> «Торговый» диалог: Как выстроить отношения между энергетиками и поставщиками? - Энергетика и промышленность России - № 5-6 (409-410) март 2021 года - WWW.EPRUSSIA.RU - информационный портал энергетика
16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/409-410/5136192.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 5-6 (409-410) март 2021 года

«Торговый» диалог: Как выстроить отношения между энергетиками и поставщиками?

Энергетика остается в числе лидеров по объемам закупок товаров и услуг у субъектов МСП, однако многие предприниматели до сих пор сталкиваются с трудностями при участии в тендерах. В свою очередь крупные заказчики пытаются максимально упросить участие малых и средних компаний в тендерах, при этом обезопасив себя от недобросовестных поставщиков и подрядчиков. Данную тему эксперты обсудили в рамках организованного ЭПР вебинара «Развитие системы закупок для субъектов МСП в электроэнергетике».

По данным АО «Корпорация «МСП», общий объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая самозанятых, в 2020 году составил более 3,9 трлн рублей. Согласно анализу закупок у субъектов МСП, в сфере энергетики с малым и средним бизнесом работают более 270 крупных заказчиков. По результатам 2020 года объем закупок в этой сфере составил более 701 млрд рублей.

«В топ заказчиков входят такие компании, как «Россети», «Росатом», «ИнтерРАО». По сравнению с 2019 годом объем закупок и количество поставщиков — субъектов МСП растут, — отметил старший советник генерального директора АО «Корпорация «МСП» Виталий Машков. — В этом плане энергетика это одна из лидирующих отраслей: около 20% от общего объема закупок у субъектов МСП совершается именно в этой сфере. Это означает, что отрасль обладает большим потенциалом для роста.

Ключевым прорывным моментом здесь является цифровизация закупок. Цифровизация стала существенным подспорьем для субъектов МСП, стали понятны тарифы, правила. Кроме того, квота от правительства на закупки у предпринимателей (20%) тоже сыграла свою роль. Если раньше крупные компании-заказчики относились к малому и среднему бизнесу с большей настороженностью, то теперь видно, что такие компании могут удовлетворять потребности крупных заказчиков».


Нужна информация

Вместе с тем, эксперты отмечают, что в сфере закупок еще остаются нерешенными некоторые проблемы. Они связаны, прежде всего, с низким уровнем информированности самих предпринимателей.

«Это порождает неуверенность в работе с крупным бизнесом, — считает генеральный директор Федеральной электронной площадки АО «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин. — Есть мнение, что все поделено и чтобы не потерять время и ресурсы, не нужно пытаться работать с крупным бизнесом. Еще одна проблема — локализация деятельности субъектов МСП в рамках одного региона или одного-двух заказчиков. Часто заказчики работают на одном известном им поле.

Решением могут служить: создание региональных механизмов развития поставщиков и производителей, система сервисов для участия закупок, а также формирование цифрового профиля поставщиков и производителей. Кроме этого, крупным заказчикам часто требуются большие объемы закупок и широкий ассортимент продукции. В этом случае может быть очень полезна промышленная кооперация между субъектами МСП».

Недостаточный уровень информационного взаимодействия между некоторыми региональными поставщиками и потенциальными крупными заказчиками отмечает и член комитета по развитию закупок ТПП РФ, директор по развитию Союза «Дальневосточная Торгово-Промышленная палата» Иван Загорский. По данным фонда развития промышленности Хабаровского края сегодня в регионе работает 567 производителей. При этом, констатирует Иван Загорский, объем закупок от дальневосточных производителей составляет только 6,8%, все остальное «закрывается» поставщиками из других регионов. Сказывается и невозможность многих МСП работать в рамках 223-ФЗ, и отсутствие взаимодействия с заказчиками в плане аккредитации.

«Ситуация здесь двоякая, — считает представитель «Дальневосточной Торгово-Промышленная палаты». — С одной стороны, местных производителей необходимо мотивировать, с другой — заказчиков нужно «знакомить» с нашими производителями. Кроме того, субъектам МСП не всегда понятно, какие именно типы продукции или работ нужны потенциальному заказчику.

Важно, чтобы со своей стороны заказчик шел навстречу потенциальным клиентам, а информация о требованиях к производителю разъяснялась грамотно и подробно. Если наладить такое информационное взаимодействие, то производители будут лучше понимать, что нужно заказчику и уже уверенно заходить на этот рынок».


Обезопаситься от временщиков

Еще несколько лет назад, работая с субъектами МСП, крупные заказчики нередко сталкивались с ситуацией, когда подрядчики выигрывали тендер, однако, не имея необходимых компетенций, кадров или комплектующих, передавали работу субподрядным организациям. В результате сроки поставок или исполнения работ значительно увеличивались. Конечно, в такой стратегически важной отрасли, как энергетика, подобные ситуации крайне нежелательны, поскольку в большинстве случаев речь идет о бесперебойном энергоснабжении.



«Вся проблема заключается в квалификационной оценке, — считает Дмитрий Сытин. — Почему-то у нас считается, что эта оценка ограничивает конкуренцию. В итоге, согласно 44-ФЗ, заказчик может получить непрофессиональных участников рынка, которые снижают цену, зная, что нормально задание они выполнить не смогут. Такие поставщики часто используют б/у оборудование и комплектующие, тем самым создавая большие проблемы для инфраструктуры. Стоит отметить, что, в отличие от 44-ФЗ, 223-ФЗ пока учитывает квалификацию подрядчика, что позволяет отделять добросовестных поставщиков от временщиков».

По словам директора по закупкам ПАО «Россети» Анастасии Целовальниковой, именно 223-ФЗ, а также некоторые внутренние корпоративные регламенты позволяют компании «уходить» от недобросовестных поставщиков. Другие методы, как правило, неэффективны.

«Опыта по включению заказчиком поставщика в так называемый «черный» реестр нет, — приводит пример Анастасия Целовальникова. — Ни один крупный заказчик не будет связываться с этим, потому что это можно сделать только через суд, расторгая договор. Но на это обычно нет времени — нужно реализовывать инвестиционные и ремонтные программы. Поэтому мы заранее устанавливаем требование о наличии соответствующего опыта, кроме того, в 2018 году мы ввели практику дополнительного контроля договоров с демпинговой ценой. Тем не менее подчеркну: сейчас ситуация выровнялась и недобросовестных поставщиков осталось очень мало. Все, кто выигрывает тендер, стараются добросовестно выполнять свои обязанности».


Активность растет

Учитывая то, что в сфере энергетики ПАО «Россети» и его ДЗО занимают лидирующую позицию по объемам закупок у субъектов МСП, кейс компании можно рассматривать как показательный. На сегодняшний день сетевикам удалось выстроить эффективную схему взаимодействия с субъектами МСП. По итогам 2020 года объем договоров ПАО «Россети» с субъектами малого и среднего предпринимательства составил 264 млрд рублей. В 2019 году этот показатель был равен 234 млрд рублей. Что касается структуры договоров, то основной объем договоров пришелся на строительно-монтажные работы.

«Несмотря на ограничения в 2020 году, нам удалось не только не снизить, но и нарастить объем договоров с субъектами МСП», — отметила Анастасия Целовальникова.

Субъекты МСП были заняты комплексными работами, связанными с выполнением наших инвестиционных программ. Поэтому можно с уверенностью сказать, что сегодня субъекты малого и среднего бизнеса являются полноправным участником развития электроэнергетики и обеспечения устойчивого энергоснабжения всей страны».

Директор по закупкам ПАО «Россети» также подчеркнула, что активность малого и среднего бизнеса на рынке электроэнергетики повышается с каждым годом, а компания со своей стороны старается стимулировать своих контрагентов с помощью различных партнерских программ.




Выставки, конференции, Электрические сети,

«Торговый» диалог: Как выстроить отношения между энергетиками и поставщиками?Код PHP" data-description="Энергетика остается в числе лидеров по объемам закупок товаров и услуг у субъектов МСП, однако многие предприниматели до сих пор сталкиваются с трудностями при участии в тендерах. В свою очередь крупные заказчики пытаются максимально упросить участие малых и средних компаний в тендерах, при этом обезопасив себя от недобросовестных поставщиков и подрядчиков. Данную тему эксперты обсудили в рамках организованного ЭПР вебинара «Развитие си" data-url="https://www.eprussia.ru/epr/409-410/5136192.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/e67/e6742056a7c1978afd0be3ae2b7cce3f.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.