16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/425-426/7544977.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 21-22 (425-426) ноябрь 2021 года

Ирина Путилова: «Высокая эффективность применения тренажеров виртуальной реальности при подготовке энергетиков доказана практически»

Ирина Путилова, руководитель НИУ «МЭИ»

Научно-образовательный центр «Экология энергетики» НИУ «МЭИ» занимается разработкой тренажеров виртуальной реальности, интерактивных инструкций и виртуальных экскурсий для подготовки ремонтного, эксплуатационного и другого персонала. Тренажеры виртуальной реальности в энергетике — недалекое будущее или уже сегодняшние реалии?

Об этом интервью руководителя НИУ «МЭИ» Ирины Путиловой с главным редактором «ЭПР» Валерием Пресняковым. Полная запись доступна на портале нашего издания в разделе «Открытое интервью».

— Для чего нужны тренажеры виртуальной реальности, они уже применяются в дополнительном образовании энергетиков?

— Кроме прослушивания лекционного материала, у слушателей НИУ «МЭИ» есть потрясающие возможности практически закрепить знания, работая на стендах в лабораториях, ИВЦ, на ТЭЦ МЭИ. В то же время «классический» процесс обучения сегодня, очевидно, недостаточен.

Именно потребность в переживании опыта подарила человечеству технологию, берущую свое начало у первых стереоскопов и называемую сейчас виртуальная реальность. Ведь возможности опытов, осмотра оборудования, особенно действующего, ограничены.

Первый проект в этой области Центр внедрил в обучение по программе профессиональной переподготовки персонала энергокомпаний осенью прошлого года. Спустя полгода была запущена разработка второго проекта.

— Как действует ваш Центр, что он предлагает уже сегодня?

— Наши проекты стартовали для слушателей ПАО «Мосэнерго». Первый — паровой котел ТГМП-314.

В нем компьютерная модель позволяет «погрузиться» в котел, пройти по водопаровому и газовоздушному трактам, лучше представить работу элементов оборудования и котельной установки в целом.

Второй проект — КРУЭ 110 кВ. В нем слушатели имеют возможность увидеть принципы работы элегазового выключателя, наблюдая его работу в разрезе.

При подготовке этих проектов изнутри выполнена детальная максимально реалистичная визуализация элементов этих устройств.

Если мы говорим о проекте по визуализации элементов котла ТГМП-314, то на занятиях слушатели надевают очки виртуальной реальности, видят топочную камеру, газоход, конвективную шахту со всеми элементами. Параллельно они слушают объяснения преподавателя, который проводит занятие и также находится в очках виртуальной реальности.

Наши преподаватели задействованы в процессе подготовки сценариев визуализации. Плюс, кроме изображения, в очки подгружена необходимая инфографика.

— Какова целевая аудитория обучающихся в вашем центре?

— Это сотрудники энергокомпаний, которые проходят профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Это специалисты без профильного образования. Например, юристы, экономисты и другие.

Подобные технологии также могут быть полезны и востребованы на производстве, например, на тепловых электрических станциях или в ремонтных организациях для совершенствования и доведения до автоматизма навыков эксплуатационного и ремонтного персонала.

— Как вы оцениваете эффект от образовательного процесса с применением виртуальных моделей?

— Есть большое количество положительных примеров применения технологий виртуальной реальности на Западе. Их активно используют такие гиганты, как Ford, Schlumberger, Lincoln Electric, Lockheed Martin Corporation.

На примере работы своего Центра могу сказать, что эффективность применения проектов с использованием виртуальной реальности проверялась контрольными мероприятиями (сдача экзаменов и защита курсовых проектов). Имеются результаты анкетирования наших слушателей.

При этом не ведется речь о полной замене традиционных подходов в обучении. Во-первых, большое количество информации человек усваивает лучше при преподавании через проверенные веками формы. Во-вторых, чисто физически невозможно целый день провести в очках виртуальной реальности. Глаза устают за один академический час.

— Ждет ли образовательную сферу взрывообразное развитие виртуальных технологий преподавания?

— Безусловно, серьезное продвижение любой новой технологии возможно только при востребованности со стороны ключевых игроков отрасли: ООО «Газпром энергохолдинг», ПАО «РусГидро», АО «Концерн Росэнергоатом», ОГК, ТГК, холдинг ПАО «Россети». Когда их интерес перейдет в практическую плоскость, можно будет говорить об активном развитии данного направления.

Образование, обучение, Цифровизация,

Ирина Путилова: «Высокая эффективность применения тренажеров виртуальной реальности при подготовке энергетиков доказана практически»Код PHP" data-description="Научно-образовательный центр «Экология энергетики» НИУ «МЭИ» занимается разработкой тренажеров виртуальной реальности, интерактивных инструкций и виртуальных экскурсий для подготовки ремонтного, эксплуатационного и другого персонала. Тренажеры виртуальной реальности в энергетике — недалекое будущее или уже сегодняшние реалии?" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/425-426/7544977.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/5d6/it3.jpg" >

Похожие Свежие Популярные