16+
Регистрация
РУСENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/50/3275.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 10 (50) октябрь 2004 года

Тренажерная it-подготовка персонала -- основа экономичной и безаварийной работы предприятий электроэнергетики России

Тема номераЗАГРЕТДИНОВ Ильяс Шамилевич — заместитель управляющего директора бизнес-единицы №1 РАО "ЕЭС России",

"Доля техногенных катастроф в сумме чрезвычайных ситуаций уже превышает 70 процентов",- заявил президент РФ Владимир Путин, открывая 13 ноября 2003 года совместное заседание Совета безопасности и президиума Госсовета.

Тема заседания была озвучена следующим образом: "О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений".

На заседании было отмечено, что свыше 40 млн. россиян проживают в зонах техногенной, химической и радиационной опасности. Ежегодно на ликвидацию последствий различного рода аварий и катастроф расходуется в нашей стране от 1,5 до 3 % ВВП, а мировой ежегодный ущерб составляет около 150 млрд. долл. Причем для предотвращения угроз необходимо рассматривать не только технологический и управленческий аспекты, но и человеческий фактор. Жизнь показывает, что большинство аварий происходит по вине человека.

Энергетика, являющаяся частью мировой техногенной культуры, также может быть источником аварий и катастроф. Так, кризис в Калифорнии 2001 г., недавние транснациональные аварии на восточном побережье США и Канады, в Англии и Италии, российский энергетический кризис в Приморье вновь привлекли внимание мировой и российской общественности к вопросу о регламентации систем подготовки и тренажа человека с целью повышения надежности его действий по управлению технологическими объектами в аварийных и экстремальных ситуациях, то есть в условиях естественной и техногенной дестабилизации. И не последнее место в ряду дестабилизирующих факторов должен занимать учет угрозы террористических проявлений.

Кадровый потенциал в электроэнергетике и перспективы его развития. Внешние и внутренние проблемы

Современное эффективное управление развитием кадрового потенциала с целью увеличения безопасности производства работ в промышленности, в том числе и в электроэнергетике, невозможно без широкомасштабного применения информационных технологий (IT-технологий).

По данным Минтруда, в России только 5% работников обладают высоким уровнем квалификации, тогда как в США - 43%, а в Германии - 56%.

Одной из главных причин отставания современной системы поддержания и развития кадрового потенциала российской электроэнергетики от мирового уровня является тот факт, что состояние и возможности этой системы в начале XXI века уже не соответствуют реалиям и тенденциям формирования системы развития кадрового потенциала в мировой электроэнергетике, ориентированной на все более широкое использование наукоемких технологий, информационных ресурсов общества, последних достижений в области информатики и электроники, а также компьютерных технологий информационно-телекоммуникационных систем.

Если считать упомянутые проблемы внешними, то, согласно "Программе реформирования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала холдинга РАО "ЕЭС России" (далее "Программа"), внутренними проблемами функционирования системы подготовки персонала холдинга можно считать следующие проблемы:
- неразвитость единой работающей системы в вопросах организации профессиональной подготовки персонала;
- отсутствие нормативных документов по организации подготовки по финансовому, экономическому и техническому направлениям;
- отсутствие системы подготовки специалистов и руководителей по приоритетным направлениям финансового, экономического и правового блока учебных дисциплин;
- система управления профессиональной подготовки не структурирована, не обладает достаточной гибкостью, не обеспечивает рыночный механизм оказания и потребления образовательных услуг;
- требуют корректировки "Правила организации работы с персоналом" (РД - 34.12.102-94);
- система формирования заказа энергопредприятий на образовательные услуги носит фрагментарный характер;
- слаба связь профессиональной подготовки персонала с системами оценки и комплектования кадров энергетических компаний;
- недостаточен контроль качества предоставляемых образовательных услуг;
- материально-техническое обеспечение и учебная база требуют обновления и приведения к уровню современных требований к организации учебного процесса.

Вне всякого сомнения, разделение проблем подготовки персонала на "внешние" и "внутренние" искусственно. Проблемы не независимы, а явно коррелированны. Тем не менее такое разделение должно помочь нам выявить недостающие ингредиенты "внутренних" проблем и в итоге ликвидировать указанное отставание.

Кроме того, к "внутренним" проблемам, по нашему мнению, следует отнести то, что:
- электрические станции и сети слабо оснащены современными техническими средствами обучения и тренажа персонала;
- нет утвержденных обязательных норм оснащения предприятий энергетики тренажерами и компьютерными средствами обучения, и, как следствие, финансирование на эти цели выделяется по остаточному принципу;
- отсутствует научно обоснованная методика экономической оценки эффективности обучения оперативного персонала;
- не установлен необходимый контроль за техническими и программными средствами обучения и тренажа персонала на соответствие регламентам и стандартам РФ;
- отсутствует отраслевая система сертификации технических средств обучения персонала, соответствующая современному законодательству.

Таким образом, решение указанных внешних и внутренних проблем, то есть ликвидация отставания системы подготовки персонала, в том числе и от мирового уровня, должно быть одним из основных направлений деятельности всех заинтересованных структур холдинга, а также привлеченных научных, учебных, хозяйственных организаций, юридических и физических лиц.

Надежность работы персонала за последние годы

Интегральным показателем, характеризующим надежность работы персонала, является количество инцидентов в работе оборудования, происходящих по его вине.

За последние 10 лет в энергосистемах России произошло около 200 технологических нарушений с частичным отключением энергосистем (или разделением их на части), причем указанные нарушения сопровождались значительным снижением частоты. Ежегодный суммарный недоотпуск электроэнергии в целом по РАО "ЕЭС России" по вине персонала составил от 1300 до 1500 МВт/ч. За этот же 10-летний период имели место 300 сбросов нагрузки на электростанциях с частичной или полной потерей электроснабжения собственных нужд. Доля вины эксплуатационного персонала в вынужденных остановах блоков на ТЭС составляет значительную величину (до 15%). Это обусловлено ростом сложности управления и напряженности работы персонала, значительным объемом физически и морально устаревшего оборудования, поступлением топлива пониженного или сильно меняющегося качества, недостаточной квалификацией персонала и нарушением правил производства оперативных переключений, а также рядом организационных причин.

В целом по АО-энерго процентное отношение нарушений по вине персонала от общего количества нарушений составляет 2%. В то же время по некоторым АО-электростанциям это количество составляет 18%. Это происходит на фоне большого количества обучаемых. Следовательно, необходимо обратить внимание на повышение качества обучения, в частности на внедрение тренажеров по тепловой и электрической частям электростанций, а также в электросетях.

Технологические нарушения по вине персонала. Причины и пути предотвращения

Количество технологических нарушений по вине персонала в зависимости от численности неподготовленного персонала (т.е. не прошедшего обучение на курсах и тренажерах) по представительствам РАО "ЕЭС России" приведено на рисунке.



Анализ рисунка позволяет сделать очевидный, но, тем не менее, необходимый вывод: чем больше персонала не охвачено обучением (подготовкой, тренажем), тем больше аварийность по вине персонала. Зависимость однозначно коррелирует аварийность почти по всем округам РФ, отсюда очевидно следует, что аварии допускает именно необученный персонал электрических станций и сетей.

В 2001 году общее количество технологических нарушений по вине персонала в холдинге составило 1505.

В 2002 году технологических нарушений было уже 1100.

Суммарные затраты на подготовку персонала в 2001 году составили по холдингу 2,57 млрд. руб.

Стоимость обучения определяется прежде всего затратами на технические средства (тренажеры, обучающие программы, цифровую технику и т.п.)

Недаром по этому поводу североамериканские энергетики и экономисты говорят, что "обучать персонал дорого, но не обучать еще дороже".

Массовое применение IT-тренажерной подготовки оперативного персонала может на порядок снизить аварийность по вине персонала. Таким образом, увеличение капитальных вложений в техническое перевооружение процесса обучения персонала дает колоссальный экономический эффект.

Основными причинами технологических нарушений по вине персонала являются ошибки при переменных режимах и переключениях в сетях и на электростанциях, что также вызывает необходимость применения тренажеров для развития навыков по оперативным переключениям.

Система тренажерной подготовки персонала должна обеспечивать формирование знаний и навыков профессиональной деятельности, и проводить ее предполагается в следующем порядке:
- базовая тренажерная подготовка для овладения основными профессиональными знаниями и навыками;
- тренажерная подготовка для овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми в нормальных условиях и аварийных ситуациях;
- тренажерная подготовка перед выполнением производственного задания.

Тренажерная подготовка на современном уровне не может рассматриваться иначе как важная составляющая информационных технологий обучения персонала (IT-подготовка) и включает следующие компоненты:
- организационную структуру;
- нормативную базу;
- учебно-методическое обеспечение;
- технические средства обучения.

«Человеческий фактор» и степень готовности

Современная проблема взаимоотношения человека и техники, заключающаяся в основном в противоречии между все усложняющейся техникой и неизменными с времен Аристотеля свойствами и возможностями человека, приводит к значительному увеличению влияния "человеческого фактора" на общую надежность человеко-машинных систем.

Сегодня "человеческий фактор" в человеко-машинных системах является одной из самых главных, основополагающих проблем нового века, решению которой посвящены многочисленные разработки, направленные на качественное улучшение пропорций во взаимодействии "человек-машина" в сторону человека, путем его специальной подготовки (тренажа).

Это означает прежде всего поддержание у человека при всех условиях производственной деятельности высокой готовности к действию. Степень готовности к действию - важнейший показатель надежности человека как звена системы управления, так как она определяет эффективность и своевременность управления процессом в штатных ситуациях.

Вместе с тем, наиболее сложной и ответственной функцией деятельности человека является управление оборудованием в случае резких изменений режимов, приводящих к аварийному состоянию. В этом случае человек-оператор должен принимать ответственные решения, как правило, в условиях неполной информированности, неопределенности и дефицита времени.

Развитие и закрепление способностей человека-оператора работать с высокой степенью готовности достигается целенаправленным обучением на тренажерах в штатных режимах, а также в условиях предаварийных и аварийных ситуаций, максимально приближенных к реальным.

Концепция профессиональной подготовки

Гносеологическая концепция профессиональной подготовки формулируется нами следующим образом: человек-оператор должен знать и уметь только то, что необходимо ему в его профессиональной деятельности.

Таким образом:
- целью обучения оперативного персонала как при формировании профессиональных навыков, так и при восстановлении квалификации является овладение навыками оперативной деятельности в нестационарных, аварийных и нормальных режимах, обеспечивающих наилучшие показатели работы всего оборудования и его сохранность; формируемые при этом знания должны служить только задаче принятия наилучших решений при управлении оборудованием;
- важнейшими составляющими формируемых навыков считаются навыки принятия оперативных решений;
- для наиболее эффективного формирования навыков оперативной деятельности целесообразно комплексное использование тренажеров и обучающих вычислительных систем.

Технические условия для сертификации прикладных программных средств тренажеров тепловых электростанций и сетей

В июне 2003 года Министерством Российской Федерации по связи и информатизации были введены "Технические условия для сертификации прикладных программных средств тренажеров для тепловых электростанций и сетей" СТУ 115.015-2003 (далее "Технические условия" или СТУ). Этот документ, разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ) совместно с РАО "ЕЭС России" устанавливает состав и допустимые границы значений характеристик прикладных программных средств тренажеров с динамическими компьютерными мнемосхемами.

Разработка и введение "Технических условий" диктовались необходимостью выполнения решений "Программы реформирования системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала холдинга РАО "ЕЭС России" в части приведения отраслевой системы сертификации технических средств обучения персонала в соответствие современному законодательству.

При выполнении в соответствии с "Техническими условиями" современного тренажерного комплекса оператор имеет возможность качественно пройти весь курс обучения управлением технологическим процессом от изучения теоретических основ и нормативных документов до выработки навыков управления работой оборудования (в штатных режимах и аварийных ситуациях) и доведения этих навыков до автоматизма.

Разработка и принятие "Технических условий" для сертификации программного обеспечения энергетических тренажеров - значительный шаг на пути к созданию качественных, конкурентоспособных отечественных тренажеров для теплоэнергетики. Получая тренажер, имеющий сертификат соответствия СТУ, заказчик может быть уверен в качестве его выполнения, от которого зависит уровень подготовки оперативного персонала.

Наконец, разработка «Технических условий» создает предпосылки для создания отраслевого стандарта тренажеров для тепловых электрических станций и сетей России.

Специфика и содержание современных тренажерных IT-технологий

Специфические особенности современных тренажерных IT-технологий заключаются в том, что, помимо решения стандартных задач достижения полной комплексной адекватности тренажеров объекту управления в соответствии с ТУ, необходимо на данном этапе решить следующие проблемные вопросы:
- реализацию единого стандартизированного тренажерного комплекса, позволяющего проводить одновременную тренировку операторов нескольких цехов, в т.ч. тренировку взаимодействия операторов разных цехов и отработку управления сменой станции в аварийных ситуациях;
- реализацию тренажерного комплекса, способного гибко переходить от щитового варианта информационных и управляющих полей к варианту симуляции АСУ ТП с программным интерфейсом: эта проблема до сегодняшнего дня решалась только путем полной замены тренажера;
- реализацию механизмов, позволяющих гибко перестраивать тренажер при частичной смене технологического оборудования электростанции без полной замены тренажерного комплекса;
- реализацию эффективной схемы постепенного расширения уже функционирующих тренажеров без изменения их рабочих структур.

Эти проблемы присущи не только российским, но и зарубежным разработкам. Актуальность решения их усиливается процессом перехода российских электростанций на новые системы АСУ и замены выработавшего ресурс технологического оборудования. Кроме того, на энергопредприятиях происходит постоянная ротация персонала - приходит новое пополнение, которое остро нуждается в обучении и приобретении квалификации.

Кроме этого, приходится учитывать переходные процессы менеджмента в энергетике, а также финансовые затруднения у предприятий-заказчиков.

Исходя из необходимости решения указанных проблем предпринята попытка создания принципиально нового тренажерного комплекса, который мог бы соответствовать не только мировому уровню тренажеров для энергетики, но и международным требованиям, предъявляемым к подобным программно-техническим системам.

В рассматриваемых разработках особое внимание уделяется внедрению в тренажерные комплексы и их сопровождение новейших достижений IT-технологий.

В частности, внедрены технологии визуального компонент-ориентированного проектирования модели и программной оболочки тренажера, используется принцип модульности, то есть динамически подключаемых программных модулей и библиотек (plug-in), динамического создания и уничтожения объектов, многопоточной организации приложений, использование web-технологий и технологий SQL-серверов для передачи и хранения информации и т.д. и т.п.

Таким образом, внедрение IT-технологий в тренажеры нового поколения позволило значительно снизить трудоемкость разработки тренажеров и ресурсоемкость конечного продукта. Использование web-технологий в обучающих системах расширило функциональность программного обеспечения и сделало его более удобным в процессе применения в производственном цикле.

Реализация IT-технологий для тренажеров и обучающих систем

Одним из примеров современного подхода к выбору эффективных способов формирования профессиональных навыков является ОАО "Харанорская ГРЭС", где после внедрения в эксплуатацию тренажеров и обучающих систем для оперативного персонала произошло резкое снижение количества отказов оборудования, вызванных ошибочными действиями персонала (с 7 в 2002 году до 0 в 2004-м).

Особенностью данного проекта реализации IT-технологий, осуществленного ЗАО "Тренажеры электрических станций и сетей (ТЭСТ)", является практически полный охват математическими моделями и программами тренажеров всей цепочки технологического процесса электростанции, от химводоподготовки и пылеприготовления до распределения произведенной электроэнергии, что позволило вовлечь в процесс обучения практически весь оперативный персонал электростанции.

На Харанорской ГРЭС установлены три основных тренажера:
- тренажер энергоблока мощностью 215 МВт;
- тренажер главной электрической схемы станции;
- тренажер системы химводоподготовки.

Во всех перечисленных тренажерах математическими моделями и программами описываются все системы автоматического регулирования, защит и блокировок и, таким образом, имеется возможность наладки и настройки всех регуляторов энергоблока с целью обучения персонала цеха тепловой автоматики. Каждый сценарий комплектуется контролирующей программой. В процессе тренировки ведется протокол ошибок оператора, на основе которых после тренировки автоматически проставляется оценка действий обучаемого. Благодаря наличию пульта инструктора возможно создание аварийных ситуаций неожиданно для оператора.

Кроме тренажеров, на Харанорской ГРЭС для подготовки персонала используются автоматизированные обучающие системы (АОС). Каждая из них состоит из учебного курса (АУК), программы самостоятельной проверки знаний и программы экзаменационного тестирования. АУК основан на тексте соответствующей технологической инструкции, действующей на станции. Текст сопровождается иллюстрациями, схемами и таблицами, облегчающими усвоение материала инструкции. АУК снабжен удобной системой навигации по тексту и по иллюстрациям.

Наличие подобных тренажеров выводит Харанорскую ГРЭС в лидеры в области применения современных методов подготовки персонала.

В последнее время "человеческий фактор" в электроэнергетике приобретает все более весомое материальное значение. На энергопредприятиях холдинга все еще происходит значительное количество вынужденных остановов и поломок оборудования, связанных с ошибочными действиями персонала. При этом только прямой экономический ущерб составляет, по самым умеренным оценкам, десятки миллионов рублей.

Опыт передовых предприятий показывает, что цель полного исключения отказов оборудования, вызванных ошибками персонала, вполне достижима, но требует определенных усилий и небольших (по сравнению с возможным ущербом) затрат.

Таким образом, для обеспечения защищенности критически важных для национальной безопасности России энергетических объектов от угроз техногенного характера необходимо активнее использовать технические средства подготовки персонала - тренажеры, причем именно на тех этапах подготовки, на которых обучение без применения этих средств неэффективно.

Тренажеры должны стать центральным, системообразующим фактором системы подготовки персонала и гарантом обеспечения безопасной и экономичной эксплуатации оборудования электроэнергетики России.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста,авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 10 (50) октябрь 2004 года:

  • Белоруссии не нужно российское электричество

    Белоруссия приостановила импорт электроэнергии из России. Заместитель министра энергетики Белоруссии Александр Сивак заявил: «В сентябре поставок не будет из-за некоторых неурегулированных вопросов между обеими сторонами». Главный неурегулированный вопрос — цена. ...

  • Китай: Баланс между предложением и спросом на электроэнергию в Китае ожидается в 2006 году

    Баланс между предложением и спросом на электроэнергию в Китае ожидается в 2006 году. Об этом сообщил директор государственной компании по эксплуатации электрических сетей Чжао Сичжэн, передает агентство "Синьхуа". В 1987 году суммарная мощность энергетических установок в Китае составляла 100 млн. кВт, а на конец июня 2004 года - 400 млн. кВт. Как предполагается, объем потребления электроэнергии в стране к 2010 году достигнет 3,1 трлн. к...

  • Международный энергетический форум стран СНГ и Балтии

    ОТ РЕДАКЦИИ В сентябре в Ялте состоялся IV Международный энергетический форум стран СНГ и Балтии. Редакция газеты «Энергетика и промышленность России» выражает свою благодарность организаторам за отличную подготовку форума. На Ялтинском форуме менеджеры высшего звена как технические специалисты, так и управленцы смогли не только выслушать друг друга, но и найти пути к разрешению актуальных вопросов энергетики. Для нашего издания фо...

  • Блиц

    Меморандум о взаимопонимании по совместному освоению Венинского блока (проект "Сахалин-3") и участка Западно-Камчатского шельфа Охотского моря подписали "Роснефть" и Korea National Oil Corporation (KNOC). Сотрудничество сторон будет осуществляться путем создания совместных предприятий, которые станут держателями лицензий на разведку и добычу по указанным участкам недр. Согласно документу, "Роснефть" и KNOС создадут рабочие группы для о...

  • Российские промышленники не заметили эффекта от реорганизации Минпромэнерго

    В восьмой раз при поддержке Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, правительства РФ, администрации Санкт-Петербурга и Российского Союза промышленников и предпринимателей в выставочном комплексе «Ленэкспо» состоялся Международный промышленный форум «Российский промышленник». ...