Международный энергетический форум стран СНГ и Балтии - Энергетика и промышленность России - № 10 (50) октябрь 2004 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/50/3301.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (50) октябрь 2004 года

Международный энергетический форум стран СНГ и Балтии

Энергетика Начальник управления Федерального агентства по атомной энергии РФ В. И. РАЧКОВ, заместитель генераль

ОТ РЕДАКЦИИ

В сентябре в Ялте состоялся IV Международный энергетический форум стран СНГ и Балтии. Редакция газеты «Энергетика и промышленность России» выражает свою благодарность организаторам за отличную подготовку форума.

На Ялтинском форуме менеджеры высшего звена как технические специалисты, так и управленцы смогли не только выслушать друг друга, но и найти пути к разрешению актуальных вопросов энергетики. Для нашего издания форум стал еще одной возможностью изучить существующие вопросы. Начавшаяся реформа отечественной энергетики не только обострила старые, но и добавила новые проблемы, в связи с чем многие доклады и сообщения на «круглых столах» форума прозвучали особенно свежо и актуально. Участие в мероприятии позволило представителям власти и бизнеса обсудить важнейшие задачи отрасли и пути их решения. В ходе обмена мнениями выяснилось, что в разных странах СНГ есть сходные проблемы: от краж цветных металлов до несчастных случаев на производстве. Есть сложности в подготовке квалифицированных специалистов, освоении современных средств автоматизации производственных процессов. Форум продемонстрировал, что в странах СНГ существует заинтересованность в решении общих проблем с помощью межотраслевых и региональных программ.

В последние годы в ТЭК наметился ряд кардинальных изменений, связанных с обострением давно известных, но так и не решенных проблем. Таких проблем в настоящее время накопилось достаточно много. К числу глобальных, которые можно решить только совместными усилиями всего мира, относятся, например, проблемы истощения месторождений природных ископаемых, внедрения новых технологий в области переработки природного сырья, поиска новых видов топлива и, конечно же, проблемы экологической безопасности.

Проблемы местного характера

Ряд проблем носит локальный характер и относится только к определенным видам деятельности или к определенному региону. Их сегодня также предостаточно, и не только в России, где намечается перестройка отношений между хозяйствующими в ТЭК субъектами различного уровня и где от топливно-энергетического комплекса в значительной степени зависит как внешняя, так и внутренняя экономическая политика государства.

Решение этих проблем невозможно без консолидации представителей самых разных отраслей промышленности, органов исполнительной и законодательной власти, научно-технических специалистов. С целью объединить усилия заинтересованных кругов общественности для решения насущных проблем энергетики ежегодно проводится масса мероприятий – семинаров, симпозиумов, конференций.

Пожалуй, одним из самых значительных мероприятий такого рода стал в последнее время Международный энергетический форум стран СНГ и Балтии, проводимый в Ялте. В сентябре 2004 года он прошел в четвертый раз.

Особенность этого мероприятия - то, что оно собирает представителей самых высших кругов постсоветского пространства: специалистов топливно-энергетического комплекса, руководителей министерств и ведомств, представителей банковских структур, страховых и инвестиционных компаний, научных и общественных организаций.

«Вопросы формирования энергетической стратегии и политики, реформирования энергетического рынка в странах СНГ имеют сходный характер, - отмечают организаторы. - Наметить пути к расширению сотрудничества в энергетической сфере, к рациональному использованию топливно-энергетического потенциала стран Содружества – такова была основная задача, поставленная перед делегатами ежегодного Международного энергетического форума».

Учитывая роль и возможности энергетики России как одной из стран-лидеров мирового энергорынка и утвержденную правительством Российской Федерации в 2003 году Энергетическую стратегию, Советом Федерации РФ и Институтом проблем регионального развития - соорганизатором проекта и его техническим исполнителем - была проведена плодотворная работа по формированию программы пленарных заседаний форума и, самое главное, выработке единой стратегической линии официальной делегации Российской Федерации.

Рыночная экономика невозможна без налаживания связей

Основную идею, которую преследовали представители российских официальных кругов, изложил в официальном приветствии председатель Совета Федерации С. М. Миронов: «…Предложенная к обсуждению проблематика свидетельствует о стремлении энергетиков Содружества Независимых Государств и стран Балтии к объединению усилий в поиске новых путей развития важнейшей отрасли национальных экономик. Сотрудничество во всех областях экономической и социальной жизни способно придать дополнительный импульс развитию каждой из стран СНГ, стать решающим фактором превращения Содружества Независимых Государств в реально работающую, влиятельную в мире организацию. Свою задачу российские парламентарии видят в активизации усилий по формированию в рамках СНГ законодательной базы, призванной содействовать ускорению интеграционных процессов, в том числе в области энергетики».

«Очевидно, что создание и успешное функционирование современных рыночных экономик сегодня невозможно без налаживания кооперационных связей, не сводящихся к одной лишь торговле товарами и услугами, а имеющих в своей основе взаимовыгодную интеграцию производственных потенциалов. Именно поэтому сейчас можно всерьез говорить о задаче формирования единого евразийского энергетического пространства, которое бы послужило мощным фундаментом для реализации амбициозных планов руководителей стран-участниц форума. Практический энергодиалог сегодня - не дань интеграционной моде и не объект политических спекуляций, а непременное условие поступательного развития хозяйственного и социального механизма каждого из наших государств в XXI веке», - отметил в приветственном слове участникам форума председатель комитета Государственной Думы по международным делам Константин Косачев.

Премьер-министр республики Татарстан Р. Минниханов отметил, что «сложившиеся за последние годы тенденции в политической и экономической жизни стран-участниц Содружества Независимых Государств и Балтии свидетельствуют о необходимости и высокой эффективности реализации системы интеграционных мероприятий. Особую значимость приобретает практическая работа по созданию благоприятных условий и надежных гарантий для прямых инвестиций в экономику стран СНГ, в том числе в топливно-энергетический комплекс».

«Нефтегазовая и энергетическая отрасли в своем развитии не могут ограничиваться рамками отдельной страны, - подчеркнул премьер-министр. - Именно поэтому вопрос совершенствования международно-правовых аспектов сотрудничества в настоящее время становится наиболее актуальным для предприятий топливно-энергетического комплекса».

С основными докладами на пленарных заседаниях выступили руководители комиссий и комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации, представители профильных министерств и ведущих топливно-энергетических компаний России. В их числе - председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ В. Густов, председатель комиссии Совета Федерации по естественным монополиям М. Одинцов, директор департамента ТЭК Министерства промышленности и энергетики РФ А. Яновский, вице-президент ОАО «ТВЭЛ» В. Щедров, советник по естественным монополиям группы компаний «Мечел» Г. Кутовой, заместитель начальника управления ОАО «Газпром» А. Подмышальский и др.

Позиция российской делегации

Официальная позиция российской делегации была сориентирована на проблеме интеграции стран Содружества, основными направлениями которой являются формирование единого энергетического пространства и общего энергорынка, восстановление и дальнейшее развитие единой энергетической и энерготранспортной инфраструктуры, укрепление минерально-сырьевой базы, совместное участие в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа и строительстве электроэнергетических объектов.

Наиболее четко эта позиция была обозначена на открытии Международного энергетического форума в речи директора департамента ТЭК Минпромэнерго России А. Яновского:

«Сотрудничество в сфере энергетики со странами СНГ и Балтии относится к числу важнейших приоритетов долгосрочной энергетической политики России. Нам представляется, что основными направлениями этого сотрудничества являются:
- всестороннее развитие интеграционных процессов в энергетике на базе использования объективных преимуществ совместной работы крупных (объединенных) электро-, газо-, нефте- и нефтеперерабатывающих систем и входящих в них предприятий для повышения экономической эффективности, надежности и маневренности их функционирования;
- обеспечение надежности функционирования всех видов топливно-энергетических коммуникаций, проходящих по территории стран СНГ и Балтии;
- координация и согласование налоговой, ценовой и тарифной политики при торговле и транзите энергоресурсов в рамках СНГ;
- сохранение и развитие единой технологической и экологической политики в сфере производства и потребления топлива и энергии;
- координация долгосрочной энергетической политики наших стран.

Россия заинтересована в долгосрочном масштабном вовлечении в свой топливно-энергетический баланс углеводородных ресурсов (особенно природного газа) центрально-азиатских стран-участниц СНГ. Это позволит избежать необходимости форсированных капиталовложений в разработку ресурсов северных газовых месторождений России».

Наши приоритеты

- В интересах России участие отечественных компаний в проектах по расширению энерготранспортной инфраструктуры по территории стран-участниц СНГ. Приоритетными направлениями сотрудничества будут восстановление и дальнейшее развитие единой электроэнергетической системы стран Содружества, укрупнение минерально-сырьевой базы стран СНГ, участие России в разработке и эксплуатации месторождений нефти и газа, строительстве электроэнергетических объектов в странах Содружества. К числу стратегических приоритетов относится и решение комплекса проблем по Каспию, включая подготовку конвенции по правовому статусу Каспийского моря.

Главный приоритет Энергетической стратегии России до 2020 г. - эффективное использование энергии. Снижение энергоемкости ВВП достаточно сложная задача. У нас этот показатель в 2,5 раза выше, чем в США, в 3 раза чем в Западной Европе и в 4 раза выше, чем в Японии. Причина – не только суровый климат, но и технологическая отсталость нашей промышленности, ЖКХ. Стимулировать энергосбережение поможет повышение тарифов на газ и введение новых прогрессивных технических регламентов. Стратегия предусматривает покрытие растущей потребности в энергии за счет АЭС. В результате доля атомной энергетики возрастет с 16% в 2000 г. до 23% в 2020 г. В нефтяной отрасли планируется увеличить количество перерабатываемой нефти».

Альянс энергоресурсов

Вопросу взаимодействия стран СНГ в области энергетики на форуме было уделено особое внимание. Председатель исполнительного комитета Электроэнергетического Совета СНГ Е. С. Мишук отметил: «За годы, прошедшие с момента образования Совета в 1992 году, выполнена основная задача – сохранение параллельной работы энергосистем СНГ как технологической основы взаимодействия национальных энергосистем. Теперь речь идет о создании условий для формировании новых экономических отношений между субъектами электроэнергетики с целью создания конкурентной среды. Дополнительные сложности возникают из-за различий в структурах управления электроэнергетики. В Казахстане, России и на Украине отрасль разделена на монопольные и конкурентоспособные структуры, сформирован оптовый рынок электроэнергии. В Азербайджане, Армении, Молдавии, Киргизии, Грузии, Узбекистане приняты основные документы по либерализации рынка и идет приватизация предприятий отрасли. А в Белоруссии, Таджикистане и Туркмении сохранились вертикально-интегрированные компании».

Энергетические проблемы соседей

О том, что тормозит развитие энергетики стран СНГ, сказал заместитель председателя правительства Кабардино-Балкарии А. Чеченов: «Монополисты эксплуатируют затратную идеологию прошлых лет, не заинтересованы во внедрении программ энергосбережения, противятся конкуренции в системе электроснабжения. Многие существующие проблемы помогут решить рыночные отношения в топливно-энергетическом комплексе. Чтобы уменьшить тарифы, монополистам следует отказаться от непрофильного бизнеса и сократить расходы на свое содержание. Созданию конкурентной среды будет способствовать государственный контроль за «свободным доступом к сети и трубе» и регулирование тарифов на услуги естественных монополистов. В настоящее время методики расчета тарифов на их услуги основаны на затратном принципе и позволяют завышать цены. В результате при общем снижении производства электроэнергии число работающих и издержки увеличились. Возросли и потери. В том числе – коммерческие, то есть по сути – воровство.

Применение рыночных механизмов позволит уйти от ценообразования по достигнутым затратам, заставит сократить издержки, повысит эффективность и надежность. Но на сегодняшний день рыночные реформы тормозятся. Особенно наглядно это видно в электроэнергетике, ведь здесь возможность создания конкурентной среды значительно больше, чем в газовой отрасли».

С украинской стороны в число соорганизаторов форума вошли комитет Верховного Совета Украины по вопросам ТЭК, Министерство топлива и энергетики Украины, Академия горных наук Украины, Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины, НАК «Нефтегаз Украины».

На форум прибыли не только специалисты из стран СНГ, но и руководители зарубежных компаний. Среди участников – представители НАК «Энергетическая компания Украины», холдинга «Павлоградуголь», АО «Лиетувос энергия», РНЦ Курчатовский институт, ГП «Ровенькиантрацит», ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», ОАО «ФСК-ЕЭС», ОАО «Донбассэнерго», ГСП «Чернобыльская АЭС», ЗАО «Электромонтаж-Экспорт», корпорации «Галактика», НГТУ ОАО «НПО «Сатурн», ГП «Энергорынок», ГАО «ГАК Укргидроэнерго», ОАО «А.Э.С. «Киевоблэнерго», компаний IFS, «ЭФЭН - Киев», «ТрансЭнергоКонсалтинг», «ИТЕРА-Молдова», международных организаций МАГАТЭ, WNA, WNFM, WNTI, JAIF и др.

Программа форума включала в себя пять тематических конференций: «ТЭК СНГ», «Энергорынок Украины», «Ядерная энергия», «Уголь СНГ», «Нефть и газ СНГ».

Представителями научно-исследовательских институтов, производственных компаний, международных корпораций, министерств и ведомств разных стран на форуме было поднято немало актуальных проблем энергетики, рассказано о вновь вводимых объектах, об инновациях в области ТЭК. Мы ограничимся пока лишь выдержками из нескольких выступлений, надеясь, что в дальнейшем сможем ознакомить наших читателей и с другими докладами.

Евгений ХРУСТАЛЕВ



Говорят участники форума:

Ввод в эксплуатацию энергоблоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС -- стратегическая задача ГП НАЭК «Энергоатом»

Законами Украины «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности» и «О разрешительной деятельности в сфере использования ядерной энергии» установлен разрешительный принцип осуществления деятельности в сфере использования ядерной энергии. Требования законодательства Украины в этой сфере соответствуют положениям «Конвенции о ядерной безопасности».

Реализация Программ повышения безопасности АЭС Украины, совершенствование эксплуатационной практики позволят еще более повысить уровень безопасности энергоблоков. Это подтверждает уверенность в том, что действующие энергоблоки украинских АЭС должны безопасно работать в течение проектного срока службы (30 лет) и позволяет ставить задачу о разработке мер, направленных на увеличение этого срока.

Аналогичные принципы безопасности были заложены и реализуются в виде технических мероприятий при вводе в эксплуатацию энергоблоков №2 Хмельницкой АЭС и №4 Ровенской АЭС.

Программа модернизации и повышения безопасности энергоблоков ХАЭС-2 и РАЭС-4 предусматривает реализацию 147 мероприятий.

Реализация этих мероприятий позволяет:
- обеспечить ввод энергоблоков в 2004 году в установленный срок;
- повысить уровень безопасности в сравнении с аналогичными действующими энергоблоками;
- ликвидировать ряд отступлений от требований действующих нормативных документов, которые имеют место на действующих энергоблоках серии ВВЭР-1000/320 и находятся также в стадии реализации в соответствии с установленными графиками.

Как первоочередные реализуются мероприятия, наиболее влияющие на дефициты безопасности (по результатам углубленного анализа безопасности).

Энергоблоки отвечают принятым международным стандартам безопасности и надежности. Проверки осуществлялись по всем направлениям работы АЭС, а именно: организация и административное управление, подготовка к эксплуатации, ремонт, инженерная поддержка, радиационная защита, опыт эксплуатации, химические технологии, обучение и квалификация персонала, пожарная безопасность. Уникальность заключается в том, что проверялся не действующий энергоблок, а блок, вводимый в эксплуатацию.

К участию в работах по пусконаладочным операциям привлечены специалисты таких российских предприятий и организаций, как «Ижорские заводы», «Гидропресс», «Курчатовский институт», «Атомтехэнерго».

Хотел бы подчеркнуть, что новые энергоблоки на территории бывшего СССР будут первыми, которые вводятся в эксплуатацию с «Отчетом по анализу безопасности», подготовленным в соответствии с мировой практикой.

Генеральный директор ГП НАЭК «Энергоатом» Н. И. ВЛАСЕНКО

Безопасность прежде всего

Окружающая нас действительность диктует необходимость внедрения дополнительных мер защиты от неадекватных проявлений. Ключевые управляющие центры отрасли необходимо защищать от возможных террористических нападений. Одной из важных технических мер здесь является организация эффективного дистанционного (неконтактного) досмотра людей с целью обнаружения попыток доставки под одеждой оружия и других опасных предметов.

В результате проделанной работы создана экспериментальная установка «ЗИР», которая способна обнаруживать объекты из различных материалов неорганического и органического происхождения – металлов, керамики, пластических и порошковых материалов. В качестве метода наблюдения выбрано пассивное радиовидение, основанное на приеме собственного радиотеплового излучения человека и не связанное с генерацией в общественных местах каких-либо дополнительных электромагнитных полей и направленных излучений, способных оказать негативное воздействие как на обследуемые объекты, так и на обслуживающий персонал. Не менее важна экологическая безопасность. Нарушение герметичности любого трубопровода в нефтегазовой отрасли – двойное ЧП. С одной стороны, это потери товарного продукта, с другой – экологическое происшествие.

НПП «Сатурн» завершило цикл испытаний экспериментальных образцов мобильных комплексов для решения задач оперативного обнаружения и контроля динамики аварий на нефте-газодобывающих и транспортирующих предприятиях. Радиотепловое зондирование поверхности льда, покрывающего реки и водохранилища, позволяет выявлять утечки на подводных участках газопроводов за счет эффектов изменения внутренней структуры льда, включающего пузырьки просачивающегося газа.

Генеральный директор НПП «Сатурн» (г. Киев) В. М. ЧМИЛЬ
Президент компании «Сатурн Дейта Интернешнл» ШЕРСТЮК Р.В.

«Бетон Нова» -- освоение новых видов продукции

Став правопреемником Мироновского завода ЖБК, ЗАО «Бетон Нова» с помощью вложенных инвестиций в сумме 7 миллионов гривен приступило к обновлению оборудования, внедрению передовых и освоению новых видов продукции. Сегодня, менее чем через два года с момента своего образования «Бетон Нова» по праву занял ведущее место в строительной индустрии Украины. Объем производства за это время вырос на 40% и продолжает расти, как и объемы реализации продукции. Только за последние месяцы выпуск продукции увеличился в 2,5 раза при значительном расширении ассортимента.

Сейчас завод производит сетевой бетон (центрифугированные, конические и цилиндрические стойки, виброопоры, ригели, подножники, анкерные и плоские плиты); подстанционный железобетон, конструкции инженерных сооружений. Осваивается новый вид продукции – мостовые балки пролетных строений длиной 18 метров. Уникальное оборудование предприятия позволит создать предварительно напряженные балки. Испытание первого образца намечено на конец осени этого года.

При этом новая продукция будет интересна не только украинским, но и зарубежным потребителям.

Директор по маркетингу ЗАО «Бетон Нова» А. Н. МАЩЕНКО

Роль атомной энергетики в Энергетической стратегии России

Стратегию развития атомной энергетики (АЭ) определяют следующие официальные документы:
- Энергетическая стратегия России на период до 2020 года (утверждена Правительством Российской Федерации 28.08.2003);
- Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика» и ее подпрограмма «Безопасность и развитие АЭ на 2001-2005 годы и на перспективу до 2010 года».

В Энергетической стратегии формулируются следующие положения, определяющие роль и место АЭ: увеличение потребности в электроэнергии целесообразно покрывать за счет роста выработки на АЭС (в основном в европейской части); развитие производства тепловой энергии от атомных энергоисточников; повышение эффективности и конкурентоспособности АЭС, снижение удельных затрат на воспроизводство и развитие мощностей; увеличение доли базовой мощности АЭС при оптимизации режимов использования электростанций (до 22%). При темпах роста производства электроэнергии в России более 2% в год для АЭ ставится задача увеличения производства электроэнергии более 4% в год. Практика показывает, что повышение эффективности капитальных вложений является ключевым вопросом при решении проблемы конкурентоспособности АЭ. Большим резервом повышения эффективности АЭ является расширение действующих и создание новых рынков для АЭС, что в первую очередь связывается с их участием в теплоснабжении и переводом газоперекачивающих агрегатов на электропривод. Дополнительный спрос на электроэнергию АЭС в базовом режиме работы может обеспечить формирование системы АЭС-ГАЭС. Таким образом, АЭ позволяет повысить энергетическую безопасность России, сберегая ценное органическое сырье и повышая экономическую эффективность российской электроэнергетики, а также уменьшить выбросы парниковых газов и повысить экономическую эффективность ТЭКа России.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (50) октябрь 2004 года:

  • Тренажерная it-подготовка персонала -- основа экономичной и безаварийной работы предприятий электроэнергетики России

    "Доля техногенных катастроф в сумме чрезвычайных ситуаций уже превышает 70 процентов",- заявил президент РФ Владимир Путин, открывая 13 ноября 2003 года совместное заседание Совета безопасности и президиума Госсовета. Тема заседания была озвучена следующим образом: "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера ...

  • Развитие малой энергетики в России

    Конференция «Малая энергетика: энергообеспечение промыслов» пройдет 27-28 октября 2004 года в Москве Целью конференции является объединение опыта, знаний и возможностей ведущих специалистов нефтегазовой и смежных отраслей в области производства энергии, создания и поддержания эффективных систем энергообеспечения отраслевых промышленных объектов, взаимодействия с федеральными электросетями. В конференции примут участие руководители эн...

  • Интеллектуальный двигатель новой эры

    Выставка: «Российский промышленник - 2004» Организаторы: ЗАО «Промэкспо», ОАО «Ленэкспо», ВО «Рестэк» Место проведения: г. Санкт-Петербург Время проведения: 27-30 сентября 2004 г. ...

  • ЗАО «Интер РАО ЕЭС» приступает к работе

    ЗАО «Интер РАО ЕЭС» приступает к работе в секторе свободной торговли (ССТ) оптового рынка электроэнергии. В течение октября – ноября компания намерена выставлять на торги не более 30 млн. кВт-ч ежемесячно, сообщили РИА ТЭК в РАО «ЕЭС России». ...

  • Азербайджан: В Азербайджане в 4,3 раза будут повышены цены на газ для населения

    "Тарифный совет Азербайджана принял решение об увеличении цен на природный газ на внутреннем рынке страны в 4,3 раза, или до 150 тыс. манатов (около $30,6) за тысячу кубометров. Об этом сообщил министр экономического развития Азербайджана Фархад Алиев, передало РИА "Новости". Ранее, говоря о планируемом повышении цены на газ, министр говорил, что основной целью данного шага правительства страны является сокращение разницы между ценой им...