16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/53/3397.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (53) январь 2005 года

В Сочи построена уникальная теплоэлектростанция

Энергетика Всеволод РЫКОВ

В Сочи открылась теплоэлектростанция, которая позволит решить проблему энергодефицита в регионе. На новом объекте используется современный и пока редкий для России парогазовый цикл. Это всего лишь третий такой объект в России после Северо-
Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге и ПГУ-220 Тюменской ТЭЦ-1.

Кроме того, на станции реализованы уникальные технологии, учитывающие высокую сейсмичность зоны строительства (до 9 баллов) и повышенные экологические требования курортной зоны.

Как сказал член правления РАО «ЕЭС России», экс-председатель Центробанка России Сергей Дубинин, решение о строительстве современной Сочинской ТЭС на месте недостроенной котельной было принято в 2001 году, когда на Краснодарский край обрушились поочередно снегопады, смерч и ураган, которые вызывали значительные повреждения линий электропередачи.

Собственных генерирующих мощностей на Черноморском побережье не было, линии электропередачи шли через горы, и жители нередко оставались без тепла и света. Без своей
теплоэлектроцентрали решить проблему энергоснабжения было невозможно. Срок строительства, которое заняло всего 2 года, стал рекордным для таких объектов.

Проектная мощность станции по электроэнергии составляет 75 МВт. Но дело не только в цифрах, но и в новой технологии. Парогазовые установки сокращают потребление газа на 30-40%. Их инженерные достоинства вытекают из законов термодинамики. В ПГУ энергия газа работает не один раз, как
в традиционной паросиловой установке, а дважды. Сначала в камере сгорания турбины, а затем во второй турбине, пар для которой генерируется при охлаждении частично отработавших в первом контуре продуктов.

В газотурбинном цикле КПД достигает 38%, в паровом - добирается еще 20%. Общий КПД ПГУ доходит до 60%, а для паросиловых установок – 40%.

Преимущества парогазового цикла впервые в мире рассчитал еще в 1950-х годах академик С. Христианович, книги которого стали во всем мире настольными для энергетиков.

Попытка первого применения газовой турбины была осуществлена в России в 1900 году, когда инженер Петр Кузычинский поставил ее на морской крейсер.

А в 1976 году на Ленинградском Металлическом заводе была спроектирована самая мощная в мире газовая турбина в 100 МВт.

Но полностью регулируемые в СССР цены на газ позволяли не думать о техническом прогрессе и необходимости снижения удельного расхода топлива.

США ежегодно вводят парогазовых установок на 40-50 млн. кВт. Китай, Индия, Западная Европа тоже делают ставку на современную энергетику. На новые станции, по словам директора Всероссийского теплотехнического института члена-корреспондента РАН Гургена Ольховского, приходится до 70% вводимых в мире генерирующих мощностей. Газовые турбины просты и компактны, их удельная стоимость в 2-3 раза ниже. Но для России парогазовые установки пока остаются экзотикой.

«Идея наша, технология наша. Но развитые страны ими успешно воспользовались и сумели внедрить в практику парогазовые установки, - сказал председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий
Чубайс. - Сейчас на опытном стенде в Иванове мы стараемся решить важную для нашего машиностроения задачу по созданию отечественного оборудования для парогазового цикла.

Российские газовые турбины (в Санкт-Петербурге и в Сочи стоят турбины немецкой компании Siemens) испытываются в очень жестких условиях. И я уверен, установка ПГУ-100 на Ивановской ТЭС будет построена на российском оборудовании.

Сочинская ТЭС поможет нам наладить конвейерную цепочку по строительству российских парогазовых станций.

Кроме того, на Сочинской ТЭС будет создан тренажерный зал, где будут проходить обучение все российские специалисты, работающие в газовой энергетике. Работа на новых установках требует высокой квалификации, которой прежде у нас не было. Перед отраслью стоят масштабные и непростые задачи».

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (53) январь 2005 года:

  • Избран состав совета директоров ОАО «МРСК Северо-Запада»

    В целях выполнения решения совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 01.10.2004 г. № 178, а также решения правления ОАО РАО «ЕЭС России» от 17.11.2004 г. № 1104 пр. учреждено открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (ОАО «МРСК Северо-Запада»), единственным учредителем которого является ОАО РАО «ЕЭС России». Избран совет директоров общества. В него вошли: Александр Чистяков - первы...

  • В Вашингтоне открылась первая водородная заправка

    В Вашингтоне в рамках совместного проекта министерства энергетики и нефтяной компании Shell открылась первая заправка для автомобилей, работающих на водородном топливе. Пока на новой АЗС могут заправляться лишь шесть автомашин - это автомобили марки Hydrogen-3 автогиганта General Motors....

  • Блиц

    Угольная компания «Южный Кузбасс» приступила к строительству углеобогатительной фабрики мощностью 1,5 млн. т на разрезе «Красногорский» в Междуреченске. Об этом корреспонденту AK&M сообщил генеральный директор УК «Южный Кузбасс», исполнительный директор Стальной группы А. Мечел Иванушкин. Фабрика будет производить антрацитовый концентрат, используемый в черной и цветной металлургии для замены кокса, а также при изготовлении электродов...

  • Албания: Премьер-министры Албании, Болгарии и Македонии подписали договор о строительстве нефтепровода

    Премьер-министры Албании - Фатос Нано, Болгарии - Симеон Сакскобургготский и Македонии - Владо Бучковски подписали 28 декабря 2004 года в Софии договор о строительстве нефтепровода между болгарским портом Бургас и албанским портом Влера, передает РИА «Новости». Нефтепровод протяженностью 912 км позволит перекачивать до 35 млн. тонн нефти в год с побережья Черного моря до Адриатического побережья Албании через Македонию. Строительство н...

  • Пермские турбины для Ивановской ТЭЦ

    24 декабря 2004 года в Иванове состоялось открытие ГТУ-ТЭЦ на базе ГТЭС «Урал-6000» производства Пермского моторо­строительного комплекса («Пермские моторы»). В официальной церемонии приняли участие представители отрасли, руководители области и города, а также крупнейшие российские промышленные предприятия. ...