16+
Регистрация
РУС ENG
http://www.eprussia.ru/epr/407-408/3174832.htm
Газета "Энергетика и промышленность России" | № 3-4 (407-408) февраль 2021 года

Альтернативная котельная: тепло потребителям и прибыльно инвесторам

Государственная политика в сфере теплоснабжения обсуждается не первый год. С одной стороны, требуется модернизация инфраструктуры отрасли, с другой — необходимо сдерживать цены на ресурс. Совместить одно с другим призвана новая модель рынка тепла по методу альтернативной котельной — этот инструмент предполагает привлечение инвестиций и сдерживание роста тарифов.

Примеры того, что схема работает, есть: первый переход на метод альткотельной осуществила компания «Т Плюс» в 2018 году в зоне своего присутствия — в Рубцовске Алтайского края, при поддержке федеральных и региональных властей. Даже несмотря на отдельные сложности пилотной реализации, этот проект стал лучшим решением в отношении неэффективных котельных.


Государство меняет отношение

Централизованное теплоснабжение в нашей стране обеспечивает отопление более 80% жилого фонда в городах России. При этом две трети тепловых сетей вышли за предельный срок службы в 25 лет.

«В теплоснабжении накопилось достаточно много проблем, — отметил заместитель директора Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России Георгий Попов. — По данным на 2020 год, износ основных фондов котельных составил 51%, то есть более половины всех теплообъектов некогенерационного типа изношено. Теплосети на 63% изношены. Ежегодно происходит порядка 3,5 тысячи аварий. 12,5 % составляют технологические потери — это произведенное котельными тепло, не доставленное потребителям, при этом фактические потери приближаются к 20%. Причем замена тепловых сетей составила всего 2%, при нормальных темпах — 4% и опережающих — 6%.

Для исправления ситуации нужны инвестиции в объеме не менее 2,5 трлн рублей, и должен быть гарантирован их возврат, потому что вопросы возврата вложенных средств очень остро стоят перед инвесторами, которые заинтересованы вкладывать средства в перспективные проекты. Совместно с Минстроем РФ, ФАС мы провели большую работу, в том числе по субсидированию направлений реконструкции теплосетевого комплекса, организации проектов в рамках государственно-частного партнерства, концессий в сфере тепла, специальных инвестиционных контрактов. Но за 10 лет обсуждения этой темы с коллегами из ведомств мы пришли к выводу о необходимости глобальной смены парадигмы отношений — от точечно-локальной поддержки сложных регионов до общей смены системы отношений.

Согласно Энергостратегии РФ до 2035 года мы сформировали два базовых принципа перспективного развития теплоснабжающего комплекса РФ: первый предполагает формирование эффективных рынков теплоснабжения с приоритетом когенерации при соблюдении балансов интересов хозяйствующих субъектов и потребителей; второй предусматривает повышение надежности и эффективности теплосетевого комплекса. Нам нужно предоставить людям качественную услугу по теплу, при этом в теплоснабжение вкладывать деньги и гарантировать возврат средств.

Мы также установили критерий, которым надо руководствоваться при формировании новой модели, — снизить аварийность в теплосетях, повысить эффективность, улучшить экономические параметры функционирования. За 10 лет обсуждения мы пришли к необходимости создания новой модели рынка теплоснабжения, которая, по сути, является моделью инвестиционной привлекательности отрасли, основанной на наименьшей справедливой цене для потребителя — альтернативная котельная.

Функции по развитию системы от государства переходят к частному бизнесу, именно он отвечает перед государством и потребителями за то, куда вкладывает средства и соответствует ли это критериям качества, заложенным новой моделью. Кстати, одним из критериев является количество жалоб на теплоснабжение от потребителей. Эти задачи теперь решает единая теплоснабжающая организация. Мы как государство гарантируем инвестору, что все инвестиции, которые он вложит, и эффективность, которую получит, останутся у него, то есть инвестор заинтересуется такой идеей. При этом за ЕТО будет осуществляться и контроль.

В новой модели единственной регулируемой ценой на тепло становится предельный уровень цены методом сравнения со стоимостью альтернативного теплоснабжения. Потребитель теперь сможет выбирать, какой котельной пользоваться. При этом переход на новую модель — добровольный процесс при участии всех возможных участников этого процесса с согласованием с потребителями», — рассказал Георгий Попов.

Он также отметил, что за 10 лет можно достичь следующих общеэкономических эффектов: в теплоснабжение будут привлечены инвестиции в размере 2,5 трлн рублей; дополнительный вклад в ВВП за счет развития смежных отраслей и импортозамещения — не менее 1,2 рлн рублей; создание порядка 67 тысяч рабочих мест; рост налоговых поступлений на 1 трлн рублей; снижение ежегодной нагрузки на бюджет по субсидиям на теплоснабжение.

За 2020 год благодаря активной работе ведомств и регионов поступило 13 заявок, в том числе от городов-миллионников, а это 17 ценовых зон теплоснабжения. Здесь ожидается кратный рост инвестиций — ориентировочно 12 млрд рублей. Заявки на внедрение новой модели рынка тепловой энергии обсуждают не менее 36 населенных пунктов.


От мифов к прозрачным условиям

Альткотельная стала единственным решением проблемы неэффективных котельных. Пилотный проект в Рубцовске оказался дороже и длительнее по окупаемости, чем планировалось изначально, в силу сложности теплосетевого хозяйства в регионе. Но, несмотря на это, энергетики поняли, что этот механизм позволяет фиксировать расходы и добиться окупаемости проекта в определенном периоде. Об этом рассказала директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания» Екатерина Косогова.

«Около 62 млрд рублей запланировано инвестировать в города, по которым принято решение по переводу на альтернативную котельную», — отметила она.

Она также развенчала некоторые мифы об альткотельной, которые существенно портят впечатление о технологии. Первый миф: будет строиться новая котельная. На самом деле, смысл метода регулирования в том, что прогнозируется поведение застройщика микрорайона — или он решит поставить собственный источник, или подключится к действующей системе теплоснабжения. На примере Канска Красноярского края стало известно, что строительство новой котельной включает в себя и капзатраты строительства котельной и сетей, расходы на топливо, налоги, прочие расходы и ликвидацию потребительской задолженности. Цена ресурса альтернативной котельной вышла более справедливой, чем существующие мощности с гораздо более высокими тарифами.




Второй миф о том, что потребитель будет получать тепло по этой цене, — тоже лишь миф. Для 30% потребителей Канска тарифы в 2020 году снизились на 40–60%. В рамках тестирования метода альткотельной появилась практика строительства блочно-модульной котельной, при переходе на БМК стоимость капитальных затрат на строительство угольной котельной в расчете предельной цены снижается с 162 млн руб. до 116 млн руб.

Таким образом, отметила спикер, есть предложение технологию производства тепловой энергии для угольных котельных изменить со стационарного на блочно-модульное исполнение.

Третий миф о том, что появляется огромная монополия, собственно, в реальности означает то, что «тепло» не должно быть отдано в разные руки, чтобы не увеличивать нагрузку на население: чем больше владельцев у сетей, тем больше нагрузка на тариф.

Четвертый миф об альткотельной: теряется управление со стороны муниципалитета. По словам Е. Косоговой, главы городов, где ранее были проблемы с теплоснабжением и сейчас реализован проект альтернативной котельной, неоднократно заявляли, что наконец-то появилась организация, которая несет ответственность за систему теплоснабжения.


Понятные условия для инвесторов

Теплоснабжению нужны инвестиции в длительном периоде без существенного роста тарифов и с гарантией повышения надежности поставки ресурса — это должно стать нормой. В принципе, система альтернативной котельной может быть адаптирована к любому населенном пункту страны, с учетом индивидуальных особенностей каждого субъекта.

Заместитель генерального директора по коммерции и развитию ПАО «Т Плюс» Александр Вилесов отметил, что проблемы теплоснабжения как системы отношений и инфраструктуры, обеспечивающей комфорт, послужили предпосылками «закона об альткотельной». Переход к новой модели отношений в теплоснабжении обеспечивает долгосрочное планирование инвестиций, доверие и гарантии исполнения обязательств, инвестиции во все элементы системы, а не только в собственные активы. На рынке тепла формируются новые контрактные отношения, а это материальная ответственность за качество поставок энергии и современный учет, а также установление цен «по соглашению сторон», кроме контракта с населением.

Переход к новой модели тепла означает единственные внятные гарантии возврата инвестиций, рост цен на тепло, как правило, в пределах инфляции, а у значительной части потребителей — «заморозку тарифа на 1–2 года».

Энергетика нуждается в масштабных инвестициях, а потребители — в качественном ресурсе. Переход на новую модель рынка тепла по методу альткотельной может предоставить желаемое и поставщикам, и потребителям теплоэнергии. Государство тоже заинтересовано в этом. Т Плюс и СГК — первыми в стране поддержали государственную инициативу и начали работу в этом направлении. Представители компаний справедливо заметили, что главное в этом процессе — подробно пояснить суть решения и дать ответы на все вопросы. Может быть, когда сомнения других потенциальных интересантов этого метода будут развеяны, новая модель станет, действительно, самым грамотным решением проблем отрасли.


Тепловая энергетика, Теплоснабжение, Инвестиции, Тарифы на теплоэнергию, Альтернативная котельная,

Альтернативная котельная: тепло потребителям и прибыльно инвесторамКод PHP" data-description="Государственная политика в сфере теплоснабжения обсуждается не первый год. С одной стороны, требуется модернизация инфраструктуры отрасли, с другой — необходимо сдерживать цены на ресурс. Совместить одно с другим призвана новая модель рынка тепла по методу альтернативной котельной — этот инструмент предполагает привлечение инвестиций и сдерживание роста тарифов. <br /> " data-url="https://www.eprussia.ru/epr/407-408/3174832.htm"" data-image="https://www.eprussia.ru/upload/iblock/4f4/4f41996091e0763432eac2e40ad62065.jpg" >

Похожие Свежие Популярные