие капитальные вложения при внедрении и обслуживании установки. Ну и экология, конечно, все-таки безотходное производство, нет ни вредных стоков, ни выбросов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (53) январь 2005 года:

  • Короткий век газотурбовозов

    В середине 1950-х годов железнодорожникам понадобились локомотивы, оснащенные дизелем в 3 тыс. л.с., а то и больше, – осваивалось вождение крупнотоннажных составов. И тогда задумались о газовых турбинах - ведь в 1954 году на железных дорогах США уже работало 24 локомотива с такими двигателями мощностью 4,5 тыс. л.с. и электрической передачей. В том же году Харьковскому заводу транспортного машиностроения, а в 1955 году - и Коломенско...

  • В Свердловской области появился дом будущего

    В Свердловской области реализован уникальный проект. Все удобства в многоквартирном доме обеспечиваются с помощью нетрадиционных источников энергии. Вместо насосной станции и котельной – ветряные мельницы и солнечные батареи. Жильцам этого дома не нужно будет платить за коммунальные услуги. Электричество, тепло и вода в здании – за счет энергии солнца и ветра. Поселиться в доме будущего намерены сами разработчики проекта – уральские у...

  • Солнечные стирлинги дают бой альтернативной энергетике

    Этот двигатель был изобретен шотландским священником Робертом Стирлингом в 1816 году. По КПД он превосходит и дизель, и искровой ДВС, но до сих пор остается экзотикой. Однако американцы считают, что стирлинг может стать альтернативой альтернативной энергетике. ...

  • Быстрый заряд батареи – реальность

    Простых зарядных устройств для NiCd и NiMh аккумуляторых батарей АБ (заряд малыми токами в течение 5-16 часов без ограничения времени заряда или с ограничением по таймеру) на рынке производителей очень много. Однако в современных условиях они уже не удовлетворяют потребителя. Все чаще возникает необходимость быстрого заряда, с автоматическим отключением и возможностью снятия «эффекта памяти»....

  • ТЭК России – стратегия роста

    Всероссийский энергетический форум «ТЭК России в XXI веке» ежегодно собирает десятки специалистов нефтегазовой отрасли. Его основная цель – попытка решить проблемы, касающиеся топливно-энергетического комплекса страны. В преддверии очередного обсуждения ТЭК России, которое состоится в марте 2005 года, мы обращаемся к наиболее актуальным темам предыдущего заседания....