16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/53/3398.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (53) январь 2005 года

Как платить за размещение отходов

Энергетика Наталья ШАБУНИНА

В адрес редакции газеты «Энергетика и промышленность России» часто приходят письма, касающиеся юридических вопросов в сфере экологии. Учитывая потребности читателей в информации такого рода, мы открываем своего рода юридическую консультацию. Прием ведет Дмитрий Михайлович Мишуков, юрист Центра правового обеспечения природопользования.


"Как и на основании какого нормативного документа взимается плата за хранение отходов:
а) за образование отходов за отчетный период;
б) с учетом накопления предыдущих лет.
В течение какого периода (без оплаты) могут находиться отходы на хранении до захоронения или утилизации?
Игорь Петрович,
Санкт-Петербург"

Плата за размещение отходов определяется на основании следующих нормативных правовых актов:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (с изменениями от 29 декабря 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.);
- постановление Правительства РФ от 28 августа 1992г. №632 «Об утверждении Порядка пределения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» (с изменениями от 27 декабря 1994 г., 14 июня 2001 г.);
- инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Минприроды России 26 января 1993 г. (с изменениями от 15 февраля 2000 г.) (далее - Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды);
- постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к размещению отходов относится хранение и захоронение отходов.

Под хранением отходов понимается содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования.

Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно п. 2 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (далее – Порядок) устанавливается два вида базовых нормативов платы:
а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;
б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

В соответствии с п. 3 Порядка плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Согласно п. 7 Порядка платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции
(работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

В соответствии с абз. 2 п. 2.8. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, в связи с отсутствием действующих нормативов предельно допустимых объемов размещения отходов, нормативы платы за размещение отходов устанавливаются за объемы размещения в пределах установленных лимитов.

На основании п. 4.1. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды размер платы за размещение отходов в пределах установленных природопользователю лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы с учетом вида размещаемого отхода (нетоксичные, токсичные) на массу размещаемого отхода и суммирования полученных произведений по видам размещаемых отходов.

Согласно п. 4.2. размер платежей природопользователей определяется как сумма платежей за загрязнение:
- в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ;
- в пределах установленных лимитов (выбросов, сбросов, размещения отходов);
- за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды.

В соответствии с п. 3 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. № 461, лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 марта 2002г. № 115 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – Методические указания).

В соответствии с п. 18 Методических указаний проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) включает, в числе прочих, предложения по лимитам размещения отходов.

Согласно п. 32 Методических указаний в разделе «Предложения по лимиту размещения отходов» указывается перечень и количество отходов, предполагаемых к размещению на 5-летний период (с разбивкой по годам).

В соответствии с абз. 2 п. 32 Методических указаний территориальным органом МПР России принимается решение об утверждении лимита на размещение отходов.

На основании п. 4.3. Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды плановый годовой размер платежей за загрязнение (с разбивкой по кварталам) определяется природопользователем, утверждается руководителем предприятия и главным бухгалтером и согласовывается с территориальным органом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации в установленные им сроки.

В связи с тем, что размещенные отходы (находящиеся на хранении в объекте размещения отходов) не оказывают негативного влияния на окружающую среду, плата взимается в установленном порядке
только за размещаемые отходы, образованные в пределах лимитов в отчетном периоде.
Уважаемые читатели, присылайте интересующие вас вопросы по адресу center@lek.ru, и самые актуальные из них появятся в этой рубрике.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (53) январь 2005 года:

  • Будущее железных дорог – за паровозами?

    На адрес редакции поступила статья социолога из Алтайского края Виктора Константиновича Борина, посвященная некоторым перспективам социально-экономического развития России. Материал объемный и условно состоит из двух частей, тематика которых достаточно необычна. В первой части автор предлагает в качестве повсеместного транспортного средства XXI века использовать… паровозы и турбовозы, давно ушедшие в историю технического прогресса и вст...

  • Индонезия: Россия примет участие в развитии газовой промышленности страны

    Индонезия приглашает Россию принять участие в развитии газовой промышленности страны. Как заявил президент-директор Государственной газовой компании (ГГК) Индонезии Мампэ Симанджунтак, «Сейчас наступило самое подходящее время для того, чтобы наладить наше сотрудничество в самой широкой сфере: от подготовки кадров до инвестирования и делового взаимодействия». По его словам, компания заинтересована направить для подготовки в Россию своих ...

  • С помощью энергии ветра в Иране будет производиться 100 мегаватт электроэнергии в год

    В 2004 г. с вводом в эксплуатацию двух ветряных электростанций в Иране с помощью энергии ветра будет производиться 100 мегаватт электроэнергии, сообщает Иран.Ру со ссылкой на агентство SHANA. По заявлению министра энергетики Хабиболлы Битарафа, в этом году будут введены в эксплуатацию ветряная электростанция в Бейналуде и несколько энергоблоков ветряной электростанции в Менджиле. Хабиболла Битараф сообщил, что в настоящее время с помощ...

  • ОАО «Иркутскэнерго»: генерация и транспортировка электроэнергии

    В рамках реформирования ОАО «Иркутскэнерго» с 1 апреля 2005 года начнут действовать его дочерние общества – ООО «Генерация» и ООО «Сети». Об этом сообщил генеральный директор энергокомпании Владимир Колмогоров. Дочерние предприятия будут заниматься генерацией и транспортировкой электроэнергии. Решение об их создании было принято на заседании совета директоров «Иркутскэнерго» в начале декабря. «Иркутскэнерго» станет управляющей компани...

  • Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании

    Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике». Об этом сообщила пресс-служба Президента России. ...