16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/41/2754.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (41) январь 2004 года

Россия в погоне за водородной батарейкой

Энергетика www.vesti.ru Константин СЕМИН

Когда-нибудь нефть, за которую в мире идет такая борьба, иссякнет. Ждать этого осталось не так уж и долго: по прогнозам экспертов, это должно произойти до конца ХХI века. В мире ищут новые источники энергии. На Западе уже есть автомобили, работающие на водороде, но они слишком дорого стоят. В погоню за недорогим водородным двигателем собирается вступить и Россия.

До изобретения инженером Даймлером двигателя внутреннего сгорания нефть была просто нефтью. В досоветской России ее вообще сжигали в печах, как уголь. Но первый автомобиль сделал черную жидкость главным энергетическим ресурсом человечества, причиной десятков больших и маленьких войн. Сегодня, пока за нефть проливают кровь, ученые пытаются создать новый двигатель.

По мнению российских ученых — Геннадия Месяца, вице-президента Российской Академии наук, и Сергея Худякова, заместителя директора программы по энергоустановкам на основе топливных элементов, можно уйти от прямого использования нефти, бензина. "Это вопрос экологии, высокий КПД, бесшумность", - полагает Худяков.

Сама идея не нова. Если под действием электричества вода разделяется на водород и кислород, то и при соединении этих элементов получится вода, а электричество выделится.

Осталось придумать, как хранить водород с кислородом и сделать реакцию безопасной, а киловатты - дешевыми. В СССР первый двигатель ученые построили еще 30 лет назад в рамках космической программы. Самую совершенную модель поставили на "Буран".

То же самое сделала Америка для своего шаттла. Осознав, что лет через сто и нефть, и газ на планете кончатся, теперь водородной энергетикой занимаются Европа, Китай, Япония.

"У американцев на эту программу только официально выделяется 5 миллиардов долларов. И в десять раз больше тратят частные компании, вкладывающие в данные исследования огромные средства", - пояснил Геннадий Месяц.

На Западе среди самых щедрых - нефтяные и автомобильные корпорации. Первые боятся потерять уже имеющийся рынок, вторые стремятся захватить еще не созданный. Запад добился многого: на водороде и машины ездят, и компьютеры работают.

И вот частный бизнес впервые выделяет российской науке действительно приличные деньги. Теперь вопрос: как их потратить? "Эти десятки миллионов можно потратить на исследования, о которых никто не знает, а можно разумно распорядиться, пустить в дело", - считает Юрий Семенов, президент РКК "Энергия".

Оказывается, как это было принято в СССР, похожие исследования вели сразу несколько научных учреждений. Скажем, в Питере тоже придумали свой генератор и даже способ хранения водорода - в металле. Теперь, когда на кон поставлен годовой бюджет в 40 миллионов долларов, ученым есть из-за чего скрестить шпаги.

"Есть какое-то недоразумение: весь мир понимает, что это самый эффективный способ хранения водорода", - подчеркнул Вениамин Аваков, главный конструктор ФГУП Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии.

"Они будут биться. Ничего не получится. Деньги истратят, - сказал Юрий Семенов. - Давайте мы распылим эти деньги. Есть группа людей, которая 25 лет занималась альтернативным вариантом, и у нее ничего не получилось. К сожалению, истрачены огромные деньги".

По словам Геннадия Месяца, это нормальная ситуация. Конкуренция среди крупных корпораций, на его взгляд, движет прогресс.

На самом деле, он уже создан и уже ездит. В багажнике - тот самый, бурановский, генератор. Есть и специальная водородная заправка для него. Но такая машина по-прежнему слишком дорога, а возможности ее скромны.

Правда, сегодня речь идет уже не только об автомобиле, а о целой водородной экономике: автономных электростанциях, портативных генераторах и даже батарейках. Увязший в войне за нефтяные скважины президент Буш уже сделал водородный двигатель частью своей предвыборной программы.

Через 5-10 лет Америка собирается начать массовый переход на новые источники энергии. Воды и воздуха в мире, конечно, хватит на всех, но что потом придется делать с российской нефтью...

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (41) январь 2004 года:

  • 1421245245

    ...

  • Норвегия: Норвегия не хочет «душить» мировую экономику

    Министр нефтяной промышленности Норвегии Эйнар Стеенснес заявил в интервью агентству Reuters, что нынешние высокие цены на нефть должны побудить производителей нефти увеличить ее добычу, чтобы не позволить ценам «задушить» экономическое оживление в мире. По словам Стеенснеса, Норвегия добывает нефть на предельной мощности и поэтому не может увеличить ее производство. «Но я надеюсь, что нефтяные державы, у которых имеются резервные мощ...

  • Нефтегазовый комплекс: стратегия развития

    Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провел презентацию VI Международного конгресса "Нефтегазовый комплекс: стратегия развития". В презентации участвовали представители более 40 отечественных и зарубежных компаний. ...

  • Новое в технологии управления крупными промышленными проектами

    Особенностью реализации долгосрочных проектов в области энергетики, машиностроения и аппаратостроения в условиях перехода к рыночной экономике является требование эффективного управления в условиях неритмичного и ограниченного финансирования. Ярким примером является реализация проекта Бурейской электростанции, строительство которой начиналось при плановом государственном финансировании, а продолжалось в условиях длительных периодов отсу...

  • Ирак: Новая электростанция на границе Ирака с Кувейтом

    На границе Ирака с Кувейтом будет построена электростанция мощностью 1 тыс. МВт. Об этом со ссылкой на министра электроэнергетики Ирака Эйхама Ас-Самараи сообщила иракская газета «Ас-Сабах». Соответствующая договоренность была достигнута между правительствами Ирака и Кувейта. Газета не сообщает, какие фирмы будут осуществлять строительство ТЭС, указав лишь, что это будут «частные компании». Стоимость проекта оценивается в $1,5 млрд....