16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/419-420/9249929.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 15-16 (419-420) август 2021 года

Управление спросом может стать полноценным рыночным механизмом

Использование возможностей управления спросом приводит к трансформации роли потребителей в энергосистеме, которая позволяет им самостоятельно выступать поставщиками ресурсов регулирования баланса в энергосистеме. Такой вывод был сделан по результатам реализации пилотного проекта создания механизмов агрегированного управления спросом, стартовавшего в июле 2019 года.

Механизм, интересный всем

Предпосылками для внедрения механизмов управления спросом стали несколько факторов. Во-первых, то, что ресурс стал технологически доступен — в силу развития технологий телекоммуникаций, средств автоматизации производства, распространения распределенной генерации у значимой части потребителей появилась технологическая возможность изменять режим собственного электропотребления.

Во-вторых, использование ресурса оказалось экономически эффективно. Таким образом, можно повысить эффективность работы энергосистемы за счет создания новых механизмов оптимизации затрат на энергоснабжение для потребителей и увеличения использования эффективной генерации.

В-третьих, возможна конкуренция технологий — при внедрении проекта управления спросом на электрическую энергию применяется принцип технологической нейтральности в отношении используемых конечными потребителями технологий управления собственным электропотреблением, что приводит к конкуренции технологий и внедрению наиболее эффективных решений.




Пилотный проект по формированию механизма управления спросом розничных потребителей стартовал в июне 2019 года согласно постановлению Правительства РФ № 287 от 20.03.2019. Цель пилотного проекта — отработка нормативных, договорных, технологических решений и формирование пула агрегаторов управления спросом розничных потребителей.




«Программа управления спросом на удивление интересна всем: потребители, участвующие в процессе, продают свой ресурс энергосистеме, тем самым повышают эффективность своей работы на энергорынке, в конечном счете экономя средства на энергоснабжении. Управляемое потребление дает положительный эффект для всех потребителей, даже не участвующих в процессе, за счет оптимизации работы энергосистемы. Самое главное, что этот механизм интересен высокоэффективным генераторам», — отметил член правления, директор по энергетическим рынкам и внешним связям АО «СО ЕЭС» Андрей Катаев на брифинге АО «СО ЕЭС» в июле.


Лидерами стали металлурги

В пилотном проекте приняли участие 70 компаний-агрегаторов. В том числе крупнейшие российские государственные и негосударственные компании, а также международные. Всего в рамках пилотного проекта было охвачено свыше 350 объектов управления, каждый из которых состоит из одного или нескольких потребителей, в 51 регионе РФ.

«В большей части регионов РФ у нас есть участники, которые попробовали этот механизм. С третьего квартала 2019 года, когда было отобрано 47 МВт, мы пришли в третий квартал 2021 года, когда отобрано 963 МВт, то есть объем ресурсов управления спросом увеличился в 20 раз, — уточнил Андрей Катаев. — Только за счет организационных процедур, не потратив ни копейки капекса, мы привнесли в энергосистему ресурс, который можно соотнести с четырьмя крупными энергоблоками».




Примечательно, что в «пилоте» участвуют практически все отрасли промышленности. Самые активные — металлургические компании (они отобрали 184,525 МВт), компании, занимающиеся транспортировкой нефти (отобрано 130,7 МВт), и сельскохозяйственные предприятия (отобрано 118,62 МВт). Это те, кто, по мнению специалистов СО ЕЭС, воспринимает предлагаемый механизм уже не как пилотный, а как элемент работы на рынке. По другим отраслям это, скорее, действительно пилотное участие, но, учитывая, что интерес к механизму большой, то при вводе целевой модели достичь тех объемов и показателей, которые запланированы на будущее, вполне реально.





Среди регионов лидерами по объемам управляемого спроса стали Калужская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Свердловская и Иркутская области.




Начальник Департамента рынка системных услуг АО «СО ЕЭС» Максим Кулешов:

«С начала 2023 года механизм агрегированного управления спросом планируется к запуску как полноценная часть оптового рынка электроэнергии и мощности. Однако, чтобы перейти к целевой модели, нужно существенно развивать действующую нормативную базу, регулирующую работу рынка, в том числе путем внесения изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике»».




«Таким образом, по результатам двух лет «пилотирования» уже можно говорить о готовности управления спросом к тому, чтобы стать полноценным рыночным механизмом, — считает Андрей Катаев. — Высокий уровень конкуренции привел к формированию устойчивых цен на услугу, которые существенно ниже нормативно установленных предельных уровней. Но главное, что показал пилотный проект, — это заинтересованность бизнеса в развитии механизмов управления спросом. Объем предложения агрегаторов на каждом отборе, проводившемся в течение этих лет, значимо превышал подлежащие отбору предельные объемы».


Потенциал действительно значительный

Кстати, учет ресурсов управления спросом розничных потребителей и объемов ценозависимого снижения потребления оптовых потребителей при расчете рынка на сутки вперед на 7 июля привел к формированию расчетного эффекта, равного 245,74 млн рублей.

Как сообщает Системный оператор, задействование ресурсов управления спросом при таких условиях привело бы к значительному снижению цены РСВ во второй ценовой зоне и формированию ее на уровне ниже 0,6 усредненного индекса равновесных цен на покупку электроэнергии. Проверка расчетов показала, что резкое снижение цены на РСВ было вызвано значительным влиянием ценопринимающих ступеней заявок генерирующих объектов на формирование итоговой цены РСВ при снижении потребления ресурсами управления спросом и не может быть признано экономически обоснованным.





Сложившийся баланс спроса и предложения не привел к изменениям в работе рынка, поскольку согласно действующим правилам предусмотрены меры, ограничивающие применение механизма при резком снижении цен, не соответствующем реальному изменению себестоимости производства электроэнергии на электростанциях.

«Полученные результаты расчета РСВ, с одной стороны, подтвердили значительный потенциал, которым обладают ресурсы управления спросом в качестве полноценного инструмента регулирования баланса спроса и предложения на рынке электроэнергии, — комментирует Андрей Катаев, — с другой, они показывают важность практической апробации и донастройки правил при реализации пилотного проекта с тем, чтобы не допускать искажения объективных ценовых сигналов в РСВ».

Потребление электроэнергии, Энергетические системы, ЕЭС ,

Управление спросом может стать полноценным рыночным механизмомКод PHP" data-description="Использование возможностей управления спросом приводит к трансформации роли потребителей в энергосистеме, которая позволяет им самостоятельно выступать поставщиками ресурсов регулирования баланса в энергосистеме. Такой вывод был сделан по результатам реализации пилотного проекта создания механизмов агрегированного управления спросом, стартовавшего в июле 2019 года." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/419-420/9249929.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/2e4/2e4745eb8ec1f2865fff29e949b6f741.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.