16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/53/3398.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (53) январь 2005 года

Как платить за размещение отходов

Энергетика Наталья ШАБУНИНА

В адрес редакции газеты «Энергетика и промышленность России» часто приходят письма, касающиеся юридических вопросов в сфере экологии. Учитывая потребности читателей в информации такого рода, мы открываем своего рода юридическую консультацию. Прием ведет Дмитрий Михайлович Мишуков, юрист Центра правового обеспечения природопользования.


"Как и на основании какого нормативного документа взимается плата за хранение отходов:
а) за образование отходов за отчетный период;
б) с учетом накопления предыдущих лет.
В течение какого периода (без оплаты) могут находиться отходы на хранении до захоронения или утилизации?
Игорь Петрович,
Санкт-Петербург"

Плата за размещение отходов определяется на основании следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.);
- постановление Правительства РФ от 28 августа 1992г. №632 «Об утверждении Порядка пределения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изменениями от 27 декабря 1994 г., 14 июня 2001 г.);
- инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.) (далее - Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды);
- постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к размещению отходов относится хранение и захоронение отходов.

Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно п. 2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок) устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

В соответствии с п. 3 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Согласно п. 7 Порядка платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции
(работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

В соответствии с абз. 2 п. 2.8. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, в связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

На основании п. 4.1. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов.

Согласно п. 4.2. размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:
- в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
- за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

В соответствии с п. 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461, лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 марта 2002г. № 115 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Методические указания).

В соответствии с п. 18 Методических указаний проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) включает, в числе прочих, предложения по лимитам размещения отходов.

Согласно п. 32 Методических указаний в разделе «Предложения по лимиту размещения отходов» указывается перечень и количество отходов, предполагаемых к размещению на 5-летний период (с разбивкой по годам).

В соответствии с абз. 2 п. 32 Методических указаний территориальным органом МПР России принимается решение об утверждении лимита на размещение отходов.

На основании п. 4.3. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.

В связи с тем, что размещенные отходы (находящиеся на хранении в объекте размещения отходов) не оказывают негативного влияния на окружающую среду, плата взимается в установленном порядке
только за размещаемые отходы, образованные в пределах лимитов в отчетном периоде.
Уважаемые читатели, присылайте интересующие вас вопросы по адресу center@lek.ru, и самые актуальные из них появятся в этой рубрике.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (53) январь 2005 года:

  • Андрей Комаров: Мы обойдемся без номеров

    Совладелец «Группы ЧТПЗ», основным активом которой является Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ), Андрей Комаров готов бросить перчатку лидеру отрасли — Трубной металлургической компании. Он договорился с совладельцем Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ) Зелимханом Муцоевым об объединении активов. В результате сделки под управлением Комарова окажется компания с выручкой свыше $1 млрд. в год. Комаров понимает, что объединенным ...

  • Китай: Потребление электроэнергии в Китае в 2005 году увеличится

    Потребление электроэнергии в Китае в 2005 году увеличится на 10,5% и достигнет 2,4 трлн. кВт-ч. Такой прогноз сделан Государственной компанией электросетей, передает агентство Синьхуа. Потребление электроэнергии в 2004 году вырастет на 14,5% и достигнет 2,16 трлн. кВт-ч, что на 273 млрд. кВт-ч больше прошлогоднего показателя. В Китае реализуется программа переброски электроэнергии с запада на восток страны и создания всекитайской элект...

  • Как платить за размещение отходов

    В адрес редакции газеты «Энергетика и промышленность России» часто приходят письма, касающиеся юридических вопросов в сфере экологии. Учитывая потребности читателей в информации такого рода, мы открываем своего рода юридическую консультацию. Прием ведет Дмитрий Михайлович Мишуков, юрист Центра правового обеспечения природопользования. "Как и на основании какого нормативного документа взимается плата за хранение отходов: а) за образова...

  • В Свердловской области появился дом будущего

    В Свердловской области реализован уникальный проект. Все удобства в многоквартирном доме обеспечиваются с помощью нетрадиционных источников энергии. Вместо насосной станции и котельной – ветряные мельницы и солнечные батареи. Жильцам этого дома не нужно будет платить за коммунальные услуги. Электричество, тепло и вода в здании – за счет энергии солнца и ветра. Поселиться в доме будущего намерены сами разработчики проекта – уральские у...

  • ОАО «Дагэнерго» ввело в промышленную эксплуатацию

    Дочерняя компания РАО «ЕЭС России» ОАО «Дагэнерго» 18 декабря ввела в промышленную эксплуатацию Гунибскую ГЭС им. Расула Гамзатова на реке Кара-Койсу (Республика Дагестан), сообщили РИА ТЭК в пресс-службе РАО «ЕЭС России». Общая установленная мощность Гунибской ГЭС - 15 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии составит 57,6 млн. кВт-ч, сообщает пресс-служба РАО «ЕЭС России». Завершение строительства Гунибской ГЭС входило в число пр...