16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/413-414/1821665.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 9-10 (413-414) май 2021 года

Спорная «зелень»

Профильные ведомства пока не пришли к единому мнению по поводу «зеленых» сертификатов.

Европейские рынки, оценивая продукцию зарубежных компаний, уже начинают обращать внимание на происхождение энергии, которая была использована для производства. Недавно «ЭПР» писал о том, что ПАО «ТГК-1» выпустило первую партию «зеленых» сертификатов для ПАО «Полюс», крупнейшего производителя золота в России, тем самым подтверждая происхождение энергии из возобновляемых источников. Генеральный директор ПАО «Полюс» Павел Грачев подчеркнул, что «переход на возобновляемые источники энергии — ключевой аспект трансформации мировой экономики», и выразил надежду, что такому примеру будут следовать другие участники рынка как в России, так и за рубежом. Между тем, пока в России на уровне правительства, регуляторов и участников энергорынка еще не выработана единая позиция по поводу реализации механизма «зеленых» сертификатов.

Недавно телеграм-канал «СоветБезРынка» опубликовал таблицу учета замечаний Государственно-правового управления Президента РФ и ответственного секретаря Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭКа и экологической безопасности к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электроэнергетике» в связи с введением сертификатов происхождения электрической энергии. Также в таблице представлена позиция Минэнерго РФ. Редакция «ЭПР» не располагает точными сведениями об истинном правовом статусе документа, который был опубликован анонимным каналом (на документе отсутствуют какие-либо подписи или печати), однако некоторые аспекты, безусловно, интересны. Обращаем внимание: мы решили написать об этом исключительно с целью показать, что еще нет единого подхода к функционированию «зеленых» сертификатов.


«За» и «против»

Согласно позиции Минэнерго РФ, денежные средства, получаемые производителями электроэнергии от продажи сертификатов происхождения электрической энергии, должны сформировать новый источник инвестиционных ресурсов для владельцев генерирующих объектов, имеющих право на получение сертификатов. За счет этого должна увеличиться общая доходность проектов строительства новых и эксплуатации ранее введенных генерирующих объектов, использующих возобновляемые и низкоуглеродные источники энергии. «В результате возрастет инвестиционная привлекательность возобновляемого и низкоуглеродного секторов энергетики, что привлечет новых инвесторов и приведет к росту объемов использования возобновляемых и низкоуглеродных источников энергии», — говорится в документе со ссылкой на Минэнерго.

В свою очередь в Государственно-правовом управлении считают: с учетом того что все полученные денежные средства от продажи сертификатов происхождения могут оставаться в распоряжении продавца (производителя) и не должны быть направлены на дальнейшее развитие «зеленой» электрической энергии, у производителей отсутствуют дополнительные стимулы по дальнейшему развитию «зеленой» энергетики. Поэтому возникают сомнения, что проектируемый механизм оборота сертификатов происхождения позволит достичь целей законопроекта по увеличению и поддержке использования ВИЭ.

Также споры ведутся вокруг вопроса о будущих собственниках сертификатов: сейчас рассматривается предложение предусмотреть поступление сертификатов в собственность экспорториентированных промышленных предприятий (ЭОПП) на безвозмездной основе. По мнению представителей Минэнерго, в этом случае «все остальные потребители, чьи платежи явились источником средств для строительства генерирующих объектов, не получат свою пропорциональную долю сертификатов». Кроме того, «принятие предлагаемого способа создаст безосновательные выгоды для узкой группы участников экономического оборота за счет принудительного отчуждения имущества у других субъектов, что нарушит принцип равенства участников гражданско-правовых отношений».

Наконец, согласно документу, в Минэнерго указывают на ряд предложений Минэкономразвития, касающихся параметров выпуска сертификатов происхождения энергии (объем, состав генерирующих объектов), цены сертификатов, которая должна определяться Советом рынка с учетом спроса на них, а также средств, полученных от реализации сертификатов, которые должны в полном объеме направляться на снижение платежей потребителей за мощность объектов ДПМ ВИЭ-2. По мнению Минэкономразвития, «предложенный механизм выпуска и оборота сертификатов происхождения обеспечит снижение нагрузки на потребителей электрической энергии (мощности), связанной со стимулированием использования ВИЭ, и перенесет бремя поддержки возобновляемой энергетики на наиболее заинтересованных потребителей». Со своей стороны Минэнерго считает подобный механизм нецелесообразным.

«Предлагаемые нормы представляют собой коррупциогенный фактор, создают предпосылки к непрозрачному и неэффективному распределению сертификатов и денежных средств, что приведет в конечном итоге к снижению интегрального общественно-полезного эффекта от введения системы обращения сертификатов. Столь широкое использование административных рычагов не отвечает общепринятым в мире принципам организации систем обращения сертификатов, что может осложнить признание российских сертификатов за пределами страны, в том числе при их использовании экспортерами для подсчета углеродного следа продукции. Кроме того, предлагаемое использование чисто административных механизмов может осложнить перспективы использования сертификатов как инструмента в комплексных проектах, связанных с «зеленым» финансированием», — описывается позиция Минэнерго в документе.

Однако в Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития ТЭКа и экологической безопасности придерживаются противоположного мнения и предлагают учесть предложения Минэкономразвития о необходимости приоритетного использования создаваемых экономических механизмов в отношении новых ВИЭ в целях стимулирования их создания и снижения платежа потребителей по договорам о предоставлении мощности.

«Предложение об одновременном определении в законопроекте дифференцированного механизма принятия Советом рынка решений о выпуске сертификатов происхождения электроэнергии в отношении иных низкоуглеродных генерирующих объектов на основании оценки спроса на такие сертификаты представляется обоснованным», — указывается в документе.


Поиск мотивации

«Зеленые» сертификаты существуют в мире с 1990-х годов и используются более чем в 60 странах мира (США, государствах Евросоюза, Японии, Китае). Выпуском сертификатов занимаются специальные органы. К примеру, в Европе — Ассоциация выпускающих органов общеевропейской системы сертификатов происхождения электроэнергии (Guarantees of Origin). Также на рынке «зеленых» сертификатов работают операторы системы ведения реестра, которые следят за тем, чтобы документы невозможно было использовать после окончания «срока годности» или предъявить дважды. С регуляторами сотрудничают производители «зеленой» энергии — электростанции — и покупатели.

Чтобы компании охотнее приобретали сертификаты, правительства стран создают для них преференции или, наоборот, ограничивающие условия — такие, как углеродный сбор. По итогам 2018 года объем погашенных «зеленых» сертификатов номиналом 1 МВт*ч в Европе составил более 500 млн штук, в США — свыше 60 млн. По прогнозам, к 2030 году оборот «зеленых» сертификатов вырастет до 1,6 млрд штук на сумму более 4 млрд евро. В России ожидаемый объем потребления «зеленых» сертификатов составляет примерно 120 млн штук, потенциальный объем производства номиналом 1 МВт*ч — 400 млн. Годовое производство «зеленой» электроэнергии в РФ в млн МВт*ч, по данным на 1 января 2020 года: АЭС — 208,8; ГЭС — 190,3; СЭС — 1,3; ВЭС — 0,32. В мировой практике цены на сертификаты не регулируются, но, судя по опыту Европы, могут находиться в диапазоне от 0,5 до 2 евро за 1 МВт*ч.

Напомним, что дискуссия вокруг «зеленых» сертификатов в России идет уже несколько лет, однако, как уже упоминалось, единой позиции ни участники рынка, ни профильные ведомства пока не выработали. В октябре 2020 года директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Дмитрий Вахруков выступал с заявлением о том, что «продажа «зеленых сертификатов» не снизит и нагрузку на ОРЭМ с точки зрения поддержки ВИЭ».

В свою очередь промышленные потребители, в частности представители РСПП, подчеркивали, что готовы приобретать «зеленые сертификаты» для добровольной поддержки ВИЭ, но только на тот объем, который не закрыт выработкой ГЭС/АЭС (и ранее уже оплаченный ими, в частности, через механизм ДПМ). В одном все сходятся точно — механизм «зеленых сертификатов» должен способствовать увеличению экспортной выручки и налоговых поступлений российских промышленных компаний, а не приводить к росту затрат, снижая их конкурентное преимущество. Тем не менее пока нерешенным остается главный вопрос — каким образом будут поддерживаться компании-производители, использующие «зеленые» сертификаты? И как заинтересовать «традиционную» генерацию вкладываться в ВИЭ?

Возобновляемые источники энергии (ВИЭ), Минэнерго,

Спорная «зелень»Код PHP" data-description="Профильные ведомства пока не пришли к единому мнению по поводу «зеленых» сертификатов." data-url="https://www.eprussia.ru/epr/413-414/1821665.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/cc1/cc1fd821722a3b99bf161fdedcc336c3.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.