16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/409-410/5035608.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 5-6 (409-410) март 2021 года

В хозяйстве пригодится?

Может ли «курс на цифровизацию» стать существенным стимулом для развития рынка ЖКХ?

Интересен ли рынок ЖКХ компаниям, занимающимся цифровыми технологиями, и как их массовое внедрение может отразиться на всех участниках рынка, обсудили участники заочного круглого стола, организованного «ЭПР».

Как бы вы оценили потенциал российского рынка ЖКХ с точки зрения коммерческих компаний, реализующих цифровые технологии (цифровые счетчики, системы контроля и учета и т. д.)?


Даниил Талюкин, директор по развитию ООО «ИВТрейд»

Даниил Талюкин, директор по развитию ООО «ИВТрейд»



Даниил Талюкин:

«Сейчас цифровизация проникает во все отрасли экономики. Отрасль ЖКХ, как одна из крупнейших, при этом является и одной из наиболее консервативных. По оценке различных экспертов, интеграция современных цифровых технологий в отрасль ЖКХ на сегодня не превышает 7–11%.

Развитие цифровых технологий в ЖКХ на данный момент движется очень медленными темпами, что, безусловно, гарантирует наличие огромного потенциала в отрасли для внедрения современных технологий, направленных на цифровизацию и автоматизацию.



Владимир Лелин, заместитель генерального директора по стратегическому планированию и развитию ООО «Ракурс-инжиниринг»

Владимир Лелин, заместитель генерального директора по стратегическому планированию и развитию ООО «Ракурс-инжиниринг»



Владимир Лелин:

«Насколько я знаю ситуацию, потенциал цифровизации огромен. Счетчиками сейчас, конечно, все уже опутано, но в большинстве случаев назвать их цифровыми сложно. Кроме счетчиков, существует большое количество систем «умного» управления домами, которые применяются крайне редко и преподносятся как эксклюзив.

На мой взгляд, управляющие компании пока не осознали свою выгоду от цифровизации, кроме этого, они банально либо не имеют лишних денег, либо тратят их в соответствии с другими приоритетами».


Александр Щелканов, к. э. н., доцент кафедры экономики и управления комплексами СПбГЭУ

Александр Щелканов, к. э. н., доцент кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ


Александр Щелканов:

«В связи с быстро меняющимся законодательством в области теплоснабжения, внедрением новых подходов организации отношений между РСО и потребителями, возникает необходимость обработки большого массива информации в разных направлениях сбытовой деятельности. Для этого (и это уже перестало быть новинкой) РСО используют самые разные системы контроля и обработки поставляемых ресурсов в онлайн-режиме, внедряются мобильные приложения и «личные кабинеты» потребителя с целью упрощения расчетов за потребленную энергию, ведения финансовых документов и регистрации поступивших платежей.

По нашему мнению, с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации за последний год в РФ и мире количество организаций, умеющих работать на цифровом рынке, будет только расти, так как появилась реальная возможность для раскрытия их потенциала».


Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс»

Евгений Миронюк, аналитик «Фридом Финанс»



Евгений Миронюк:

«Рынок ЖКХ в России, как и в большинстве развитых стран, наиболее устойчив к экономическим спадам. В США коммунальный сектор считается защитным, компании сектора в наименьшей степени реагируют на падение фондовых индикаторов.

В России наблюдается поступательный рост объема рынка ЖКХ, так, по данным РБК,

в 2015–2019 гг. оборот рынка жилищно-коммунальных услуг в России увеличился на 26,5%: с 2,22 до 2,81 трлн руб. Оборот рос за счет увеличения числа обслуживаемых помещений и повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. А по данным BusinesStat, в 2020 году оборот рынка ЖКУ сократится лишь на 4,9%, до 2,67 трлн руб.

Тем не менее потенциал для роста значительный, в том числе благодаря внедрению новых цифровых технологий. Например, в электроэнергетике Санкт-Петербурга и Ленобласти внедрение интеллектуальной системы учета уже значительно повысило эффективность расходования электроэнергии.

Мы не видим существенных проблем, с которыми могли бы столкнуться электросетевые компании Санкт-Петербурга сейчас, плановое обновление мощностей постепенно увеличивает будущие прибыли генерирующих компаний и компаний рынка ЖКХ. Тренд усиливается тем, что потребление со стороны домохозяйств восстановилось к допандемическому уровню. К тому же растет доверие потребителей к поставщикам.

Основным трендом на российском рынке становятся задачи консолидации энергосетей, обновления мощностей и внедрения современных технологических решений, а не развития альтернативной генерации. Качественное улучшение текущих мощностей — драйвер роста сферы.



— Можете ли вы привести удачный пример из российской практики, когда внедрение цифровых технологий в ЖКХ положительно сказалось на качестве учета и одновременно с этим не привело к существенному росту цен для конечного потребителя?


Даниил Талюкин:

«На ум сразу приходит опыт одной из компаний, работающих в данном направлении. В течение нескольких лет они занимались реализацией энергосервисных контрактов для объектов социальной сферы в своем городе.

Конечно, такая работа должна быть поддержана крупными производителями оборудования для рынка ЖКХ. Но реальный экономический эффект от внедрения современных систем, основанных на передовых цифровых технологиях, позволил обеспечить окупаемость таких проектов в течение 1,5–2 лет, что является очень серьезным показателем».


Владимир Лелин:

«С примерами сложно, потому что тарифы у нас, в общем-то, прямо не связаны с расходами управляющих компаний, эксплуатация живет своей жизнью, а изменение тарифов — своей. Ни разу не встречал полностью рыночную управляющую компанию».


Александр Щелканов:

«В качестве примера могу привести один кейс, касающийся системы сбора, обработки и хранения информации узлов учета тепловой энергии, осуществляющей анализ и хранение отчетных данных, а также формирование отчетов о теплопотреблении.

Использование данной системы с одновременной установкой узлов учета тепловой энергии у потребителей с автоматическим опросом (данные затрат не учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию) позволяет взаимодействовать с потребителями дистанционно, формировать отчетную и первичную документацию.

В то же время ресурсоснабжающая организация уверена в достоверном учете поставленной тепловой энергии потребителям. Конечно, такие технологии позволяют говорить об экономическом эффекте, главное чтобы «инвестиции» в конечном итоге, не легли полностью на плечи потребителя».



— Каков средний срок окупаемости цифровых проектов в ЖКХ? Можно ли считать, что цифровизация в рамках деятельности сбытовых компаний — это экономически обоснованный тренд?


Даниил Талюкин:

«Здесь мы должны понимать, какие цели перед собой ставят сбытовые компании при внедрении цифровых технологий: это может быть и обеспечение безаварийной работы, и оптимизация деятельности по обслуживанию таких объектов.

В любом случае, такие мероприятия приводят к значительному повышению качества предоставляемых услуг населению. А значит — и к росту их ценности для основного потребителя. Более того, как показывает тренд рынка ЖКХ, многие коммерческие компании предлагают реализацию своих технологий и инжиниринговых решений на основании энергосервисных контрактов. Основной идеей таких контрактов является оплата проведенных мероприятий и установленного оборудования за счет получаемой экономии. И здесь, безусловно, не обходится без современных цифровых решений, обеспечивающих мониторинг в режиме реального времени».


Владимир Лелин:

«Не думаю, что в плане окупаемости ЖКХ отличается от других отраслей. Тут, скорее, другая проблема: если оборудование сильно изношено, то никакая цифровизация, никакая автоматизация не повысят его эффективность. Потому что расходы на поддержание его работоспособности превышают любые выгоды от новых технологий.


— Что, на ваш взгляд, сегодня является основными причинами низкого уровня проникновения цифровых решений в ЖКХ?


Даниил Талюкин:

«Несмотря на то что рынок ЖКХ — один из самых крупных в нашей стране, он также и один из наиболее консервативных: инновации в ЖКХ воспринимаются без должного уровня энтузиазма. Поэтому сейчас необходимо проводить мероприятия, направленные на популяризацию новых технологий и современных технических решений для рынка ЖКХ.

Такая работа, безусловно, должна проводиться совместно с основными производителями оборудования для данного сектора, известными на всю нашу страну. Участие в таком процессе именитых производителей и инжиниринговых компаний рынка ЖКХ — залог скорейшего получения результата».


Александр Щелканов:

«На мой взгляд, одна из главных причин: специфика самой отрасли. ЖКХ — это один из секторов, наиболее подверженный росту просроченной задолженности за услуги сбытовых организаций как на потребительском рынке, так и в корпоративном секторе. К сожалению, проблемная задолженность в сфере ЖКХ носит хронический характер.

Внедрение цифровых технологий могло бы помочь решить вопрос взаимодействия между ресурсоснабжающей организацией и потребителями в плане поступательного погашения задолженности».

ЖКХ, Цифровизация, Умный город,

В хозяйстве пригодится?Код PHP" data-description="Интересен ли рынок ЖКХ компаниям, занимающимся цифровыми технологиями, и как их массовое внедрение может отразиться на всех участниках рынка, обсудили участники заочного круглого стола, организованного «ЭПР».<br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/409-410/5035608.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/1f4/1f473dce92802374e1dd8b7a4665757b.jpg" >

Отправить на Email


Похожие Свежие Популярные

Войти или Зарегистрироваться, чтобы оставить комментарий.