16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/411/7516981.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 7 (411) апрель 2021 года

Вопрос энергетической безопасности: контрафактные запчасти к паровым турбинам

В атомной отрасли случаи контрафакта запчастей единичны и становятся темами расследований, в гидроэнергетике после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС требования к производителям и поставщикам оборудования были значительно ужесточены. Потому что безопасность важнее, цена ошибки велика. А что же в теплоэнергетике? Насколько здесь важно и нужно бороться с контрафактом, заказывать запчасти у оригинальных или сертифицированных производителей? «ЭПР» приглашает заинтересованные стороны к диалогу. Сегодня возможность выступить мы предоставили Уральскому турбинному заводу.

В настоящее время на российских станциях эксплуатируется более 1,5 тысячи паровых турбин, из них менее 20 лет проработал только каждый пятый агрегат.

Основной парк паровых турбин изношен либо значительно изношен, а значит, рынок запчастей для них перспективен. Сегодня на нем действует около сотни игроков, имеющих разный уровень инженерных компетенций и технологической оснащенности.

Каждая из паровых турбин требует определенного вида ремонта — текущего, среднего и капитального. По экспертной оценке, примерно около 10% турбины в течение жизненного цикла подлежит замене. Это крепеж, который страдает во время сборок и разборок, а также теряет свои физические свойства во время длительной эксплуатации, уплотнения, элементы проточной части, пары трения и системы регулирования.


Подводные камни рынка запчастей

При плановой экономике СССР техническая документация на паровые турбины передавалась сторонним предприятиям для производства запчастей на определенные модели турбин, в 90-е годы часть чертежей «ушла» с заводов «серыми» путями. В настоящее время при поставке турбины УТЗ поставляет и комплект эксплуатационных чертежей, который в какой-то мере позволяет изготавливать запасные части. Из-за того что чертежи на турбины ТМЗ в силу разных обстоятельств «распылились» по рынку, запчасти на уральские турбины сегодня активно изготавливают различные сторонние компании. На УТЗ уверены: «серый» рынок запчастей губителен, на кону вопросы энергетической безопасности и человеческие жизни (аварии на электрических станциях могут приводить к смертельным случаям среди обслуживающего персонала).

К основным проблемам закупки контрафактных запчастей можно отнести несоответствие материала детали требованиям чертежа, несоответствие механических свойств применяемых материалов, например отклонение по твердости крепежных элементов, отклонения от чертежных размеров, отсутствие необходимых припусков для осуществления пригонки к ответной детали для их правильной последующей установки. В результате снижается экономичность и эксплуатационная надежность, увеличиваются сроки ремонта.




В советское время энергетики хорошо знали марку ТМЗ (ОАО «Турбомоторный завод»). После банкротства предприятия на его базе в 2003 году было создано АО «Уральский турбинный завод». ТМЗ в 2005 году на основании договора передал УТЗ весь комплект проектной, конструкторской и технической документации по всем выпущенным и находящимся в эксплуатации турбинам ТМЗ. На данный момент АО «Уральский турбинный завод» — законный правообладатель проектной, конструкторской и технической документации на турбины и запасные части ТМЗ. Сегодня на станциях СНГ эксплуатируется чуть больше 700 турбин производства ТМЗ/УТЗ.




Андрей Беляев, начальник отдела инженерного сопровождения сервиса УТЗ: «Чертежи деталей турбины, поставленные на одну станцию для турбины аналогичной конструкции, но на другой станции, могут быть неприменимы. Например, за одним номером чертежа может скрываться до 15 версий одной детали, так как в процессе улучшений, технологических изменений на заводе эта деталь модифицировалась. И этой информацией обладает только завод-изготовитель. Это то, что называют историей турбины».

Такая база знаний по турбинам (детальные чертежи, формуляры с информацией об индивидуальных особенностях производства и эксплуатации каждой турбины) и позволяет поставлять точно необходимую деталь, с учетом всех произошедших изменений за жизнь турбины. При этом на УТЗ отмечают: если заказчик работал с другими фирмами и изменения не были согласованы с заводом-изготовителем (требование Правил технической эксплуатации электрических станций. — Прим. ред.), завод не может выдавать какие-либо рекомендации, так как не обладает полным знанием о том, что фактически было сделано.

Есть и еще одна причина работать с заводом-изготовителем, считают на УТЗ: заказчик получает не только саму запасную часть, но и полноценное инженерное сопровождение. Завод, учитывая статистику работы конкретной детали в условиях длительной эксплуатации на многих объектах, готов предложить самые актуальные, улучшенные с точки зрения надежности, ремонтопригодности и эксплуатационных показателей технические решения.

Артем Ямалтдинов, заместитель главного конструктора УТЗ: «Можно привести пример с пакетами регулирующих ступеней. Это две лопатки, соединенные между собой. До недавнего времени на УТЗ для этих целей использовали электролучевую сварку. Это сложная установка, не у многих она есть, поэтому часть компаний электролучевую сварку заменяют простой, классической, где наплавленный металл заполняет разделки. Эта конструкция менее надежна. Два года назад УТЗ освоил изготовление цельнофрезерованных лопаток (единый пакет из двух лопаток). Это новая технология, которую, кроме нас, на рынке никто еще не использует. Соответственно, во всех трех вариантах номер у запчасти может быть один, но технически по своей надежности это будут три разные вещи».



Еще одна проблема заключается в том, что сторонние компании специализируются на конкретном виде запчастей и не могут охватить весь комплекс. Поэтому энергетики зачастую собирают комплект от разных производителей. Более того, на УТЗ говорят, что достаточно много запросов на запасные части приходит с неизвестными номерами, которые не позволяют, не обладая полным пакетом конструкторской документации, идентифицировать, в каком узле применяется эта деталь.

Владимир Рубцов, заместитель начальника отдела инженерного сопровождения сервиса «УТЗ»: Мы тщательно прорабатываем каждую заявку и зачастую понимаем, что, к примеру, эта гайка в этой конкретной турбине не применяется. Таких «не тех» деталей примерно 5% из заказываемой номенклатуры запчастей. Мы обязательно информируем заказчика, что данная деталь используется, к примеру, в рядом стоящей турбине на этой же ТЭЦ, чтобы у заказчика сформировалось представление, какие детали можно и нужно ставить. Сторонняя компания не будет так «глубоко копать» и просто выдаст то, что хочет заказчик».


Дольше и дороже? Два решения и один вывод

Заказчик скажет: заказывать оригинальные запчасти, может, и надежнее, но дольше и дороже. Действительно, на тендерах сторонние изготовители выставляют невысокие цены и все равно выигрывают в прибыли, т. к. у них относительно небольшие расходы на организацию производства. Например, у них нет отдела качества, лаборатории, конструкторского бюро, им не надо проводить исследовательские работы. Это обычный цех с парой менеджеров. Большие накладные расходы и более длительный срок изготовления предприятия-изготовителя закономерны. Чтобы решить проблему, на УТЗ пошли путем создания склада готовых запчастей и каталогов запчастей.




СТРАТЕГИЯ «WIN-WIN»

В 2020 г. ПАО «Т Плюс» заключило с АО «УТЗ» трехлетний договор на поставку запчастей на общую сумму 295 млн рублей. За последние годы для отрасли это самый большой пакет на запчасти, отданный в одни руки. Переформатирование взаимоотношений было на пользу обеим компаниям. Заказчик получает необходимые запчасти, а большой объем заказа позволил значительно сэкономить на цене. УТЗ, как исполнитель, обеспечил себе ритмичную загрузку производства запчастей, сэкономил за счет серийности номенклатуры. Аналогичные контракты УТЗ надеется заключить с энергетическими компаниями Татарстана.




На сегодня на УТЗ сформирован склад готовых запчастей для турбины серии Т-100 как наиболее массовой турбины завода. Склад включает в себя около 150 наиболее востребованных позиций: диафрагмы, лопатки. Он восполняемый, это позволит заказчикам максимально быстро получить необходимые запасные части. Следующим шагом станет включение в номенклатуру склада и длиноцикловых запчастей (стопорных клапанов, диафрагм и лопаточного аппарата).

Создание каталогов запчастей также должно качественно изменить взаимоотношения с заказчиком.

Алексей Кропачев, руководитель группы продаж запчастей УТЗ: «Заказчик имеет у себя в архивах каталог и реестр запасных частей, датированных поставкой турбины. Это, скорее всего, данные 30–40-летней давности. С того времени наше конструкторское бюро, естественно, улучшило характеристики детали, использовало более современные и качественные марки стали. Но об этих изменениях заказчик не знает. В одном документе — каталоге — мы консолидировали все нужные заказчику сведения по каждой позиции: свежую техническую информацию, актуальную стоимость и цикл изготовления. Все прозрачно. Это позволит генкомпаниям заранее и точно планировать свои затраты на ремонты, экономить время на заказе и ресурсы на тендерных процедурах».

Важно: каталоги будут с одной ценой для всех заказчиков, это позволит обеспечить доступность и открытость в интересах потребителя. Пока каталог запчастей создан на турбину Т-100, в дальнейшем такая практика распространится на все турбины и их модификации, которые завод выпускал за свою историю.

Рынок запчастей и услуг к турбинам ТМЗ/УТЗ составляет приблизительно 1,5 млрд рублей в год. Производителей на этом рынке много. Заказчик зачастую не берет во внимание происхождение, актуальность и полноту имеющейся конструкторской документации у производителей на приобретаемые детали.

Дмитрий Изотин, директор по продажам УТЗ: «Наш завод является единственным держателем оригинала чертежей, изготавливать под этими номерами имеем право только мы. И это принципиальный вопрос. Конкуренция — отличный инструмент развития, она всех держит в тонусе и заставляет делать лучший продукт. Мы делаем лучший продукт, используя опыт эксплуатации турбин и расчетные базы данных. Но конкуренция должна быть чистой! Для этого чертежи на запчасти должны быть получены законным способом, а их изготовители должны нести полную ответственность за работу оборудования, в состав которого установлена деталь или узел».

На УТЗ считают, что серая зона контрафакта должна быть изжита. Ведь вопрос энергетической безопасности зависит в том числе и от качества изготавливаемых деталей. Рынок оборудования и запчастей для энергетики нуждается в установлении прозрачных и законных правил игры с гарантированным результатом и качеством, нуждается в том, чтобы выйти из сумрака.

Тепловая энергетика, Турбины, Энергетическое машиностроение, Промышленная безопасность,

Вопрос энергетической безопасности: контрафактные запчасти к паровым турбинамКод PHP" data-description="В атомной отрасли случаи контрафакта запчастей единичны и становятся темами расследований, в гидроэнергетике после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС требования к производителям и поставщикам оборудования были значительно ужесточены. Потому что безопасность важнее, цена ошибки велика. А что же в теплоэнергетике? Насколько здесь важно и нужно бороться с контрафактом, заказывать запчасти у оригинальных или сертифицированных производителей? «ЭП" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/411/7516981.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/2c8/2c834777b7124feed3e0e9a5db1c6d95.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.