16+
Регистрация
РУС ENG
Расширенный поиск
http://www.eprussia.ru/epr/41/2740.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 1 (41) январь 2004 года

Энергетический разлом

Власть По материалам газеты «Новые известия» Михаил КЛАССОН

Россия и ЕС не смогли подписать соглашение о свободном транзите нефти и газа в Европу.

Правительство России надеялось в декабре подписать транзитный протокол к Энергетической хартии. Эта церемония должна была пройти в Брюсселе с участием представителей 51 страны. Однако из-за так и не снятых между ЕС и Россией разногласий по документу процедура подписания отложена до лета 2004 года. До этих пор Европа останется без дешевых нефти и газа, а Россия - фактически без шансов вступить в ВТО.

Внешне ничто не предвещало такого драматического поворота событий. В конце ноября в Москву приезжал председатель конференции Энергетической хартии Хеннинг Кристоферсен. Вице-премьер РФ Виктор Христенко, представлявший на переговорах с ним российское правительство, подтвердил намерение нашей страны активно участвовать в мероприятиях Энергетической хартии и обеспечивать устойчивость мировых рынков энергоресурсов. Кроме того, Виктор Христенко подчеркнул необходимость достижения баланса интересов всех участников энергетического транзита - стран-экспортеров, стран-импортеров, государств, через территорию которых идут поставки энергоресурсов.

Казалось, обе стороны были довольны результатами переговоров. Тем более неожиданным оказалось решение Виктора Христенко не лететь в Брюссель на подписание транзитного соглашения. По мнению ведущей британской газеты Financial Times, это может означать только одно: фактический срыв консультаций и «развод» между Россией и ЕС по важнейшему для обеих сторон энергетическому вопросу.

Формально Россия и ее европейские партнеры-оппоненты не смогли договориться по формулировкам документа по транзитным тарифам. Фактически же наша страна испугалась неизбежных в случае подписания договора убытков. Ведь если бы она ратифицировала транзитный договор, то ее ежегодные потери при транспортировке одного лишь туркменского природного газа в Европу составили бы 5 млрд. долларов. Подобные потери объясняются тем, что в этом случае России пришлось бы пожертвовать частью экспорта своего газа.

Понятно, что Европа, лишившись по милости России сравнительно дешевого газа и нефти, вряд ли останется безучастной. Наблюдатели подчеркивают, что после срыва брюссельского мероприятия переговоры по условиям вступления России в ВТО окончательно зайдут в тупик. До этого Москва и Брюссель не смогли найти точек соприкосновения и по внутренней цене российского газа. Чиновники ЕС считают, что она неоправданно низкая, а это создает российским экспортерам товаров условия для нечестной конкуренции по сравнению с европейскими производителями. Российские правительственные эксперты, напротив, уверены, что низкие внутренние цены на природный газ являются нашим природным преимуществом. Таковым для Европы является более мягкий, чем в России, климат.

Правда, некоторые эксперты считают, что было бы неправильным во всем обвинять «неуступчивых» бюрократов из ЕС. По их мнению, значительная доля вины за провал переговоров лежит на российском правительстве. Так, президент Института энергетической политики Владимир Милов полагает, что у правительства с 1994 года, когда была подписана Энергетическая хартия, так и не появилось самостоятельной позиции на переговорах с ЕС. Российскую сторону на этих переговорах обычно представлял «Газпром», который, по мнению г-на Милова, и «заказывает музыку». Но при этом выбрана самая примитивная тактика: Россия любой ценой стремится «держать и не пущать» среднеазиатский газ в Европу вместо того, чтобы комплексно подсчитать выгоды и убытки нашей страны от ратификации транзитного протокола. Более того, из-за навязанной «Газпромом» недальновидной позиции Россия имеет все шансы остаться за бортом международного правового поля в энергетической сфере, считает Владимир Милов.

Отправить на Email

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь на сайте

Также читайте в номере № 1 (41) январь 2004 года:

  • «Ригель» производит и утилизирует аккумуляторы

    ОАО «Аккумуляторная компания «Ригель» построит в Ленобласти первое в России производство литий-ионных и литий-полимерных аккумуляторов и первое на Северо-Западе предприятие по утилизации всех типов аккумуляторов. Инвестиции в проект оцениваются в $33 млн. Новый завод возведут на земельном участке площадью 10 га в 2,5 км от города Коммунар. Сейчас идет его проектирование. Объем инвестиций в этот проект пока не разглашается. По оценке...

  • Туркмения: Туркмения 25 лет будет поставлять газ Украине

    Сапармурат Ниязов принял накануне посла Украины в Ашхабаде Вадима Чупруна. По информации пресс-службы туркменского лидера, на встрече обсуждались итоги двустороннего сотрудничества в 2003 г. и перспективы дальнейшего развития взаимовыгодного партнерства, прежде всего в нефтегазовой сфере. В центре внимания в ходе беседы были, по данным того же источника, вопросы поставок туркменского газа на украинский рынок. Президент Туркменистана и...

  • Блиц

    Объем финансового резерва на первое января 2004 г., по предварительной оценке Минфина России, составил 255 млрд. рублей. Из них 103,5 млрд. рублей будет зачислено в Стабилизационный фонд, который впервые начал формироваться в России в этом году. Ранее объем финансового резерва по итогам 2003 г. прогнозировался на уровне около 170 млрд. руб., а начальный объем Стабилизационного фонда - соответственно на уровне 80-90 млрд. рублей. Фи...

  • Блиц

    Во время шторма в трех милях юго-западнее мыса Таран, у калининградского побережья Балтийского моря, буксируемое судно-земснаряд перевернулось и затонуло на глубине 19 м. Экипажа на борту буксируемого судна не было. Земснаряд - общее название судов технического флота, применяемых для подводной разработки и выемки грунта при дноуглубительных работах, в гидротехническом строительстве. В районе затонувшего судна-земснаряда "Балхаш", н...

  • Восточный нефтяной треугольник

    Визит премьера Михаила Касьянова в Японию в очередной раз напомнил о неопределенности, существующей вокруг планов строительства нефтепровода на Дальнем Востоке России. Речь идет о выборе, где экономика и международная политика тесно переплетаются друг с другом, - тянуть трубу из Ангарска к российскому порту Находка или к границе с КНР, откуда нефть потечет в китайский Дацин. Токио нужен первый вариант, Пекину - второй. ...