16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/41/2754.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (41) январь 2004 года

Россия в погоне за водородной батарейкой

Энергетика www.vesti.ru Константин СЕМИН

Когда-нибудь нефть, за которую в мире идет такая борьба, иссякнет. Ждать этого осталось не так уж и долго: по прогнозам экспертов, это должно произойти до конца ХХI века. В мире ищут новые источники энергии. На Западе уже есть автомобили, работающие на водороде, но они слишком дорого стоят. В погоню за недорогим водородным двигателем собирается вступить и Россия.

До изобретения инженером Даймлером двигателя внутреннего сгорания нефть была просто нефтью. В досоветской России ее вообще сжигали в печах, как уголь. Но первый автомобиль сделал черную жидкость главным энергетическим ресурсом человечества, причиной десятков больших и маленьких войн. Сегодня, пока за нефть проливают кровь, ученые пытаются создать новый двигатель.

По мнению российских ученых — Геннадия Месяца, вице-президента Российской Академии наук, и Сергея Худякова, заместителя директора программы по энергоустановкам на основе топливных элементов, можно уйти от прямого использования нефти, бензина. "Это вопрос экологии, высокий КПД, бесшумность", - полагает Худяков.

Сама идея не нова. Если под действием электричества вода разделяется на водород и кислород, то и при соединении этих элементов получится вода, а электричество выделится.

Осталось придумать, как хранить водород с кислородом и сделать реакцию безопасной, а киловатты - дешевыми. В СССР первый двигатель ученые построили еще 30 лет назад в рамках космической программы. Самую совершенную модель поставили на "Буран".

То же самое сделала Америка для своего шаттла. Осознав, что лет через сто и нефть, и газ на планете кончатся, теперь водородной энергетикой занимаются Европа, Китай, Япония.

"У американцев на эту программу только официально выделяется 5 миллиардов долларов. И в десять раз больше тратят частные компании, вкладывающие в данные исследования огромные средства", - пояснил Геннадий Месяц.

На Западе среди самых щедрых - нефтяные и автомобильные корпорации. Первые боятся потерять уже имеющийся рынок, вторые стремятся захватить еще не созданный. Запад добился многого: на водороде и машины ездят, и компьютеры работают.

И вот частный бизнес впервые выделяет российской науке действительно приличные деньги. Теперь вопрос: как их потратить? "Эти десятки миллионов можно потратить на исследования, о которых никто не знает, а можно разумно распорядиться, пустить в дело", - считает Юрий Семенов, президент РКК "Энергия".

Оказывается, как это было принято в СССР, похожие исследования вели сразу несколько научных учреждений. Скажем, в Питере тоже придумали свой генератор и даже способ хранения водорода - в металле. Теперь, когда на кон поставлен годовой бюджет в 40 миллионов долларов, ученым есть из-за чего скрестить шпаги.

"Есть какое-то недоразумение: весь мир понимает, что это самый эффективный способ хранения водорода", - подчеркнул Вениамин Аваков, главный конструктор ФГУП Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии.

"Они будут биться. Ничего не получится. Деньги истратят, - сказал Юрий Семенов. - Давайте мы распылим эти деньги. Есть группа людей, которая 25 лет занималась альтернативным вариантом, и у нее ничего не получилось. К сожалению, истрачены огромные деньги".

По словам Геннадия Месяца, это нормальная ситуация. Конкуренция среди крупных корпораций, на его взгляд, движет прогресс.

На самом деле, он уже создан и уже ездит. В багажнике - тот самый, бурановский, генератор. Есть и специальная водородная заправка для него. Но такая машина по-прежнему слишком дорога, а возможности ее скромны.

Правда, сегодня речь идет уже не только об автомобиле, а о целой водородной экономике: автономных электростанциях, портативных генераторах и даже батарейках. Увязший в войне за нефтяные скважины президент Буш уже сделал водородный двигатель частью своей предвыборной программы.

Через 5-10 лет Америка собирается начать массовый переход на новые источники энергии. Воды и воздуха в мире, конечно, хватит на всех, но что потом придется делать с российской нефтью...

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (41) январь 2004 года:

  • США: Мировые цены на нефть должны определяться рынком

    Руководство США считает, что мировые цены на нефть должны определяться рынком, заявил министр энергетики США Спенсер Абрахам на фоне продолжающегося роста цен на нефть. 9 января цены на нефть выросли на NYMEX до $34,70 за баррель, что является самой высокой ценой со времени перед вторжением сил коалиции в Ирак в марте прошлого года. В настоящее время высокие цены на нефть объясняются самым минимальным уровнем товарных запасов нефти в СШ...

  • За счет энергии одной батарейки

    Крошечные и эффективные металлические мускулы, сделанные из наночастиц платины, были созданы немецкими исследователями. В перспективе они могут послужить основой для развития роботизированных искусственных конечностей и появления миниатюрных электродвигателей огромной мощности, которые будут в состоянии двигать и поднимать предметы, в 140 раз превосходящие их по весу. ...

  • Проблемы обеспечения качества электрической энергии

    Постановлением правительства РФ от 13 августа 1997г. № 1013 электрическая энергия отнесена к числу хозяйственных товаров, подлежащих обязательной сертификации. Во исполнение этого постановления разработана "Система сертификации ГОСТ Р", определяющая временный порядок сертификации электрической энергии. Государственной Думой 1 декабря 1999 г. был принят проект Федерального закона "О государственном регулировании в области обеспечения э...

  • Найти и обезвредить

    Стоило президенту Путину сказать, что при приватизации жульничали только «пять-семь-десять человек», как Счетная палата вызвалась их поискать. В следующем году аудиторы собрались проверить приватизацию всех объектов госсобственности за 10 лет. Аналитики расценивают это как предостережение крупному бизнесу. ...

  • Венгрия: Mol не продан

    Венгерское правительство отложило продажу части принадлежащих ему акций нефтяной компании MOL. Чиновники посчитали, что не могут получить за них приемлемую цену. Приватизацию планируется возобновить в следующем году. MOL - крупнейшая нефтегазовая компания Венгрии. Крупнейшие акционеры MOL - правительство Венгрии (23,6%) и австрийская OMV (10%), остальные акции распылены между портфельными инвесторами. В июне этого года чиновники объяв...