16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/50/3318.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (50) октябрь 2004 года

Итальянцы помогут достроить Северо-Западную ТЭЦ

Недавно на сайте нашей газеты www.eprussia.ru проводился опрос об отношении специалистов к участию иностранных компаний в управлении российскими энергетическими объектами («Энергетика и промышленность России №9(49). Напомним, что речь шла о победе итало-российского консорциума Enel/ESN в конкурсе за право управления Северо-Западной ТЭЦ (СЗТЭЦ).

Тогда 70% опрошенных были категорически против иностранного присутствия в нашей энергетике. И только треть участников опроса не возражали против того, чтобы отечественными энергообъектами управляли иностранцы.

Тяжелая история

В начале следует напомнить о нелегкой предыстории строительства СЗТЭЦ. Оно было принято еще в 1988 году. В бурно растущем Приморском районе Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда) намечался явный дефицит тепла. Проектирование новой ТЭЦ началось в 1992 г. Строительство станции Минэнерго РФ поручило РАО «ЕЭС России». В проекте СЗТЭЦ были использованы самые прогрессивные решения, энергосберегающие технологии комбинированной выработки теплоты и электроэнергии. Парогазовый цикл позволяет не только обеспечить большую экологическую безопасность, но и экономить до 25 % топлива по сравнению с традиционным паросиловым циклом. Через два года началось строительство.

Наверняка читатель помнит, какие это были времена (всюду – бартер вместо денег; сплошные неплатежи, предбанкротное состояние ряда предприятий, галопирующая инфляция и т.д.). Поэтому можно себе представить, с какими трудностями пришлось столкнуться. Тем не менее, первый парогазовый энергоблок ПГУ-450Т был введен в эксплуатацию в 2000 г.

Свет в конце тоннеля

Переговоры о финансировании завершения строительства шли несколько лет. И, наконец, в ходе Всероссийского совещания энергетиков 24 апреля 2004 года в Санкт-Петербурге губернатор города Валентина Матвиенко и глава РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс подписали соглашение о реализации проекта теплоснабжения северо-западной части Санкт-Петербурга.

Ранее совет директоров энергохолдинга одобрил привлечение управляющей компании для ЗАО «СЗТЭЦ». На завершение строительства второго энергоблока было необходимо $227 млн. (строительство второго энергоблока СЗТЭЦ профинансировано уже на 70%), на прокладку теплотрассы порядка $27 млн. Главное требование к будущей управляющей компании – предоставление предложений по финансированию окончания строительства второго энергоблока. Для этого был объявлен тендер, в котором победил консорциум итальянской энергокомпании Enel и российской ЕСН-энерго.

Бывший генеральный директор СЗТЭЦ Ростислав Костюк свое последнее интервью в этой должности дал нашей газете. (В настоящее время он является членом совета директоров СЗТЭЦ.) В нем он особо подчеркнул уникальность новой ТЭЦ, ведь здесь впервые в отечественной энергетике используются парогазовые турбины, позволяющие поднять КПД выработки электроэнергии с 33% до 52%.

По нашим сведениям, итальянская компания Enel имеет достаточно высокий кредитный рейтинг за рубежом и в силу этого сможет привлечь деньги на более выгодных условиях, чем это можно было сделать в России. Ни одно отечественное кредитное учреждение не найдет таких дешевых средств.

В течение 180 дней после вступления в управление управляющая компания должна дать совету директоров СЗТЭЦ соответствующие предложения. Главная задача управляющей компании - профинансировать достройку второго, третьего и четвертого блоков СЗТЭЦ. Скорее всего, управление новой станцией будет осуществляться в течение всего периода достройки. Так что плюсов в приходе итальянцев на наш энергетический рынок значительно больше, чем минусов (если они вообще есть). Привлечение консорциума с иностранным участием – новый опыт, интересный для нашей энергетики. Его результаты наверняка будут выгодны и для России, и для нашего города. А выбор управляющей компании был предопределен высоким кредитным рейтингом итальянской фирмы.

Думается, что негативное отношение участников нашего опроса, скорее всего, объясняется тем, что они не были знакомы со всеми обстоятельствами строительства СЗТЭЦ и условиями, на которых были привлечены иностранцы.

Кстати

Тепло есть, а трассы пока нет

Вместе с первым блоком на Северо-Западной ТЭЦ была построена теплофикационная установка, которая позволяет обеспечить нагрузку бойлеров 350 Гкал/час, и одноврменно с этим подпитку теплосети в объеме 1500 м 3 /час. За годы работы станции выработано более 4 млрд. квт/ч электроэнергии. Но из-за отсутствия теплотрассы 3 млн. гигакалорий тепла пошли на обогрев атмосферы. Между тем, дефицит теплоснабжения в Приморском районе Санкт-Петербурга только возрастает (именно покрытие этого дефицитиа – одна из главнейших причин строительства СЗТЭЦ). Такая, как говорил первый президент России, «загогулина» получилась из-за того, что администрация губернатора Владимира Яковлева вначале никак не могла выдать исходные данные для проектирования теплотрассы, потом не могла подготовить технические условия на присоединение Северо-Западной ТЭЦ к системе теплоснабжения Приморского района…

Примечательно, что финансирование строительства теплотрассы не входит в число задач итальяно-российской управляющей компании. Теплотрасса выведена из проекта Северо-Западной ТЭЦ и передана самостоятельному юридическому лицу – компании «Тепломагистраль», которая будет привлекать средства за счет кредитных ресурсов, а потом ее эксплуатировать.

По сведениям «ЭПР», вот-вот начнутся общественные слушания по проекту строительства теплотрассы СЗТЭЦ – С-Петербург. О подробностях проекта мы сообщим в следующих номерах газеты.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (50) октябрь 2004 года:

  • Бестопливный двигатель: автомобиль и самолет могут работать... на воздухе

    В прошлом номере газеты мы опубликовали анонс статьи Б. М. Кондрашова, посвященной давно открытому, но так и не нашедшему применения способу получения энергии воздушной среды. В отличие от традиционных ветродвигателей, устройства, основанные на струйных энергетических технологиях, значительно экономичнее и проще. Некоторые из этих устройств можно применять не только для генерации энергии на электростанциях, но и в различных транспортных...

  • Украина: На Украине создается вертикально интегрированная нефтяная компания

    На Украине создается вертикально интегрированная нефтяная компания на базе "Нафтогаза Украины". Как сообщает газета "Время новостей", президент Украины Леонид Кучма подписал об этом соответствующий указ. Для этого компания до конца сентября по рыночной цене выкупила госпакеты акций двух крупнейших украинских НПЗ - "Галичины" и "Укртатнефти". "Галичина" и "Укртатнефть" в суммарном объеме перерабатывают 4,7 млн. тонн нефти, тогда как все ...

  • Альянс гигантов под присмотром «сверху»

    Гигантская для российского нефтегазодобывающего комплекса да и для всей нашей экономики сделка по присоединению «Роснефти» к «Газпрому» вызывает пристальное внимание не только экспертов и инвесторов, но и контролирующих органов. В данном случае речь идет о Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Ее руководитель Игорь Артемьев прогнозирует, что газовый концерн будет ограничен в своем поведении. «На сегодняшний день уровень экономичес...

  • Достоинства партнерства

    Корпорация OMRON и ее российский партнер НПФ «Ракурс» предлагают современные решения в области АСУ ТП, сочетающие в себе достоинства совершенной элементной базы японского производителя с профессионализмом и инновационным подходом российского инжиниринга. ...

  • Блиц

    Меморандум о взаимопонимании по совместному освоению Венинского блока (проект "Сахалин-3") и участка Западно-Камчатского шельфа Охотского моря подписали "Роснефть" и Korea National Oil Corporation (KNOC). Сотрудничество сторон будет осуществляться путем создания совместных предприятий, которые станут держателями лицензий на разведку и добычу по указанным участкам недр. Согласно документу, "Роснефть" и KNOС создадут рабочие группы для о...