16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/52/2252.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 12 (52) декабрь 2004 года

РАО «ЕЭС России»: от «междусобойчиков» -- к конкурсным закупкам

Энергетика Подготовила к публикации Наталья ШАБУНИНА

Вот уже несколько лет в российской экономике действует система конкурсных закупок оборудования и услуг. Она экономит время и деньги как заказчиков, так и поставщиков продукции. Однако до сих пор у потенциальных конкурсантов остаются вопросы, касающиеся способов и правил участия в тендере. Мы решили еще раз вернуться к этой теме и обратились в компанию, которая организовала лучшую в России систему конкурсных торгов. У нас в гостях - руководитель Дирекции организации и методологии конкурсных закупок Корпоративного центра ОАО РАО «ЕЭС России» Алексей Анатольевич Романов.

– Алексей Анатольевич, каковы цели и задачи конкурсных закупок, претерпели ли они изменения по отношению к тому, что было 2 – 3 года назад?

– Сразу отмечу, что «конкурсными закупками» называется приобретение продукции непременно по итогам конкурса – жесткой и длительной процедуры с обязательным заключением договора по ее результатам. Именно такое понятие «конкурса» заложено в Гражданском кодексе РФ. Между тем в ОАО РАО «ЕЭС России» применяется существенно более широкий спектр возможных процедур, как конкурсных, так и внеконкурсных. Однако, поскольку все эти процедуры строго регламентированы, правильно говорить «система регламентированных закупок».

Целенаправленно внедрять в закупочную практику конкурсы и прочие процедуры РАО «ЕЭС России» начало в 1999 году и продолжает делать это и по сей день. Нашей целью была и остается регламентация закупок именно как системы, которая бы обеспечивала целевое и эффективное расходование денежных средств. При этом, учитывая рекомендации государства, мы стремимся в максимально возможной степени использовать конкурсы. Иными словами, наша цель – регламентация, ориентированная на сознательное использование конкуренции, стимулирование действия правильных рыночных сил в интересах компании, а значит, ее акционеров и российского общества в целом. Потому что чем более прозрачный, более рыночный механизм расходования денег, механизм формирования затрат, тем более справедливыми будут цены на электричество и тепло.

– Что нужно сделать для достижения этой цели?

– Для достижения этой цели, в дополнение к ясно выраженной воле руководства к использованию регламентированных закупок, требуется решение следующих ключевых задач:
– создание качественной нормативной базы, регламентирующей среды;
– формирование сильного (обладающего властью) и компетентного (способного принимать оправданные с профессиональной точки зрения решения) органа по контролю и координации закупок;
– налаживание подготовки профессиональных кадров в системе закупок;
– организация информационного обеспечения и инфраструктуры.

Основные подходы к управлению закупками в РАО «ЕЭС России», одобренные решением Совета директоров компании, заключаются в следующем:
– четкое установление единых для всех организаций РАО «ЕЭС России» перечня возможных способов закупок и условий их выбора;
– открытый конкурс – основной способ закупки, иные способы применяются в ограниченных случаях, в основном по решению коллегиальных органов, вплоть до правлений закупающих предприятий;
– любые способы закупок полностью или частично могут применяться с использованием электронных торговых площадок, одобренных Центральной конкурсной комиссией ОАО РАО «ЕЭС России»;
– детальные регламенты различных способов закупок и условия их применения определяются документами типовой нормативно-методической базы;
– исключительная роль Центральной конкурсной комиссии ОАО РАО «ЕЭС России» в создании типовой нормативно-методической базы по регламентированным закупкам;
– самостоятельность дочерних и зависимых обществ (ДЗО) в текущих вопросах закупок путем создания в ДЗО типовой организационной структуры закупок (3-уровневая в крупных ДЗО, 2 и 1-уровневая – в небольших ДЗО).

Системный подход при организации закупочной деятельности сделал РАО «ЕЭС России» одним из наиболее прогрессивных в данном вопросе естественных монополистов страны. По результатам работы в 2002 году ОАО РАО «ЕЭС России» стало победителем Всероссийского конкурса «Государственный заказчик года» в номинации «Заказчик – субъект естественных монополий».


Что написано на бумаге...

- Вы перечислили четыре ключевые задачи. Не могли бы вы рассказать о том, в какой степени они решены? Начнем с первой задачи - создания качественной нормативной базы.

– Основа качественной нормативной базы заложена в 2001-2002 годах, когда были приняты основные приказы в данной сфере: № 105 от 14.03.2001 (образована Центральная конкурсная комиссия); № 45 от 28.01.2002 (утверждено Положение о порядке проведения регламентированных закупок в РАО «ЕЭС России»); № 392 от 08.07.2002 (утверждена типовая документация для разных закупочных процедур).

В конце 2003 года стало ясно, что в холдинге проведение конкурсов и иных процедур становится нормой жизни. В связи с этим руководство РАО «ЕЭС России» поставило новую задачу: повысить эффективность закупок и долю открытых конкурсов. Для этого было предложено внедрить в дочерние и зависимые общества типовую систему управления закупками, а также ввести улучшения в процедуры закупок и расширить набор процедур.

В рамках решения данной задачи наш консультант – ЗАО «Энергосервис – конкурентные закупки», во взаимодействии с тогдашним МАПом и Институтом макроэкономики при Минэкономразвития РФ, подготовил пакет нормативных документов. Он был одобрен последовательно ЦКК, Правлением и Советом директоров, а затем принят приказом ОАО РАО «ЕЭС России» от 14.04.2004 № 177 «Об утверждении комплекта типовых документов для организации и проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг».

Логика нового приказа проста: единые правила задаются типовые, в качестве образца, а каждое ДЗО обязано на их основе принять свои локальные документы. При этом, в целях сохранения процедурного единства, типовые правила сделаны весьма и весьма подробными, они рассчитаны буквально на все случаи жизни, особой свободы для нормотворчества ДЗО они не предусматривают. В каком-то смысле, по сути, нами был подготовлен процедурный стандарт.


Контроль - на высоком уровне

– Вторая задача – контроль и координация системы закупок.

– Головным контрольно-координационным органом ОАО «ЕЭС России» как холдинговой компании была и остается Центральная конкурсная комиссия, действующая с 2001 года. ЦКК РАО занимается общей стратегией работы системы закупок, разрабатывает единые правила и подходы (вплоть до корпоративных стандартов), является высшим «внутренним арбитром» в спорах по поводу закупок. Ее возглавляет заместитель председателя Правления, что позволяет осуществлять контроль на высоком уровне.

В соответствии с приказом РАО «ЕЭС России» от 14.04.2004 № 177 в каждом дочернем и зависимом обществе РАО «ЕЭС России» должен быть создан ЦЗО – Центральный закупочный орган (конкретное название может быть и иное, но орган должен выполнять соответствующие функции), который обладает основной «тактической» властью, принимая решения по поводу закупок на местах.

В целях улучшения обратной связи (результаты и эффективность закупок) с конца 2003 года для АО-энерго и АО-станций, а с начала 2004 года – уже для всех ДЗО введена внутрифирменная отчетность «РАО-Закупки». В целом отчетность основана на формах Госкомстата России («1-конкурс»), но учитывает больший набор способов закупок, принятых в РАО.

Начиная с закупочной кампании 2004 года, по инициативе Центральной конкурсной комиссии внедрены обязательные количественные показатели расширения именно конкурсных закупок. По важнейшим направлениям (топливо, энергоремонт, техперевооружение, капстроительство) обязательными заданиями предусмотрено освоение на открытых конкурсах до 30 % объема выделяемых средств.

В 2004 году создана Дирекция организации и методологии конкурсных закупок, на которую возложено комплексное решение задач по управлению организацией конкурентных закупок, а также методологическим обеспечением закупочной деятельности Общества.


Учить и информировать

– Как решается третья задача – подготовка кадров?
– ОАО РАО «ЕЭС России» имеет свою программу подготовки специалистов по закупкам, пройти которую за небольшую оплату может любой желающий. За 2002 – 2004 годы в рамках 72-часовой программы по регламентации закупок, реализуемой на базе Института повышения квалификации энергетиков (ВИПКэнерго), обучено около 300 специалистов холдинга и представителей поставщиков, более 2000 были охвачены ознакомительными 2-3-дневными семинарами.

Кроме того, почти 500 специалистов обучено в рамках стандартной программы подготовки специалистов на торговой площадке b2b-energo и более 900 – на соответствующих выездных ознакомительных трехдневных семинарах.

– И, наконец, четвертая задача – информационное обеспечение и инфраструктура.

– Во втором квартале 2004 года запущен портал «Закупки в электроэнергетике» (www.zakupki. elektra.ru), цель которого – предоставление информации о правилах проведения и текущих закупках холдинга РАО «ЕЭС России» в максимально удобной поставщикам форме. На нем любой желающий может ознакомиться с текстом нормативных документов РАО «ЕЭС России» по закупкам, задать интересующие вопросы, пообщаться в форуме, а главное – увидеть объявления об открытых закупках, публикация которых на www.zakupki. elektra.ru (в копии) является с 14.04.2004 обязательной.

В соответствии с решением Совета директоров и Правлением РАО «ЕЭС России» проводится активная работа по развитию систем электронной коммерции. Проверены и рекомендованы к применению две основные электронные торговые площадки: Информационно-аналитическая и торговая система «Рынок продукции, услуг и технологий для электроэнергетики – В2В-энерго» (b2b-energo.ru) и Торгово-закупочная система «ТЗС Электра» (tzs.elektra.ru). С момента начала работы B2B-energo в октябре 2002 года с использованием этой торговой площадки уже реализовано продукции и услуг на сумму свыше 3,45 млрд. рублей. В первом полугодии 2004 года число участников b2b-energo возросло в 2 раза и превысило 2000.


О просчетах - говорим вслух

– Опыт проведения конкурсных закупок, наверное, выявляет и определенные просчеты. Как в связи с этим совершенствуется система проведения конкурсных закупок сейчас?

– Да, действительно, после выпуска первых регламентирующих закупки приказов обнаруживались реальные жизненные ситуации, которые заранее учтены не были. Например, оказалось, что иногда сами поставщики организуют конкурсы на право заключения с ними договора. Или бывают промо-акции, распродажи и иные подобные очень короткие по времени, но существенные снижения цены. Поэтому при дальнейшем совершенствовании нормативной базы была предусмотрена возможность закупки на торгах продавца, существенно расширены основания закупки у единственного источника и др.

Следует также отметить, что в 2004 году в рамках совершенствования процедур был повышен порог, при котором можно проводить закупки без регламентации, со 100 тысяч рублей до 200 тысяч. Введена новая процедура – конкурентные переговоры, — позволяющая закупать особо сложные консультационные услуги, для которых заказчик не в состоянии сразу четко сформулировать техническое задание.

Начиная с 2003 года любые способы могут применяться с использованием для их проведения (полностью или на отдельных стадиях) виртуальных электронных торговых площадок в международной компьютерной сети Интернет, рассмотренных и рекомендованных Центральной конкурсной комиссией ОАО РАО «ЕЭС России».

Несмотря на то что в РАО «ЕЭС России» к настоящему времени уже накоплен солидный опыт в области организации и проведения конкурентных закупок, мы постоянно критически анализируем собственные шаги, внимательно следим за практикой закупок крупнейших коммерческих организаций в России и за рубежом, учитываем сложившиеся реалии рынка государственных закупок.


Жалуются? Жалуются!

– Как проведение конкурсных закупок сказывается на финансово-экономических показателях РАО «ЕЭС России» за последние годы?

– Назову два наиболее важных прямых положительных результата. Первый: заключенные по результату открытых регламентированных процедур договоры являются объективно наилучшим предложением поставщиков на рынке, и для проверяющих органов не требуется дополнительных доказательств выбора того или иного продукта, и именно с такой ценой.

Второй результат говорит сам за себя: проверки департамента внутреннего аудита в 2004 году практически не обнаружили случаев завышения закупочных цен по сравнению со среднерыночными. Тогда как раньше это были распространенные «болезни». Мы их побороли.

– Существует мнение, что только крупные предприятия могут быть поставщиками, так это или нет?

– Нет, не так. Никаких ограничений, связанных с масштабами финансово-хозяйственной деятельности организаций – участников конкурсов и иных способов закупок, нормативными документами РАО «ЕЭС России» не установлено. Тем более что такие ограничения были бы просто неэффективны при их введении как обязательных для всех закупок.

Более того, в типовых документах ОАО РАО «ЕЭС России» прямо предусмотрена возможность предоставления ценовых и иных преференций малым предприятиям, но никак не возможность предоставления преференций «крупным» предприятиям по отношению к «малым».

Хотя, естественно, ограничения по масштабам деятельности возможны при проведении какой-то конкретной закупки, но только если это обусловлено спецификой предмета данной закупки. Например, никто не поверит, если малое предприятие способно самостоятельно построить электростанцию «под ключ».

– Существуют, вероятно, «обиженные» на результаты конкурсных закупок. Были ли обоснованные жалобы, по которым что-то сделано (изменено)?
– В группе РАО «ЕЭС России» установлен определенный порядок представления и рассмотрения жалоб организаций в отношении неправомерных действий организаторов и заказчиков закупок, этот порядок отражается в закупочной документации. А именно, все споры и разногласия между участниками и организаторами (заказчиками) закупок могут решаться двумя основными способами:
– в претензионном порядке, путем письменного обращения участника к организатору (заказчику), в его ЦЗО;
– в случае, если споры и разногласия не урегулируются в претензионном порядке, – путем обращения в Центральную конкурсную комиссию ОАО РАО «ЕЭС России».

Споры между участниками и Организаторами закупок, проведенных на виртуальных электронных торговых площадках в сети Интернет, также могут рассматриваться на заседаниях рабочей группы, которая создана при ЦКК РАО «ЕЭС России».
При этом вышеизложенное не исключает права организации-участника на обращение в арбитражный суд либо, по совместному решению сторон, – в «третейский суд» при РАО «ЕЭС России».

– С чем связано большинство жалоб?

– На практике большинство обращений связано либо с некачественной подготовкой предложения самим жалобщиком, либо с непониманием принципов конкурентной системы закупок. Так, жалуются на то, что выбран победитель, предложивший не самую дешевую продукцию, забывая о том, что, кроме цены, надо учитывать еще и качество, которое у победителя оказалось существенно лучше. При этом, если рассматривать «стоимость продукции» не просто как цену покупки по договору, а как общую стоимость, исходя из жизненного цикла продукции, учитывая возможные риски от ее поломки и т.п., то в итоге стоимость у победителя обычно и оказывается более низкой, т.е. более предпочтительной для заказчика.

Из обоснованных можно вспомнить жалобу, касавшуюся закупки на электронной торговой площадке, – на одновременный прием предложений в бумажном и электронном виде при отсутствии контроля над поступившими бумажными предложениями. По ее рассмотрении было рекомендовано от всех участников процедуры в обязательном порядке получать электронную копию предложения в специальный «электронный сейф».

К сожалению, имели место случаи и оправданных обращений участников закупок в части неправомерности действий организаторов (заказчиков) закупок, но они касались либо неподписания договора по итогам конкурса, либо его неисполнения. То есть это уже не этап выбора контрагента, а этап работы с выбранным контрагентом. В таких ситуациях приходится выявлять действительные причины и по возможности устранять их.

ОТ РЕДАКЦИИ: Мы, как всегда, оставляем тему обсуждения открытой. Вопросы и комментарии по этому вопросу присылайте по адресу center@lek.ru. Самые интересные высказывания увидят свет в ближайших номерах газеты.


Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 12 (52) декабрь 2004 года:

  • Системы автоматизированного управления для станций и подстанций

    Компания «ЭНЕРГОМАШВИН» в течение 8 лет занимается системами сбора, архивирования и передачи информации диспетчеру на основе микропроцессорных устройств РЗА. ...

  • Полимерные опорные изоляторы ООО «Альфа-Энерго»
    Полимерные опорные изоляторы ООО «Альфа-Энерго»

    В настоящее время ООО «Альфа-Энерго» является единственной в России фирмой, освоившей серийный выпуск полимерных опорно - стержневых изоляторов типа ИОСПК во всем диапазоне номинальных напряжений от 6 до 220 кВ....

  • Армения: Строительство газопровода начнется в конце 2004 года

    Строительство армянского участка газопровода Иран-Армения начнется в конце 2004 года. Об этом сообщил начальник главного управления технического развития и внешних связей министерства энергетики Армении Левон Варданян. Строительство 41-километрового участка газопровода диаметром 700 мм на территории Армении начнется с отрезка Мегри-Каджаран. По его словам, финансирование строительства в соответствии с существующими договоренностями обес...

  • Новые системы автоматизации «ТЕКОН»
    Новые системы автоматизации «ТЕКОН»

    Группа компаний «ТЕКОН» приняла участие в выставке «Автоматизация-2004», которая проходила в Санкт-Петербурге с 16 по 19 ноября. ...

  • Теория хаоса поможет сократить выбросы вредных веществ
    Теория хаоса поможет сократить выбросы вредных веществ

    «Доктор пламени» (Flame Doctor) — это новая система управления теплоэлектростанцией, созданная Стюартом Доу (Stuart Daw) и Чарльзом Финни (Charles Finney) из американской Национальной лаборатории в Окридже (Oak Ridge National Laboratory). Система сокращает выбросы угарного газа и угольной пыли на 50%, а окиси азота — на 30%. Речь идет об электростанциях, работающих на угле. Математические алгоритмы, полученные, как пишут авторы, из ана...